Теория и технология развития математических представлений у детей Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста математике.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИЧЕСКИХ
БЛОКОВ ДЬЕНЕША.. 5

1.1.Основные понятия по проблеме исследования
представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. 5

1.2.Психолого – педагогические особенности развития
геометрического мышления детей дошкольного возраста. 7

1.3. Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления. 8

1.4. Игра как средство развития представления о
геометрических фигурах у старших детей дошкольного возраста с использованием
логических блоков Дьенеша. 9

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ФИГУРАХ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 18

2.1 Анализ программ ДОУ.. 18

2.2 Экспериментальное подтверждение эффективности
использования игр в развитии представлений о геометрических фигурах. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 32

  

Введение:

 

Актуальность. Логическое
мышление дошкольников — это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать — значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в
итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или
внутренней речи — словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную
характеристику используемых образов.

Проблема
формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
актуальна тем, что этот психолого-педагогический процесс является неотъемлемым
компонентом любой формы интеллектуальной деятельности человека, его поведения в
целом, а в раннем дошкольном возрасте лучше всего в этом поможет игра. Так как
она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Отечественным
психологом Л.С. Выготским и венгерским психологом математиком З. Дьенешем были
разработаны множества-блоки, используемые для иллюстрации разных математических
понятий. Однако
знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных
математических представлений не всегда систематично, поэтому данная тема
актуальна. Проблема исследования заключена в том, что логическое мышление
дошкольников необходимо развивать. Актуальность проблемы определили тему
исследования: «Педагогические условия зарубежного опыта обучения математики
детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша».

Целью данной работы является охарактеризовать зарубежный опыт обучения математики
 на  примере  игр с блоками Дьенеша.

Объект исследования —  зарубежный опыт
обучения математики  на  примере  игр с блоками Дьенеша.

Предмет исследования – методы и приемы обучения математики  на  примере  игр с блоками Дьенеша.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игры с блоками Дьенеша будут
способствовать развитию логического мышления.

Задачи:

Охарактеризовать основные
понятия по проблеме исследования представлений о геометрических фигурах у детей
старшего дошкольного возраста.

Выделить психолого –
педагогические особенности развития геометрического мышления детей дошкольного
возраста.

Рассмотреть блоки Дьенеша
как средство развития логического мышления.

Охарактеризовать игру как
средство развития представления о геометрических фигурах у старших детей
дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша. Экспериментальное
подтверждение эффективности использования игр в развитии представлений о
геометрических фигурах.

Методологическая основа: вопросы эффективности развития геометрических
представлений в начальной школе нашли свое отражение в работах М.А. Бантовой,
А.Б. Белошистой, М.И. Моро, А.М. Пышкало, И.С. Якиманской и др. ученых. Однако,
несмотря на определенные успехи в теоретическом и практическом исследовании
рассматриваемой проблемы, вопросы изучения данной темы на сегодняшний день
остаются одним из уязвимых мест процесса обучения.

Методы исследования:

Теоретические: анализ
литературы, сравнение, обобщение, изучение технологии проектной деятельности.

Практические: изучение и
анализ педагогического опыта, наблюдение, беседа, изучение творческого продукта
детей.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогам и
студентам при подготовке к занятиям.

Структура и объем исследования: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы, состоящей из 32 источников, 2 таблицы и 5
рисунков и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы можем
заключить, что специальные занятия по ознакомлению детей с формами предметов и
геометрическими фигурами обеспечивают реализацию задач предматематической
подготовки в современном дошкольном учреждении.

Повысить результативность
занятий позволяет использование дидактических игр и игровых приемов.

Несмотря на то, что
далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума, и изучение науки
может представлять для него трудности даже на начальных этапах. Специальные
упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить процесс
формирования элементарных математических представлений. А заодно – превратить его
в интересную и увлекательную игру. Благодаря использованию игр, в процессе
обучения дошкольников, создаются благоприятные условия для развития
интеллектуально-творческого потенциала ребенка. Кроме этого, для детей
дошкольного возраста игра является ведущей трудовой, творческой деятельностью и
носит воспитательный характер.

Поэтому закладывание
представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лучше
начинать в игре. Через игру ребенок более эффективно научится складывать,
отнимать, различать по величине методом наложения, измерять условной меркой
т.д.

Использование игр
помогает восприятию материала, и при этом ребенок принимает активное участие в
познавательном процессе. Игру можно включить непосредственно в содержание
занятия как средство реализации программных задач.

Таким образом,
формирование детей представлений о геометрических фигурах старшего дошкольного
возраста основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные
представления подготавливают базу для формирования на их основе математических
понятий

Игровая
система Золтана Дьенеша – «Блоки Дьенеша» – это набор из 48 логических блоков,
различающихся между собой четырьмя свойствами: формой, цветом, размером,
толщиной. Она позволяет познакомить ребенка с формой, цветом, размером,
толщиной объектов, развивать пространственные представления, успешно овладеть
основами математических представлений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША

1.1. Основные понятия по
проблеме исследования представлений о геометрических фигурах у детей старшего
дошкольного возраста Дошкольный возраст –
период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходят дальнейшее
физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка [1,с.44].

Игра – вид деятельности в
условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Если в
труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых
затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре
основное – субъективная удовлетворенность от самого процесса [12,с.86].

Конструирование детское –
широко распространенный среди детей вид продуктивной деятельности. Впервые
проявляется в раннем возрасте в процессе совместных с взрослым действий с
разнообразными кубиками и дидактическими игрушками [7,с.116].

Логика – наука о формах и
законах правильного мышления.

Широкое использование
наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о
геометрических фигурах [2,с.54].

Формирование
геометрических представлений не является прерогативой исключительно курса
математики, поскольку образы, в которых формируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или
их частей, выстраиваются в сознании ребенка уже с самого раннего детства
в результате манипулирования объектами и так называемыми
сенсорными эталонами, полученными в результате обобщения чувственных данных в
процессе специально организованного общения ребенка с природой, окружающими
людьми, и так далее. Рис 1.
Формирование представление о геометрических фигурах

Психологические
исследования подтверждают, что к моменту поступления в школу дети уже готовы к
овладению геометрическим пространством (к усвоению систематических знаний о
пространственных формах и методах изображения их на плоскости). Сам характер
детского восприятия определяет возможность произвольной смены позиций
наблюдения. Поэтому дошкольный и младший школьный возраст является тем
«сензитивным периодом», когда создаются необходимые предпосылки для развития
способностей к пространственной ориентировке, закладывается основа для
произвольной смены точки отсчета, что имеет большое значение для развития
пространственных представлений [18,с.19].

Дальнейшее
развитие пространственных представлений идет по линии усложнения всех форм
ориентации в пространстве [5,с.43].

И.С. Якиманская выделяет
три основные линии в развитии пространственных представлений:

1) переход от трехмерного
пространства к двухмерному и обратно;

2) переход от наглядных
изображений к условно-схематическим и обратно;

3) переход от
фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно
заданной.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы