Курсовая с практикой Экономические науки Организация коммерческой деятельности

Курсовая с практикой на тему Защита прав потребителя

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общие положения о правах потребителей 5
1.1. Понятие потребителя и его признаки 5
1.2. Характеристика прав потребителей 10
Глава 2. Содержание института защиты прав потребителей 15
2.1. Порядок и способы защиты прав потребителей 15
2.2. Особенности обращения за судебной защитой нарушенных прав и интересов потребителей 19
2.3. Проблемы, возникающие при определении компенсации за нарушение прав потребителей 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

  

Введение:

 

Особые правовые привилегии для потребителей обусловлены уязвимо-стью граждан. Для защиты прав и законных интересов потребителей, госу-дарством в федеральных законах, а также в отдельных подзаконных актах были установлены дополнительные гарантии, а также закреплены меры от-ветственности за нарушение прав потребителей. Таким образом, государство подчеркивает важность защиты прав потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 (далее – Закон №2300-1 ) стал первым нормативным актом, которым были детально регламентированы права потребителя.
Несмотря на существование Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающего необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора отсут-ствует.
В свете новых тенденций на потребительском рынке, таких как стреми-тельное развитие дистанционной торговли, вопросы защиты прав потребите-лей становятся особенно актуальны, об этом же свидетельствует и статистика Судебного департамента при Верховном суде РФ, согласно которой за 2019 года всего судами было рассмотрено 1278435 дел по обращениям о защите прав потребителей .
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы настояще-го исследования.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие по-рядок и формы защиты прав потребителей.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие защиту пра-ва потребителей, научные исследования и судебная практика.
Целью данной работы является комплексный анализ правового меха-низма защиты прав потребителей в современном российском законодатель-стве.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие потребителя и его признаки;
2. охарактеризовать права потребителей;
3. исследовать порядок и способы защиты прав потребителей;
4. проанализировать особенности обращения в суд для защиты прав потребителей;
5. выделить проблемы, возникающие при определении компенсации за нарушение прав потребителей.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследова-ния, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического ана-лиза, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Рабо-та имеет введение, две главы, включающие в себя пять параграфов, заключе-ние, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из проведенного комплексного анализа правового механизма защиты прав потребителей в российском законодательстве можно сделать следующие выводы.
Понятие «потребитель» в самом общем виде начало формироваться в древности вместе с зарождением первых задатков потребительского регули-рования в первых источниках права и продолжало развиваться веками вме-сте с государственностью.
Потребительское законодательство РФ сохранило в себе определенные недостатки, не устраненные в период формирования. В XX веке существова-ло большое количество противоречащих ведомственных актов. На данный момент отрасль представляет собой совокупность межотраслевых актов, не дополняющих, а усложняющих структуру в целом. Также существовавшая в прошлом веке, концепция «потребитель все слопает», к сожаленью, имеет ме-сто и сейчас.
Становление потребительского движения в 90-е годы сыграло огром-ную роль в создании новых отношений продавца и потребителя. Советский человек боялся, что его засудят, даже когда на самом деле был прав. С пер-вым выигранным делом началась эволюция потребительского сознания, граждане стали осознавать себя в качестве потребителей, имеющих права, которые необходимо отстаивать. Сейчас потребительские организации также играют весомую роль в развитии защиты прав потребителей.
Каждый гражданин как потребитель товаров систематически вступает в экономические и правовые отношения с предпринимателями, реализующими эти товары по договору розничной купли-продажи. В этих отношениях по-требитель — заведомо более слабая сторона, как правило, не способная ком-петентно оценить добросовестность информации о безопасности, подлинно-сти, надежности и иных потребительских свойствах товаров, предоставляе-мой их продавцом, и не обладающая ресурсом времени, сил, средств и пра-вовой квалификации, необходимым для того, чтобы восстановить свое нарушенное предпринимателем право. Это неравенство признано законода-тельствами всех цивилизованных стран, в том числе и России, где Закон №2300-1 возлагает на органы государственной власти обязанность прове-рять соблюдение продавцами обязательных требований к товарам и пресе-кать нарушения прав потребителей.
Законом №2300-1 определены полномочия высших исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления субъ-екта РФ. Значительная роль в Законе №2300-1 отведена общественным формированиям гражданского общества. Тем самым сформирована система, способная осуществлять эффективную деятельность в защите прав потреби-телей на всех его уровнях.
Сфера применения Закона №2300-1 определена достаточно полно: он применяется только в тех случаях, когда действия потребителей и продавцов товаров связаны с заключением ими договоров, в том числе розничной куп-ли-продажи, исполнением этих договоров или последствиями заключения или исполнения этих договоров.
Вместе с тем, реальная деятельность потребительского рынка, занятых в нем предпринимателей, соблюдение ими прав и интересов потребителей далеки от необходимого уровня, крайне недостаточно работает механизм конкуренции.
Законом №2300-1 предусмотрено наличие пяти гражданско-правовых способов защиты: компенсация морального вреда, самозащита права, взыс-кание неустойки, изменение или прекращение правоотношения и возмещение убытков. Для эффективности применения компенсации морального вреда как способа защиты прав потребителей, она должна основываться не только на его правовом значении, но и на социальном, отвечать основополагающим принципам добросовестности и справедливости.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общие положения о правах потребителей
1.1. Понятие потребителя и его признаки
Впервые дефиниция «потребитель» получила свое легальная закрепле-ние в Законе РФ «О защите прав потребителей», который вступил в силу 7 февраля 1992 года. Указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и его контрагентами (изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами), устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации этих прав. Понятие «потребителя» сформировано в преамбуле закона и в первоначальной редакции он характеризовался как гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести, или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд.
Указанная дефиниция была подвергнута существенному изменению и в новой редакции Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потреби-телей», под потребителем понимается «гражданин, имеющий намерение за-казать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использу-ющий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, до-машних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Следует учесть, что в действующем законодательстве имеются различ-ные подходы к определению потребителя. Гражданское законодательство, учитывая особенности гражданского оборота, понятие потребителя в рамках ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ис-пользует в более широком смысле, чем это сделано в законодательстве о за-щите прав потребителей. Если законодательство о защите прав потребителей под потребителем понимает физических лиц, то в соответствии с ГК РФ им может выступать и юридическое лицо, если речь идет о публичном договоре. Подтверждением этого служит конструкция нормы п. 1 ст. 426 ГК РФ, за-крепляющая положение о том, что соответствующая деятельность субъекта публичного договора должна осуществляться в отношении каждого, кто к нему обратится.
Можно рассмотреть сущностные признаки понятия «потребитель», ко-торые нашли отражение Законе РФ «О защите прав потребителей».
Законодатель указал, что потребителем является гражданин. Так, в ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» закреплено, что гражданство РФ – это «устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности вза-имных прав и обязанностей» . Часть 3 ст. 62 Конституции РФ установила, что иностранные граждане, лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установлен-ных международным договором РФ или федеральным законом.
Согласно указанному закону в качестве потребителя не может рассмат-риваться юридическое лицо. Это объясняется тем, что организации в отличие от граждан являются более сильной стороной, и им достаточно использовать те средства защиты, которые предусмотрены гражданским законодатель-ством в части регулирования отношений, вытекающих из договора купли-продажи. В связи с чем предусматриваемые Законом РФ «О защите прав по-требителей» преимущества должны действовать только в отношении слабой стороны, а именно в отношении физического лица .
Недопустимо умаление потребительских прав человека по критериям наличия или отсутствия политико-правовой связи с государством. Отсюда в целях защиты прав потребителей применяется расширительное толкование понятия «гражданин», под которым понимаются как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства, то есть все физические лица .
Гражданин получает статус потребителя уже на этапе намерения при-обрести или заказать товар (услугу). Нормы ЗоЗПП применяются еще до то-го, как между сторонами возникнут договорные отношении. Так, в соответ-ствии с указанным законом гражданин, желающий приобрести или заказать товар (работу или услугу), имеет право на ознакомление с товаром, получе-ние полной и достоверной информации о нем, об его изготовителе (исполни-теле, продавце), условиях его продажи. Кроме того, в качестве потребителя выступает не только гражданин, который приобрел товар или заказал рабо-ту, но и гражданин, который пользуются им . Легального определения наме-рению нет, однако в доктрине под ним чаще всего понимаются возникшие в сознании покупателя представления, связанные с приобретением той или иной продукции или услуги .
Следующий сущностный признак дефиниции носит целевой характер, а именно потребитель приобретает товар (работу, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Законодатель, используя ограничитель-ную конструкцию, перечисляет в виде открытого перечня возможные цели приобретения: личные, семейные, домашние.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы