Курсовая с практикой на тему Защитные механизмы психики в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования защитных механизмов психики 5
1.1. Понятие психологической защиты 5
1.2. Виды психологических защит с точки зрения различных концепций 10
Глава 2. Анализ защитных механизмов психики в младшем школьном возрасте 16
2.1. Особенности формирования защит в младшем школьном возрасте 16
2.2. Иллюстрация механизмов защиты в детском возрасте на примерах из художественной литературы 20
Заключение 27
Список источников и литературы 28
Введение:
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами. Известно, что формирование личности начинается в школьном детстве, но и младший школьный возрастной период является сенситивным для развития ребенка в целом в частности, что обуславливает актуальность выбранной темы. С одной стороны, выбор защитных механизмов определяются уровнем развития ребенка, с другой – опыт использования защитных механизмов предопределяет вектор дальнейшего развития ребенка младшего школьного возраста.
Целью работы является анализ защитных механизмов психики в младшем школьном возрасте.
Для достижения данной цели поставлен и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие психологической защиты.
2. Изучить виды психологических защит с точки зрения различных концепций.
3. Выявить особенности формирования защит в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать иллюстрации механизмов защиты в детском возрасте на примерах их художественной литературы.
Объектом исследования является совокупность защитных механизмов. В качестве предмета исследования выступают защитные механизмы психики в младшем школьном возрасте.
Теоретическую основу исследования составили разработки отечественных ученых таких, как Л. М Аболин, А. П. Акимова, А. Ю. Малинова, А. А. Баранов, Б. X. Варданян, В. А. Бодров, М. Ю. Денисов, JT. В. Куликов, А. В. Махнач, А. Либина, Ф. 3. Меерсон, Л. А. Китаев-Смык, А. А. Реан, А. Рейковский, С. В. Субботин и др.
Вопрос влияния личностного фактора в совладании со стрессом принадлежит исследованиям В. И. Медведева, Ф. 3. Меерсона, В. С. Мерлина, В. Э. Мильмана, В. Д. Небылицына, Г. С. Никифорова и др.
В зарубежной, а также отечественной научной литературе, повышенное внимание отводят проблеме поведения индивида в отношении сложных жизненных ситуаций, которые возникают в процессе жизнедеятельности, именуемыми копинг-стретегиями или копинг-поведением. Основополагающими считаются воззрения, которые принадлежат исследователям R. Lasarus, Р. Thoits, L. I. Pearlin, J. К. Weintrab, R. S. Kessler и др.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список источников и литературы.
Заключение:
Понимание психологической защиты давно вышло за рамки его первоначального понимания, сложившегося в представлениях психоаналитической концепции.
На данном этапе развития науки под психологической защитой понимается психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации.
Выделяются следующие виды психологических защит: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и реактивные образования.
Однако отсутствие методологически четких подходов не позволяет выделить психологическую защиту в самостоятельный процесс или механизм, она по-прежнему представляется лишь частью каких-либо других психологических феноменов.
Вместе с тем, можно отметить разобщённость и неоднозначность подходов к проблеме психологической защиты, обнаруживаемая как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
В результате анализа материалов детской литературы выявлено, что в произведении А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок» Пеппи наиболее часто демонстрирует такие механизмы психологической защиты, как компенсацию (три единицы), отрицание (три единицы), интеллектуализацию (две единицы), замещение и регрессию (по одной единице).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования защитных механизмов психики
1.1. Понятие психологической защиты
Становление человека как личности, происходит благодаря тому, что в своей повседневной жизни он взаимодействует с другими людьми и развивает те возможности, которые в нем заложены самой природой. Он постоянно находится в социуме, окружен различными по характеру, поведению и темпераменту людьми, таким образом, на него постоянно оказывается давление со стороны окружающего мира. Человек по своей природе уникален и от того, насколько соответствует идеальный образ реальному, зависит степень его душевного благополучия. Зачастую, несовпадение этих образов приводит к тому, что у человека возрастает внутреннее напряжение, что приводит к деградации представления о себе. Этот факт способствует возникновению психологических защитных механизмов.
Проблема защитных механизмов рассматривалась в работах В.Ф. Бассини, З.Фрейда, М. Кляйн, Ж. Лапланш, К. Холла, Ж.-Б. Панталисю, Ю. Захарова, А. Фрейд, Г. Линдсея и др.
Психологическую защиту рассматривают как психическую деятельность, направленную на спонтанную ликвидацию последствий психической травмы, отдельные случаи отношения личности больного к ситуациям или болезням, поразившей его, способы переработки информации в мозге, которые блокируют проблемную информацию и пр. В рамках данного параграфа понятие психологической защиты будет рассмотрено более детально.
Первым ученым, обратившимся к вопросу механизмов защиты личности, был З. Фрейд, который в труде «Защитные нейропсихозы» ввел в научный оборот этот термин, а в целом ряде дальнейших работ использовал его с целью описания попыток Эго противостоять мыслям, ситуациям и воспоминаниям, которые вызывают неприятие. З. Фрейд утверждал, что личность прибегает к защитным механизмам с целью найти способ разрешить конфликт бессознательного и сознательного [12, с. 147].
Расширение представлений о психологической защите связано с именем Анны Фрейд.
А. Фрейд и другие представители Эго-психологии внесли существенные коррективы в теорию психологической защиты. Защитные механизмы они трактовали как глобальные, здоровые, адаптивные способы переживания мира. Основную функцию защитных механизмов они определяли как и З. Фрейд, но выделили совершенно новый аспект – сохранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я. Кроме того, положительным адаптивным моментом Анна Фрейд считала сублимацию [11].
Представители неофрейдизма (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон, А. Адлер В. Райх, П. Лойстер, Э. Берн и др.) сместили акцент с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. В работах этих ученых также значительное место отводилось проблеме генезиса механизмов защиты и определяющей роли семьи в этом процессе.
Р. Лазарус, описывая механизмы психологической защиты, проводить связь между оценкой индивидом окружающего мира и его реакцию взаимодействия с ним. В данном механизме задействованы когнитивные процессы, образы мыслей и оценка ситуации. Кроме того, человек должен иметь представления о собственных возможностях поведения в нестандартных ситуациях, чтобы сделать адекватный выбор конкретной стратегии защиты, исходя из своего эмпирического опыта и имеющихся теоретических знаний.
По Р. Лазарусу когнитивная оценка стресса имеет особое значение, что обусловлено значимостью при формировании защитных механизмов в человеческих реакциях на объективный стимул, исходя из осуществляемой индивидом оценки. Оценка объективных стимулов может осуществляться как неуместных, положительных и стрессогенных, последние из которых в своем размере индивидуальны в каждой конкретной ситуации у разных индивидов. На этом основании можно говорить о рассмотрении Р. Лазарусом стресса в качестве результата субъективной оценки вредного стимула при формировании защитных психологических реакций [7, с. 56].
Последующие исследования механизмов психологической защиты человека были продолжены как отечественными, так и зарубежными психологами. За более чем сто лет исследований этой проблематики возникли разнообразные определения самого термина «защитные механизмы», что в свою очередь вызвало отсутствие общей позиции о том, как происходит функционирование этих механизмов, как много существует данных механизмов и, наконец, какова их классификация.
Наиболее приемлемыми и актуальными на сегодняшний день оказались теории, в основу которых легла психоаналитическая модель защиты. Одна из таких «универсальных» концепций – теория психологической защиты Р. Плутчика. Его основная идея заключается в том, что механизмы психологической защиты являются производными эмоций, а эмоции определяются как базовые средства адаптации.
Постепенно в работах многих зарубежных и отечественных исследователей появляется расширенное описание традиционного понятия «защитные механизмы» за счет включения в него активно-оборонительных вариантов.
Р. Лазарус рассматривает защитные механизмы как интрапсихические формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация. Автор провел дифференциацию непродуктивных методов психологической защиты. К первой группе он отнес симптоматические техники (употребление алкоголя, транквилизаторов, седативных препаратов и т.д.), а ко второй – интрапсихические техники когнитивной защиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактивное образование, проекция, интеллектуализация) [7, с. 215].