Курсовая с практикой Юриспруденция Гражданское право

Курсовая с практикой на тему Защита прав потребителей при продаже товаров

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общие положения о правах потребителей и их защите 5
1.1.Понятие потребителя и его историческое развитие 5
1.2. Юридическая характеристика форм защиты прав потребителей 10
Глава 2. Способы защиты прав потребителей при продаже товаров 15
2.1. Защита прав потребителей при заключении договора розничной купли-продажи 15
2.2. Защиты прав потребителей после заключения договора купли-продажи 22
Заключение 27
Список литературы 29

  

Введение:

 

Права потребителей являются важной и неотъемлемой составляющей гражданских прав в целом. В виду этого особую значимость приобретает эффективный и непротиворечивый механизм защиты потребительских прав граждан. В настоящее врем в системе общественных отношений Российской Федерации, как в стране со стабильным социально-политическим устройством, проводится последовательный курс на укрепление и развитие рыночных институтов, рассматриваемых в качестве основы роста благосостояния населения.
Поэтому одной из задач современной России является признание необходимости применения более эффективных методов защиты прав потребителей в целях организации комплексного, системного подхода к совершенствованию существующих форм и методов защиты соответствующих потребительских прав граждан. Государство должно своевременно прогнозировать риски для потребителей и указывать направления дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей.
В связи с развитием рынка, который вызывает все более сложные вопросы у российских потребителей товаров и услуг, создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики.
К области регулирования относится и стремительно развивающаяся, вследствие прогресса информационных технологий, электронная торговля. На данный момент практически каждый человек на регулярной основе приобретает товары дистанционным способом, который регулируется Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон, Закон «О защите прав потребителей» ). В отношениях между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) потребитель изначально выступает юридически менее защищенным участником рынка.
Несмотря на существование Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающего необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора отсутствует. В свете новых тенденций на потребительском рынке, таких как стремительное развитие дистанционной торговли, вопросы защиты прав потребителей становятся особенно актуальны, об этом же свидетельствует и статистика Судебного департамента при Верховном суде РФ .
Среди актуальных проблем реализации защиты прав потребителей стоит отметить, прежде всего, несовершенство норм Закона РФ «О защите прав потребителей» и пробелы в его регулировании, необходимость внесения изменений в гражданско-правовое регулирование сферы защиты прав потребителей, несоразмерность ответственности за нарушение в данной области существующим экономическим реалиям, а также рост потребительского экстремизма.
Целью данной работы является комплексное исследование правового механизма защиты прав потребителей при продаже товаров в современном российском законодательстве.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить зарождение понятия «потребитель» и его содержание;
2. рассмотреть сущность прав потребителей;
3. проанализировать гражданско-правовые способы защиты и указать на их недостатки;
4. выявить особенности защиты прав потребителей при продаже товаров.
Объектом исследования выступают правовые нормы законодательства, регулирующие права потребителей при продаже товаров.
Предметом являются права потребителей, формы защиты их прав и правовые нормы, регламентирующие вопросы защиты прав потребителей.
Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы труды А.Е.Шерстобитова , А.А.Райлян , который фактически впервые наиболее полно систематизировал и сформулировал основы потребительского права Российской Федерации и выявил основные проблемы его практического применения. Также проанализированы работы следующих специалистов в данной сфере: С.Ю.Баранов, С.Г.Бунина, Е.А.Войтенков, Г.А.Жолобова, А.Ю.Зак, Е.Б.Казакова, Э.Г.Корнилов, Е.В.Накушнова, Е.В.Науджина, В.В.Панюкова, С.Г.Пепеляев, А.И.Шехтер, А.М. Эрделевский и др. Эмпирической базой исследования явились решения судов.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания и системный подход. Для решения поставленных задач в работе использовались такие общенаучные методы исследования, как статистический анализ, исторический метод, заключающийся в изучении становления и развития потребительского законодательства и потребительского движения. Были применены такие логические приемы, как синтез, индукция, дедукция, обобщение. В процессе исследования применялись частно-научный статистический метод и частно-правовой метод восполнения пробелов в праве.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из проведенного комплексного анализа правового механизма защиты прав потребителей в российском законодательстве можно сделать следующие выводы.
Понятие «потребитель» в самом общем виде начало формироваться в древности вместе с зарождением первых задатков потребительского регулирования в первых источниках права и продолжало развиваться веками вместе с государственностью.
Потребительское законодательство РФ сохранило в себе определенные недостатки, не устраненные в период формирования. В XX веке существовало большое количество противоречащих ведомственных актов. На данный момент отрасль представляет собой совокупность межотраслевых актов, не дополняющих, а усложняющих структуру в целом. Также существовавшая в прошлом веке, концепция «потребитель все слопает», к сожаленью, имеет место и сейчас.
Становление потребительского движения в 90-е годы сыграло огромную роль в создании новых отношений продавца и потребителя. Советский человек боялся, что его засудят, даже когда на самом деле был прав. С первым выигранным делом началась эволюция потребительского сознания, граждане стали осознавать себя в качестве потребителей, имеющих права, которые необходимо отстаивать. Сейчас потребительские организации также играют весомую роль в развитии защиты прав потребителей.
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено наличие пяти гражданско-правовых способов защиты: компенсация морального вреда, самозащита права, взыскание неустойки, изменение или прекращение правоотношения и возмещение убытков. Для эффективности применения компенсации морального вреда как способа защиты прав потребителей, она должна основываться не только на его правовом значении, но и на социальном, отвечать основополагающим принципам добросовестности и справедливости.
Неоднозначное толкование в правоприменительной практике норм об использовании Перечня № 55 при заключении дистанционного договора, в том числе и электронного договора розничной купли – продажи порождает многочисленные споры. Принятие Федерального закона «Об электронной торговле» способствовало бы развитию электронной торговли в России, закреплению основных прав и обязанностей ее участников, их защите, а также контролю за соблюдением основных правил осуществления предпринимательской деятельности в данной области.
Глобальным реформированием явилась бы кодификация потребительского законодательства на базе Закона «О защите прав потребителей» и создание отвечающего современным реалиям Потребительского кодекса РФ. В последние годы эту идею поддерживают видные специалисты в данной области и общественные организации: В.В.Богдан считает введение Потребительского кодекса РФ прогрессивной концепцией, Союз потребителей Российской Федерации еще в 2011 году выступал с идеей кодификации в «Декларации Союза потребителей России к выборам в Государственную Думу», введение Потребительского кодекса РФ предлагалось и Общественным докладом от 29.02.2012 г. «Двадцать лет с правом переписки.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общие положения о правах потребителей и их защите
1.1.Понятие потребителя и его историческое развитие
Потребитель – это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государства, его статус и положение исторически видоизменялись. Как считает С.Г.Бунина, необходимость введения понятия «потребитель» возникла в том числе и для разграничения покупателя, как стороны договора, от лица, которое пользуется товарами или желает их приобрести . Из этого следует, что интересы лица, имеющего желание ознакомиться с товаром с целью покупки также должны охраняться от нарушений со стороны продавца. Как видим, зарождение понятий «потребитель», а также «недостаток товара» и «защита прав потребителя» началось в древности и продолжало формироваться многие века.
Если обратиться к законодательному определению потребителя, то мы может увидеть его в тексте преамбулы Закона о защите прав потребителей.
Проанализировав понятие потребителя, можно выделить его признаки.
Во-первых, потребителем является гражданин, то есть юридическое лицо не может признаваться потребителем.
Во-вторых, потребитель вступает в отношения по заказу, приобретению или использованию товаров (работ, услуг) или в отношения, связанные с его намерением осуществить такой заказ или приобретение («потребительские отношения»).
В-третьих, законодатель называет конкретную цель потребителя, удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
К концу 80-х годов законодательство о защите прав потребителей представляло собой несистематизированные акты различных отраслей права, что подчеркивало необходимость в создании четкого правового механизма в этой области. В этот же период стали зарождаться первые объединения по защите прав потребителей. Движение потребителей изначально складывалось из жителей крупных городов, так в сентябре 1988 года появился Ленинградский клуб потребителей. Целью создания этих организаций было выражение интересов потребителей и их защита двумя основными путями. В первую очередь – через утверждение и продвижение определенных законодательных положений, защищающих права потребителей. Второй путь – отслеживание соблюдения этих положений.
В декабре 1989 года сорок организаций объединились в Федерацию обществ потребителей СССР, заявившей в качестве своей цели – защиту прав и интересов потребителей, а также координацию усилий их организаций. Много сделала для пропаганды консьюмеристских идей газета «В защиту прав потребителя», которая начала издаваться в 1988 году как специальный выпуск «Советской торговли», а в дальнейшем выходила самостоятельно под названием «Честное слово (В защиту прав потребителя)».
В 1992 году редакция прекратила выпуск газеты по финансовым причинам. Но свою роль в изменении общественного мнения газета сыграла: слово «потребитель» перестало нести негативную окраску. Тогда же, в 1992 году начал выпускаться специализированный журнал «Спрос», который выступил коммуникационной площадкой между простыми потребителями и представителями власти, чиновниками всех уровней до представителей торговых и санитарных инспекций.
По мнению ученых, определить точную дату зарождения как термина, так и самого понятия «потребительское право» очень сложно. Вместе с тем в 1983 году дата – 15 марта была закреплена в качестве Всемирного дня защиты прав потребителей. В России его впервые провели в 1994 году, а официально утвердили в 1996 году одновременно со вступлением страны во Всемирную организацию союзов потребителей. Объективная необходимость в существовании законодательного стержня в системе законодательства о защите прав потребителей потребовала поиска новых подходов к этой проблеме. В результате, 22 мая 1991 года был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», который не вступил в силу вследствие распада союзного государства .
Закон содержал положения, не разработанные в гражданском законодательстве, закреплял право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред, но в то же время не все его положения, например, право граждан на гарантированный минимум потребления, были совершенны.
Тем не менее после распада СССР союзный Закон «О защите прав потребителей» оставался моделью для законодателя отдельных стран– членов СНГ. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» содержит важное отличие от предшественника: в союзном Законе авторы только обозначили защиту прав потребителей в сфере работ и услуг, а в российском Законе она уже была прописана достаточно полно.
Разработчиками Закона выступили народный депутат СССР от Выборгского территориального избирательного округа № 48 г. Ленинграда, кандидат технических наук Валерий Сергеевич Петропавловский; доктор юридических наук, профессор, будущий автор ГК РФ Евгений Алексеевич Суханов; заместитель председателя, затем председатель Государственного комитета РСФСР/РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (1990–1997) Леонид Арнольдович Бочин.
Они создали новые отношения продавца и потребителя, выступая в защиту последнего, они сломали привычный менталитет: суд был страшен советскому человеку, он боялся, что его засудят, даже когда на самом деле он был прав. Так, в дефицитной экономике первые суды касались права на замену, в частности приобретенной новой некачественной импортной техники, а вот после принятия Закона начались иски о возмещении морального вреда.
Первое подобное дело было выиграно в России в январе 1992 года в Москве по возмещению ущерба по случаю приобретения неработающей СВЧ-печи. Это дело вела Диана Сорк, тогда студентка, а ныне известнейший потребительский адвокат. С первым выигранным делом началась эволюция потребительского сознания, граждане стали осознавать себя в качестве потребителей, имеющих права, которые необходимо отстаивать.
Этапом в формировании данного осознания стала так называемая «чековая революция» 1992 года, когда возмещение от покупки фальшивых джинсов акционерного общества «Люкс» по решению суда получили только граждане, сохранившие чеки, а таких было всего шестьсот человек из двадцати тысяч обманутых граждан. После этого в магазинах стала появляться надпись: «Выдаем чеки», пользовавшаяся доверием у потребителей.
В течение всех 90-х годов шла непрерывная динамика повышения уровня возмещения морального вреда, а затем наметился рост жалоб в сфере услуг: на косметологические операции, на финансовые операции и т.п.
Рассматривая понятие потребитель, невозможно обойти вниманием круг прав, которые законодательство закрепляет за потребителями. Среди этих прав можно выделить: право на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение вреда, на просвещение, а также права, следующие из продажи товаров ненадлежащего или надлежащего качества, такие как, например, право на безвозмездное устранение недостатков, на замену товара аналогичной марки.
Знание сущности вышеупомянутых прав помогает эффективнее бороться с их нарушениями, в частности выстраивать поведенческую структуру в ситуациях, когда эти права нарушаются, а также правильно отстаивать их в дальнейшем.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что понятие «потребитель» появилось гораздо раньше, чем его легальное определение, оно формировалось вместе с государственностью России, проходя все этапы менявшегося государственного устройства, пока демократическое развитие России не достигло нужного уровня, масштаба рыночной экономики и сферы массового потребления товаров и услуг. Становление правовой базы потребительского законодательства произошло в начале 90-х годов XX века. Законодательное закрепление обширного круга прав потребителей как заведомо слабого участника гражданского оборота, призвано гарантировать их соблюдение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы