Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Застенчивость, Генезис и психологические особенности её преодоления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.. 5

1.1. Понятие «застенчивости» в
психолого-педагогических исследованиях. 5

1.2. Генезис
застенчивости. 7

ВЫВОД ПО 1
ГЛАВЕ. 18

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ДЕТСКОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО И ШКОЛЫ
.. 19

2.1. Методы
работы с застенчивыми детьми. Профилактика детской застенчивости  19

2.2.
Возможности игры в коррекции детской застенчивости. 23

2.3.
Рекомендации для воспитателей и учителей по преодолению застенчивости у детей. 27

ВЫВОД ПО 2
ГЛАВЕ. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    34  

Введение:

 

Проблема взаимодействия
дошкольников со сверстниками и взрослыми обусловлена всевозрастающими
требованиями, предъявляемыми социумом к ребенку как субъекту коллективной
деятельности.
В процессе общения со сверстниками дошкольник не
только приобретает положительный опыт взаимодействия, но и совершенствует
коммуникативную компетенцию
. В качестве первичной ступени организации детей
является поиск активного общения в группе сверстников, взаимодействие в
совместной деятельности, что предопределяет для ребенка возможность перейти от
сосредоточенности на себе к пониманию другого, установить с ним продолжительный
межличностный контакт.

Однако
существуют проблемные формы межличностных отношений, например, повышенная
агрессия, обидчивость, застенчивость, демонстративность. Проблема застенчивости
и порождаемых ей трудностей общения является одной из самых актуальных в
современной педагогической и психологической литературе.

Отечественные и
зарубежные авторы придерживаются противоположных взглядов на определение
застенчивости, однако существуют общие характеристики в понимании генезиса
застенчивости. Это наличие взаимосвязи между застенчивостью и самоуважением,
самосознанием, эмоциональным переживанием собственного смущения, наличие затруднений
при установлении коммуникаций. Однако отмечается недостаточность как
теоретических, так и практических изысканий при изучении феномена
застенчивости, что обусловливает противоречие между необходимостью изучения
проблем и путей преодоления застенчивости у детей и отсутствием разработанных
методик коррекции.

Исследованием
застенчивости как одной из самых распространенных проблем межличностных
отношений занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Н.А.
Богачкина, Ф. Зимбардо, А.Н. Галигузова, Е.И. Гаспарова, Д. Изард, Л.И.
Катаева, В.Н. Куницина, Л.А. Михайлова, А.М. Прихожан, Е.О. Смирнова, и другие.
Существуют общие характеристики в понимании генезиса застенчивости:
застенчивость как свойство личности (Е.И. Гаспарова, В.Н. Куницына, Ю.М.
Орлова); переживание эмоционального дискомфорта (А.М. Прихожан); эмоциональным
переживанием смущения (К.Э. Изард); акцентуированное самосознание (И.С. Кон);
наличие затруднений при установлении коммуникаций (Ф. Зимбардо) и т.д. Ученые
придерживаются различных позиций при рассмотрении причин застенчивости, выделяя
в качестве главных личное неблагополучие, страх быть отвергнутым, особенности
семейного воспитания, приобретенный страх на социальные стимулы, и т.д.

Цель исследования:
изучить застенчивость и психологические особенности ее преодоления.

Объект исследования:
застенчивость как личностное свойство.

Предмет исследования:
средства и методы преодоления застенчивости у детей дошкольного м младшего
школьного возраста.

Задачи:

1.               
Рассмотреть понятие "застенчивости"
в психолого-педагогических исследованиях.

2.               
Охарактеризовать основные причины и
проявления застенчивости в детском возрасте.

3.               
Выявить средства и методы преодоления
детской застенчивости в образовательном процессе ДОО и школы.

4.               
Выработать рекомендации для воспитателей и
учителей по преодолению детской застенчивости.

Методы исследования:
теоретические — анализ
литературы по исследуемой теме; анализ передового психолого-педагогического
опыта.

Структура исследования.
Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Анализ научной литературы
позволил достичь цели исследования и решить поставленные задачи. Охарактеризуем
основные выводы.

Застенчивость является
сложным, интегративным психологическим явлением, затрагивающим всю совокупность
личностных сфер, и обладающим способностью проявляться в состоянии
нервно-психического напряжения, воздействующего на вегетативные процессы,
психомоторику, речь, эмоционально-волевую сферу, мышления и сферу самосознания.

Застенчивость является
чертой личности, которая проявляется в смущении, тревожности, нерешительности,
сложностях коммуникации, что вызвано мыслями о собственной неполноценности и
отрицательном отношении к себе партнеров по общению. Нерешительность и чрезмерная
осторожность при взаимодействии с окружающими сопровождается формированием
субъективных коммуникативных барьеров.

Возникновение
застенчивости может быть детерминировано множеством причин и обстоятельств,
которые способны спровоцировать возникновение стеснения как реакцию на
конкретную ситуацию. Предпосылки формирования застенчивости — биологические и
социально обусловленные. Помимо личностных и ситуационных факторов,
содействующих развитию застенчивого поведения ребенка, отмечаются наиболее
типичные проявления воспитательных тактик воздействия, способствующих развитию
застенчивого поведения. Причинами застенчивости является также имеющийся
негативный опыт общения; критические высказывания окружающих; пребывание на
публике; низкий статус в группе сверстников; отсутствие адекватных навыков
общения; наличие привычки к самоуничтожению; переживание тревоги за собственные
действия; иррациональные страхи перед реальностью и т.д.

Проявления застенчивости
детей дошкольного возраста обусловлены невозможностью самостоятельно
преодолевать собственную стеснительность, недоступностью самообладания и
самоанализа. Среди видов проявлений застенчивости выделяются внешне наблюдаемые
способы поведения; физиологически тревожные симптомы; ощущения стеснения и
сосредоточенности на себе; смущение; внешние поведенческие признаки; робость;
скованность. Поведение застенчивых детей отличается борьбой диаметрально
противоположных тенденций — приближение — удаление.

Застенчивость приводит к
ряду негативных последствий: ограничениям контактов; конформизму; актуализацией
самообвинения и самокопания, чувства вины; формированием страхов, тревожности,
комплексов неполноценности; накоплением неотреагированных отрицательных эмоций;
препятствует раскрытию и реализации личности.

Дети, склонные к застенчивости, характеризуются достаточно
высоким уровнем тревожности, обусловленным взаимоотношениями в сфере
«ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок». Повышенная тревожность формируется
и в сфере семейных взаимоотношений. Применительно к сфере взаимодействия со
сверстниками дети особенно остро переживают ситуации вынужденной изоляции.

Основными методами и
средствами, способствующими преодолению застенчивости дошкольников, являются
игры, использование психогимнастики, музыкатерапии, библиотерапии, сказкотерапии,
куклотерапии, рисуночной терапии, тренингов, психомышечной тренировки,
литературных произведений и сказок, игр-драматизаций; проигрывание проблемных
ситуаций;

Работа на
преодоление застенчивости ребенка, включает: расширение круга общения ребенка,
формирование у ребенка навыков коммуникации; нейтрализацию проявлений
застенчивости посредством повышения уверенности в себе; реконструкцию
межличностных коммуникаций ребенка со сверстниками, нивелирование
иррациональных представлений об отрицательном отношении объектов общения. В
процессе коррекции застенчивости необходимо использовать как групповые, так и
индивидуальные формы работы.
 

Фрагмент текста работы:

 

В педагогическом словаре
застенчивость трактуется как черта характера, которая проявляется в смущении,
нерешительности, тревожности, затруднениях в общении, и может быть
спровоцирована мыслями о собственной неполноценности и негативном отношении к
себе окружающих. Также застенчивость определяется как личностное качество,
психическое состояние, проявляемое смущением, необоснованной молчаливостью,
скованностью, речевых затруднениях [
13, С. 89].

В толковом словаре
стеснительность определяется как состояние психики и обусловленное им поведение
животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность,
боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из за
неуверенности в себе [
22, С. 35].

Согласно точке зрения Е.К.
Лютовой и Г.Б. Мониной, одной из составляющих застенчивости является
тревожность, развивающаяся при наличии внутреннего конфликта, формируемого в результате
завышенных требований взрослых, наличии тревожности у самих родителей [
19, С 36].

В качестве
самостоятельного личностного свойства в отечественной психологии застенчивость
рассматривалась лишь в трудах таких ученых, как И.С. Кон, В.Н. Куницына, Е.И.
Гаспарова, Л.Н. Галигузова, и т.д., в зарубежной психологии исследованием
застенчивости занимался Ф. Зимбардо [
2, 4, 8, 14, 15].  

К.К. Платоновым и В.Н.
Кунициной застенчивость рассматривается как свойство личности [
15]. Е.И. Гаспарова и Ю.М. Орлова
застенчивость определяют как личностное свойство, которое характеризуется
отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности поведения,
препятствующих реализации индивидом своего наследственного и личностного
потенциала [
4, С. 117].  По мнению В.Н. Куницыной, застенчивость
определяется как личностное свойство, возникающее у индивида, который
систематически испытывает сложности при организации межличностного неформального
взаимодействия. Согласно Е.И. Гаспаровой, застенчивость можно описать в
качестве свойства личности, для которого характерно отсутствие свободы общения,
и наличие внутренней поведенческой скованности, препятствующей реализации
наследственного и личностного индивидуального потенциала [
4, С. 73].

По А.М. Прихожан,
тревожность представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, который
связан с ожиданием неудачи, с предчувствием угрозы, опасности  и т.д. [
23, С. 89].

По определению Р.С.
Немова, тревожность рассматривается как постоянно либо ситуативное проявляемое
свойство личности приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать
страх и тревогу в особых социальных ситуациях [
21, С. 167].

Л.Н. Галигузовой
отмечается, что после 4-х лет происходит расширение сферы проявления
застенчивости, а пятый год жизни является наиболее сензитивным периодом в
борьбе с застенчивостью [
2, С. 87].

К.Э.
Изард застенчивость интерпретирует как процесс постоянного переживания эмоции,
смущения, стеснительности: «хроническое 
чувство невозможности уверенно и комфортно взаимодействовать с людьми …
отражает реальный дефицит навыков социального взаимодействия» [
9, С.
112]. Застенчивость связана с такой эмоцией, как стыд, возникающей в ситуации
продуцирования социальной тревожности. Стыд может быть вызван ситуацией,
фокусирующей внимание на определенном «несоответствующем» аспекте «Я» [
30, С. 52].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы