Курсовая с практикой Юриспруденция ТГП

Курсовая с практикой на тему Законность и правопорядок.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Понятия законности и правопорядка. 5

1.1. Понятие
и сущность законности. 5

1.2. Роль и
значение правопорядка. 12

Глава 2.
Обеспечение и охрана законности и правопорядка. 17

2.1. Органы
обеспечения законности и правопорядка. 17

2.2. Способы
обеспечения законности и правопорядка. 22

Заключение. 28

Список литературы   30

  

Введение:

 

В наши дни весьма
актуальна проблема, связанная с поддержанием законности и правопорядка, так как
без их поддержки и соблюдения нельзя построить правовое демократическое
государство и гражданское общества. В каждый исторический период мыслящая часть
населения грезила об идеальном государственном устройстве – о государстве, в
котором бы царил разум, свобода и справедливость. О государстве, в котором
права и свободы граждан стояли бы превыше всего. О государстве, которое было бы
основано на главенстве закона. Построение такого государства невозможно
представить без развития демократии, которая в свою очередь невозможна без
расширения прав и свобод личности.

Происходящие события в
современной России и мире (внесение изменений в Конституцию Российской
Федерации, бурное развитие цифровых технологий, кризисы в связи с глобальной
пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 и др.) обусловливают необходимость
основательного теоретического пересмотра почти всех важнейших юридических
понятий, составляющих систему законодательства государства, к числу которых
относятся законность и правопорядок.

Объектом исследования в курсовой работе являются
общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения законности и
правопорядка.

Предметом исследования в курсовой работе
является законодательство, регулирующее процесс обеспечения законности и
правопорядка.

Целью курсовой работы является анализ особенностей законности и правопорядка.

Указанная цель достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:

— раскрыть понятие и сущность законности;

— изучить роль и значение правопорядка;

— охарактеризовать органы обеспечения законности и правопорядка;

— проанализировать способы обеспечения законности и правопорядка.

Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения,
содержащиеся в трудах правоведов по проблемам обеспечения законности и правопорядка.

Методология и методы курсовой работы. При исследовании законности и правопорядка
использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция,
аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный,
функциональный, сравнительный) методов познания.

Нормативно-правовую базу курсовой работы составили: Конституция
Российской Федерации[1],
а также другие нормативно-правовые акты.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что в
ходе исследования были выявлены основные особенности я законности и правопорядка.

Практическая значимость темы курсовой работы заключается в том, что
основные теоретико-методологические положения, практические выводы и
рекомендации могут быть использованы при совершенствовании обеспечения законности и правопорядка.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы. [1] Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС
«КонсультантПлюс».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное
исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать
основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках
представленной темы.

1. В авторском понимании изучаемого понятия законность может быть
определена как универсальная двоякодетерминированная правовая и
социально-политическая категория, отражающая соотношение правомерного
(законного) и неправомерного (незаконного) поведения субъектов общественных
отношений на определенном историко-культурном этапе развития государства и
общества.

Точное понимание понятия законности и закономерностей его эволюции имеет
непосредственное организующее значение как для развития государственно-правовой
науки, так и для осуществления нормотворческой деятельности органов
государственной власти.

2. Присутствует абсолютно четкая и прямая связь развития правопорядка
всех сфер жизни и правовых законов. Основы правового государства и основы
гражданского общества по мере своего формирования доказывают эту тесную
взаимосвязь.

Нормы законов и нормативных правовых актов обуславливают становление
правопорядка в гражданском обществе, также как и потенциал действующих
современных законов.

Реализация прав и свобод может быть только при высоком уровне
правопорядка и законности. Достижение достойного уровня законности и
правопорядка возможно при направлении правовой действительности принципов, норм
и требование гражданского общества.

Реализация предписания правовых законов
происходит от действия подзаконных актов. Достижение высокого уровня
правопорядка и законности возможно только при помощи правовых законов. Тем
самым, лишь правовые законы имеют ценность для законности и правопорядка

3. Законность и правопорядок являются основополагающими в деятельности
органов внутренних дел, поскольку сотрудники должны знать о наличии тонкой
грани между соблюдением законности и правопорядка в своих действиях и
противоправными действиями, направленными на ограничение прав и свобод человека
и гражданина. Лишь благодаря соблюдению законности и правопорядка в своих
действиях сотрудники соответствующих органов могут повысить уровень
общественного доверия, как к себе, так и к системе в целом.

4. Проблема
реализации законности и правопорядка в государстве определяется различными
факторами (социальными, экономическими, политическими, правовыми и т.д.). На
наш взгляд, наиболее приоритетными из них являются правосознание и уровень
правовой культуры субъектов правоотношений, а также качественные характеристики
действующего законодательства, регламентирующего указанные отношения.
Следовательно, сегодня именно этим факторам и необходимо уделять первостепенное значение.

Подытоживая отметим, что одной из
самых основных проблем как в России, так и во всем мире является ситуация
связанная с защитой прав человека. Права человека- зеркало, которое показывает
взаимоотношения между человеком и государством и четко определяет роль каждого.
Права человека-основные ценности составляющие конституционный строй в Российской
Федерации.

В связи со множеством пробелов в
контрольно-надзорных органах, судебной системе , экономике и правосознании
людей происходит разрыв между нормами закрепленными в нормативно-правовых актах
и фактическими механизмами защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятия законности и правопорядка

1.1.
Понятие и сущность законности В современных условиях динамика развития общественных отношений и
правового регулирования определяет изменения в методологии научных
исследований, включая переосмысление ряда устоявшихся в правоведении понятий.
На основе новых подходов ученые расширяют представление о явлениях правовой реальности
и понятиях юриспруденции. К числу таких понятий относится и законность, которая
в качестве правового принципа всегда привлекала внимание отечественных
правоведов, как теоретиков, так и практиков.

Рассматривая законность как категорию, связанную с государством и правом
следует указать, что данное явление в государственно-правовой науке возникло в
XIX столетии. Как феномен социальный, законность возникла с момента
возникновения государства и права, поскольку именно с их возникновением
выдвигается задача реализации законов и обеспечения их функционирования в
государстве и обществе, вне зависимости от того, как им по своему содержанию
оно является и какова сущность государства. Рассматривая законность в
теоретико-правовой плоскости следует указать, что интерес к данному явлению
возник еще в период античности. Так, такие мыслители как Платон и Аристотель
рассматривали законность во взаимосвязи ее с развитием, в первую очередь,
общества. Представитель римской правовой науки Марк Туллий Цицерон указывал на необходимость
точного соблюдения законов в интересах всего общества. В последующем в трудах мыслителей эпохи Просвещения Т.
Гоббса, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и других законность рассматривалась не только с
позиции обеспечения функционирования законов, но в первую очередь с точки
зрения функционирования институтов власти, деятельности которых строиться на
точном и неукоснительном исполнении законов, в целях обеспечения жизни
общества.

Следующим этапом в формировании подходов к пониманию законности является
XIX столетие, период, в котором представители немецкой школы, разрабатывая
теорию правового государства, уделили достаточно большое внимание законности и
принципам ее функционирования. Но при этом представители немецкой школы,
рассматривая законность, связывали ее с деятельностью государства и его
органов. Деятельность власти должна ограничиваться законом, власть обязана
решать задачи общества, являться властью социальной. Теоретико-правовые
положения, разработанные западными учеными, оказали влияние на развитие русской
правовой мысли. Существенный вклад в развитие русской либеральной идеологии и
правовой мысли внесли П.И. Новгородцев, СА. Муромцев, М.М. Муромцев, Б.А.
Кистяковский, А.С. Алексеев и др. В частности, С.А. Муромцев, разработав свой
собственный Проект Основного Закона Российской империи, провозглашал права
российских граждан и закреплял принципы законности в государственном
управлении. Хотя имелись и иные воззрения. В частности, Г.Ф. Шершеневич в труде
«Общая теория права», критикуя принципы справедливости и целесообразности в
правоприменительной деятельности, считал, что они смогут заменить принцип
законности[1].
В целом в русской дореволюционной юридической науке придерживались европейских
воззрений.

В советский период содержание теоретико-правовых воззрений находилось под
влиянием Коммунистической партии, курс которой ориентировался на установление в
советском государстве социалистической законности. Исходными установками для
формирования революционной законности являлись программные требования коммунистической
партии. Укреплению социалистической законности в советском государстве
способствовало принятие Конституции РСФСР 1918 г. В советский период развитие
учения о законности получило свое закрепление в трудах Н.В. Крыленко, Д.И.
Курского, Я.Н. Бранденбургского, П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, А.Т. Стальгевича
и др. Детальный анализ законности в советский период впервые провел П.И.
Стучка. Изучая высказывания В.И. Ленина о соотношении диктатуры и законности,
он характеризует революционную законность как один из методов деятельности
диктатуры пролетариата. По его мнению закон и законность сами по себе являются
лишь формою, содержание которой зависит от того, какой класс находится у
власти». Согласно указанного подхода, любой нормативный акт, являющийся творением
государства требует неуклонного исполнения, вне зависимости от того, какие
принципы в нем заложены. В частности насколько нормативный акт пропитан
принципом гуманизма.

С точки зрения теоретических положений позиции ученых-правоведов периода
развитого социализма представляют определенный интерес и в современных
условиях. К ним следует отнести работы таких ученых как С.С. Алексеев, Н.Г.
Александров, Н.В. Витрука В.Н. Недбайло, Ю.А. Тихомирова и др. Так, П.М.
Рабинович рассматривает законность как режим соответствия общественных
отношений законам и подзаконным актам социалистического государства, издаваемым
в интересах социализма и коммунизма и неуклонно осуществляются всеми субъектами
права. При чем, он не исключает и иные дефиниции законности. Анализируя данное
положение, следует указать, что оно идентично воззрениями П.И. Стучки, и может
быть подведено под любую форму правления. Изучая понятие законности, обратим
особое внимание на формирование дефиниции и принципов законности в рамках
формирования демократических, правовых государств, с учетом коренных изменений
в общественных отношениях, и с учетом того, что проблема законности в
юридической науке стала объектом пристального внимания ученых и практиков.
Рассмотрение законности с точки зрения теории государства и права важно еще и
потому, что все отраслевые науки, рассматривающие разные стороны права и
правоприменительной деятельности, в конечном итоге выходят на проблему
законности, что и приводит к различным взглядам на важную правовую категорию. В
современной юридической литературе существует множество вариантов определения
дефиниции законности, что имеет под собой объективные и субъективные основания.
Законность может рассматриваться и как идея, имеющая выражение в установлении и
реализации в правоприменении социальной справедливости, и как принцип самого
права, заключающийся в требовании соблюдения норм права, законов субъектами,
которым они адресованы, и как принцип организации и деятельности
государственных органов, должностных лиц и политической системы общества в
целом[2].

Во второй половине ХХ века в нашей стране понимание законности было
связано с преимущественно позитивистским догматическим (формально-юридическим)
подходом. Такое представление о законности встречалось как в научных
исследованиях, так и в научно-методической, учебной литературе.

Ученые, исследующие теоретические вопросы законности, отмечают сложность
и неоднозначность трактовки данного понятия в современных условиях. Законность
сегодня рассматривается ими как мера действия закона, определенная степень его
фактической реализации[3].
Это понятие охватывает не только собственно законы, но и иные нормативные
правовые акты.

Законность отражает «главный смысл правоприменения как процесса действия
права»[4].
В общем русле исследований правовой действительности законность отражает
способы и возможности оценки правоприменительного механизма с позиции его
эффективности. «Стержнем теории законности является определение корреляции
между правовыми нормами, действиями по их реализации и фактическими результатами
в регулируемой сфере»[5].

В отечественной теоретико-правовой науке представления о законности
существенно изменились по сравнению с советским периодом. Сегодня они в большей
степени отражают динамику общественных отношений, их сложный характер, те вызовы,
которые возникают перед правом.

Современная юридическая наука под влиянием новой научной рациональности
вступает в очередной этап своего развития, который отечественные правоведы
характеризуют как постклассический[6].
Для данного направления характерно иное, чем раньше, понимание ряда
основополагающих правовых понятий, применение новой научной методологии. Акцент
при этом делается на сконструированном характере правовой реальности, ее
человекоцентричности и противоречивости.

В постклассической науке законность понимается как классический принцип
права, как некий универсальный постулат, характеризующий параметры правовой
реальности. По мнению И.Л. Честнова, законность с позиций постклассической
методологии права — это «не объективная данность, а интерсубъективный процесс
воспроизводства правовой реальности, обусловленный историческим и
социокультурным контекстом»[7].
В отличие от отношения к законности как к требованию, которое относится к
органам власти, должностным лицам, гражданам и предполагает неукоснительное
соблюдение закона, в постклассическом понимании это еще и деятельность по
воплощению такого требования в правопорядке. [1] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Тома I-II. — Москва,
издание Бр. Башмаковых, 1910 г.
– С.55. [2]
Ахматов А.В. Теоретические подходы к определению понятия "законность"
// Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. — 2020. —
№ 3 (58). — С. 26-33. [3] Законность: теория и практика: монография / М. С.
Андрианов, С. А. Боголюбов, Н. Д. Бут и др. / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Н. В.
Субанова. 3-е изд. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации: Юридическая Фирма Контракт, 2017. –
С.100. [4]
Альбертий Ю.В. Понятие законности: классические и современные интерпретации //
Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические
науки. — 2021. — № 1 (41). — С. 93-98. [5]
Григорьев О.В., Мурыгин Д.В. Понятие законности // Заметки ученого. —
2020. — № 1 (44). — С. 76-79. [6] Пашенцев Д.А. Модернизация методологии правовых
исследований в условиях становления новой научной рациональности // Журнал
российского права. — 2020. — № 8. — С. 5-13. [7] Принцип законности: современные интерпретации:
монография / под ред. М. А. Беляева, В. В. Денисенко, А. А. Малиновского. М.:
Проспект, 2019. – С.68.

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие и характеристика законности 4
1.1. Понятие и признаки законности 4
1.2. Сущность и принципы законности 8
Глава 2. Правопорядок 11
2.1. Понятие и правовая форма правопорядка 11
2.2. Вопросы обеспечения правопорядка 13
Заключение 22
Список использованных источников 24

  

Введение:

 

Актуальность темы. Тема законности и правопорядка в Российской Федерации изучена недостаточно, и даже сама ее постановка в таком контексте на первый взгляд может показаться спорной. Поэтому задача и заключается в том, чтобы выявить и раскрыть многообразие взаимосвязей этих понятий, изучить взаимоопосредованность и обоюдную детерминированность современных проблем укрепления законности и обеспечения правопорядка, выработать адекватные подходы и методики деятельности в этой области, которые могут быть использованы в интересах развития и усиления правовых основ обеспечения безопасности страны.
Юридическое понятие «законность» на протяжении многих десятилетий является предметом теоретического исследования многих ученых-юристов.
Практически во всех учебниках и учебных пособиях по теории государства и права имеются отдельные главы о законности, либо о законности и правопорядке.
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях обострения международных и внутренних вызовов и угроз правомерно ожидать, что юридическая наука повысит внимание к обеспечению законности и правопорядка. Как представляется, в решении этой многоаспектной проблемы правовая составляющая со своим регулятивным потенциалом должна быть в качестве центральной и системообразующей.
Цель работы – исследовать понятие, сущность и соотношение категорий законности и правопорядка.
Задачи работы: 1) определить понятие законности; 2) изучить сущность и принципы законности; 3) исследовать понятие правопорядка; 4) проанализировать вопросы обеспечения правопорядка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Законность напрямую связана с деятельностью государственных органов. Эффективность этой деятельности и независимость этих органов и их должностных лиц при выполнении своих служебных обязанностей являются факторами, способствующими высокой общественной оценке деятельности органов государственного управления с точки зрения принципа законности.
Законность является одним из основных требований для применения закона (помимо действительности, целесообразности и справедливости), а это означает, что при рассмотрении конкретного дела правоохранительный орган должен основываться на конкретной норме права (или совокупности норм), непосредственно связанных с данным делом, строго и скрупулезно следовать ее точному значению и действовать в рамках своей компетенции.
Правопорядок — это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью.
Взаимодействие идей законности и необходимости в сфере правопорядка как процесса характеризует действия субъектов права по реализации правовых положений в условиях правовой определенности (метод законности) и неопределенности (метод необходимости). Следует отметить, что метод необходимости является взаимодополняющим, вспомогательным и в зависимости от уровня развития правовой технологии и исторических условий развития общества, степени юридического оформления и пределов использования может варьироваться.
Контекстуальное значение правопорядка также непосредственно связано с результатами функционирования права и государства. В результате правопорядок характеризует правовые и социальные последствия правового регулирования. Идеи законности и необходимости проявляют себя в качестве режима и состояния.
Правопорядок является режимом, характеризующим взаимосвязь между законными и незаконными действиями в правовой жизни общества. Изменение режима правопорядка обусловлено качественными и количественными изменениями в структуре правонарушений.
Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия — общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и характеристика законности

1.1. Понятие и признаки законности

Законность — это политико-правовой принцип или реальное воздействие права в государстве, в котором граждане, должностные лица и государственные органы строго соблюдают законы и правовые нормы.
Законность — это полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативных актов и других правовых актов, основанных на них.
Как и все юридические определения, законность на уровне государства, имеет ряд характерных особенностей, которые присущи только ей и не могут быть использованы другие определения: возможность соблюдать и исполнять предписания правовых норм, обеспеченная силой государства; процессы исполнения правовых актов, а также их последовательности и иерархии; нерушимость закона, то есть, никто не имеет права отмены закона, кроме органа, который его издал; всеобщность законности .
Другими словами, речь идет о требованиях, которые адресованы всем без исключения. Требование правовой нормы направлено ко всем гражданам страны, государственным органам и всем иным адресатам правового предписания.
Признаки законности формулируются на основании федеральных законов, нормативных актов и других принятых актов, а также в соответствии с Конституцией РФ .
Законность, как уже говорилось выше, реализуется в соответствии с законами государства и интересами граждан страны, а если быть точнее, Российской Федерации. Законность может использоваться широким кругом организаций, предприятий, государственных структур и других юридических лиц для создания комфортного и привлекательного общества.
Исходя из концепции законности, необходимо понимать, что общество имеет право на определенные блага. Только через компетентное правовое государство можно получить и распределить блага таким образом, чтобы это не приводило к значительному расслоению общества на различные классы. Концепция законности может меняться со временем, в том числе в результате взаимодействия с законами, которые принимаются на федеральном и региональном уровнях. Стоит отметить, что законность учитывает и поддерживает общественное мнение, но никоим образом не может превзойти законодательство страны, в которой оно существует .
Законность может быть изменена по инициативе общественности, но с необходимыми изменениями со стороны государственного органа. В противном случае может быть осуществлен государственный переворот, который приведет к смене власти.
Есть два основных признака нормативной законности, которая распространена на территории Российской Федерации: 1) универсальность, то есть абсолютно никто не может уклониться от принятых законов, а также этапов их реализации. Кроме того, то же правило применяется к государству. 2) неразрывное отношение к правовым нормам и другим правам, которые принимаются на территории Российской Федерации. Законы сами по себе являются нормативной основой состояния законности.
В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями.
Требования — это юридические предписания, сформированные в общей форме, исполнение и исполнение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это ориентация на законность. Требования законности и их принципы тесно связаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в набор предписаний. Например, законность означает, что все правовые документы должны соответствовать Конституции и международным документам; подзаконные нормативные акты должны соответствовать законам, их принятие ограничивается компетенцией государственных органов. Таким образом, благодаря соответствующим требованиям законности с самого начала верховенства права можно перейти к определенным правовым предписаниям .
Законность предполагает противодействие любым нарушениям норм права, необходимым для восстановления субъективных прав после их нарушения.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Законность: понятие и признаки 5
1.1.Понятие и признаки законности 5
1.2.Основные принципы законности 13
Глава 2.Правопорядок: понятие и соотношение с законностью 16
2.1. Понятие правопорядка 16
2.2. Роль законности и правопорядка в жизни общества и способы их укрепления 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что без формирования и развития дееспособного и зрелого гражданского общества невозможно решать актуальные государственные задачи. Обеспечение прав и свобод граждан и эффективной организации правового государства лежит в основе построения демократии и является одной из наиболее значимых стратегических задач государственной политики Российской Федерации.
Средствами юридической науки можно рассмотреть проблематику гражданского общества как правового феномена. С позиций юриспруденции необходимо определить значение права в обеспечении жизнедеятельности гражданского общества, проанализировать структуру правовой действительности гражданского общества, раскрыть проблемы формирования и развития правовой системы гражданского общества.
Таким образом, правовые основы соотношения и взаимодействия законности и правопорядка являются одной из актуальных задач юридической науки, что и обусловило выбор темы данного исследования.
Правовое государство может сформироваться только на фундаменте гражданского общества, законности и правопорядка. Подобная детерминированность является ключевым свойством правового государства. Поэтому так важно проанализировать сущность и содержание взаимоотношений между законностью и правопорядком. Необходимо раскрыть сущность тех функций, с помощью которых общественные институты могут влиять на государственно-властную систему.
Степень разработанности проблемы. Проанализировав труды современных исследователей, можно прийти к выводу о том, что многие исследователи уделяют внимание характеристике признаков и предпосылок правовой государственности в связи с формированием и развитием гражданского общества.
Существует необходимость более полного и всестороннего раскрытия проблем соотношения и взаимодействия законности и правопорядка с точки зрения юридической науки. Это может быть достигнуто в ходе анализа функциональных аспектов их взаимодействия в качестве предмета комплексного исследования.
Объектом исследования является законность и правопорядок как категории теории государства и права.
Предмет исследования составляют конституционные нормы, положения теории государства и права, общей теории права, философии и истории государства и права.
Цель исследования заключается в раскрытии и анализе понятий, признаков и соотношения законности и правопорядка.
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и признаки законности;
2. Проанализировать основные принципы законности.
3. Раскрыть правовую базу правопорядка.
4. Проанализировать роль законности и правопорядка в становлении гражданского общества.
Нормативно-правовой базой послужила Конституция РФ, КоАП РФ, УК РФ.
Методологической базой изучения представляется диалектический метод познания, предоставляющий изучить предмет в формировании, во взаимосвязи абсолютно всех его отдельных проявлений и во взаимодействии с соседними действами.
Структура исследования логически обусловлена целью исследования и поставленными задачами и включает введение, две главы, содержащие четыре параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в ходе изучения темы законность и правопорядок выяснилось, что законность это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
Общественный порядок формирует благоприятные условия для защиты людей, законных интересов граждан, обеспечения прав и реализацию хозяйственной деятельности. По этой причине каждое государство заинтересовано в общественном порядке, который формирует социально-экономическое развитие и благополучие.
Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность — есть правопорядок, нет законности — нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.
Таким образом, правовыми гарантиями образования и формирования в России гражданского общества можно охарактеризовать систему правовых норм, принципов и институтов, обстоятельств и средств правового характера. Все данные аспекты сориентированных на признание, выполнение и защите прав и свобод человека, общественных объединений, местного самоуправления и иных негосударственных структур, специализированных для определения особого правового режима неукоснительного соблюдения абсолютно всеми субъектами права правовых норм в разных областях общественных взаимоотношений, в том числе государством, в целях обеспечения законности и правопорядка.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЗАКОННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

1.1.Понятие и признаки законности

Для раскрытия всего спектра процессуальных особенностей исследуемого предмета, нам необходимо обратить внимание на нормативные правовые акты в целом, как источник права, и определить его место в самой системе права.
Итак, понятие «источник права» берет свое начало еще в Древнем Риме. К древнейшим источникам права можно отнести такие акты как законы Хамурапи, законы Ману, Деликты Юлиана и другие. Этимология термина «источник права» обозначает — форму образования права или форму прав образования, а равно форму выражения этого права .
В современном гражданском обществе в большинстве своем используются такие формы права как: правовой договор, правовая доктрина, правовой обычай, нормативно правовой акт, судебный прецедент.
В повседневной жизни люди, а равно юридические лица, постоянно соприкасаются с правилами дозволенного поведения, зафиксированных в правовых актах. Каждое правовое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который находит закрепление в правовых нормах, те в свою очередь выражаются в нормативно — правовых актах.
Нельзя недооценивать роль правовых актов в механизме правового регулирования, а также в системе средств правового воздействия на общественные отношения и государство в целом.
Если сравнивать нормативно – правовой акт с другими источниками права, то он будет иметь ряд особенностей, присущих только ему. Нам бы хотелось раскрыть данные особенности:
1. В нормативном акте с помощью определенных стандартов изложения содержатся точные и лаконичные формулировки правовых норм. Тем самым исключается возможность разночтения одной и той же правовой нормы, происходит процесс единообразия применения норм права. В юридической литературе этому процессу присущ термин формальная определенность;
2. Совокупность нормативно – правовых актов образует единую систему законодательства государства;
3. Нормативно-правовые акты могут быть в течении не продолжительного времени приняты, изменены или отменены по мере необходимости последних;
Таким образом, они лучше иных источников права соответствуют потребностям развитого гражданского общества, соответствуют типу и уровню общественных отношений. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.
Нормативные правовые акты имеют ряд отличий от других форм права. Они образуют иерархично организованную систему правового механизма. По юридической силе их можно составить в пирамиду. По общепринятым юридическим законам РФ она представляется в следующем виде: на вершине расположена Конституция РФ, далее – международные правовые акты, ратифицированные в РФ, далее федеральные законы, законы субъектов РФ, затем – подзаконные акты, ведомственные нормативно — правовые акты, локальные нормативно правовые акты государственных компаний и предприятий. Любой нормативно — правовой акт является полноценным регулирующим механизмом правовой системы. Мы часто встречаем такую фразу: «если иное не предусмотрено законом», в данном случае мы понимаем, что если нормативно — правовой акт будет противоречить вышестоящему нормативно — правовому акту, то такой акт применяться не будет. То есть, никакой нормативно правовой акт не может противоречить Конституции РФ, законы и подзаконные нормативно правовые акты, не могут противоречить федеральному законодательству и так далее по иерархии. Так как в случае противоречия вся правовая система будет дестабилизирована и применение такого нормативно — правового акта будет нарушать принципы законности и равенства перед законом и судом.
Нормативно — правовые акты в юридической литературе принято разделять на три группы: федеральные, субъектов РФ, муниципальные.
Рассмотрим первый уровень — федеральные нормативно правовые акты.
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» .
Конституция РФ — нормативный правовой акт, принятый на всенародном референдуме 12.12.1993 года, является нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу на всей территории нашей страны. Иные нормативно правовые акты, которые издаются и применяются на территории Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ. В ней закреплены основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему МСУ, права и свободы человека и гражданина . Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашено, что народ России принял Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России на политической арене в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей. В данных статьях закрепляются основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в РФ, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство РФ, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Во втором разделе определяются заключительные и переходные положения. Также он служит основой преемственности и стабильности конституционно — правовых норм.
Далее по иерархии идут Международные договоры, которые ратифицированы на территории РФ. Ратификация международных договоров является одним из видов выражения РФ согласия на обязательность для применения международного права на территории своей страны и требуется в 5 случаях, которые прямо перечислены в ст. 15 закона «О международных договорах». Например, ратификация требуется, в случае если она предусмотрена самим договором, а так же, если последний устанавливает другие правила, нежели законы РФ. Ратифицированный международный правовой акт в РФ остается на уровне ФЗ.
Затем идут федеральные конституционные законы. ФКЗ РФ имеют более высокую юридическую силу по отношению к Федеральным Законам РФ.
Федеральный закон — это нормативно правовой акт, который регулирует определенную сферу общественных отношений (семейную, жилищную, трудовую и др.). К федеральным законам относятся и акты, которые содержат систематизированные нормы какой- либо отрасли права, то есть кодексы — Земельный кодекс, Семейный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс.
Рассмотрим существенные отличия между ФКЗ и ФЗ.
ФКЗ и ФЗ различаются по следующим признакам:
1) ФКЗ принимаются по предметам ведения РФ и по вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). То есть, какие могут быть и должны быть ФКЗ прямо перечислено в Конституции. Например, согласно ч. 3 ст. 118 Конституции судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. ФЗ принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (по любым вопросам) .
ФЗ не могут противоречить ФКЗ (часть 3 ст. 76 Конституции).
2) ФКЗ считается принятым, в случае если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ), т.е. Президент не может отклонить ФКЗ.
ФЗ принимает ГД. Некоторые из них подлежат обязательному рассмотрению в СФ (не все, ст. 106 Конституции РФ), например, по вопросам федерального бюджета и т.д.
Правовые акты Президента РФ принимают выражение в форме указов и распоряжений. Правительство РФ принимает свои нормативные акты в форме постановлений и распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ имеют большую юридическую силу, чем акты федеральных органов исполнительной власти и акты ОМСУ. Акты всех федеральных органов исполнительной власти издаются так, чтобы не было противоречия не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, которые находятся на территории соответствующего субъекта РФ.
Вторым уровнем в иерархии нормативно правовых актов являются акты субъектов РФ.
Как мы уже говорили, все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить, не исключение и акты субъектов. В конституциях, законах, положениях, уставах субъектов Федерации закрепляются конкретные организационно — правовые формы и содержание мсу, при этом учитываются исторические, национальные, социальные, региональные и географические особенности субъекта.
Одним из способов выражение законодательной инициативы субъекта является внутригосударственный договор. Внутригосударственный договор — это такой нормативно правовой акт, который регулирует собой отношения, складывающиеся между субъектом и РФ, а также между разными субъектами по вопросам, которые затрагивают общие интересы. Например, разграничение предметов ведения субъектов и РФ, полномочий между РФ и субъектами, вопросы экономического и социального развития.
Для республик РФ характерно принятие Конституций. Например, Конституция республики Чечня, Конституция республики Чувашия. Края, области, города федерального значения принимают Уставы. Устав города Санкт- Петербург, устав Ульяновской области.
По свой юридической силе Устав и Конституции находятся на одной ступени иерархичной лестницы нормативно — правовых актов. Устав и Конституция являются основным региональным нормативно — правовым актом. Все остальные региональные акты, принимаемые на территории субъекта, не могут противоречить не только Конституции РФ, федеральному законодательству, но и Конституции/ Уставу субъекта. В данном акте имеют отражение такие вопросы как правовой статус субъекта, административно- территориальное деление и устройство, порядок деятельности ОМСУ и т.д.
Далее по иерархии идут законы, издаваемые на уровне субъекта федерации. Закон субъекта федерации – это такой нормативно правовой акт, который принимается на уровне субъекта и принимается органами законодательной власти субъекта. Например, таким органом в Санкт- Петербурге является Законодательное Собрание города Санкт- Петербурга. Аналогично и другим нормативным актам не должен противоречить иным актам, имеющим большую юридическую силу.
И наконец, на третьем уровне находятся акты органов местного самоуправления.
Для начала дадим определение таким актам. Акты органов местного самоуправления — это такие акты, которые принимаются омсу по вопросам местного значения и ведения .
Но хотелось бы отметить, что ОМСУ не входят в иерархию государственных органов. Определение органа местного самоуправления дано в ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с данной статьей ОМСУ — это такой орган, который избирается непосредственно народом, проживающем на территории данного муниципалитета, а также может назначаться определением вышестоящего ОМСУ. ОМСУ наделены особенными собственными полномочиями, которые ориентируются на решение вопросов местного значения.
Более подробное раскрытие темы последует во втором параграфе настоящей исследовательской работы.
На данный момент, нам хотелось бы рассмотреть несколько юридических подходов к вопросу определения и классификации признаков нормативно — правового акта.
На наш взгляд, наиболее удачно и обобщенно из всех представленных в юридической литературе точек зрения по данному вопросу признаки нормативно правовых актов выделяют Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская. Сейчас мы более сконцентрировано представим Вам точку зрения последних.
По их мнению, нормативно правовой акт — это такой письменный документ, который обладает своей особой формой выражения той информации, которую в него вложил законодатель. Можно сказать, что его особая структура текста и построение по определенным юридическим законам, позволяет четко формулировать правила длительного и разового характера. Также правовой акт можно назвать языком законодателя, при котором соблюдаются наличие обязательных реквизитов, которые мы можем увидеть в каждом акте . Например, вводные положения.
Характер официальности нормативного акта выражается в издании последнего от имени РФ, органа власти или организации. Все правомочия субъектов по принятию нормативно правовых актов определяется изначально Конституцией РФ, также повторно закреплена в Конституции или Уставе субъекта. Из этого можно сделать вывод, что определенным субъектом власти может приниматься только такой нормативно правовой акт, который за ним закреплен в Конституции РФ, ФКЗ или ФЗ.
Еще один из выводов, которые сделали эти выдающиеся учены говорит о том, что любой нормативный акт обладает особой целевой ориентацией. Законодатель, с уровня духа закона, должен выразить в принимаемом акте социальные интересы населения. Таким образом, акты можно классифицировать по следующему основанию: кто был инициатором данного нормативного акта.
1. Акт, выражающий государственную волю. Такой акт издается от имени государства.
2. Акт, выражающий волю социальной общности. Инициатором принятия такого, акта было население определенной территории.
3. Властное веление. Акт, который издается государственным органом.
4. Соглашение.
5. Равно — партнерские отношения.
В любом из представленных случаев интерес и воля получают строго определенную и обязательную форму выражения.
Основное предназначение правового акта сводится к тому, что он обязан регулировать общественные отношения. Достижение такой цели осуществляется путем установления правовых норм. Так же немаловажную роль здесь играют возникновение, изменение и прекращение правоотношений, регулирующих данным нормативном актом, а также необходима защита законных интересов.
Как и в любой области природы, пусть даже правовой, здесь мы видим, что нормативный акт является звеном этой цепи. Также туда относятся: правосознание, установка, правовые потребности, правоцелеполагание, правотворчество, право. Эта цепь циклически возобновляемая. Правовой акт является импульсом для этого обновления. Он выполняет цели самой правовой цепи, так как является ее фундаментом. Предназначение правого акта наиболее четко выявляется только после завершения всего процесса правотворчества. Действие, применение, исполнение правового акта служат его практической реализации и воплощению норм, указанных в последнем .
К сожалению, законодателем был допущен правовой пробел в определении нормативно правового акта. В настоящее время мы можем оперировать только определением данным правоведами. Но, произведя комплексный анализ признаков нормативного акта, мы можем вывести следующее определение:
Нормативный правовой акт — это правовой документ, выражающийся в письменной форме, адресованный неопределенному кругу лиц, который регулирует определенные общественные отношения, принимается по определенной процедуре, установленной органами государственной власти, омсу, а также непосредственно гражданами путем референдума, а также имеет такие принципы как: обязательного обнародования, всеобщего исполнения, равенства, справедливости, законности; относится к иерархично организованной системе, его действие распространяется на всех лиц, прямо указанных в последнем, является общеобязательным и поддерживается принудительной силой государства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы