Курсовая с практикой на тему Защита прав потребителей при продаже товаров
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Законодательство РФ о защите прав потребителей 5
1.1 Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 5
1.2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 7
Глава 2 Реализация основных прав потребителей при торговом обслуживании 13
2.1 Потребитель в системе правовых отношений при торговом обслуживании 13
2.2 Реализация основных прав потребителей при торговом обслуживании 16
Глава 3 Организация защиты прав потребителей при продаже товаров 25
3.1 Порядок обмена товаров ненадлежащего качества 25
3.2 Порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара 29
Заключение 36
Библиографический список 38
Введение:
Покупка товара является сделкой купли-продажи и регулируется главой 30 Гражданского кодекса РФ, а к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина применяется также Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.
Поскольку недостаток товара (в законодательстве не указано, что считать подходящими аксессуарами для коляски, поэтому коляску следует рассматривать как единый товар со всеми его частями) вы обнаружили в период гарантийного срока, вы вправе поставить вопрос о его расторжении и вернуть деньги, но это возможно только в том случае, если вы сможете доказать, что недостаток возник до передачи вам товара. Доказательством этого является экспертиза. В досудебном порядке экспертиза товара может быть проведена продавцом.
Правоприменительная практика показывает, что вопросы привлечения продавца к ответственности за продажу товара ненадлежащего качества не урегулированы в полном объеме, что вызывает многочисленные споры. Таким образом, данная тема является актуальной и своевременной.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена, в первую очередь, большим количеством нарушений при продаже товаров. Не смотря на то, что данная сфера регламентируется большим количеством правовых актов, количество споров по данной категории становится не меньше.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить и обобщить теории и практики в сфере защиты прав потребителей при продаже товаров, выявить основные проблемы и назначить пути их решения.
Для осуществления данной цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Проанализировать законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей при продаже товаров;
2. Раскрыть значение основных понятий, закрепленных в законодательстве о защите прав потребителей при продаже товаров;
3. Рассмотреть основные способы реализации основных прав потребителей при торговом обслуживании;
4. Рассмотреть порядок обмена товаров ненадлежащего качества, так же порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков.
Объект исследования являются правоотношения, складывающиеся между субъектами потребительского рынка.
Предмет курсовой работы – гражданско-процессуальные, нормы регулирующие отношения в области защиты прав потребителей.
Нормативная основа. Дйствующее законодательство РФ, нормативные документы РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления обзоры судебной практики.
Теоретическая основа. При написании работы была использована следующая литература: Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, А.М. Сергеева, Гришиаев С.П., Халфина Р.О., Масевич М.Г., Эрделевский А. а также некоторая другая вспомогательная литература.
Методология исследования. Методологической основой дипломной работы является диалектический метод познания. При проведении исследования использовался также ряд частно-научных методов: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный и другие методы исследования.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Степень теоретической разработки темы курсовой работы являются труды ученых и специалистов в сфере защиты прав потребителей.
Заключение:
Закон не дает прямого определения понятия «ненадлежащее качество», приводя лишь формулировки таких понятий, как «дефект» и «существенный недостаток». Дефект — это «несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора, либо целям, для которых товар такого рода обычно используется, либо целям, о которых потребитель информировал продавца при заключении договора, либо образцу или описанию, при продаже товара по образцам».
Из этого следует, что качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков. Недостаток считается существенным, если он не может быть устранен или не может быть устранен без несоизмеримых затрат времени, а также если он выявляется неоднократно или проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки.
Потребитель может воспользоваться правами, предусмотренными ст. 18 Закона, только если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке, и даже если отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права требовать устранения других обнаруженных недостатков, не оговоренных при покупке.
После обнаружения недостатков в приобретенном товаре в течение гарантийного срока вам следует обратиться к продавцу или изготовителю с одной из вышеуказанных претензий. Однако продавец несет перед вами ответственность только в том случае, если недостатки возникли по его вине, в остальных случаях потребуется проверка качества товара, в которой вы имеете право участвовать.
Если в ходе проверки качества возникнет спор о причине возникновения дефектов, то должна быть проведена независимая экспертиза. Экспертиза проводится за счет продавца или изготовителя. И если экспертиза покажет, что вы ответственны за недостатки товара, вы должны будете оплатить экспертизу. Вы также имеете право оспорить решение экспертизы в суде.
Если экспертиза покажет, что вы не виноваты в недостатках товара, продавец или изготовитель обязаны выполнить ваши требования в срок, в противном случае они обязаны выплатить неустойку за каждый день просрочки, равную 1% от стоимости товара. Если товар ненадлежащего качества, возврат которого занимает достаточно длительное время, относится к товарам длительного пользования, вы имеете право потребовать аналогичный товар в безвозмездное пользование.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Законодательство РФ о защите прав потребителей
1.1 Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей
На сегодняшний день развития научной юридической мысли, правовые вопросы становления законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации являются весьма актуальными. Однако же к настоящему моменту, историко-правовой анализ отношений между продавцом и покупателем выявил проблему неуделения российским законодателем должного внимания данной проблематике. Все же, ситуация такова, что в последние годы, объем дел, рассматриваемых судами, о защите прав потребителей возрастает с геометрической прогрессией .
Освещая указанные проблемы с точки зрения общетеоретических научных знаний и сложившейся юридической практики, в качестве объяснения наличия существенного пробела в правовом регулировании отношений между покупателем и продавцом можно выделить следующие основные причины:
— достаточно болезненный переход Российской Федерации к рыночной экономике, вследствие чего произошла ломка прежней правовой системы, отсутствие ориентиров в направлении построения новой системы правовых норм, регулирующих правоотношения по защите прав потребителей;
— отсутствие теоретических разработок и, как следствие, исторического опыта разрешения разногласий сторон данного сегмента правоотношений.
Говоря о становлении и развитии российского законодательства о защите прав потребителей нельзя не упомянуть историю создания и последующей деятельности государственных контролирующих органов, в свою очередь, определяющих роль государства и отражающих исторические особенности формирования законодательства в рассматриваемой нами сфере. Целью создания надзорных органов по защите прав потребителей было создание оптимальных условий для устранения нарушений на потребительском рынке, реализации рыночных отношений в сфере обращения товаров и услуг, а также гарантии защиты прав и законных интересов группы потребителей. Благодаря слаженной и скоординированной деятельности государственных органов, к началу 2000-х годов в Российской Федерации сформировалась организованная система государственных органов, направленная на защиту прав потребителей, соответствующая реалиям существующей рыночной экономики и руководствующаяся нормами права. Однако, несмотря на это, количество правонарушений в потребительской сфере не сокращалось, функции контролирующих органов дублировались, а эффективность их деятельности не могла быть оценена без критики .
Все это привело к логичному реформированию системы и в соответствии с Указом президента от 9.03.2004 N314 была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (именуемая «Роспотребнадзор») Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ему были переданы функции контроля и надзора, а именно: в области санитарно-эпидемиологического надзора — вместо упраздненного Министерства здравоохранения РФ, в области надзора за потребительским рынком — ему были переданы функции Министерства экономического развития и торговли РФ, в области защиты прав потребителей — упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Также необходимо отметить преобразование Госстандарта РФ в Федеральное агентство, в полномочия которого не входят контрольно-надзорные функции. Подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы. В целях дальнейшего совершенствования законодательства о защите прав потребителей законодателю необходимо учитывать особенности предпосылок принятия тех или иных нормативных правовых актов, их юридическую природу, а также практику применения. Все это поможет в определении единой и стройной стратегии совершенствования правовой ситуации в сфере защиты прав потребителей, в связи с тем, что именно правильный выбор стратегии, в сочетании с историко-правовым опытом, определяет результативность, эффективность защиты прав и законных интересов потребителей.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общие положения о правах потребителей и их защите 5
1.1.Понятие потребителя и его историческое развитие 5
1.2. Юридическая характеристика форм защиты прав потребителей 10
Глава 2. Способы защиты прав потребителей при продаже товаров 15
2.1. Защита прав потребителей при заключении договора розничной купли-продажи 15
2.2. Защиты прав потребителей после заключения договора купли-продажи 22
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Права потребителей являются важной и неотъемлемой составляющей гражданских прав в целом. В виду этого особую значимость приобретает эффективный и непротиворечивый механизм защиты потребительских прав граждан. В настоящее врем в системе общественных отношений Российской Федерации, как в стране со стабильным социально-политическим устройством, проводится последовательный курс на укрепление и развитие рыночных институтов, рассматриваемых в качестве основы роста благосостояния населения.
Поэтому одной из задач современной России является признание необходимости применения более эффективных методов защиты прав потребителей в целях организации комплексного, системного подхода к совершенствованию существующих форм и методов защиты соответствующих потребительских прав граждан. Государство должно своевременно прогнозировать риски для потребителей и указывать направления дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей.
В связи с развитием рынка, который вызывает все более сложные вопросы у российских потребителей товаров и услуг, создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики.
К области регулирования относится и стремительно развивающаяся, вследствие прогресса информационных технологий, электронная торговля. На данный момент практически каждый человек на регулярной основе приобретает товары дистанционным способом, который регулируется Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон, Закон «О защите прав потребителей» ). В отношениях между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) потребитель изначально выступает юридически менее защищенным участником рынка.
Несмотря на существование Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающего необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора отсутствует. В свете новых тенденций на потребительском рынке, таких как стремительное развитие дистанционной торговли, вопросы защиты прав потребителей становятся особенно актуальны, об этом же свидетельствует и статистика Судебного департамента при Верховном суде РФ .
Среди актуальных проблем реализации защиты прав потребителей стоит отметить, прежде всего, несовершенство норм Закона РФ «О защите прав потребителей» и пробелы в его регулировании, необходимость внесения изменений в гражданско-правовое регулирование сферы защиты прав потребителей, несоразмерность ответственности за нарушение в данной области существующим экономическим реалиям, а также рост потребительского экстремизма.
Целью данной работы является комплексное исследование правового механизма защиты прав потребителей при продаже товаров в современном российском законодательстве.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить зарождение понятия «потребитель» и его содержание;
2. рассмотреть сущность прав потребителей;
3. проанализировать гражданско-правовые способы защиты и указать на их недостатки;
4. выявить особенности защиты прав потребителей при продаже товаров.
Объектом исследования выступают правовые нормы законодательства, регулирующие права потребителей при продаже товаров.
Предметом являются права потребителей, формы защиты их прав и правовые нормы, регламентирующие вопросы защиты прав потребителей.
Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы труды А.Е.Шерстобитова , А.А.Райлян , который фактически впервые наиболее полно систематизировал и сформулировал основы потребительского права Российской Федерации и выявил основные проблемы его практического применения. Также проанализированы работы следующих специалистов в данной сфере: С.Ю.Баранов, С.Г.Бунина, Е.А.Войтенков, Г.А.Жолобова, А.Ю.Зак, Е.Б.Казакова, Э.Г.Корнилов, Е.В.Накушнова, Е.В.Науджина, В.В.Панюкова, С.Г.Пепеляев, А.И.Шехтер, А.М. Эрделевский и др. Эмпирической базой исследования явились решения судов.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания и системный подход. Для решения поставленных задач в работе использовались такие общенаучные методы исследования, как статистический анализ, исторический метод, заключающийся в изучении становления и развития потребительского законодательства и потребительского движения. Были применены такие логические приемы, как синтез, индукция, дедукция, обобщение. В процессе исследования применялись частно-научный статистический метод и частно-правовой метод восполнения пробелов в праве.
Заключение:
Из проведенного комплексного анализа правового механизма защиты прав потребителей в российском законодательстве можно сделать следующие выводы.
Понятие «потребитель» в самом общем виде начало формироваться в древности вместе с зарождением первых задатков потребительского регулирования в первых источниках права и продолжало развиваться веками вместе с государственностью.
Потребительское законодательство РФ сохранило в себе определенные недостатки, не устраненные в период формирования. В XX веке существовало большое количество противоречащих ведомственных актов. На данный момент отрасль представляет собой совокупность межотраслевых актов, не дополняющих, а усложняющих структуру в целом. Также существовавшая в прошлом веке, концепция «потребитель все слопает», к сожаленью, имеет место и сейчас.
Становление потребительского движения в 90-е годы сыграло огромную роль в создании новых отношений продавца и потребителя. Советский человек боялся, что его засудят, даже когда на самом деле был прав. С первым выигранным делом началась эволюция потребительского сознания, граждане стали осознавать себя в качестве потребителей, имеющих права, которые необходимо отстаивать. Сейчас потребительские организации также играют весомую роль в развитии защиты прав потребителей.
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено наличие пяти гражданско-правовых способов защиты: компенсация морального вреда, самозащита права, взыскание неустойки, изменение или прекращение правоотношения и возмещение убытков. Для эффективности применения компенсации морального вреда как способа защиты прав потребителей, она должна основываться не только на его правовом значении, но и на социальном, отвечать основополагающим принципам добросовестности и справедливости.
Неоднозначное толкование в правоприменительной практике норм об использовании Перечня № 55 при заключении дистанционного договора, в том числе и электронного договора розничной купли – продажи порождает многочисленные споры. Принятие Федерального закона «Об электронной торговле» способствовало бы развитию электронной торговли в России, закреплению основных прав и обязанностей ее участников, их защите, а также контролю за соблюдением основных правил осуществления предпринимательской деятельности в данной области.
Глобальным реформированием явилась бы кодификация потребительского законодательства на базе Закона «О защите прав потребителей» и создание отвечающего современным реалиям Потребительского кодекса РФ. В последние годы эту идею поддерживают видные специалисты в данной области и общественные организации: В.В.Богдан считает введение Потребительского кодекса РФ прогрессивной концепцией, Союз потребителей Российской Федерации еще в 2011 году выступал с идеей кодификации в «Декларации Союза потребителей России к выборам в Государственную Думу», введение Потребительского кодекса РФ предлагалось и Общественным докладом от 29.02.2012 г. «Двадцать лет с правом переписки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения о правах потребителей и их защите
1.1.Понятие потребителя и его историческое развитие
Потребитель – это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государства, его статус и положение исторически видоизменялись. Как считает С.Г.Бунина, необходимость введения понятия «потребитель» возникла в том числе и для разграничения покупателя, как стороны договора, от лица, которое пользуется товарами или желает их приобрести . Из этого следует, что интересы лица, имеющего желание ознакомиться с товаром с целью покупки также должны охраняться от нарушений со стороны продавца. Как видим, зарождение понятий «потребитель», а также «недостаток товара» и «защита прав потребителя» началось в древности и продолжало формироваться многие века.
Если обратиться к законодательному определению потребителя, то мы может увидеть его в тексте преамбулы Закона о защите прав потребителей.
Проанализировав понятие потребителя, можно выделить его признаки.
Во-первых, потребителем является гражданин, то есть юридическое лицо не может признаваться потребителем.
Во-вторых, потребитель вступает в отношения по заказу, приобретению или использованию товаров (работ, услуг) или в отношения, связанные с его намерением осуществить такой заказ или приобретение («потребительские отношения»).
В-третьих, законодатель называет конкретную цель потребителя, удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
К концу 80-х годов законодательство о защите прав потребителей представляло собой несистематизированные акты различных отраслей права, что подчеркивало необходимость в создании четкого правового механизма в этой области. В этот же период стали зарождаться первые объединения по защите прав потребителей. Движение потребителей изначально складывалось из жителей крупных городов, так в сентябре 1988 года появился Ленинградский клуб потребителей. Целью создания этих организаций было выражение интересов потребителей и их защита двумя основными путями. В первую очередь – через утверждение и продвижение определенных законодательных положений, защищающих права потребителей. Второй путь – отслеживание соблюдения этих положений.
В декабре 1989 года сорок организаций объединились в Федерацию обществ потребителей СССР, заявившей в качестве своей цели – защиту прав и интересов потребителей, а также координацию усилий их организаций. Много сделала для пропаганды консьюмеристских идей газета «В защиту прав потребителя», которая начала издаваться в 1988 году как специальный выпуск «Советской торговли», а в дальнейшем выходила самостоятельно под названием «Честное слово (В защиту прав потребителя)».
В 1992 году редакция прекратила выпуск газеты по финансовым причинам. Но свою роль в изменении общественного мнения газета сыграла: слово «потребитель» перестало нести негативную окраску. Тогда же, в 1992 году начал выпускаться специализированный журнал «Спрос», который выступил коммуникационной площадкой между простыми потребителями и представителями власти, чиновниками всех уровней до представителей торговых и санитарных инспекций.
По мнению ученых, определить точную дату зарождения как термина, так и самого понятия «потребительское право» очень сложно. Вместе с тем в 1983 году дата – 15 марта была закреплена в качестве Всемирного дня защиты прав потребителей. В России его впервые провели в 1994 году, а официально утвердили в 1996 году одновременно со вступлением страны во Всемирную организацию союзов потребителей. Объективная необходимость в существовании законодательного стержня в системе законодательства о защите прав потребителей потребовала поиска новых подходов к этой проблеме. В результате, 22 мая 1991 года был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», который не вступил в силу вследствие распада союзного государства .
Закон содержал положения, не разработанные в гражданском законодательстве, закреплял право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред, но в то же время не все его положения, например, право граждан на гарантированный минимум потребления, были совершенны.
Тем не менее после распада СССР союзный Закон «О защите прав потребителей» оставался моделью для законодателя отдельных стран– членов СНГ. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» содержит важное отличие от предшественника: в союзном Законе авторы только обозначили защиту прав потребителей в сфере работ и услуг, а в российском Законе она уже была прописана достаточно полно.
Разработчиками Закона выступили народный депутат СССР от Выборгского территориального избирательного округа № 48 г. Ленинграда, кандидат технических наук Валерий Сергеевич Петропавловский; доктор юридических наук, профессор, будущий автор ГК РФ Евгений Алексеевич Суханов; заместитель председателя, затем председатель Государственного комитета РСФСР/РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (1990–1997) Леонид Арнольдович Бочин.
Они создали новые отношения продавца и потребителя, выступая в защиту последнего, они сломали привычный менталитет: суд был страшен советскому человеку, он боялся, что его засудят, даже когда на самом деле он был прав. Так, в дефицитной экономике первые суды касались права на замену, в частности приобретенной новой некачественной импортной техники, а вот после принятия Закона начались иски о возмещении морального вреда.
Первое подобное дело было выиграно в России в январе 1992 года в Москве по возмещению ущерба по случаю приобретения неработающей СВЧ-печи. Это дело вела Диана Сорк, тогда студентка, а ныне известнейший потребительский адвокат. С первым выигранным делом началась эволюция потребительского сознания, граждане стали осознавать себя в качестве потребителей, имеющих права, которые необходимо отстаивать.
Этапом в формировании данного осознания стала так называемая «чековая революция» 1992 года, когда возмещение от покупки фальшивых джинсов акционерного общества «Люкс» по решению суда получили только граждане, сохранившие чеки, а таких было всего шестьсот человек из двадцати тысяч обманутых граждан. После этого в магазинах стала появляться надпись: «Выдаем чеки», пользовавшаяся доверием у потребителей.
В течение всех 90-х годов шла непрерывная динамика повышения уровня возмещения морального вреда, а затем наметился рост жалоб в сфере услуг: на косметологические операции, на финансовые операции и т.п.
Рассматривая понятие потребитель, невозможно обойти вниманием круг прав, которые законодательство закрепляет за потребителями. Среди этих прав можно выделить: право на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение вреда, на просвещение, а также права, следующие из продажи товаров ненадлежащего или надлежащего качества, такие как, например, право на безвозмездное устранение недостатков, на замену товара аналогичной марки.
Знание сущности вышеупомянутых прав помогает эффективнее бороться с их нарушениями, в частности выстраивать поведенческую структуру в ситуациях, когда эти права нарушаются, а также правильно отстаивать их в дальнейшем.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что понятие «потребитель» появилось гораздо раньше, чем его легальное определение, оно формировалось вместе с государственностью России, проходя все этапы менявшегося государственного устройства, пока демократическое развитие России не достигло нужного уровня, масштаба рыночной экономики и сферы массового потребления товаров и услуг. Становление правовой базы потребительского законодательства произошло в начале 90-х годов XX века. Законодательное закрепление обширного круга прав потребителей как заведомо слабого участника гражданского оборота, призвано гарантировать их соблюдение.