Курсовая с практикой на тему Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности 5
1.1. Нетарифные методы регулирования как эффективная защита экономических интересов российских товаропроизводителей 5
1.2. Запреты и ограничения в системе мер нетарифного регулирования в ЕАЭС 8
Глава 2. Практические особенности применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности 12
2.1. Анализ применения запретов и ограничений в ЕАЭС 12
2.2. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности 17
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Введение:
Международным многосторонним форумом по созданию и регулированию правовых механизмов в международной торговле является Всемирная торговая организация (далее — ВТО). Политика ВТО содействует свободной торговле и открытости внутренних рынков государств-членов, для этого члены организации стремятся устранить или снизить всевозможные торговые барьеры.
Выделяют две категории барьеров торговли: тарифные барьеры и нетарифные барьеры. Запреты и ограничения относятся к нетарифным барьерам международной торговли.
Институт запретов и ограничений внешнеторговой деятельности выступает в роли инструмента таможенного регулирования. Цель таможенного регулирования, в свою очередь, заключается в охране экономических интересов
Российской Федерации и в обеспечении общественной безопасности. Интересы государства, безусловно, нуждаются в защите на сегодняшний день ввиду нестабильной экономической и политической ситуации в мире, возникшей вследствие ухудшения международных отношений между Россией и группой стран, в которую входят США и ЕС.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время формирование эффективной системы запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования является одной из неотложных задач, как для нашей страны, так и для ЕАЭС, поскольку в России достаточно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности.
Объект исследования курсовой работы — запреты и ограничения, действующие при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Предмет исследования курсовой работы – нормативно-правовые акт, регулирующие запреты и ограничения во внешнеторговой деятельности.
Целью курсовой работы является анализ особенностей запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:
— изучить нетарифные методы регулирования как эффективная защита экономических интересов российских товаропроизводителей;
— раскрыть запреты и ограничения в системе мер нетарифного регулирования в ЕАЭС;
— провести анализ применения запретов и ограничений в ЕАЭС;
— выявить проблемы и пути совершенствования правового регулирования применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Структура курсовой состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ практических особенностей применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности есть эффективный способ таможенного регулирования, своеобразная защита экономических интересов российских товаропроизводителей.
В статье 46 Договора о ЕАЭС закреплено 5 видов единых мер нетарифного регулирования, которые члены ЕАЭС применяют к третьим странам:
1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
4) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Роль запретов и ограничений в международной торговле товарами и услугами выражается в четырех аспектах:
1. Защита отечественного производителя товаров или поставщика услуг.
2. Охрана жизни и здоровья человека, окружающей среды, животных и растений, общественной морали и других социально значимых целей.
3. Защиты существенных интересов безопасности государства.
4. Использование в качестве инструмента политического воздействия.
При этом грань между ними довольна тонкая. Самое важное, что в итоге, запрет и ограничение торговли товарами или услугами ложится бременем на потребителей. В результате решения правительства на рынке становится меньше товаров и услуг, следовательно, меньше выбора, меньше конкуренции и выше цена. И потребитель вынужден платить цену за потерю доступа к другим менее дешевым и конкурентоспособным товарам или услугам.
Поэтому государства должны принимать во внимание существующие принципы регулирующую торговлю. Они должны четко понимать и определять, где запрет импорта является лучшим регулятивным решением или существуют более дружественные торговые инструменты для достижения значимых целей государства.
Запреты и ограничения перемещения товаров через Таможенную границу ЕАЭС включают в себя меры нетарифного регулирования, особые запреты и ограничения, меры экспортного контроля, а также санитарные и фитосанитарные требования. Целью их введения по прежнему остаются не только защита политических и экономических интересов Российской Федерации, сохранение жизни и здоровья населения и окружающей среды, но и стимулирование отечественного производителя посредством импортозамещения.
В результате анализа основных направлений совершенствования правового регулирования запретов и ограничений в условиях укрепления ЕАЭС, следует отметить следующее.
1. Правовой институт запретов и ограничений в ТК ЕАЭС усовершенствован с учетом современного уровня развития и укрепления евразийской интеграции и необходимости снижения административных барьеров в торговле.
2. Положения и понятийный аппарат ТК ЕАЭС в сфере регулирования запретов и ограничений, приведен в соответствие с положениями Договора о ЕАЭС от 24 мая 2014 года.
3. В ТК ЕАЭС изменены подходы к регламентации положений о применении или освобождении от применения запретов и ограничений. Реализован принцип, согласно которому порядок представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, должен устанавливаться правовыми актами, которыми эти запреты и ограничения вводятся.
Одной из причин, замедляющих темпы интеграции государств в рамках ЕАЭС, выделяют сохраняющиеся внутри союза барьеры, включая запреты и ограничения. Основной задачей на сегодня является адаптация механизма нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности к современным реалиям, ликвидации мер нетарифного регулирования, препятствующих свободному функционированию общего рынка ЕАЭС.
Однако остается очевидным, что страны не откажутся от какой-либо возможности политического воздействия на своих партнеров посредством влияние на внешнюю торговлю. Дальнейшие положительные результаты интеграции зависят от того, смогут ли государства ЕАЭС разрешить возникшие между ними противоречия, которые, наряду с вопросом сбалансированности экономических интересов и объективными сложностями начального этапа интеграции, серьезно замедляют процессы углубления экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС.
Видится, что реализация мер нетарифного регулирования внешней торговли в рамках положений Договора о ЕАЭС все же положительно скажется на отношениях между странами-участницами, позволит им повысить динамику развития экономических показателей и выстроить гармоничные отношения с третьими странами, обеспечивая экономическую безопасность, интересы хозяйствующих субъектов и потребителей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности
1.1. Нетарифные методы регулирования как эффективная защита экономических интересов российских товаропроизводителей
Правовые основы таможенного регулирования (ТР) внешнеэкономической деятельности есть система правовых норм, при помощи которых определяют ключевые направления, правовые формы и способы ТР. В этих условиях предприниматели, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью должны грамотно разбираться в международных и национальных документах, содержащих сведения о таможенных режимах, платежах, процедурах и т.п.
Таможенное регулирование любого государства соответствует не только нормам национального права, но также нор мам международного права. Такой симбиоз является следствием того факта, что правовые отношения внешней торговли всегда довольно сложны из-за присутствия в них иностранной компоненты.
Сегодня Российская Федерация сотрудничает более чем в 80 двусторонних международных соглашениях. Например, между РФ и США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров. Основополагающим документом является Таможенный Кодекс ЕАЭС . Основными документами, регламентирующими процедуры таможенного регулирования ВЭД с участием предпринимателей являются ФЗ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» и др.
Существует также нормативные акты Президента Российской Федерации, а также подобные Постановления Правительства РФ. Все эти документы являются основополагающими и обязательными для предпринимателей, непосредственно связанных с внешней торговлей. Более того, подобные нормы отражены в международных и национальных правовых документах, содержат основные положения о таможенных режимах, платежах и т.д.
Одним из основных инструментов регулирования внешней торговли выступает так называемый таможенный тариф — это свод правил таможенных пошлин, касательно товаров, перемещаемых через таможенную границу, конкретная ставка таможенной пошлины, которую подлежит уплатить при вывозе или ввоза определенного товара.
Этим же документом подробно расписаны и те виды товаров, которые освобождены от уплаты.
Основной принцип таможенно-тарифного регулирования — это установление таможенных пошлин, в соответствии с которым участники таможенно-тарифных соглашений не имеют права заключать какие либо дополнительные соглашения по размерам и срокам уплаты пошлины. Это означает, что при перевозе каких-либо товаров через границу РФ все предприниматели обязаны оплачивать соответствующую таможенную пошлину по определенной ставке — так называемый таможенный тариф. Сама же таможенная пошлина является обязательным платежом в Федеральный бюджет, она взимается инспекторами таможенных служб при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Иными словами, под таможенной стоимостью товара мы понимаем цену сделки, уплаченной за продукцию на момент пересечения ею таможенной границы РФ. Таможенная стоимость установлена в соответствии с международным договором, существует методика установления таможенной стоимости товаров.
Особой статьей прописаны тарифные льготы, они предоставляются в виде возврата ранее уплачено таможенной пошлины, в виде освобождения от уплаты пошлины, а также в виде уменьшения ставки таможенной пошлины. Существуют также тарифные преференции — это особые таможенные льготы в виде специальных преимуществ, оказываемых при обложении таможенными пошлинами определенных товаров отдельных стран, которые, при этом не распространяются на аналогичные, подобные товары других стран.
Как видно из вышесказанного, таможенно-тарифное регулирование происходит путем установления конкретных тарифов ввозных и вывозных пошлин. При этом, в качестве элементов таможенного тарифа выступают таможенные пошлины, их ставки и виды, а также система группировки товаров — так называемая Товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС.
На практике используются разные классификации нетарифных методов регулирования. Эти нетарифные барьеры можно разделить на 2 больших блока :
1. мероприятия, созданные специально в качестве дополнения к пошлинам для регулирования доступа товаров на национальные рынки (эта такие, как квоты, выдача лицензии, запреты и т.д.
2. мероприятия скрытого и побочного характера. Их используют для осознанного воздействия на товаропотоки, в частности, техстандарты, санитарные нормы, акцизы и т.д.
В качестве примера можно привести систему классификации, разработанную ЮНКТАД, в которой выделены 7 групп нетарифных мероприятий. Это, в частности, ценовой контроллинг, финансовый контроллинг, лицензирование и иные мероприятия, касательно чувствительных товаров.
В текущих условиях в качестве мероприятий нетарифного регулирования внешней торговли в РФ применяются такие как:
1. запрет на ввоз и вывод отдельных товаров;
2. лицензии и квоты на экспорт и импорт;
3. спецзащитные антидемпинговые и компенсационные мероприятия.
Так, например, из-за санкций западных стран и США значительно увеличилось общее количество продукции, запрещенной к ввозу в РФ. В ответ на это был издан указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». В частности, этим указом запрещено ввозить в РФ отдельные виды сельхозпродукции от стран, которые объявили нам санкции .
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности есть эффективный способ таможенного регулирования, своеобразная защита экономических интересов российских товаропроизводителей.