Методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Занимательные упражнения на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Таким образом, занимательный материал является одним из важнейших средств в обучении.

Занимательность может создаваться в необычной форме. Например, в необычной для учащихся постановке вопроса, необычной формулировке задания.

Интерес к занятиям можно вызвать воображаемой игровой деятельностью.

Занимательный материал может принести пользу лишь в том случае, если он органически связан с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами и заданиями. Применяя занимательный материал в процессе обучения, учитель должен осознавать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока включить занимательный материал в работу, как связать использование занимательного материала с другими этапами урока.

Занимательный материал помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, расширение объема усваиваемого материала, выделение главного в материале урока и его систематизация.

Занимательный материал по русскому языку может использоваться практически на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, на этапе закрепления и формирования навыков, на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений, на этапе систематизации, повторения, обобщения материала.

Мы проанализировали опыт нескольких преподавателей использования занимательных упражнений на уроках русского языка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Часть 2. Методические аспекты использования занимательного материала на уроках русского языка и его отражение в школьных учебниках

2.1. Опыт использования занимательных упражнений на уроках русского языка

Мы проанализировали опыт нескольких преподавателей использования занимательных упражнений на уроках русского языка.

Учитель С.И. Маканина использует различные занимательные упражнения, предпочитая такие формы и средства как:

— диалоговая;

— ТРКМ;

— творческая мастерская;

— проектная;

— игровая;

— ИКТ.

На основе этих педагогических технологий педагог разрабатывает нетрадиционные формы уроков, которые помогают работать более эффективно и достигать поставленных целей. Один из таких методов, самый распространённый в школе, но всегда новый и интересный — это игра.

Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по таким основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• дидактический материал используется в качестве её средства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (победой или проигрышем).

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе 6
1.1. Роль занимательности на уроках русского языка 6
1.2. Виды уроков русского языка с использованием занимательных упражнений 13
Глава 2 Практические аспекты использования занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе 25
2.1. Выявление и изучение уровня сформированности познавательного интереса к русскому язык у младших школьников 25
2.2. Анализ опыта работы по проведению уроков с использованием занимательных упражнений на уроках русского языка 31
Выводы по 2 главе: 34
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 40

  

Введение:

 

Актуальность. Основная образовательная цель обучения русскому языку в общеобразовательной школе — научить учащихся устному и письменному общению, выражению своей мысли в устной и письменной форме.
Прививать учащимся желание изучать русский язык – главная задача учителей русского языка, работающих в национальной школе.
Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы каждый урок русского языка вызывал у учащихся живой интерес, активизировал их мышление, развивал творческие способности.
А каковы уроки? Всегда ли каждый урок интересен ученикам, развивает их, воспитывает умственно и нравственно, разжигает в каждом школьнике удивительный факел познания? Что же нужно сделать, чтобы урок активизировал познавательную деятельность учащихся?
Для этого учителя должны постоянно искать наиболее эффективные пути и средства обучения русско¬му языку.
Эффективным средством обучения русскому языку является введение на уроках элементов занимательности.
Несмотря на достаточную теоретическую разработанность рассматриваемой нами темы, в практике обучения, в частности в младшей школе, существует немало недостатков в использовании занимательных упражнений. Основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации уроков с использованием занимательных упражнений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации уроков с использованием занимательных упражнений.
Противоречие возникает между значительными развивающими возможностями уроков с использованием занимательных упражнений для интеллектуального развития обучающихся на уровне начального общего образования и недостаточным использованием этих возможностей в практике образования.
Теоретическая база исследования. В конце ХХ века в психо–педагогических науках появились следующие направления: обучение и развитие младших школьников (Л.В. Занков); развитие теоретического мышления (В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин), формирование умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), формирование познавательного интереса (Г.И. Щукина), новые методы обучения (В.Ф. Шаталов, И.Я. Лернер), интегративное и дифференцированное обучение (М.А. Менчинская, Г.С. Костюк), развитие познавательной активности учащихся начальной школы (Ш.А. Амонашвили), оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский), основные принципы системного подхода к содержанию образования в школе (М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов и др.). Они внесли определенный вклад в разработку психо–педагогических и дидактических проблем урока, являющихся основной формой организации обучения.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных условий организации уроков с использованием занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе как средства интеллектуального развития младших школьников. Решение этой проблемы составляет цель настоящей работы.
Цель работы – охарактеризовать использование занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – использование занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
– изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме работы,
– проанализировать особенности организации и проведения уроков с использованием занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе,
– рассмотреть виды уроков с использованием занимательных упражнений,
– выявить и изучить уровня сформированности познавательного интереса к русскому язык у младших школьников .
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
– наблюдение за работой учащихся на уроке.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одна из важных задач школьного курса русского языка – это формирование у учащихся относительной грамотности, уровень которой определяется действующими программами по русскому языку, нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Конечная цель преподавания русского языка в школе – это научить школьников правильно и свободно пользоваться языком как в устной, так и в письменной форме.
Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения, которая способствует не только усвоению учебных знаний, умений и навыков, но и побуждает ученика к активной познавательной деятельности, способствует формированию познавательных интересов, развивает такие психические процессы как мышление, произвольное внимание, творчество и т.д [2].
Нетрадиционный урок характеризуется нестандартным подходом к:
• Подбору содержания учебного материала;
• Сочетанию методов обучения;
• Внешнему оформлению.
Нетрадиционные уроки бывают разных видов: например, урок–путешествие, урок–соревнование, урок–концерт, КВН, урок–сказка и так далее.
Перед учителем открывается широкий выбор методом работы. К примеру, на уроках русского языка и литературы учащиеся с большим интересом разгадывают предложенные учителем кроссворды, ребусы, загадки, шарады. На традиционных уроках задания такого типа используются нечасто в связи с нехваткой учебного времени. За счет нестандартных заданий урок заметно оживляется, расширяется кругозор учеников, их речь обогащается.
Грамотно подобранная игра может многому научить детей и активизировать его мыслительную деятельность.
Таким образом, использование занимательного материала вызывает большой интерес у учащихся, особенно у младших школьников. Это позволяет повысить познавательную активность и интерес к учебным занятиям. Кроме того развивается творческий потенциал личности ученика. Занимательный материал на уроках русского языка позволяет создать условия для формирования положительных качеств характера (взаимопомощь, воля, трудолюбие, умение работать в команде и др.) и создать установку на творческую деятельность.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты использования занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе

1.1. Роль занимательности на уроках русского языка

Воспитание у младших школьников интереса к родному языку невозможно без использования в учебном процессе заданий занимательного и нестандартного характера.
В условиях модернизации общества перед общеобразовательной школой стоит серьезная задача: улучшение качества обучения и воспитания учащихся. Успешное решение этой задачи предполагает не только повышение научно-теоретического уровня преподавания, совершенствование методов и приемов обучения, но и применение различного занимательного материала, так как занимательность в обучении – фактор повышения интереса к занятиям по русскому языку. Занимательный материал особенно важен в начальных классах [23].
Обращаясь к рассмотрению термина «занимательность», необходимо прежде всего взять за основу определение ключевых понятий.
Занимательный – способный занять внимание, воображение, интересный [26].
Занимательный – такой, который занимает, захватывает [26].
Занимательный – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом [27].
Интересный – возбуждающий интерес, занимательный, любопытный [23].
Любопытный – отличающийся любопытством, интересный, возбуждающий любопытство [26].
Возбуждающий – приводящий в состояние возбуждения, усиливающий деятельность организма [23].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы