Курсовая с практикой на тему Зарубежный опыт стратегического территориального развития (на примере одной из стран)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы стратегического управления развитием государства и регионов 5
1.1 Термины и понятия, цели и критерии управления развитием 5
1.2 Инструменты управления экономическим развитием региона 12
1.3 Сущность региональной политики в Европе 16
2. Германия: пример стабильности региональной политики 19
2.1 Масштабы межземельных различий и их динамика 19
2.2 Межбюджетные отношения или выравнивание бюджетных доходов земель 23
3. Особенности стратегического пространственного развития в Германии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
<p>ВВЕДЕНИЕ 3<br />1. Теоретические основы стратегического управления развитием государства и регионов 5<br />1.1 Термины и понятия, цели и критерии управления развитием 5<br />1.2 Инструменты управления экономическим развитием региона 12<br />1.3 Сущность региональной политики в Европе 16<br />2. Германия: пример стабильности региональной политики 19<br />2.1 Масштабы межземельных различий и их динамика 19<br />2.2 Межбюджетные отношения или выравнивание бюджетных доходов земель 23<br />3. Особенности стратегического пространственного развития в Германии 28<br />ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38<br />СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39</p>
<p> </p>
Заключение:
Проведя исследование по стратегическому территориальному развитию на примере Германии, мы определили следующий ряд выводов.
Среди всего разнообразия инструментов региональной политики выделяются меры поддержки социально-экономического развития отдельных регионов, связанные с размещением органов государственной власти. Германия является как раз примером страны, где практикуется и децентрализация размещения госструктур, и имел место перенос столицы государства.
Германская региональная политика представляет собой сложную систему мер, которые разрабатываются, осуществляются и финансируются на национальном и региональных уровнях при непосредственном сотрудничестве различных уровней власти. Для осуществления региональной политики в Германии была создана многоуровневая организационная структура, в которую встроены механизмы обеспечения соответствия региональной политике ЕС. В рамках общей логики развития региональной политики ЕС, региональная политика Германии нацелена не на простое перераспределение ресурсов, а на включение регионов в процесс устойчивого развития и за счет этого достижения ими высоких показателей социально-экономического развития.
Отметим также, что значимость формы государственного устройства исторически является одним из важнейших аспектов в развитии государства, в особенности когда оно неоднородно по своему этническому составу, имеет различные религиозные группы, компактно проживающие на своей территории.
Таким образом, как мы показали, в Германии сложилась стабильная и хорошо проработанная система федерального регулирования территориального развития. У нее, как и в любой стране, есть свои проблемы, но в целом опыт Германии можно считать вполне полезным.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические основы стратегического управления развитием государства и регионов
1.1 Термины и понятия, цели и критерии управления развитием
Научное обоснование концепции стратегического управления региональным развитием включает в себя:
1) формирование сущности стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием региона;
2) выявление особенностей стратегического управления развитием региона;
3) разработка системы концепций стратегического управления региональным развитием.
Давайте подробнее рассмотрим эти компоненты, предоставим им описание и проанализируем взаимосвязи.
Суть стратегического подхода заключается в следующем. Во-первых, этот регион воспринимается как организационная система, внешняя среда которой (как национальная, так и зарубежная) не меньше, а в некоторых случаях более важна, чем внутренняя. Внешняя среда региона характеризуется неопределенностью и изменчивостью, неполнотой информации, сокрытием угроз и вызовов[7, c. 109].
Во-вторых, чтобы выжить и развиваться в таких условиях, информационная неполнота, неопределенность и экологические риски, образ желаемого будущего региона и пути его достижения, регион и его окружение, то есть стратегии, уменьшаются. В то же время цели связаны с ресурсами, возможностями и потенциалом региона.
В-третьих, поведение региона как организации в первую очередь направлено на несогласованность после инцидента, но факт (устранение последствий, адаптация к окружающей среде) и прогнозирование, превентивные действия. Поведение организации становится не только активным, но и активным.
В-четвертых, регион обеспечивает не только экономический рост, но и его качественные изменения, то есть социально-экономическое развитие.
Таким образом, развитие становится синонимом стратегического подхода, то есть стратегический подход означает разработку подхода в контексте глобализации. Стратегический подход реализуется в стратегическом управлении. Стратегическим управлением региона является управление изменениями и развитием региона, обеспечение его конкурентоспособности в условиях глобализации на инновационной основе.
Специфика стратегического управления регионом определяется его существенными особенностями, целью, миссией в составе государства, определяется необходимостью выполнения социальной функции в широком смысле этого слова как организации общества, жизни человека, общность людей в определенной части государства или территории.
Субъективно-функциональный подход к региону позволяет дифференцировать его функции и синтезировать следующую концепцию: регион — государственно-территориальная единица с административными границами (иногда также государственными границами для границ или церковных территорий) и контролем: население (население)) ; условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и восстановление территориального потенциала (экономического, социального, природного, научно-технического, инновационного, культурного и других видов потенциала) в интересах живого и будущих поколений в едином национальном пространстве.
Определение особенностей стратегического управления региональным развитием основано на его изучении как систем, так и организаций.
На основе системного подхода к региону можно выделить элементы региональной системы:
— активно: население, бизнес-сообщество, правительство;
— пассивные: инфраструктура, учреждения, безопасность, экология [12, c. 74].
Первые элементы являются носителями целей региона, вторые — обеспечения их реализации.
Изучение взаимосвязей этих элементов позволяет установить, что в региональной системе осуществляется преимущественно косвенный (косвенный) контроль, то есть воздействие на объект управления через его проживание, средства к существованию. Содержание и методы стратегического управления на региональном уровне существенно отличаются от управления бизнес-системами. Управление последним называется бизнес-администрированием в связи с непосредственным воздействием на объект управления, что предполагает обязательное выполнение решения высокого уровня. Специфика государственного стратегического управления заключается в косвенном воздействии на самостоятельные субъекты через их внешнюю среду (среду существования).
Среда региона создает мотивацию и условия для развития населения и хозяйствующих субъектов и включает цели, стратегии, институты, инфраструктуру, факторы производства и другие элементы. Это среда развития и основной субъект управления в региональной системе.
Организационный подход к региону дополняет и развивает системный подход, учитывающий не только противоречивый характер целей его элементов, но и тот факт, что в организационных системах управления реализуются три формы:
1) в качестве целевого эффекта;
2) как самоорганизация;
3) как организационный порядок [4, c. 65].
Эффекты целевого контроля можно классифицировать по уровню влияния как внешнего (федерального), так и внутреннего (регионального); средства воздействия — как прямые, так и косвенные; По типу влияния — как административный, экономический и др.
Региональная самоорганизация включает два типа:
— самоорганизация бизнес-систем в соответствии с рыночными принципами; а также
— Самоорганизация людей на основе социальных регуляторов.
Организационный порядок в регионе проявляется на двух уровнях:
— внутрирегиональный и
— внутренняя организация.
Межрегиональный порядок основан на федеральной и региональной нормативно-правовой базе и направлен на поддержку государственной, экономической, общественной и других форм региональной безопасности.
Организационный порядок в региональных организациях проявляется в административной схеме, режиме, правилах работы и организационной структуре. Таким образом, субъектом стратегического управления являются не только органы власти, но и другие самоорганизующиеся элементы региональной системы.
Стратегическое управление (CУ) — это разработка и реализация миссии, основных целей организации и путей ее достижения, обеспечение ее развития в неопределенной, изменяющейся внешней среде путем изменения организации и ее внешней среды. Стратегическое управление — это непрерывный процесс выбора и реализации системных стратегий, основанных на прогнозировании состояния окружающей среды, определении проблем и гибких экспертных решениях, направленных на создание и поддержание конкурентных преимуществ организации.
Стратегия — это набор параметров, правил принятия решений и методов перевода системы из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние, что обеспечивает эффективное выполнение ее миссии (миссии). Стратегия амбивалентна. С одной стороны, это последнее звено в цепочке целей: миссия — видение — цели — стратегия (целевой аспект), а с другой — отправная точка в цепочке достижений: стратегия — стратегический план — программа — проект (аспект реализации) [2, c. 93].
С точки зрения целевого аспекта, стратегическим управлением социально-экономическим развитием региона является разработка и реализация миссии, важнейших целей и методов экономического развития, рост уровня и качества жизни. Население территориальной единицы постепенно меняет потенциал и структуру региона в соответствии с изменениями окружающей среды.
С точки зрения реализации, стратегическое управление региональным развитием — это целенаправленное изменение условий воспроизводства экономических и социальных процессов жизни региона в соответствии с его миссией и задачами в регионе, изменить среду.
Стратегия регионального экономического развития представляет собой систему долгосрочных, основных целей и мер на уровне и уровне жизни населения, производства и других отраслей народного хозяйства, которые формируют валовой региональный продукт (ВРП) и его структуру. доходы и расходы, бюджет, налоги, инвестиции, цены и другие элементы, обеспечивающие достижение целей.
Стратегия тесно связана со стратегическим планом. Стратегия — это метод (модель) субъекта управления объектом управления во внешней и внутренней среде, план или инструмент управления объектом. Стратегический план — это план развития (изменения) объекта управления, его превращения (перевода) в новое целевое состояние.
Как видим, содержание понятий «стратегия» и «стратегический план» тесно связано с функциями стратегического управления. Анализ функций и результатов стратегического управления на основе функционально-процедурной модели показывает, что все результаты стратегического управления, помимо стратегии, являются результатом выполнения определенных функций [11, c. 159]. Таким образом, результатом стратегического анализа среды является оценка позиции организации; прогнозирование — прогнозирование; стратегическое планирование — стратегический план; Стратегическая организация — программа, проект, организационная структура и т. д. И только стратегия в явном виде не имеет прямого отношения к указанным функциям управления. На основе систематического анализа теории организации можно выделить важнейшую функцию установления стратегических целей управления, основным результатом которых являются цели и стратегии организации.
На основе классификации типов стратегий государственного управления с целью анализа регионального развития рассмотрим концепцию теории этапов роста, согласно которой экономическое развитие происходит в три основных этапа:
— доиндустриальный
— промышленные и
— пост-индустриальный
Преобладающими отраслями доиндустриального развития являются добывающая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и горнодобывающая промышленность.
На промышленном этапе доминируют обрабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая и др.
На постиндустриальном этапе основными отраслями экономического развития являются сектора нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и т. Д.
Сегодняшнее экономическое развитие — это не только количественный рост, но и качественные изменения. Изменение сущности деятельности коммерческих фирм. Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство является доминирующей сферой занятости, доминирующим направлением инвестиций и фактором процветания современного общества. Другими словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.
В России в настоящее время происходит два противоположных процесса: деиндустриализация и увеличение доли услуг. Первая тенденция — сокращение доли перерабатывающих отраслей в укреплении добывающих отраслей — является частично обязательной и, в целом, негативной с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики. Эта тенденция переносит внутреннюю экономику от преимущественно индустриальной к доиндустриальной стадии развития, что указывает на отсутствие прогресса, а скорее на рецессию. В то же время в российской экономике растет доля услуг, торговых и финансовых институтов, что характерно для всего постиндустриального общества. В ближайшие годы прогнозируется очень значительное перераспределение трудовых ресурсов в России [10, c. 61].
Основным фактором сейчас является не наличие ресурсов, а эффективность их использования.
Ориентация экономического развития России на традиционные направления экспорта сырья непредсказуема: прежние выгоды постепенно перестают быть такими.
Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства во многом определяется степенью использования средств обработки информации (компьютеров, копиров, телефонов, программного обеспечения), плотностью потоков изобретений новых продуктов и новых технологий с использованием компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес — это информационный процесс, который создает связи между организациями и людьми, так что продукт находится в нужном месте в нужное время и находит своего потребителя.
В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится основой любого прогресса. Информационная составляющая начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитие информационной составляющей становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитие информационной инфраструктуры (которая также является бизнес-инфраструктурой) становится фактором привлечения и развития деловой активности. Компьютерные сети, компьютерные технологии, компьютерный дизайн и коммуникации сегодня становятся такими, какими они были в конце 19-го века. Железные дороги являются катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Сегодня информация становится ресурсом для развития, а зрелость информационных технологий определяет темпы этого развития.