Курсовая с практикой на тему Занятость и безработица. Национальные программы занятости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И
БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1. Понятие и проблемы регулирования занятости и
безработицы.. 5
1.2. Реализация программы «Содействие занятости
населения» как фактор преодоления проблемы безработицы.. 8
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОБЛЕМ
ЗАНЯТОСТИ.. 13
2.1. Анализ безработицы и основных проблем
занятости в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. 13
2.2. Анализ состояния занятости и проблем
безработицы на примере Волгограда 17
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЗАНЯТОСТИ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДА.. 22
3.1. Анализ реализации программ занятости на
примере Волгограда. 22
3.2. Рекомендации по поддержке занятости в
Волгограде. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Данная работа посвящена изучению проблемы занятости и
безработицы, а также анализу национальных программ занятости.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем,
что проблема безработицы — это явление, носящее социально-экономический
характер, и с ним в определенный период сталкивается любое государство. В
основе безработицы лежит процесс нарушения и нерационального использования как
производственных, так и трудовых ресурсов.
Безработица, прежде всего, является ключевым
показателем для определения общего состояния экономики, а также для оценки ее
эффективности. Данная проблема для нашей страны в условиях сложившегося
экономического кризиса нуждается в немедленных государственных мерах,
направленных на снижение её уровня и последующей выработке рекомендаций,
которые в дальнейшем станут основой для разработки и реализации эффективной
социально-экономической политики, направленной на обеспечение занятости
трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального,
социально допустимого уровня.
На фоне пандемиии COVID-19, объявленной ВОЗ 30 января
2020 г., безработица является самой актуальной проблемой в Российской
Федерации, которая начинает приобретать угрожающий, глобальный характер, что
отрицательно отразиться на всех сферах жизни общества.
Цель работы – изучить проблемы занятости и безработицы
на современном этапе, провести анализ национальных программ занятости и
процесса их реализации.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и проблемы регулирования
занятости и безработицы;
2) рассмотреть процесс реализации программы
«Содействие занятости населения» как фактор преодоления проблемы безработицы;
3) провести анализ безработицы и основных проблем
занятости в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19;
4) провести анализ состояния занятости и проблем
безработицы на примере Волгограда;
5) провести анализ реализации программ занятости на
примере Волгограда;
6) предложить рекомендации по поддержке занятости в
Волгограде.
Объект исследования – занятость и безработица.
Предмет исследования – организационно-экономические и
управленческие условия регулирования занятости и безработицы.
В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования
посвящена рассмотрению теоретической основы изучения занятости и безработицы. Во
второй главе работы нами проводится анализ состояния безработицы и проблем
занятости. В третьей главе предложены рекомендации по поддержке занятости в рамках
реализации национальных программ на примере Волгограда.
Источниковую базу исследования составили материалы комитета
по труду и занятости населения Волгоградской области, а также материалы научной
периодики, научно-практических конференций, посвященные вопросам занятости и
безработицы, опубликованные за последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Появление безработицы связано с
циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с ростом
органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно
потребности капитала. Последствиями безработицы являются абсолютное и
относительное обнищание наемных работников. Прогнозирование уровня безработицы
затрудняется тем, что с 1 января 2019 года вступил в силу закон о повышении
пенсионного возраста. В целях обеспечения занятости государство работает в
разных направлениях, главными из которых можно считать следующие: разработка
программ по увеличению рабочих мест; создание специальных рабочих мест для
инвалидов; государственная поддержка частного предпринимательства; программы по
обучению и переквалификации безработных, социальное страхование безработицы;
выделение средств на пособия по безработице и др.
2)
Проведен анализ реализации государственной программы «Содействие занятости
населения». В ходе реализации программы планировалось сокращение разрыва между
уровнями общей и регистрируемой безработицы (отношение численности безработных
граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности
безработных в соответствии с методологией Международной организации труда
увеличится с 24% в 2013 году до 42% в 2024 году). Сделан вывод, что, вопреки
тому, что плановые показатели программы «Содействия занятости населения»
выполняются в срок, этих действий недостаточно для решения проблемы
безработицы.
3) Проведен анализ состояния рынка
труда и безработицы в Российской Федерации во время кризисных явлений,
вызванных пандемией COVID- 19. Рассмотрены статистические данные численности
рабочей силы и уровня безработицы в России.
4) Проведен анализ состояния
занятости и проблем безработицы на примере Волгограда. Доля экономически
активной части населения остается примерно одинаковой, колеблясь от 53,8% (2015
год) до 54,0% (2019 год). Начиная с 2017 года, численность занятых в экономике
региона увеличивается с 1722,7 тыс. чел. до 1779,8 тыс. человек. Этому
способствовала реализация мер по стабилизации ситуации на рынке труда и
увеличение объемов производства и потребления. Начиная с 2017 года, уровень
реальной и зарегистрированной безработицы пошел на спад, что было обусловлено
тем, что в 2017 году Правительством Волгоградской области были приняты
программы, направленные на содействие занятости и регулирование рынка труда.
5) Проведен анализ реализации
программ занятости на примере Волгограда. В Волгоградской области реализуется
Государственная программа Волгоградской области «Развитие рынка труда и
обеспечение занятости в Волгоградской области». Государственная программа
реализуется в 2018 — 2024 годах. В 2020 году в связи с пандемией в программу
внесены ряд существенных поправок, направленных на поддержку граждан,
потерявших работу, увеличено финансирование в части переобучения граждан старше
50 лет, поддержку молодых специалистов и выпускников ВУЗов.
6) Для обеспечения сокращения безработицы
на региональном уровне необходимо грамотное развитие и использования главного
фактора развития цифровой экономики — кадрового потенциала. Необходимо наладить
систему профориентации, для того чтобы привлекать молодых людей на те
специальности, которые нужны Волгоградской области и отобразить это в виде
поправок к Государственной программе Волгоградской области «Развитие рынка
труда и обеспечение занятости в Волгоградской области».
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 1.1. Понятие и проблемы регулирования занятости и безработицы Безработица
— наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения,
которые способны и желают трудиться, но не могут найти работу. Занятость — это
деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и
приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Появление безработицы
связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с
ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а
относительно потребности капитала. Последствиями безработицы являются
абсолютное и относительное обнищание наемных работников. Маркс и его
последователи развивают
трудовую теорию стоимости. Общий уровень безработицы рассчитывается по формуле
[5, c. 80]: , где: — уровень безработицы, — число безработных, — рабочая сила (занятые и безработные).
В последние
годы наиболее популярны концепции «естественного», «нормального», «социально
допустимого» уровня безработицы, исследующие взаимосвязи безработицы и инфляции,
денежного обращения, равновесной цены труда, соотношения спроса и предложения
на труд.
Безработными признаются граждане,
которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы
занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к
ней. В свою очередь безработными не могут быть признаны граждане [13, c. 465]:
— не достигшие 16-летнего возраста;
— которым в соответствии с
законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в том числе
досрочно;
— отказавшиеся в течение 10 дней со
дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска работы от двух
вариантов подходящей работы, включая временного характера, а впервые ищущие
работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации — в случае двух
отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы,
включая работу временного характера;
— не явившиеся без уважительных
причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы
в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не
явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в
качестве безработных;
— осужденные по решению суда к
исправительным работам, а также к назначению в виде лишения свободы;
— предоставившие документы,
содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также
предоставившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Особенностью отечественного рынка
труда является огромный территориальный дисбаланс и относительно низкая
внутренняя трудовая миграция населения. Основными действующими потоками в
настоящее время являются потоки из регионов России в Москву и Санкт- Петербург,
где действительно можно быстрее найти высокооплачиваемую работу. Однако
основная часть населения России пока не готова менять место жительства ради
карьерного роста или повышения уровня оплаты труда [16, c. 46].
По данным экспертов сокращение
персонала на автомобилестроительных заводах России достигло 15% [2, c. 57]. Помимо
вышеизложенных проблем, актуальными на сегодняшний день также являются
следующие: проблема повышения оплаты труда, проблема преодоления чрезмерной
дифференциации доходов различных слоев населения, проблема достойного
пенсионного обеспечения граждан [9, c. 89], низкая производительность труда. Так,
например, согласно экспертной оценке в экономически развитых европейских
странах уровень производительности труда почти в 3 раза выше, чем в России [19,
c.
240].
Следует также упомянуть и о проблеме
существования скрытой безработицы, которая не отражается на уровнях общей и
регистрируемой безработиц. Согласно определению, это вид безработицы, который
характеризуется фактическим отсутствием занятости при формальном сохранении
трудовых отношений с работодателем. Отметим, что занятость в данном случае
может быть и неполной. Зарплата при этом может выплачиваться либо в неполном
объеме, либо не выплачиваться вообще. Работник соответственно может быть занят
неполный рабочий день, переведен с полной ставки на долю ставки, либо отправлен
в неоплачиваемый отпуск из-за временного отсутствия фактической работы.
По оценке экспертов, масштабы скрытой
безработицы варьируются в пределах от 7 до 10 млн чел. В настоящее
время в России распространена частичная занятость, когда работник трудится не
40, а 18 часов в неделю. Очагами незанятости в России становятся Кировская,
Свердловская области, Челябинск и Пермь, Омск, Хабаровск, Иркутск. Безработица
относительно выше среди молодежи и женщин [19, c. 241].
Фактором,
стимулирующим безработицу, является такой процесс, как миграция рабочей силы. В
весенне-летний период в России работают около 500 тысяч иностранцев. Их доля
особенно значительна в строительной индустрии и сфере услуг.
В целях обеспечения занятости
государство работает в разных направлениях, главными из которых можно считать
следующие: разработка программ по увеличению рабочих мест; создание специальных
рабочих мест для инвалидов; государственная поддержка частного
предпринимательства; программы по обучению и переквалификации безработных,
социальное страхование безработицы; выделение средств на пособия по безработице
и др.