Курсовая с практикой Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая с практикой на тему Законодательный процесс

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 6

1.1. Понятие, сущность и принципы законодательного процесса 6

1.2. Источники регулирования законодательного процесса 13

1.3.Понятие и субъекты права законодательной инициативы 14

ГЛАВА 2 СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16

2.1. Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и другие законодательные органы 16

2.2. Рассмотрение законопроектов в Федеральном Собрании и других законодательных органах 19

2.3. Подписание и обнародование законов 21

ГЛАВА 3: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Законодательный процесс как конституционно-правовой институт Российского демократического федеративного правового государства обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельности одной из ветвей власти российского государства — законодательной власти. В ходе законодательной деятельности формируются правовые основы общественной жизни. В то же время современные политические, экономические, социальные условия российского общества определяют особенности и порядок осуществления деятельности, связанной с формированием национальной правовой системы.

По общепринятому мнению отечественных и зарубежных правоведов, законодательная деятельность занимает центральное место среди всех направлений парламентской работы, определяет место и характерную роль парламента в системе разделения властей.

Без преувеличения можно сказать, что в наши дни в России впервые в ее истории формируется законодательный процесс в подлинном смысле этого слова, как это принято понимать в цивилизованном демократическом мире. Эта деятельность все более обретает черты подлинного парламентаризма, наполняется адекватным содержанием. И главное — это организация законодательного процесса в условиях формирования правовой государственности в соответствии с принципом разделения властей и другими принципами правового государства.

Актуальность избранной для исследования темы определяется ролью и значением закона, законодательства, законодательного процесса в современной государственной и общественной жизни юридической силы в правовой системе российского государства определяет исключительно важную роль и значимость законодательного процесса в современной России.

Россия сегодня воспринимает правовые ценности цивилизованного мира, обогащая их своим опытом, привносит свою специфику в решение тех либо иных проблем парламентаризма и демократии. Ей предстоит создать современную модель законодательного процесса как вида государственной деятельности, направленной на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защиту добра и справедливости — высших общечеловеческих ценностей.

Степень научной разработанности. Проблемные вопросы, связанные с организацией законодательного процесса в Российской Федерации, вызывает определенный интерес со стороны ученых-юристов и практиков. Среди них: Авакьян С.А., Васильев Р.Ф., Горшенев В.М., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Марченко О.Е., Невинский В.В., Пиголкин А.С., Тихомиров Ю.А., Чиркин В.Е., Фадеев В.И. и др. В работе использовались труды Авакьян С.А. , Аничкина Е.С., Борисковой И.В. , Дмитриевцева К. Н., Добрынина Н.М., Ивановой К.А., Ильина В.В., Крашенинникова П.В., Лупандиной О. А., Махиной С.Н. и других.

Решению поставленных задач способствует комплекс современных методов познания, разработанных философской наукой и испытанных научной юридической практикой. Так, основу исследования составили общефилософские, общенаучные и частно-научные методы познания. Использование диалектического метода позволило исследовать соотношение законотворческого процесса с правотворческим процессом, законодательным и законопроектным процессом, выявить детерминирующие факторы и сделать выводы с помощью метода синтеза о целостности и системном единстве законотворческого процесса. Исследование общеправовых принципов права и законотворческого процесса осуществлялось с помощью диалектического метода и позволило на основании метода индукции установить взаимосвязь между практической реализацией принципов права и повышением эффективности законотворчества, а также с помощью системно-структурного метода определить место принципов законотворчества в системе общих принципов права.

Объект исследования – общественные отношения в сфере законодательного процесса. Предмет исследования – нормативные акты, регулирующие законодательный процесс в РФ.

Цель исследования – рассмотрение основ законодательного процесса в РФ для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.Рассмотрение понятие, сущности и принципов законодательного процесса

2. Анализ источников регулирования законодательства РФ

3. Исследование понятия и субъектов законодательной инициативы

4. Рассмотрение порядка внесения законопроекта на рассмотрение .

5. Исследование процедуры рассмотрения законопроектов в федеральном собрании РФ

6. Анализ процедуры подписания и обнародования закона

7. Выявление проблем законодательного процесса в РФ и поиск путей их решения.

При подготовке работы широко пользовался формально-логическим, социологическим, системным, структурно-функциональным и другими общенаучными методами, имеющимися в арсенале современной юриспруденции.

Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ , международные нормы права, Федеральные Законы, постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение теоретических источников, действующих нормативно- правовых актов, практики позволяют сделать следующие выводы:

 Следует отметить, что становление законодательного процесса в РФ, его развитие является успешным и результативным. Вслед формированием законодательного процесса, а в ряде случаев и одновременно с ним, происходило становление законодательного процесса в субъектах РФ. Региональный законодательный процесс в современных условиях значимой составляющей функционирования правовой системы в целом.

 Рассмотренные в работе подходы к понятию законодательного процесса позволяют судить об имеющихся в научной литературе спорах к понимаю данного явления. Изучение позиций ученых позволяет заключить, что существует подмена и смешивание таких понятий как право-образование, правотворчество, законотворчество, нормотворчество и законодательный процесс, варианты соотнесения используемых при определении законодательного процесса терминов и обозначены необходимость их целевого употребления.

 Изучение о теоретико-правовых основ законодательного процесса в субъектах РФ показало, что круг источников, принятых на уровне субъектов РФ, обширней и богаче, чем на федеральном уровне. Несмотря на то, что основные проблемы несоответствия источников двух уровней уже преодолены, остаются определенные проблемы;

В юридической науке в настоящее время, не сложилось единого Мнения касательно законов субъектов Российской Федерации воспроизведенных из федерального законодательства, эта проблема в настоящий момент еще детально не исследована, тем не менее, следует констатировать, что региональные нормативные акты более совершенны, чем федеральные.

Стадия подготовки законопроекта для рассмотрения законодательным органом представляется одной из наиболее сложных, поскольку ее реализация предполагает необходимость усилия различных субъектов, и от качества проведения подготовки к рассмотрению в значительной мере зависит последующая судьба законопроекта.

Анализ материалов, относящихся к стадии, в рамках которой производится обсуждение законопроекта, а также его принятие, позволило заключить, что кардинальные изменения данной стадии, несмотря на продолжительное развитие, не произошли.

Хорошим методом апробации качества принимаемого нормативно-правового акта может быть правовой эксперимент. Одним из видов правового эксперимента является «пилотный законопроект».

Несомненно, что, активное внедрение правового эксперимента в различных отраслях права может способствовать эффективному законодательному процессу в субъектах РФ и появлению некоторых особых методик, присущих именно той сфере правоотношений, в которой этот эксперимент реализуется.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Понятие, сущность и принципы законодательного процесса

В любых общественных процессах возможность реализации прав зависит от их нормативного закрепления и установленных механизмов воплощения в объективную действительность.

Но начинается все с определения исходных понятий.

Законодательный процесс (процесс создания актов) является видом правотворческого процесса, а шире – юридического процесса, который осуществляется в Российской Федерации на двух уровнях: федеральном и уровне субъектов Федерации. Таким образом, возможно выявление родовых, качественных начал, особенностей, присущих исключительно законодательному процессу.

В науке конституционного права нашей страны сформировались два основных подхода к определению понятия законодательного процесса: широкий и узкий. Г.П. Ивлиев и Г.А. Гаджимагомедов, понимая законодательный процесс в широком смысле, определяют его содержание как регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.

Законодательный процесс – обязательный признак правового государства. В теории и на практике возникают определенные сложности в понимании законодательного процесса. В первую очередь это связано с отсутствием единого подхода в отечественной правовой науке к понятию законодательного процесса, это позволяет сделать вывод о многогранности и сложности данного процесса.

«Законопроект — первоначальный текст, предлагаемого к принятию закона, вносимый на рассмотрение законодательных органов или на референдум. Проекты законов готовятся комиссиями законодательных органов, высшими исполнительными органами, специальными рабочими группами, создаваемыми президентом и правительством. Законодательную инициативу могут проявлять и общественные организации».

В законодательстве Российской Федерации нет единого понятия законодательного процесса. Многие правоведы определяют законодательный процесс как «процесс принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации тремя его участниками: Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания и Президентом Российской Федерации».

Исследование особенностей законодательного процесса в отечественном государстве ставит перед собой задачу рассмотрения принципов законодательного процесса, которые выделяются в юридической науке на современном этапе.

Необходимо отметить, что принципы законодательной деятельности стали выделяться российскими исследователями в XVIII в. Так, государственный деятель В.Н. Татищев сформулировал принципы «законописи»:

1. Закон должен быть краток и написан на языке народа, для которого предназначен;

2. Он должен быть исполнимым;

3. Нельзя быть ответственным по закону, который правительство не доводит до общества; незнание законов освобождает от ответственности;

4. Закон должен соответствовать традициям, нравам народа .

В целом, стоит признать обоснованность указанных принципов, сформулированных дореволюционным историком. Кроме того, прослеживается принадлежность исследователя к исторической школе права, поскольку он отмечает необходимость соблюдения народной нравственности и языковых традиций общества.

Тезис о том, что незнание законов не влечет наступления ответственности не стоит понимать буквально, поскольку имеются в виду только необнародованные органами государственной власти законодательные акты.

Стоит отметить, что использование в юридической литературе категорий «принципы правотворчества», «принципы законотворчества», «принципы законотворческого процесса», «принципы законодательного процесса» не позволяет утверждать о том, что они абсолютно различные по своему смыслу. В связи с этим, на наш взгляд, рассмотрение указанных понятий в рамках настоящего исследования в качестве синонимичных не будет являться грубой ошибкой, поскольку все они имеют отношению к законодательному процессу и законодательной деятельности.

Так, Ю.А. Тихомиров предлагает следующие принципы правотворчества:

1. Принцип научности, означающий использование приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки;

2. Принцип законности, означающий строгий учет иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов прав и соблюдение процедурных правил;

3. Принцип демократизма, означающий изучение социальных интересов и возможности их выражения в сфере правотворчества, учет общественной поддержки проектов правовых актов;

4. Принцип системности, означающий строгий учет системы права, законодательства, построения отрасли .

Рассмотренные принципы в полной мере применимы и к законодательному процессу. Безусловно, на современном этапе трудно себе представить законодательную деятельность без привлечения квалифицированных специалистов в области законопроектной деятельности, к которым относятся как практические работники, так и представители юридической науки.

Как уже было сказано ранее правотворческий процесс имеет строгую процедуру принятия законопроекта и состоит из определенных и установленных стадий.

К основным стадиям в зарубежной и отечественной литературе, принято определять 5 стадий: появление законодательной инициативы, внесение, непосредственно само обсуждение законопроекта, принятие и заключительная стадия процесс утверждение и обнародование или же опубликование его в официальных источниках.

Академик И.Н. Сенякин, например, выделяет в законодательном процессе четыре основные стадии: «законодательную инициативу; обсуждение законопроекта; принятие закона и его обнародование» .

Некоторые ученые считают еще одной стадией законодательного процесса подготовку проекта закона. Советский ученый-правовед Ю.А. Тихомиров считает, что «следует выделять шесть стадий законодательного процесса: прогнозирование и планирование законодательства; внесение предложений об изменении закона; разработка концепций закона и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта закона; рассмотрение и принятие закона; опубликование закона и вступление его в силу» .

Приведенные выше точки зрения различных ученых-правоведов говорят о том, что, определяя количество и содержание стадий законодательного процесса, авторы исходят не только из различий в понимании процесса правотворчества, но и из различных понятий самой стадии такого процесса. Также использование множества различных терминов с одной стороны позволяет раскрыть понятие в полном объеме, а также его многоплановость во многих аспектах, но в тоже время затрудняет понимание самого явления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы