Курсовая с практикой Юриспруденция Гражданское право

Курсовая с практикой на тему Защита деловой репутации юридических лиц: теория и практика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Деловая репутация юридических лиц как объект гражданско-правовой защиты.. 5

1.1.
Понятие, сущность и значение деловой репутации юридических лиц. 5

1.2.
Сущность и значение понятия права на защиту деловой репутации юридических лиц. 11

Глава
2. Защита права на деловую репутацию юридического лица. 16

2.1.
Способы гражданско-правовой защиты деловой репутации юридических лиц  16

2.2. Особенности
защиты деловой репутации юридического лица в случае распространения сведений о
нем. 21

Заключение. 28

Список
использованных источников. 30

 

 

 



  

Введение:

 

В условиях развития свободной рыночной экономики и высокой
конкуренции деловая репутация, наряду с ее защитой от любых посягательств,
является одним из главных факторов, влияющих на налаживание и поддержание
успешной и стабильной предпринимательской деятельности. В Российской Федерации
сравнительно недавно возникли широкие возможности для образования
многочисленных коммерческих и некоммерческих организаций, включая новые и ранее
неизвестные разновидности юридических лиц со своей специфической структурой и
сферой деятельности, индивидуальных предпринимателей без образования
юридического лица. Все эти юридические лица имеют предусмотренные гражданским
законодательством имущественные и неимущественные права. Неимущественные права
являются формой реализации и защиты нематериальных благ.

Осознание необходимости защиты деловой репутации позволяет
определенному юридическому лицу правильно и последовательно осуществлять свою
предпринимательскую и иную деятельность не в ущерб интересам других физических и
юридических лиц. Каждая организация является составной частью российского
общества. Отсутствие цивилизованных отношений между ними, а особенно нанесение
вреда деловой репутации путем распространения порочащих, не соответствующих
действительности сведений, создают предпосылки к экономической, социальной и
культурной деградации государства и общества.

Кроме этого, в настоящее время деловая репутация
превратилась в ценный экономический актив юридического лица с имущественным
содержанием, который может быть оценен в денежном эквиваленте и использован в
целях извлечения прибыли. Ведь даже передача бизнеса предполагает переход к
новому владельцу не только материальных вещей (материальных активов), которые
используются в процессе осуществления предпринимательской деятельности, но и
всего того имущества, которое предназначено для этого бизнеса и способствует
его нормальному (успешному) ведению. К такому нематериальному имуществу может
быть, помимо прочего, отнесено, например, исключительное право на коммерческое
обозначение этого торгового, промышленного или иного предприятия (бизнеса), а
также наработанные деловая репутация, деловые связи и сложившаяся клиентура и
зачастую представляющие даже большую ценность, нежели передаваемые движимые и
недвижимые вещи. Передача именно единого имущественного комплекса (включающего
материальные и нематериальные активы), а не только вещей (или их совокупности)
и создает условия для дальнейшего ведения новым владельцем бизнеса, который был
начат прежним его владельцем.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с защитой деловой репутации юридических лиц.

Предмет работы – нормы действующего гражданского законодательства,
предусматривающие особенности защиты деловой репутации юридических лиц, научная
и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании,
материалы судебной практики.

Цель работы – изучить теоретические и практические вопросы
защиты деловой репутации юридических лиц.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Определить понятие, сущность и значение деловой репутации
юридических лиц.

2. Выявить сущность и значение понятия права на защиту
деловой репутации юридических лиц.

3. Исследовать способы гражданско-правовой защиты деловой
репутации юридических лиц.

4. Проанализировать особенности защиты деловой репутации
юридического лица в случае распространения сведений о нем.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Таким образом, деловая репутация юридического лица является
объектом гражданского права с имущественным содержанием. Учитывая существенные
особенности деловой репутации юридического лица (возможности денежной оценки,
использования при осуществлении предпринимательской деятельности), она не
должна относиться к числу нематериальных благ физических лиц, указанных в ст. 150
ГК РФ (объектов гражданского права, характеризующихся невозможностью денежной
оценки). При этом выявленные природные отличия позволяют сделать вывод о
необоснованности защиты права на деловую репутацию юридического лица аналогично
защите деловой репутации физического лица, предусмотренной ст. 152 ГК РФ.

Использование в теории и на практике категорий «неимущественный
вред», «компенсация неимущественного вреда» применительно к юридическим лицам
вполне допустимо, однако более приемлемым представляется термин «нематериальный
вред» и, соответственно, «компенсация нематериального вреда», которые должны
быть закреплены на уровне гражданского законодательства.

Срока исковой давности дела о защите чести, достоинства и
деловой репутации не имеют. Однако, если предметом спора является признание
информации, размещенной в СМИ, не соответствующей действительности, он
составляет один год со дня опубликовании сведений в соответствующем СМИ.

При обращении за судебной защитой своих прав заявитель
вправе рассчитывать исходя из ситуации на удаление спорной информации, ее опровержение,
уничтожение (включая носители), а также на материальную компенсацию, выраженную
в причиненных убытках и моральном вреде.

Наряду с этим, потерпевший вправе обратиться в
правоохранительные органы с заявлением о привлечении авторов и распространителей
информации к уголовной ответственности.

При определении размера компенсации причиненного деловой
репутации вреда считаем возможным обратиться к положительному опыту
Великобритании, по законодательству которой предусматривается
предпочтительность досудебного решения споров относительно вопросов о
диффамации. Законодательство Великобритании прямо устанавливает правовой статус
«предложения об устранении ущерба», которое является возможным только в том
случае, если распространение порочащих сведений не было намеренным с целью
причинить ущерб истцу.

При попытке ответчика примириться с помощью данного
предложения крайне важным является элемент своевременности. Оно может быть
сделано только до того момента, когда защита вступает в судебные тяжбы по иску.
Таким образом, ответчик демонстрирует готовность отказаться от защиты своей позиции
в судебном процессе и признать свою неправоту. В случае если истец не принимает
данное предложение, сам факт того, что оно было сделано, может быть учтен судом
в качестве обстоятельства, позволяющего снизить объем возмещаемого вреда вплоть
до 50%.

Создание подобного инструмента в российском законодательстве
позволило бы создать для многих дел о диффамации рациональный баланс, при котором
ответчик мог продемонстрировать готовность к сотрудничеству, заплатив меньше, а
истец мог бы получить, пусть и меньшее, чем сам находит соответствующим,
возмещение без необходимости участия в дальнейшем судебном процессе.



 

Фрагмент текста работы:

 

гражданско-правовой защиты

 

1.1. Понятие, сущность и
значение деловой репутации юридических лиц

 

Положения ст. 128 и 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации[1], которые связывают деловую
репутацию с объектами гражданских прав и нематериальных благ, недостаточно
раскрывает ее сущность, в связи с чем стоит сослаться на существующие доктринальные
положения.

Так, например, согласно позиции А.М. Эрделовский, деловая
репутация характеризуется сочетанием определенных признаков
условно-имущественного характера, поскольку она не отчуждается и не входит в
общую собственность. Оценка деловой репутации как части вклада производится для
распределения убытков и общих расходов между партнерами[2].

При осуществлении предпринимательской деятельности правообладатель
передает только право на использование коммерческой репутации контрагенту.
Кроме того, не может быть отчуждения единственного и первоначального носителя
коммерческой репутации как нематериального актива.

Е.Л. Невзгодина рассматривает деловую репутацию как особую
нематериальную составляющую предпринимателя, поскольку репутация немаловажна
для реализации предпринимателем экономических интересов[3].

Носителями деловой репутации должны быть граждане, не
наделенные статусом индивидуального предпринимателя, а также юридические лица,
в том числе и некоммерческие организации, поскольку общественное мнение о
характеристиках личного бизнеса формируется не только в сфере
предпринимательства, но и в других видах деятельности.

Таким образом, если качествами организации, с учетом ее
юридической природы, являются деловые качества, то качества гражданина будут
включать любые личностные характеристики, как связанные с осуществлением
хозяйственной деятельности, так и характеристику его как профессионала в любой
общественно полезной деятельности, а также персонифицировать его среди других
специалистов[4].

Поэтому деловая репутация гражданина связана с оценкой исключительных
и прямых компетенций или профессиональных свойств, а также их отсутствием. Это
неотъемлемый элемент, не оцениваемый в имуществе и неотчуждаемый каким-либо
иным образом, характеризующийся принадлежностью и неотделимостью от
нематериального актива гражданина, находящегося вне гражданского движения и без
материального содержания.

В отличие от деловой репутации гражданина, репутация
организации является частью нематериальных активов юридического лица, то есть.
имеет экономический характер и интерес к недвижимости для этих участников
экономической деятельности[5]. По мнению суда, сославшегося
на п. п. 1 и 7 ст. 152 ГК РФ, из указанной нормы следует, что судебная защита
деловой репутации юридического лица возможна в случае, если в отношении него
распространены сведения, эти сведения не соответствуют действительности и
порочат деловую репутацию юридического лица[6].

Традиционно
крупные и малые компании в прошлом в значительной степени полагались на устные
сообщения своих заинтересованных сторон и традиционную рекламу для создания и
поддержания своей репутации. В настоящее время ситуация существенно изменилась
благодаря активному развитию социальных сетей, а также другим



[1] Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
31.07.2020) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

[2] Эрделевский
А. О правовой природе деловой репутации // СПС КонсультантПлюс. 2017.

[3] Парыгина
Н.Н., Невзгодина Е.Л. Гудвилл и деловая репутация: сравнительная характеристика
// Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. № 4 (53). С. 83-87.

[4] Акопьянц
Т.С. Защита деловой репутации // Академия педагогических идей Новация. Серия:
Студенческий научный вестник. 2019. № 3. С. 354-358.

[5] Зеленская
Л.А., Гаспарян А.К. Деловая репутация юридического лица: понятие и признаки //
Право и практика. 2018. № 4. С. 225-230.

[6] Постановление
Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2019 № Ф05-22442/2018 по делу №
А41-34675/2018 // Документ опубликован не был. СПС Гарант.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы