Курсовая с практикой на тему Закономерности и условия развития местного самоуправления в регионе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и принципы местного самоуправления 5
1.1 Сущность и принципы системы местного самоуправления 5
1.2 Конституционные основы организации местного самоуправления в России 7
Глава 2.Организация местного самоуправления на примере городского округа Дубна Московской области 13
2.1 Органы местного самоуправления городского округа Дубна Московской области 13
2.2 Организация взаимодействия органов местного самоуправления и органов власти городского округа Дубна Московской области 14
Глава 3. Перспективы развития местного самоуправления на региональном уровне 19
3.1 Модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике 19
3.2 Направления развития местного самоуправления на региональном уровне 24
Заключение 32
Список литературы: 36
Введение:
Местное самоуправление (МСУ) в РФ имеет двойственную природу. С одной стороны, органы МСУ представляют на местах всю систему публичной власти. Работа на государственном и муниципальном уровнях исторически и в соответствии с законодательством РФ составляет единую систему управления территориями страны. Этим и объясняется тот факт, что органы МСУ воспринимаются как неотъемлемая часть системы общегосударственного менеджмента. Отчасти поэтому сложно четко разграничить муниципальные и государственные полномочия и систематизировать муниципальные полномочия в отдельном реестре.
С другой стороны, согласно ст. 12 Конституции РФ, органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. При этом практическая реализация данного положения происходит в условиях, когда муниципальное управление представляет собой компонент системы государственного управления.
Сложность и масштабность задач, стоящих перед местным самоуправлением, проблемы реализации ФЗ № 131 необходимость совершенствования муниципальной нормативной базы – всё это требует дальнейшего развития взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ, институтами гражданского общества.
Цель курсовой работы – исследовать закономерности и условия развития местного самоуправления в регионе.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность и принципы системы местного самоуправления;
— определить конституционные основы организации местного самоуправления в России;
— рассмотреть органы местного самоуправления городского округа Дубна Московской области;
— проанализировать организацию взаимодействия органов местного самоуправления и органов власти городского округа Дубна Московской области;
— рассмотреть модели местного самоуправления в мировой муниципальной практике;
— определить направления развития местного самоуправления на региональном уровне.
Объект исследования — городской округ Дубна Московской области.
Предмет исследования – современное состояние и перспективы развития местного самоуправления в городском округе Дубна Московской области.
Методы исследования: анализа, синтеза, статистический и сравнительный анализ.
Заключение:
Местное самоуправление — это сложный механизм, который объединяет деятельность органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти на определенной территории и является составной частью государственного механизма управления.
Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти подразумевает не только отношения подчинения, но сотрудничество государства и субъектов местного самоуправления, через обеспечение целенаправленного и эффективного функционирования муниципальных образований. Взаимодействие подразделяется на два вида связи, прямая – исходящая от государства и обратная – исходящая от органов местного самоуправления.
Отсутствие согласованности деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению прав граждан РФ не позволяет эффективно решать проблемы асимметрии уровней, состояния депрессивности отдельных территорий, фактически отстраняет органы местного самоуправления от определения приоритетных направлений регионального развития.
Обеспечение эффективного управления регионом органами местного самоуправления — это создание условий динамичного, сбалансированного социально-экономического развития для повышения уровня жизни населения и обеспечение гарантированных государством социальных стандартов каждому ее гражданину в контексте углубления процессов рыночной трансформации.
Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и ее субъектов включают:
1) единство форм непосредственного осуществления народом государственной власти;
2) единство видов обеспечения государственной власти как в РФ, так и в ее субъектах;
3) различные системы местного самоуправления в субъектах РФ;
4) единство политических гарантий осуществления государственной власти и местного самоуправления в РФ и ее субъектов;
5) различные виды экономических и социальных основ государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ;
6) различные механизмы реализации принципов государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ;
7) различные формы проявления народовластия в осуществлении государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ при одинаковом положении органов государственной власти и управления РФ и ее субъектов.
За годы развития МСУ в РФ приобрело свои уникальные черты. Созданы правовые механизмы для формирования различных моделей организации МСУ в соответствии с местной спецификой. Применяется институт перераспределения полномочий между муниципальными и региональным уровнями. Совершенствуются территориальные основы МСУ. Муниципальные образования могут быть заинтересованными сторонами в процессах стратегического и бюджетного планирования, участвовать в МЧП и т.д.
В то же время следует признать, что в муниципальном управлении сохраняются и применяются устаревшие технологии, которые затрудняют эффективное решение задач, стоящих перед органами МСУ: и тех, которые выдвигает население (местные сообщества), и тех, которые связаны с реализацией интересов РФ).
Одномоментно и полностью самостоятельно отказаться от применения устаревших технологий и внедрить проектные и цифровые методы управления в свою работу органы МСУ не могут, т.к. сейчас они представляют собой управленческие структуры, замкнутые на себя и свои ограниченные (и во многом истощенные) ресурсы. Потенциал применения штрафов за невыполнение органами МСУ стоящих перед ними задач практически исчерпан. Суммы накопленных муниципалитетами чрезвычайных расходных обязательств порой превышают фонды денежного содержания органов МСУ, а в отдельных случаях – и размеры местных бюджетов. Представляется, что решать задачу повышения эффективности МСУ необходимо на федеральном уровне, но не изменениями законодательных норм, регулирующих текущую деятельность органов и должностных лиц МСУ, а в стратегическом масштабе.
Необходимо инициировать на федеральном уровне эволюционный процесс, при котором неэффективные управленческие активы в муниципалитетах будут заменены современными, т.е. соответствующими принципам деятельности потенциальных партнеров органов МСУ по развитию территорий – бизнеса и некоммерческого сектора. В первую очередь, это ориентация на результат и открытость.
Однако нельзя забывать и о том, что органы МСУ решают вопросы местного значения и реализуют полномочия не только ради удовлетворения потребностей населения. Они выполняют, по сути, государственный наказ. Государство заинтересованно в том, чтобы на всей его территории были созданы условия для проживания и социально-экономической активности граждан.
Развитие различных отраслей народного хозяйства определено в федеральных стратегических документах. Отдельные из них предусматривают участие и органов МСУ.
Практическая реализация каждой отраслевой стратегии происходит на конкретной территории – в муниципальном образовании, где проживает местное сообщество со своими интересами, которые также необходимо балансировать.
Муниципалитеты должны преодолеть отраслевую разобщенность, удобную для государственного планирования, но чреватую неэффективными расходами и высокими издержками при ее предметном воплощении. На муниципальном уровне весь комплекс народного хозяйства представлен в виде элементов единой системы обеспечения проживания и социально-экономической активности граждан. Здесь отраслевые цели и задачи должны быть сведены в единую формулу развития территории, также учитывающую интересы населения.
В настоящее время органы МСУ пытаются решить этот вопрос самостоятельно и под свою ответственность без ресурсов для его решения. В других случаях регионы берут задачу на себя, абстрагируясь от интересов отдельных местных сообществ, ориентируясь (как им и положено) на рост валового регионального продукта и подпадая под влияние все той же отраслевой разобщенности. Сложившаяся ситуация несет риски не только для имиджа МСУ – она ставит под угрозу успешную реализацию государственных стратегий в целом.
Для устранения и минимизации описанных выше рисков предлагается:
1. Разработать механизмы (в т.ч. финансовые) вовлечения населения РФ в государственное и муниципальное управление.
2. Приступить к обсуждению подходов к определению государственной политики муниципального развития в РФ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и принципы местного самоуправления
1.1 Сущность и принципы системы местного самоуправления
Местное самоуправление в политико-правовом смысле рассматривается как специфическая, сформированная исторической традицией форма народовластия и способ решения вопросов местного значения гражданами при их непосредственном участии. В административно- государственном понимании местное самоуправление — делегирование части государственных полномочий субъектов на основе идеи децентрализации государственной власти. Учитывая основные концептуальные позиции по развитию и организации местного самоуправления, оно должно отвечать двум социальным запросам: реализации права граждан на участие в управлении делами местного значения; созданию эффективной системы местной представительной власти, способной удовлетворять жизненно важные местные нужды населения и развитие государства и гражданина.
Развитие местного самоуправления является базой формирования эффективного самоуправления субъектов РФ, призванных обеспечивать баланс публичных, партийных, социальных, региональных и общественных интересов субъектов и государства в целом. Это возможно тогда, когда действует механизм открытости и демократичности выборов и осуществлена передача властных полномочий относительно местного развития и финансовых ресурсов с центра субъектам РФ.
Органы государственной власти и местного самоуправления сотрудничают друг с другом, подразумевается, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и осуществляют свою деятельность ради достижения общей цели и повышения прав граждан РФ.
Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти подразумевает не только отношения подчинения, но сотрудничество государства и субъектов местного самоуправления, через обеспечение целенаправленного и эффективного функционирования муниципальных образований. Взаимодействие подразделяется на два вида связи, прямая – исходящая от государства и обратная – исходящая от органов местного самоуправления. В прямой связи основным способом взаимодействия является управление и поддержка. В обратной связи на первое место выдвигается сотрудничество и инициатива. В системе взаимодействий между государством и местным самоуправлением, важное значение имеет оптимальное сочетание прямой и обратной связи.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления можно охарактеризовать как партнерские отношения, которые воплощаются ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни граждан, каждого субъекта местного самоуправления и государства в целом.
Вопросы местного значения неотделимы от государственного интересов, они не остаются и не должны оставаться без влияния государства. Различного рода проблемы взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти возникали практически на всех этапах развития местного самоуправления, как в России, так и во всем мире.
Принципы, на основе которых обеспечивается разграничение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, взаимосвязаны, так как касаются различных сторон одного и того же явления, т.е. осуществления государственной и публичной власти на местах. Соблюдение одних принципов способствует реализации других. Нарушение какого-либо одного принципа влечет за собой нарушение и других.
Принципы можно разделить на конституционные, т.е. непосредственно закрепленные Конституцией РФ, и специальные, которые должны быть закреплены в конституциях и уставах субъектов РФ и непосредственно определять взаимоотношения государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, процедуру разграничения полномочий.
К конституционным принципам следует отнести принцип разделения властей (ст. 10), законности (ст. 15), приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 и 18), самостоятельности субъектов Федерации в установлении системы органов государственной власти (п. 1 ст. 77), единой системы органов исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 2 ст. 77), разграничения полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 102, 103, 114, 118) и др.
К специальным принципам, как представляется, следует отнести принцип функционального различия государственных и муниципальных органов власти, самостоятельности и равноправия во взаимоотношениях друг с другом, собственной компетенции, четкого определения полномочий, ответственности в границах компетенции.