Курсовая с практикой на тему Занимательные упражнения на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе 6
1.1. Роль занимательности на уроках русского языка 6
1.2. Виды уроков русского языка с использованием занимательных упражнений 13
Глава 2 Практические аспекты использования занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе 25
2.1. Выявление и изучение уровня сформированности познавательного интереса к русскому язык у младших школьников 25
2.2. Анализ опыта работы по проведению уроков с использованием занимательных упражнений на уроках русского языка 31
Выводы по 2 главе: 34
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 40
Введение:
Актуальность. Основная образовательная цель обучения русскому языку в общеобразовательной школе — научить учащихся устному и письменному общению, выражению своей мысли в устной и письменной форме.
Прививать учащимся желание изучать русский язык – главная задача учителей русского языка, работающих в национальной школе.
Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы каждый урок русского языка вызывал у учащихся живой интерес, активизировал их мышление, развивал творческие способности.
А каковы уроки? Всегда ли каждый урок интересен ученикам, развивает их, воспитывает умственно и нравственно, разжигает в каждом школьнике удивительный факел познания? Что же нужно сделать, чтобы урок активизировал познавательную деятельность учащихся?
Для этого учителя должны постоянно искать наиболее эффективные пути и средства обучения русско¬му языку.
Эффективным средством обучения русскому языку является введение на уроках элементов занимательности.
Несмотря на достаточную теоретическую разработанность рассматриваемой нами темы, в практике обучения, в частности в младшей школе, существует немало недостатков в использовании занимательных упражнений. Основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации уроков с использованием занимательных упражнений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации уроков с использованием занимательных упражнений.
Противоречие возникает между значительными развивающими возможностями уроков с использованием занимательных упражнений для интеллектуального развития обучающихся на уровне начального общего образования и недостаточным использованием этих возможностей в практике образования.
Теоретическая база исследования. В конце ХХ века в психо–педагогических науках появились следующие направления: обучение и развитие младших школьников (Л.В. Занков); развитие теоретического мышления (В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин), формирование умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), формирование познавательного интереса (Г.И. Щукина), новые методы обучения (В.Ф. Шаталов, И.Я. Лернер), интегративное и дифференцированное обучение (М.А. Менчинская, Г.С. Костюк), развитие познавательной активности учащихся начальной школы (Ш.А. Амонашвили), оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский), основные принципы системного подхода к содержанию образования в школе (М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов и др.). Они внесли определенный вклад в разработку психо–педагогических и дидактических проблем урока, являющихся основной формой организации обучения.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных условий организации уроков с использованием занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе как средства интеллектуального развития младших школьников. Решение этой проблемы составляет цель настоящей работы.
Цель работы – охарактеризовать использование занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – использование занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
– изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме работы,
– проанализировать особенности организации и проведения уроков с использованием занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе,
– рассмотреть виды уроков с использованием занимательных упражнений,
– выявить и изучить уровня сформированности познавательного интереса к русскому язык у младших школьников .
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
– наблюдение за работой учащихся на уроке.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Одна из важных задач школьного курса русского языка – это формирование у учащихся относительной грамотности, уровень которой определяется действующими программами по русскому языку, нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Конечная цель преподавания русского языка в школе – это научить школьников правильно и свободно пользоваться языком как в устной, так и в письменной форме.
Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения, которая способствует не только усвоению учебных знаний, умений и навыков, но и побуждает ученика к активной познавательной деятельности, способствует формированию познавательных интересов, развивает такие психические процессы как мышление, произвольное внимание, творчество и т.д [2].
Нетрадиционный урок характеризуется нестандартным подходом к:
• Подбору содержания учебного материала;
• Сочетанию методов обучения;
• Внешнему оформлению.
Нетрадиционные уроки бывают разных видов: например, урок–путешествие, урок–соревнование, урок–концерт, КВН, урок–сказка и так далее.
Перед учителем открывается широкий выбор методом работы. К примеру, на уроках русского языка и литературы учащиеся с большим интересом разгадывают предложенные учителем кроссворды, ребусы, загадки, шарады. На традиционных уроках задания такого типа используются нечасто в связи с нехваткой учебного времени. За счет нестандартных заданий урок заметно оживляется, расширяется кругозор учеников, их речь обогащается.
Грамотно подобранная игра может многому научить детей и активизировать его мыслительную деятельность.
Таким образом, использование занимательного материала вызывает большой интерес у учащихся, особенно у младших школьников. Это позволяет повысить познавательную активность и интерес к учебным занятиям. Кроме того развивается творческий потенциал личности ученика. Занимательный материал на уроках русского языка позволяет создать условия для формирования положительных качеств характера (взаимопомощь, воля, трудолюбие, умение работать в команде и др.) и создать установку на творческую деятельность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты использования занимательных упражнений на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Роль занимательности на уроках русского языка
Воспитание у младших школьников интереса к родному языку невозможно без использования в учебном процессе заданий занимательного и нестандартного характера.
В условиях модернизации общества перед общеобразовательной школой стоит серьезная задача: улучшение качества обучения и воспитания учащихся. Успешное решение этой задачи предполагает не только повышение научно-теоретического уровня преподавания, совершенствование методов и приемов обучения, но и применение различного занимательного материала, так как занимательность в обучении – фактор повышения интереса к занятиям по русскому языку. Занимательный материал особенно важен в начальных классах [23].
Обращаясь к рассмотрению термина «занимательность», необходимо прежде всего взять за основу определение ключевых понятий.
Занимательный – способный занять внимание, воображение, интересный [26].
Занимательный – такой, который занимает, захватывает [26].
Занимательный – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом [27].
Интересный – возбуждающий интерес, занимательный, любопытный [23].
Любопытный – отличающийся любопытством, интересный, возбуждающий любопытство [26].
Возбуждающий – приводящий в состояние возбуждения, усиливающий деятельность организма [23].