Курсовая с практикой на тему Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Общая характеристика защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 5
1.1 Понятие защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 5
1.2 Источники правового регулирования защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 10
Глава 2. Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 15
2.1 Формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 15
2.2 Особенности споров в сфере социального обеспечения, рассматриваемых судами общей юрисдикции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Особое место в гражданском обществе занимает защита прав граждан на социальное обеспечение. Современная помощь и поддержка в России ма-лозащищенных слоев населения связана со многими важными моментами, такими как: необходимость проведения государством профессиональной ра-боты по защите нуждающихся, общественная потребность в благотворитель-ности, государственная развития этого этапа гражданского общества, в ко-тором социальное воспитание становится актуальной общественной пробле-мой.
Социальная система представляет собой совокупность правовых, эко-номических и организационных институтов и нормативных актов, созданных государством, направленных на обеспечение граждан материальным обеспе-чением. Также следует отметить, что материальная поддержка необходима не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода в связи с утратой трудоспособности, потерей кормильца и др. Оказание им ма-териальной помощи – еще одна функция социальной системы.
Гражданско-правовые средства защиты прав направлены на осуществ-ление гражданами свободной и правомерной реализации своих гражданских прав, что обуславливает важность существования института защиты граж-данских прав. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данной работы.
Степень изучения и разработки достаточно высокая. Вопросы защиты прав граждан на социальное обеспечения разрабатывались такими авторами, как: И.В. Бушуев, В.В. Дунаев, В.П. Грибанов и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возника-ющие в ходе реализации прав граждан на социальное обеспечение и их гражданско-правовой защиты.
Предметом работы выступают нормативно-правовые акты, регламен-тирующие защиту прав на социальное обеспечение, материалы судебной практики, а также научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является исследование гражданско-правовых средств защиты прав граждан на социальное обеспечение. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие защиты прав граждан в сфере социального обес-печения.
2. Изучить источники правового регулирования защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
3. Рассмотреть формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
5. Изучить особенности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции.
Теоретическую базу исследования составили труды авторов, разраба-тывающих вопросы гражданско-правовой защиты прав в сфере социального обеспечения, таких как: В.П. Воложанин, М.К. Треушников, А.А. Добро-вольский, С. А. Иванова и др.
Нормативную базу исследования составило законодательство РФ: Кон-ституция РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Россий-ской Федерации» и др.
В процессе исследования применяются такие методы, как: сравнитель-но-правовой, исторически-правовой, формально-логический, системно-структурный, догматический, диалектический, метод моделирования.
Научная новизна исследования заключается в обобщении теоретиче-ские и практических аспектов защиты прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции.
Практическая значимость исследования состоит в возможности приме-нения его выводов в процессе обучения студентов по программе «Право».
Положения, выносимые на защиту.
1. Защита прав граждан на социальное обеспечение включает целый спектр мер государственного, организационного, политического и иного ха-рактера.
2. В современных условиях без государственной поддержки населения невозможно достичь целей социальной политики страны по обеспечению нормальных условий жизни граждан. В связи с этим изучение данной темы играет важную роль, что обуславливает огромное значение вопросов защи-ты прав граждан на социальной обеспечение в праве социального обеспече-ния.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Рабо-та состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В рамках данной работы провели исследование защиты прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции.
Социальное обеспечение – комплексный институт, элемент социального обеспечения, включающий подинституты по видам пенсий, определяющих правила назначения и выплаты пенсии, порядок перерасчета ее размера.
Правовое регулирование социального обеспечения по старости в нашей стране основывается на следующих принципах: принцип социального обеспечения по старости на основе обязательного государственного соци-ального страхования; принцип всеобщности и возможности (наличия) усло-вий предоставления пенсионных пособий; принцип дифференциации видов социального обеспечения; принцип различных условий и стандартов соци-ального обеспечения; принцип социального обеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума; принцип создания равных условий для деятельно-сти пенсионных организаций независимо от их форм собственности; принцип защиты прав граждан на социальное обеспечение.
В современном российском обществе, которое активно создает систему рыночной экономики, проблема защиты гражданских прав стоит достаточно остро. От эффективности действий по защите своих субъективных прав, в ко-нечном счете, зависит успех коммерческой деятельности как физических, так и юридических лиц, что является важным показателем для всей экономики государства.
К сожалению, законодатель недостаточно подробно регламентирует осуществление конкретных способов защиты права (в частности, Граждан-ский кодекс не регламентирует порядок осуществления и пределы самозащи-ты, а лишь указывает, что такой способ защиты права допускается). Нередки и расхождения норм законодательства с мнением авторитетных ученых-теоретиков (например, законодатель относит самозащиту права к способам защиты гражданских прав, в то время как отдельные цивилисты считают ее не способом, а формой защиты).
Достаточно актуален для нашего общества и вопрос о пределах защи-ты гражданских прав. Необходимо четко представлять себе (особенно при осуществлении неюрисдикционных способов защиты) ту грань, которая от-деляет защиту субъективного права от самоуправства. В обратном случае лицо, чье право было нарушено, рискует тем, что его действия могут быть расценены как злоупотребление правом. Пределы защиты гражданских прав должны быть четко обозначены, защита лицом своего субъективного права не должна нарушать субъективных прав и интересов других лиц.
Интересен тот факт, что вопросы осуществления гражданских прав до-статочно широко освещено в литературе, особенно советского периода, в то время как вопросы их защиты не так популярны среди ученых, хотя следует отметить, что в последнее время при всей скудности научных исследований вообще (о чем свидетельствует, например, почти полное отсутствие моно-графий), теме защиты субъективных прав уделяется все большее и большее место. Должное внимание оказывает вопросам защиты нарушенных прав и законодатель, и судебная практика. И все равно проблема еще не изучена на должном уровне.
Необходимо уделять большее внимание способам защиты гражданских прав как на законодательном, так и на доктринальном уровне. Особое значе-ние при этом имеет регламентация неюрисдикционных способов защиты (в первую очередь, самозащиты гражданских прав и мер оперативного воздей-ствия), как наиболее доступных для участников гражданского оборота спо-собов защиты их субъективных прав.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика защиты прав граждан в сфере со-циального обеспечения
1.1 Понятие защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
Система социального обеспечения в каждой стране формируется в со-ответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, в основе их фор-мирования много общего, вытекающего из самой сущности природы обще-ства.
Государственное социальное страхование в России зародилось в нача-ле ХХ века, то есть значительно позже, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии он охватывал лишь небольшую часть населения России, им могли пользоваться лишь высшие слои населения. Но после революции 1917 года она была практически упразднена.
Однако в период переходной экономической нестабильности социали-стическое государство приступило к созданию принципиально новой пенси-онной системы, основанной на принципах гарантированных Конституцией пенсий по старости, которая была введена в 1927 г. Социальная система в СССР действовала по общей системе социального обеспечения, которое предусматривало не только выплату пенсий и пособий разного рода, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного об-служивания трудящихся, содержания и ухода за престарелыми и инвалида-ми.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на ма-териальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также в случае потери кормильца. Это право осуществлялось через всеобщее социальное обеспечение служащих и кол-хозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой пенсий по старости, инвалидности и в связи с потерей кормильца за счет средств совхозов и колхозов и другими формами социального обеспечения.
Хотя эта социальная система входила в состав так называемой системы социального страхования, она не содержит в себе тех экономических особен-ностей системы государственного социального страхования, которые наибо-лее ярко выражены в основных принципах государственного социального страхования.
Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, у этой системы было одно важное преимущество – она обеспечивала абсолют-но все категории граждан минимально необходимым прожиточным миниму-мом. Поэтому социальная система до 1990 г. определялась как государ-ственное социальное обеспечение. Средства на государственное социальное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхо-вание, аккумулировались в бюджете государственного социального страхо-вания, который, в свою очередь, включался в государственный бюджет стра-ны. Таким образом, эта социальная система основывалась на сводной про-грамме финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбаланси-рованности государственного бюджета страны. Бюджет социального обеспе-чения являлся составной частью государственного бюджета СССР и вклю-чался в него как по доходам, так и по расходам.
Учитывая относительно низкий уровень пенсий и достаточно стабиль-ные темпы экономического развития в рассматриваемый период, следует от-метить сбалансированность бюджета социального страхования. Тогда только в 1956 году впервые была представлена субсидия из государственного бюд-жета на социальное страхование. Он был направлен на покрытие значитель-но возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, а также членам их семей, в связи с вступлением в силу Закона от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях». Этот закон значительно расширил круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и удвоил размеры пенсий для определенных групп пенсионеров.
Важным этапом в формировании цивилизованной программы государ-ственного социального страхования следует считать середину 60-х годов, ко-гда с 1 января 1965 года государством было установлено право на получе-ние пенсий колхозниками в период достижения ими соответствующего воз-раста, инвалидности или в случае потери кормильца. Систематическое по-вышение уровня пенсий трудящимся, увеличение числа пенсионеров привело к увеличению в будущем поступлений из государственного бюджета в госу-дарственный фонд социального страхования. Поскольку взносы на социаль-ное страхование не покрывали всех расходов этой системы, недостающая часть, поступающая из союзного бюджета, постоянно увеличивалась и в 80-е годы составляла около 60% бюджета социального страхования.
Пенсии государственного социального страхования гарантировались ежемесячно наличными, размер которых, как правило, был соизмерим с прошлым доходом. В зависимости от события, при наступлении которого выплачивались социальные страховые пенсии, законодательством указанно-го периода назначались пенсии по возрасту, инвалидности, потере домохо-зяина на общих и льготных условиях, за выслугу лет [26, с. 14].
Материальное обеспечение инвалидов войны с младенчества и рожде-ния осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджетов союзных респуб-лик. Рядовые, сержанты и старшины в войсках имели право на пенсию в слу-чае потери трудоспособности, а их семьи — в случае потери кормильца. Пен-сии этим категориям льготников назначались независимо от стажа военной службы и предыдущей работы военнослужащего.
Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных ре-форм 1990 г. свидетельствует о накоплении большого количества экономиче-ских и социальных проблем, решить которые можно было только путем ко-ренных изменений всей пенсионной системы, основанных на формировании и укреплении принципов страхования с учетом требований по включению бюджета Социального фонда Российской Федерации в налоговую систему страны. Масштабы и глубина рыночных преобразований в экономике по-требовали применения принципиально новых экономических и правовых ос-нов в области социального обеспечения. Предполагалось, что с реализацией реформы социального обеспечения должен быть решен основной вопрос со-циальной политики государства — стабилизация и существенное улучшение материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение числа малообеспеченных граждан. Для этих целей в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Однако уже через полгода после его утверждения изменение государ-ственного устройства страны привело к принятию самостоятельного россий-ского Закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленными поправками). и доп.), что в то же время внесло существенные различия в правовую основу функционирования пенсионной системы.