Курсовая с практикой на тему Зарождение и этапы развития таможенного дела на Руси.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы развития таможенного дела на Руси. 5
1.1. Понятие,
сущность и виды таможенной политики. 5
1.2. Правовое регулирование фискальной деятельности
таможенных органов: исторический аспект. 9
2. История развития таможенного дела на Руси и современное
состояние. 15
2.1. Анализ этапов развития таможенного дела на Руси. 15
2.2. Мероприятия, направленные на оптимизацию развития
таможенного дела в России на современном этапе. 17
Заключение. 27
Список использованных источников. 29
Введение:
Актуальность
темы исследования определяется тем, что таможенное дело как один из эффективных
инструментов фискальной, монетаристской политики считается важным инструментом
государственного регулирования внешнеполитических связей. Актуальность научного
и практического исследования таможенной политики государства в период ее
зарождения определяется востребованностью изучения исторического опыта для
анализа и внедрения в деятельность современных органов государственной власти
успехов, достигнутых в области таможенного дела финансовыми органами Руси. В
настоящее время необходимо не только сберечь, но и приумножить наиболее
эффективные инструменты управления в таможенном деле, обеспечив, тем самым,
экономическую безопасность государства.
Развитие
российского государства на современном этапе сопровождающееся, в частности,
изменениями в управлении и организацией внешнеторговой деятельности на основе
его либерализации. В связи с этим возрастает исторический опыт России,
накопленный за тысячелетие существования таможенной службы российского
государства.
В настоящее
время идет реализация государственных программ, способствующих наиболее
эффективному функционированию отечественного производства, что делает
актуальным и своевременным изучение процессов, которые произошли еще на Руси на
этапе зарождения и первых шагов развития таможенного дела.
Актуальность
темы очевидна из-за того, что цель таможенной политики велика в ее содержании и
роли в обеспечении экономических интересов государства. В качестве основного
института государственного хозяйства таможенная служба обеспечивает защиту
государственной и общественной безопасности.
Все это
определяет выбор темы курсовой работы и ее актуальности. Этот период истории
таможенного и тарифного регулирования также привлек внимание ученых. Среди них
можно отметить такие, как Б.Н. Габричидзе, А.П. Джабиев, Л.В. Дюков, Ю.А.
Егоров, В.С. Кульчицкий, И.М. Кулишер, И.В. Тимошенко и другие. Прежде всего,
это научные статьи, в которых рассматриваются некоторые аспекты таможенной
политики за рассматриваемый период.
Объект
исследования – общественные отношения в сфере таможенной политики Руси.
Предмет
исследования – совокупность норм права, регламентирующих формирование и
функционирование таможенной политики в период ее зарождения и развития на Руси.
Цель
курсовой работы — изучить основные этапы развития таможенного дела на Руси и разработать
мероприятия, направленные на оптимизацию развития таможенного дела в России на
современном этапе.
Достижение
цели потребовало решения следующих задач:
—
рассмотреть понятие, сущность и виды таможенной политики;
— изучить
исторический аспект правового регулирования фискальной деятельности таможенных
органов;
— провести
анализ этапов развития таможенного дела на Руси;
—
сформулировать мероприятия, направленные на оптимизацию развития таможенного
дела в России на современном этапе.
Структура
работы связана с целями и задачами исследования и состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Таможенная
политика государства, являющаяся частью внешнеэкономической (внешнеторговой)
деятельности государства, находится на стыке внутренней и внешней политики, в
том числе демонстрируя их взаимосвязь. С одной стороны, таможенная политика
отражает внутренние цели и задачи страны, с другой — построена в рамках
сотрудничества с иностранными государствами.
Исторически
сложилось, что именно таможенная политика стала первой формой государственного
регулирования внешней торговли, которая изначально сформировала основу для
формирования международного сообщения. Именно с торговыми отношениями началось
взаимодействие государств, в том числе в правовом поле, и их соответствующая
регистрация в правовых источниках.
Проведенный
анализ исторического этапа зарождения и развития таможенной политики на Руси в
рамках настоящей курсовой были сделаны выводы относительно дальнейших
перспектив и векторов развития таможенного дела в настоящее время.
С помощью
современных технологий оптимизируется деятельность таможенных служб, в то же
время упрощается логистическая цепочка взаимодействия между клиентом и
таможенными органами, что приводит к повышению эффективности внешнеторгового оборота
и совершенствованию таможенных процедур политической программы. И если мы
рассмотрим пример успешной инновации российской таможенной политики, сегодня
особое внимание должно быть уделено развитию сети таможенных и логистических
терминалов и транспортной инфраструктуры в приграничных регионах Российской
Федерации в рамках реализации целевых программ. Терминалы помогают увеличить
скорость внешней торговли в результате более быстрой обработки документов и
данных.
На нынешнем
этапе, пережив экономический кризис и «пожиная» его последствия по сей день,
основными приоритетами в создании эффективной таможенной политики являются:
— снижение
негативных последствий экономического кризиса и в результате вынужденной
либерализации внешней торговли (защита внутреннего рынка по сей день остается
актуальной проблемой из-за растущего отрицательного воздействия глобальной
окружающей среды);
— создание
конкурентной среды на внутреннем рынке;
— создание
здоровой конкурентной среды на внутреннем рынке, что позволяет стимулировать
конкурентоспособность российских производителей;
— поощрение
инвестиций российских предпринимателей, нуждающихся в отечественной
промышленности;
—
формирование эффективной государственной промышленной политики, обеспечивающей
рост экспортного потенциала российского производства;
—
регулирование таможенного тарифа (дифференциация и валидность ставок таможенных
пошлин на всю товарную номенклатуру, преодоление жесткой налоговой ориентации,
обеспечение стабильности тарифа и долгосрочные действия).
Среди других
направлений дальнейшей рационализации тарифной политики можно также
рассмотреть:
—
совершенствование структуры импортного тарифа (спецификация конкретных
компонентов комбинированных ставок для соответствия таможенным платежам в евро
на адвалорный компонент и в отношении мировых цен для соответствующих групп
товаров и обменных курсов);
—
трансформация определенных видов комбинированных импортных тарифных ставок;
— увеличение
использования сезонных пошлин и тарифных квот для сельскохозяйственных товарных
групп.
Таким образом, при рассмотрении правовой
формализации внешнеторговой политики вопросы таможенной политики имеют особое
значение, не случайно в торговых соглашениях содержатся положения о
регулировании соответствующих вопросов.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы развития таможенного дела на
Руси
1.1. Понятие, сущность и
виды таможенной политики В последние
годы одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики стала
таможенная политика, объединяющая интересы экономики и внешней торговли. Таможенная
политика государства является частью внешнеторговой деятельности, регулирующей
структуру, объем и условия экспорта и импорта товаров. Таможенная политика
является неотъемлемой частью государственной политики как внутри страны, так и
за рубежом, что является важным фактором формирования экономических отношений
государства.
Таможенная
политика основана на государственной политике, используя инструменты
внешнеэкономической политики [21]. В связи с
этим необходимо провести анализ механизма их реализации и последствий их
действия для мирового сообщества в целом и для экономики конкретной страны в
частности. Каждый инструмент внешнеэкономической политики имеет свой
собственный механизм влияния. Внедрение инструментов внешнеэкономической
политики сопровождается как победами, так и определенными потерями. В каждом
случае инструменты влияния на экспортные или импортные потоки приносят реальные
выгоды некоторым внешнеэкономическим субъектам, тогда как экономическое
положение других ухудшается.
Цели
таможенной политики должны определять ее суть и содержание. Что касается
содержания понятия «таможенная политика», оно должно раскрывать свои
предполагаемые функциональные цели, особенности и средства его реализации. В
настоящее время под таможенной политикой следует понимать деятельность властей
и правительств перед лицом таможенных органов государственного контроля в сфере
внешнеэкономической деятельности, направленной на защиту российской экономики [25].
Цель
таможенной политики заключается в том, чтобы интегрировать экономику страны в
мировую экономику, защищая рынок отечественных товаров и способствуя укреплению
торгового и политического положения страны [6].
Таможня
представляет собой сложную динамическую систему, которая сочетает в себе
гармонизацию всего процесса таможенной деятельности, начиная от установления
условий и процедур перемещения товаров через таможенную границу, для
рассмотрения законодательных проектов, регулирующей налоговой функции
таможенных органов и правильное сочетание всех элементов таможенной политики и
их тесных взаимоотношений в целом определяет эффективность внешнеэкономической
деятельности страны [16].
Сегодня
перед Россией стоит проблема пересмотра существующих инструментов
организационного управления таможенной политикой и развития новых, связанных с
либерализацией внешнеэкономической деятельности, увеличением объема внешнеторгового
оборота и внедрением современных информационных технологий.
Наиболее
эффективной системой реализации протекционистской функции государства является
таможенная политика. Основной целью таможенной политики является сочетание
национальных, коллективных и индивидуальных экономических интересов посредством
таможенных и тарифных отношений. В современном мире, с психологической точки
зрения, таможенная политика — это продуманные конфликты и способы их решения,
способность маневрировать, идти на компромиссы, создавать барьеры и
ограничения.
Таможенная
политика представляет собой систему политических, правовых, экономических,
организационных и других мер, применяемых государством для защиты внутренних и
внешних экономических интересов страны, выполнения задач, связанных с
осуществлением политических и социально-экономических реформ на рынке экономика [6]. Функционирование
таможенной политики осуществляется путем: участия в таможенных союзах; создание
зон свободной торговли; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и
таможенных пошлин, таможенных формальностей; установление режима товаров,
пересекающих границу; действия системы государственных органов таможенного
контроля. Существует два типа таможенной политики — протекционизм и свободная
торговля.
Протекционизм
— это политика, направленная на защиту национального производства от
иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Осуществление политики происходит
путем увеличения таможенного налога на импортные иностранные товары в стране [26].
Свободная
торговля — это политика «свободной торговли». Эта политика направлена на
продвижение импорта товаров путем установления минимального уровня таможенных
пошлин или устранения их [26].
Россия
использует общепринятые методы и инструменты государственного регулирования
внешней торговли из мировой практике. Существуют две группы методов
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: тарифные и
нетарифные методы.
Методы
нетарифного регулирования внешней торговли подразделяются на семь групп:
паратарифные методы; финансовые меры; меры контроля цен; автоматическое
лицензирование; технические барьеры; методы количественного контроля;
монополистических мер [16].
Параметрические
методы — это платежи, взимаемые с иностранных товаров при их ввозе в страну.
Параметрические методы включают различные таможенные сборы, внутренние налоги,
пошлины за особые цели (НДС и акцизы).
Финансовые
меры — использование специальных правил для валютных операций в ходе внешней
торговли [6].
Меры по
контролю цен — это действия, направленные на противодействие искусственно
низким ценам на товары, ввозимые в страну [6]. Меры по
контролю цен включают антидемпинговые и компенсационные меры.
Автоматическое
лицензирование включает в себя получение права или разрешения (лицензии) от
уполномоченных государственных органов на импорт или экспорт определенных
товаров.
Технические
барьеры — набор мер для проверки соответствия импортируемых товаров
международным и национальным стандартам, техническим регламентам и отраслевым
стандартам [6].
Методы
количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих
количественных ограничений (квот) на импорт / экспорт конкретных товаров.
Монополистические
меры. В разное время отдельные страны установили монополию на торговлю
определенными товарами. Согласно основным правилам ВТО, использование
нетарифных методов регулирования внешней торговли должно быть минимальным.
В настоящее
время таможенная политика использует как тарифное, так и нетарифное
регулирование внешнеэкономической деятельности России.
Инструменты
нетарифного регулирования таможенной политики в формировании внешней торговли
остаются актуальными сегодня, так как с их помощью государство в большом
количестве компаний, занимающихся независимыми коммерческими операциями, может
остановить рост дефицита внешней торговли и даже торгового баланса, в
результате рационального управления иностранной валютой и мобилизации валютных
резервов на обслуживание [21].
Тарифные
инструменты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность страны, включая
установление различных ставок и сборов, способствуют насыщению внутреннего
рынка или, наоборот, защищают отечественных производителей. Их актуальность
сегодня также велика, и из-за того, что новые таможенные режимы могут
привлекать иностранные инвестиции. Поэтому, совершенствуя таможенные процедуры
и отменяя необоснованные привилегии, можно сформировать федеральный бюджет,
достойный его «содержания».
В целом
тарифное регулирование осуществляется как с использованием таможенного тарифа,
так и при помощи контроля таможенной стоимости страны происхождения товаров,
которые непосредственно связаны с регулированием внешнеэкономической
деятельности в России.
В настоящее
время созданы и функционируют основные элементы российской таможенно-тарифной
политики. К ним относятся [5]:
1)
дифференциация ставок пошлин на различные ассортиментные группы товаров;
2)
применение различных категорий обязанностей (адвалорный, специфический,
комбинированный, специальный и т. д.);
3)
использование национальной системы преференций.
Сегодня на
современном этапе развития рыночных условий, характеризующихся открытой
российской экономикой и «прозрачными» государственными границами, проблема
экономической безопасности Российской Федерации стала гораздо более
распространенной. Реакция на эти изменения, разумеется, отражена в
законодательстве. Были изменены и приняты такие основополагающие документы, как
Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О
таможенном тарифе».
Однако,
сложившаяся правовая база деятельности российской таможенной службы
недостаточно развита для осуществления внешнеэкономической деятельности и интеграции
России в мировую экономику.
Подводя
итоги первого параграфа следует подчеркнуть, что в условиях реформирования и
совершенствования сферы таможенной политики государства особое значение
приобретает изучение истории ее формирования.
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Исторические особенности
становления таможенного дела. 6
на Руси. 6
1.1. Эволюция таможенных пошлин
России от XI до начала XX вв. 6
1.2 Мыт, тамга и таможенные обложения
на Руси. 14
Глава 2. История таможенного дела и
таможенной политики России. 18
2.1 Возникновение и развитие таможенного
дела в досоветский период. 18
2.2 Миссия таможенных органов РФ как
фактор повышения эффективности её деятельности. 28
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 36
Введение:
Развитие и становление таможенной службы
РФ связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди
государства стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов
государства.
Нельзя забывать, что не существует
торговли без налогов, и именно на таможенные сборы, пошлины и налоги
финансировались мероприятия правительства во благо российских граждан и в
пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, образование,
здравоохранение, оборону, на финансирование государственных реформ. Многие
выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, которые собраны
таможнями. Борьба с контрабандой проводилась таможенными органами во все
периоды истории России. Она касалась как ввоза и вывоза запрещенных товаров.
Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза церковных
запрещенных предметов, игральных карт, еретических книг, противодействуя тем
самым духовному растлению российского населения.
Находясь на страже государственных
интересов, таможенники XV-XVII
вв. у заезжих иностранцев задерживали секретные карты российских крепостей и
земель. Все высшие руководители Российского государства, включая императоров и
царей, не могли избегнуть таможенного досмотра, т.к. по законам Российской
империи никто не мог быть от него освобожден.
Таможенная служба, сохраняя лучшие
традиции, которые выработаны веками, с 1991 г. – времени создания
Государственного таможенного комитета РФ, вступила в новый период развития. Указом
Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 Государственный
таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную
службу[1]. Поэтому представляется
важным каждое исследование по теме, которое обогащает тысячелетнюю историю
таможенной службы новыми реалиями.
История развития и становления таможенной службы России исследована
многими зарубежными и отечественными учеными. Значительный вклад в исследование
внесли: Бекяшев К.А., Буваева Н., Давиденко Л.Г., Коник Н., Маховикова Г.А., Покровская
В., Руденко Л., Халевинская Е.Д.[2] и др.
Цель работы – исследовать историю зарождения и этапы развития
таможенного дела на Руси и также проанализировать современное состояние
таможенного дела. Поставленные задачи:
— рассмотреть эволюцию таможенной политики Российской Федерации; определить
специфику и сущность мыта и тамги в период Киевской Руси;
— описать развитие таможенного дела в досоветский период;
— проанализировать миссию таможенных органов РФ как фактор повышения
эффективности её деятельности
Объект исследования – таможенное дело на Руси и в современной России,
предмет – специфика, сущность и виды таможенных пошлин России с давних времен и
до сегодня.
Теоретико-методологическую базу исследования составляет система
принципов, приемов и способов изучения общих закономерностей возникновения,
становления и развития международно-правовых явлений. Из специальных и частных
методов применялись такие методы, как формально-юридический,
сравнительно-правовой, методы толкования норм права и другие методы
исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы. [1] Указ Президента Российской Федерации
от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов
государственной власти» // Собрание законодательства РФ, №11, 15.03.2004, ст.
945. [2] Бекяшев, К.А.,
Моисеев Е.Г. Таможенное право. – М.: Проспект, 2015. – 336 с.; Буваева, Н.
Международное таможенное право: учебник / Н. Буваева. – М.: Юрайт, 2013. – 376
с.; Давиденко, Л.Г. Налоги и таможенные платежи: учебное пособие / Л.Г.
Давиденко. – СПб: ИЦ Интермедия, 2013. – 199 с.; Коник, Н. Таможенное дело:
учебное пособие. – 2-е издание, стереотипное. / Н. Коник, Е. Невешкина. – М.:
Омега-Л, 2014. – 206 с.; Маховикова, Г.А., Павлова, Е.Е. Таможенное дело / Г.А.
Моховикова, Е.Е. Павлова. – М.: Юрайт, 2016. – 408 с.; Покровская, В.
Таможенное дело: учебник. / В. Покровская. – М.: Юрайт, 2014. – 732 с.;
Руденко, Л. Экономика таможенного дела: учебник. / Л. Руденко, Р. Губанов. –
М.: Дело и Сервис, 2015. – 112 с.; Халевинская, Е.Д. Торговая политика: учебное
пособие / Е.Д. Халевинская. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
Заключение:
По
итогам проведенного исследования можно сформулировать следующие основные
выводы.
Таможенное
дело берет свое начало в период образования Киевской Руси. Еще в договоре князя
киевского Олега с византийцами упоминается слово «мыт», что означало сбор за
провоз товаров через заставы.
Развитие
российских таможенных органов представляет собой сложный процесс, тесно
связанный с процессом создания и укрепления Российского централизованного
государства, расширения внешнеэкономического общения и внешнеторгового оборота.
Несмотря
на дискуссии по поводу начала таможенного дела, его организационного
оформления, в целом историки выделяют 11 этапов (с учетом современных периодов
– 13) в истории таможенного дела.
1.
VI
– VII вв.
– зарождение торгово-пошлинных отношений у славянских народов, проживавших на
днепровском торговом пути в древней Руси.
2.
VIII XIX вв.
– период зарождения Древнерусского государства и развития торговых обрядностей.
3.
Вторая половина IX
– первая половина XII
века – формирование торгово-пошлинных обрядностей в Киевской Руси.
4.
Конец XII
– середина XIII
– период становления таможенного дела, распад торгово-пошлинных обрядностей в
виде мытных сборов.
5.
Вторая половина XIII
– начало XIV
века – период подчинения Руси татаро-монголам, которые ввели тамгу, усилили
сбор дани, пошлины в пользу татарских князей.
6.
XV
– XVI
века – процесс возрождения таможенных обрядностей.
7.
XIII
век – период завершения таможенной реформы и организации централизованного
управлениями таможнями.
8.
XIX век
– поиски и выбор наиболее приемлемой таможенно-тарифной политики.
9.
Конец XIX
– начало XX
века – протекционизм.
10.
1921–1991 гг. – переход к государственной монополии на внешнюю торговлю.
11.
С октября 1991 года по 2001 год – период создания и развития таможенной службы
Российской Федерации.
12.
25 октября 1991 года была образована таможенная служба России.
13.
6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный Кодекс Таможенного Союза, с 2018
года – Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза.
В
Стратегии развития до 2030 года впервые была сформулирована миссия таможни,
которая является платформой для постановки стратегических целей, задает общий
вектор развития таможенных органов и позволяет правильно расставить приоритеты.
Целью Стратегии 2030 является создание качественно новой, насыщенной
искусственным интеллектом, быстро перенастраиваемой, информационно связанной с
внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для
законопослушного бизнеса и результативной для государства.
Анализ
этапов эволюционного развития таможенного дела в России показывает, что
движение вперед основано на особенностях, присущих именно нашей стране, а так
же с использованием мирового опыта, что очень важно для дальнейшего грамотного
развития таможенной политики и как следствие, эффективной реализации
экономических задач государства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исторические особенности становления таможенного дела
на Руси 1.1. Эволюция таможенных пошлин
России от XI до начала XX вв.
В
XI – XII веках быстро растут торговые и ремесленные центры – города,
благородство городских божеств – бояр, растет авторитет торговцев и
коллекционеров. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке стало разрушаться
местными князьями, которые рассматривали их имущество как наследственный актив
и отказались подчиняться киевскому князю.
В
XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а
их владельцы – феодалы на своих территориях стали вводить собственные системы
таможенных пошлин с учетом целей личного обогащения. В то время применялись пошлины,
которые обычно назывались проезжими и товарными.
С
развитием крупного владения землей, внешней торговлей и городскими ремеслами в
XIII – XIV веках русские города установили связи с западными государствами.
Таким образом, сначала Новгород, а затем Псков и Смоленск вошли в Ганзейский
союз, что позволило торговцам этих городов получить ряд значительных выгод в
торговле с государствами Северной Европы[1].
Завоевание
русских земель татаро-монгольскими племенами привело к появлению на русском
языке слова «тамга», что у тюркских народов означало знак, клеймо,
тавро, который был включен в собственность, принадлежащую народу.
Приобретение
ханских ярлыков сопровождалось сбором
тамги. Вскоре так стали называться пошлины, взимавшиеся при торговле на
рынках и ярмарках. От слова «тамга» был образован глагол «тамжить», то
есть облагать товар пошлиной, а место, где товар «тамжили», стало называться
таможней. Служилый человек стал называться таможником или таможенником. В
обиход вошли словосочетания «таможенный голова» (старший таможенник), «таможенная
грамота» (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих
владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину). Внутренние
таможенные пошлины взимались со всех товаров, выставленных на продажу, это
правило не распространяется на предметы потребления, необходимые владельцу. В
некоторых случаях лица, имеющие духовный титул, монастыри, жители новых городов
и отдельных местностей, а также люди, предоставляющие услуги государству или
княжеству, были освобождены от уплаты взносов. Эта ситуация была зафиксирована
в некоторых правовых актах того времени[2]. [1] Халевинская, Е.Д.
Торговая политика: учебное пособие / Е.Д. Халевинская – М.: Магистр, НИЦ
ИНФРА-М, 2015. С. 37. [2] Бекяшев, К.А.,
Моисеев, Е.Г. Таможенное право / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. – М.: Проспект,
2015. С. 54.