Курсовая с практикой Юриспруденция Гражданское право

Курсовая с практикой на тему Защита прав потребителя по гражданскому законодательству Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Общая теоретико-правовая характеристика статуса потребителя и его правовое регулирование 5
1.1.Права потребителя в системе прав человека, цель и средства их защиты 5
1.2. Правовое регулирование защиты прав потребителей 7
1.3. Понятие прав и обязанностей потребителя, их особенности 11
Глава 2 Общая теоретико-правовая характеристика прав потребителя 16
2.1. Общая теоретико-правовая характеристика отдельных прав потребителя 16
2.2. Проблемы доказывания по делам о защите прав потребителей 18
2.3. Проблемы судебной защиты прав потребителей и пути их решения 26
Заключение 31
Список используемой литературы и других источников 33

 

  

Введение:

 

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
Выполнение этих задач позволяет обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны эффективную экономику в целом.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права.
В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.
Теоретическую основу курсовой работы составили работы Белова В.А., Еналеевой И., Корнилова Э. В данных работах проанализированы место и роль защиты прав потребителей в развитии экономики страны.
Значительное число работ посвящено исследованию роли Закона «О защите прав потребителей» в обеспечении правового регулирования защиты прав потребителей. Среди них можно выделить работы Распопина А.Н., Сутягина А., Парция Я.Е.
Нормативно — правовую базу курсовой работы составили законодательные и подзаконные акты, регулирующие защиту прав потребителей в Российской Федерации на разных этапах развития российской правовой системы. Центральное место в исследовании занимают Конституции Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите прав потребителей». Использованы такие законодательные и подзаконные акты, как Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О сертификации», «О стандартизации продукции и услуг», «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения».
Предметом курсовой работы является защита прав потребителей.
Объектом являются правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав потребителя.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.
2. Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.
3. Проанализировать гражданскую, административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
Методической основой курсовой работы является диалектический метод познания социальных процессов, теоретические выводы и положения таких отраслей права, как гражданское право, уголовное, административное право и некоторых других отраслей правовой науки.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время в Российской Федерации проводится активная политика по защите прав граждан-потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где формируются рыночные отношения производителей, продавцов и покупателей. В этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленной защите со стороны государства. Именно поэтому рассмотрение различных аспектов, касающихся защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека, не может не быть актуальным и современным исследованием.
Защита гражданских прав в материально-правовом смысле слова обычно определяется как система мер правового воздействия (мер охраны), которые применяются в случае нарушения права и направлены на его восстановление. В ст.12 ГК РФ описаны способы защиты гражданских прав. Это признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; возмещение убытков; самозащита права, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др
От того, какой способ защиты целесообразно выбрать, нужно исходить из следующих обстоятельств:
1) специфика защищаемого права;
2) характер правонарушения.
Потребители могут пользоваться не только данными выше общими способами для защиты своих прав при их нарушении своих прав, но и прибегать к использованию специальные меры, которые предусмотрены в особенной части ГК РФ по отдельным обязательствам и в Законе о ЗПП. Возмещение убытков – это основной способ защиты прав потребителей. Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права; утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Общая теоретико-правовая характеристика статуса потребителя и его правовое регулирование
1.1.Права потребителя в системе прав человека, цель и средства их защиты
В первую очередь следует остановиться на экономическом значении термина «потребитель». Как справедливо замечает О.С. Чурочкина «понятие «потребитель» берет свои истоки из положений экономической теории, которая оперировала им с момента своего появления» [2, с. 22]. В качестве объекта исследования в этой области наук потребитель, как некий субъект потребления, включен в процесс общественного материального воспроизводства рыночной экономики, он существует в определенной экономической ситуации, имеет развитые интеллектуальные способности и обладает в силу этого специфическими формами экономического поведения. Экономическая теория дает следующее определение потребителя: потребитель – это «лицо, или организация, потребляющие продукты чьего-либо производства, чьей-либо деятельности».
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» содержит следующее, легально закрепленное понятие: «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Таким образом, потребитель, это, прежде всего, гражданин.
Но гражданин только в том случае будет признаваться законом в качестве потребителя, если будет приобретать продукцию (товары, работы, услуги) для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью, а для личных бытовых нужд. Так, гражданин-индивидуальный предприниматель не приобретает статуса потребителя в случае совершения им сделок в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, но будет признаваться в качестве потребителя если он действует за пределами предпринимательской деятельности, совершая сделку для удовлетворения личных, семейных или домашних нужд.
Поэтому в случаях, когда стороной спора является индивидуальный предприниматель, повышенное значение для решения вопроса о квалификации такого лица как потребителя имеет исследование другого потребительского признака – цели заказа, приобретения или использования товара. Здесь возникает вопрос о том, признается ли потребителем лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в соответствии с обновленными положениями ст. 2 и ст. 23 Гражданского кодекса РФ без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К ним относятся, в частности, так называемые «самозанятые граждане».
Например, гражданин сдает внаем принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение и стоит на учете в налоговых органах как самозанятый гражданин. При этом он потребляет и оплачивает коммунальные услуги. Следует ли его в данной ситуации признать потребителем? На наш взгляд, разъяснения по данному вопросу должны быть сделаны на уровне высших судебных органов. Что же касается высказанных в науке предложений о расширении категории «потребитель» за счет юридических лиц [3, с. 58], отметим, что, хотя подобный опыт и существует в ряде европейских стран, его заимствование представляется преждевременным.
В частности, «целесообразность распространения потребительских преференций на юридических лиц вызывает сомнения как таковая, поскольку их отсутствие не лишает организацию возможности обратиться за защитой своих прав в качестве участника гражданско-правовых отношений. При этом любое юридическое лицо в отличие от гражданина является профессиональным участником оборота, а вопрос о сопоставимости его «слабости» в непрофильных сферах со «слабостью» гражданина-потребителя остается открытым» [4, с. 27].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы