Курсовая с практикой на тему «Замок Отранто» как первый готический роман
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Возникновение жанра «готики» в Англии. 5
1.1 Причины появления жанра «готики». 5
1.2 Личность Г. Уолпола и его биография. 9
Глава 2. Роман Г. Уолпола «Замок Отранто». 12
2.1 Сюжет романа «Замок Отранто». 12
2.2 Новаторские черты романа «Замок Отранто». 15
2.3 Влияние романа «Замок Отранто» на литературу Англии. 18
Заключение. 20
Библиография. 22
Введение:
Актуальность темы. История зарубежной литературы предполагает знакомство с жанрами и
эстетическими концепциями, не имеющими точного аналога в российской культуре.
Жанр готики тесно связан с европейским Средневековьем и включает антураж,
которого в России почти нет, это средневековые замки, легенды и предания,
родовые проклятия и тайны, разрушенные монастыри, склепы и т.д. Произведения в
данном жанре, а также в близких по эстетике жанрах романтизма и мистики
создавали такие известнейшие писатели, как Дж. Байрон, Ч. Диккенс и др. К
сожалению, эти произведения почти неизвестны в России, тем более мало кто читал
менее известных авторов. Малоизвестен читателям, в том числе, роман Г. Уолпола
«Замок Отранто» (1764), который можно назвать первым готическим произведением,
оказавшим влияние на все развитие данного стиля. Этот роман заметно отличался
по стилю от той литературы, которая была распространена в Англии в середине XVIII века. Несмотря на свою непривычность,
роман «Замок Отранто» получил известность, а позже привел к появлению готической
литературы, авторы которой во многом ориентировались на первый роман в данном
жанре. Актуально выявить те характеристики романа «Замок Отранто», которые
обладают значением в контексте современного литературоведения.
Объект курсовой работы: готическая традиция в английской литературе.
Предмет работы: роман
«Замок Отранто».
Цель работы: изучить «Замок
Отранто» как первый готический роман.
Задачи:
1) рассмотреть причины появления жанра «готики» в английской
литературе;
2) изучить личность
Г. Уолпола и его биографию;
3) проанализировать
сюжет романа «Замок Отранто»;
4) определить новаторские
черты романа «Замок Отранто»;
5) охарактеризовать
влияние романа «Замок Отранто» на литературу Англии.
Теоретической основой курсовой работы стали диссертационные
исследования и статьи современных российских исследователей английской готической
литературы (Г. Заломкина,
М.Б. Ладыгин, Б.Р. Напцок, А.А. Пушкина, О.В. Разумовская
и др.).
Методы исследования включают общенаучные методы анализа научной литературы по теме
исследования, обобщение и синтез. Также применялись методы сопоставительного
анализа и лингвистического анализа.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение:
Появление готического
стиля в литературе во многом связано с реакцией части общества XVIII века на идеи рационализма и классицизма. Искусство
классицизма ориентировано на классические образцы эстетики, с отрицанием идей
средневековья с его «суеверием». Однако нашлись люди, которым нравилась
средневековая эстетика. Они создали жанры литературы, ориентированные на
прошлое и на эстетические идеалы средневековой литературы. Этими жанрами были
романтизм и готика, но романтики искали в средневековой литературе яркие
характеры, а готический стиль в литературе связан с мистикой и даже ужасом. Действие
готических романов разворачивается в загадочном месте, из которого
проблематично выйти; герои как-то связаны с прошлым (например, через
таинственный документ). В сюжете присутствуют сверхъестественные явления
(призраки, вампиры, загадочные существа). При этом писатели стараются погрузить
читателей в состояние страха, а лучше ужаса.
Основателем готического жанра в литературе
стал Г. Уолпол. Он был неординарным человеком, интересовавшимся историей и
средневековой английской архитектурой, и обладавшим хорошим воображением. Свои
разнообразные увлечения он воплотил в романе «Замок Отранто».
Роман был
написан автором без особых расчетов на успех, однако произвел сильное
впечатление на читателей того времени. Отчасти причиной успеха можно назвать
увлекательный сюжет, построенный на интриге: уже в начале романа загадочно
погибает один из ключевых персонажей, и читателям сложно разгадать тайну его
гибели. Затем следует целая череда драматических событий, которые приводят к
трагическому финалу с гибелью одной из главных героинь, Матильды. Частью сюжета
становятся потусторонние силы, которые прямо вмешиваются в сюжет.
В романе
«Замок Отранто» писателю удалось заложить все основы жанра готики. Это
необычное, замкнутое место действия – замок, в котором живут герои романа.
Затем, это присутствие тайны, которую необходимо разгадать, и присутствие
потусторонних сил. Одним из главных героев становится злодей Манфред, что тоже
нетипично для литературы XVIII века, когда в центре повествования обычно ставился
положительный персонаж. Атмосфера романа «Замок Отранто» пронизана мистикой,
что также стало важной особенностью готики.
Роман
заметно повлиял на все развитие английской литературы. К наиболее заметным
произведениям готической литературы можно причислить произведения А. Радклиф и
Э. По, но в этом жанре писали многие авторы, среди которых М. Шелли, Р.Л.
Стивенсон, Б. Стокер. Элементы готики можно обнаружить в значительном
количестве английских прозаических произведений XIX века и даже XX века. В настоящее время есть термин «неоготика». Все это
говорит о том, что роман Г. Уолпола привел к появлению устойчивой жанровой
модели, что удается далеко не каждому писателю.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Возникновение жанра «готики» в Англии
1.1 Причины появления жанра «готики»
Появление
готического романа в Англии в конце XVIII в. произошло в переломный момент
осмысления человеком его места в мире и формирования новых социальных
ценностей. А.А. Пушкина определяет этот кризис как «кризис рационализма в
философии и классицизма как художественного стиля» [14,
с. 63].
Рационализм –
это одна из важнейших философских парадигм, согласно которой разум составляет
основу объективного мира, познания и деятельности человека. Классический
рационализм возник еще в античности и основывается на принципе тождества
мышления и бытия. Его сторонники защищают тезис о познаваемости мира на том
основании, что объективный мир и мышление функционируют по одним и тем же
алгоритмам.
Расцвет
классического рационализма происходит в Новое время и связан с именами Декарта,
Спинозы и Гегеля. Девизом и ключевым принципом философии Декарта является
провозглашенный им в «Первоначалах философии» тезис «Я мыслю, следовательно, я
существую». Руководствуясь методом подвергать все сомнению, Декарт приходит к
выводу, что только осознание себя мыслящим существом невозможно подвергнуть
сомнению [7, с. 316].
С Декарта субъект
впервые почувствовал свое одиночество в мире, в литературу вошла тема
одиночества разумного человека. Мир, сконструированный в науке, согласно
Декарту, – это «новый мир», мир научного знания. Декарт не считал возможным
применение своего рационалистического метода к искусству. Искусство, поэзию и
прекрасное он считал субъективными продуктами воображения, не поддающимися
рационализации [6, с. 138].
Тем не
менее, искусство попало под влияние философии рационализма. В XVIII в. воображение ценилось мало, зато утверждался идеал
рациональности в искусстве.
Поэта и
писатели должны вести разум и классические формы красоты. Поэтому искусство
классицизма стремится к открытию общих законов. Оно выводит в художественных
произведениях не индивидуальные характеры, а абстрактные типы человеческой
природы. Из этого правила вытекает то обстоятельство, что из искусства
исключается символизм.
Объектом искусства
в эпоху рационализма является объективная действительность и современность. Это
положение отразилось в литературе того времени, и литературные произведения
стали основываться на принципах достоверности, реалистичности, правдоподобия.
Писатель ничего не должен был выдумывать, предполагалось, что в книгах написано
все правдиво и так, как и было на самом деле.
Одновременно
в XVIII
в. возник жанр романа. Время
становления жанра романа, столь разнообразного в своих воплощениях, традиционно
ассоциируется с веком Просвещения [1, с. 43].
В противовес
литературным произведениям классицизма, готический роман черпают свое
вдохновение в культуре эпохи Средневековья, отвергаемые в эпоху рационализма и
просвещения, воспринимавшую готику как нечто мракобесное.
Готика
появилась в Англии неслучайно. Для Англии всегда было свойственно с уважением
относиться к своей истории, ценить ее. Средневековье в Англии так и не стало
расцениваться как «темные века», наоборот, культура Средник веков в Англии
осознавалась как эстетическая ценность. Поэтому возникший тип романа, в котором
доминировала средневековая эстетика, был воспринят с интересом; сюжеты этих
романов англичанами были восприняты как описание мистической связи человека с
потусторонним миром. И романтизм,
и готический роман совершили поворот к историческому прошлому. Если в настоящее
время в исторической литературе нет ничего необычного, то в XVIII в. это было не так. Считалось, что описывать прошлое не
имеет смысла, и особенно не нужно вспоминать средневековье и средневековые
традиции символической, аллегорической литературы.
Романтизм и
готика по-своему интерпретировали средневековые литературные традиции. Романтизм
в средневековой литературе искал героические характеры действующих лиц. Готический
роман интересовали мистические легенды,
предания и поверья, связанные со сверхъестественными силами.
Местом действия готического романа стало место,
нагнетающее ужас своей обстановкой: кладбища, склепы, заброшенные монастыри и
т.п. Нагнетание ужаса – одна из главных черт готики. Для этого подходят любые
объекты, способные вызвать у читателей страх: вампиры, привидения, безумные
персонажи и т.п. Но в лучших образцах жанра это не просто страх, но и средство
передать читателю идеи писателя.
Наличие сверхъестественного и
ужасного, явлений, вызывающих чувство страха, почти сразу становится
основополагающей чертой готического романа. В целом, именно по типичной
«ужасной» атмосфере и можно опознать готику, несмотря на разнообразие тем и
сюжетов.
Кроме устрашающего объекта, в
неоготической литературе важное место занимает сам способ нагнетания страха.
Как отмечал М. Джеймс, английский писатель, классик жанра, получивший
известность как автор «историй с привидением»: «Меня часто просили сформулировать
свои взгляды по поводу рассказов о привидениях и повестей о прочих чудесных
таинственных и сверхъестественных предметах… Так вот: собираясь состряпать
рассказ о призраках, не следует забывать о двух важнейших ингредиентах,
каковыми, на мой взгляд, является атмосфера и искусное нагнетание напряжения»
[8, с. 5].
Готический
роман имеет особый хронотоп. Именно он помогает, учитывая разношерстность
литературных творений, относимых к готике, причислить то или иное произведение
к данному жанру.
Как писал М.
М. Бахтин, «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений,
художественно освоенных в литературе, мы будем называть «хронотоп» (что значит
в дословном переводе «время и пространство»)» [4]. Хронотоп готического романа
– это прошлое (время) и замкнутое место (пространство).
По сюжету,
герой готического произведения часто заточен в монастыре, подвале, замке и т.п.
Но это метафора власти над ним сверхъестественных сил, а также власти прошлого,
которое преследует персонаж готического произведения [14, с. 65].
При этом
часто герой попадает в плен не только пространства, но и времени. Он как бы
становится заложником прошлого, например, становится жертвой семейного
проклятья. Символом такой связи с прошлым часто выступают склепы и кладбища,
которые в готических литературных произведениях не только пугают, но воплощают
идею о том, что персонаж застрял в прошлом, и не может выбраться в реальный,
современный мир.
Зачастую
готический роман строится на таком сюжете, как контакт героя с привидением, историческим
документом, загадочным предметом из прошлого, то есть с чем, имеющим историю.
Этот контакт с прошлым, часто пугающим и таинственным, становится основой для
развития сюжета готического романа.
Таким
образом, возникновение жанра готики было неизбежно, потому что это была
естественная реакция на избыточный рационализм эпохи европейского Просвещения. Такие
направления, как романтизм и готика, отрицали эстетику классицизма, и
обращались к традициям средневековой европейской литературы. При этом готика
ориентировалась на такие черты средневековой европейской литературы, как
мистичность и вера в сверхъестественные силы. Далее рассмотрим личность Г.
Уолпола, который стал основателем английской готической традиции в
литературе.