Курсовая с практикой на тему Закон как основной источник российского права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды источников российского права 5
1.1 Понятие и сущность источников права 5
1.2 Система источников российского права 9
Глава 2. Понятие и общая характеристика закона как источника права 16
2.1 Понятие, сущность и роль закона как источника права 16
2.2 Классификация законов Российской Федерации 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение:
Актуальность темы. Реформы, которые проводятся в России, в качестве необходимой составляющей включают развитие и обновление законодательства, как регионального, так и федерального уровней, что определяет интерес ко всем имеющимся формам объективизации правовых норм.
Активизация работы российского парламента, отмечающийся рост законотворчества на первый план выдвигает проблему качества и содержания законов. Конечно, решение данной проблемы зависит от надлежащей эффективной деятельности Федерального Собрания РФ, обязательного соблюдения им определенных правотворческих процедур, его взаимодействия с прочими институтами власти. Тем не менее, также очень важно совершать законотворческую деятельность на основании четкой научно обоснованной правовой концепции закона как главного нормативно-правового акта РФ.
И хотя в последнее время все чаще высказываются суждения о том, что закон перестал быть единственным воплощением и выражением права, и не только законодательство может рассматриваться как источник права, нельзя отрицать бесспорную близость России к романо-германской правовой семье. В свете таких позиций закономерным является внимание российских теоретиков права к вопросам особенностей и понятия закона как главного источника права России. Для определения природы законы, его формы, сущности, предмета регулирования, функций, роли и места в механизме правового регулирования и в правовой системе страны, необходим комплексный подход, который в себя включает формальное и лингвистическое, социологическое и философское, историческое и психологическое, и, конечно же, юридическое обоснование изучаемого явления.
Цель данной работы – правовое и общетеоретическое изучение законов как источников права в РФ, а также раскрытие их специфических признаков, сущности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и рассмотреть сущность источников права России;
ознакомиться с системой источников российского права;
дать понятие и рассмотреть сущность и роль закона как источника права;
рассмотреть классификацию законов Российской Федерации.
Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала, анализ результатов деятельности, изучение опыта. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.
Объект исследования – общественные отношения, которые связаны с выражением и формированием норм российского права в такой форме права как закон.
Предмет исследования – закон как официальный документ, содержащий в себе обязательные правовые нормы.
Нормативно-правовую базу данной работы составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и другие правовые акты из различных отраслей права.
Теоретической основой исследования составили труды таких авторов как: Болгова О. С., Венгеров А. Б., Зарубина М. А., Летушева Н. И., Мелехин А. В., Морозова Л. А., Некрасов С. И., Перевалов В. Д., Подтынников И. А., Протасов В. Н., Рассказов Л. П., Садохина Н. Е., Фаткуллина Н. М., Хропанюк В. и др.
Эмпирическую основу исследования составили примеры толкования российских законов.
Поставленные цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
В заключении стоит отметить, что поставленная цель работы была достигнута, то есть произошло правовое и общетеоретическое изучение законов как источников права в РФ, а также раскрытие их специфических признаков, сущности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
было дано понятие и рассмотрена сущность источников права России;
ознакомились с системой источников российского права;
было дано понятие и рассмотрена сущность и роль закона как источника права;
была рассмотрена классификация законов Российской Федерации.
Понятие «источник права» имеет несколько значений. В техническом смысле источник права – это способы выражения юридических норм, которые действуют в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и им уполномоченных организаций, а в некоторых случаях – всего народа (референдум), результат которой, – это создание правовых норм. В юридических нормативных актах выражена воля законодателя, и правовые предписания, которые в них содержатся, носят общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут пониматься и средства познания самого права, то есть то, откуда мы берем наши знания о праве (например, свод обычаев, исторические памятники права, юридическая практика, тексты законов и т.д.).
Основываясь на принципе системности, всю совокупность источников современного права РФ, которая состоит из законов, подзаконных актов, правовых обычаев (обычаев делового оборота), правовых договоров и иных источников, стоит рассматривать как общую систему форм национального права, которая является таковой по отношению ко всем прочим – частным системам (подсистемам), которые возникают и функционируют в ее пределах.
Закон – это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает юридической силой и регулирует общественные отношения и охраняется государственной властью.
Закон занимает главное место в нормативном регулировании общественных отношений. В правовом государстве закон своим действием охватывает все стороны общественной жизни. Он является главным гарантом прав и свобод личности. Содержание и стиль написания закона отличается своей точностью, строгостью. Правда, не всегда из-за специфичности изложения материала ясна суть документа. Современный язык правовых документов не всегда совершенен. С одной стороны, для него характерны формализм и строгость, которые помогают конкретно трактовать написанное, но с другой стороны, не всегда сухой язык наших законодателей отвечает требованиям современности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и виды источников российского права
1.1 Понятие и сущность источников права
Рассматривая источники права, стоит помнить, что свое название право получило от выражения «юстиция», то есть «справедливость, правда». Выделяется позитивное и естественное право.
1. Естественное право, то есть правила поведения, которые вытекают из свободной воли как естественного человеческого состояния и призваны быть руководством и мерилом для положительного законодательства, образцом его улучшения.
2. Позитивное право, то есть правила поведения, которые определяются государством и облекаются в установленную форму.
Как сложное социальное явление право, кроме внутренней своей структуры, имеет конкретные формы внешнего выражения. Внешняя форма права – это юридические источники, которые формально закрепляют правовые предписания, направленные участникам правоотношений. Однако кроме юридических (формальных) источников, у права есть и иные истоки его формирования, то есть система факторов, которые характеризуют его формы выражения и содержание.
Источник – это исходные положения, основные начала. В правовой литературе оценочный термин «источник права» принято традиционно рассматривать в двух аспектах: в широком – как закономерности и причины генезиса и правообразования права; в узком – как способ существования и закрепления норм права .
Понятие «источник права» имеет несколько значений. В техническом смысле источник права – это способы выражения юридических норм, которые действуют в каждом обществе. Это правотворческая деятельность государства и им уполномоченных учреждений, а в некоторых случаях – всего народа (референдум), результат которой, – это создание правовых норм. В юридических нормативных актах выражена воля законодателя, и правовые предписания, которые в них содержатся, носят общеобязательный характер. С другой стороны, источники права – это и средства познания самого права, то есть то, откуда мы берем наши представления о праве (например, свод обычаев, исторические памятники права, юридическая практика, тексты законов и т.д.).
Стоит отметить, что у сущности права имеется философская природа, и ее нельзя познать, не выявив философский источник права, который находится в природе человеческой личности. Право является производным от индивида, поэтому нужно знать законы человеческой природы. Истинный источник права – это личность. Право не включается лишь в законодательные нормы, которые с позиции естественного права бывают и несправедливыми. Например, уголовными кодексами советских республик запрещалось занятие частной предпринимательской деятельностью. Вообще в СССР государством четко определялось, что такое хороший труд (ударники коммунистического труда, передовики производства и пр.) и что такое плохой труд (раскулачивание совершали комитеты бедноты) .
Универсальность права как регулятора многообразных общественных отношений подразумевает обширное разнообразие источников его формирования. Их условно делят на:
1) источники права в материальном смысле. Сюда относятся: материальные условия жизни общества, способы производства материальной жизни, система хозяйственно-экономических связей, а также формы собственности, которые признаются государством. В каждой национальной правовой системе закладывается материальное содержание, которое отражает господствующие (сложившиеся исторически) в обществе экономические, а значит, и социальные связи;
2) источники права в идеальном смысле. Сюда относится правовое сознание, которое признается личностью, государством и обществом;
3) источники права в юридическом смысле, то есть форма проявления объективизации государственной воли, которой придается нормативный характер .
То есть, право своим источником имеет (в широком смысле данного слова) общественные отношения, объективная потребность в урегулировании которых появляется в жизни определенного общества и должна осознаваться законодателем, то есть проходить через его правосознание.
На рубеже 21 века право рассматривается как общечеловеческая ценность. Собственно в источниках права – форме, которая, как правило, нейтральна к своему социальному классовому содержанию – едва ли не прежде всего выражаются общенациональные черты права.
В юридической науке под источниками права понимается:
а) государственная деятельность по созданию правовых предписаний;
б) определенные исторические памятники, когда-то имевшие значение действующего права. О подобных правовых памятниках как об источниках права говорят, когда в изучениях пользуются Русской Правдой и т.п.;
в) материалы, которые положены в основу какого-либо законодательства. Данный смысл источника права применяется тогда, когда, например, констатируется, что римское право явилось источником при подготовке немецкого Гражданского кодекса или что работы исследователя Г. Потье были использованы, когда разрабатывался Кодекс Наполеона;
г) силы, которые творят право. Например, источником права считается воля Бога, воля народную, идеи справедливости, правосознание, идеи свободы, братства, равенства, государственную власть;
д) священные предписания и книги, вероучения, религии как источник или как метод права клерикальных, теократических и, даже, светских государств;
е) нравственность и мораль;
ё) гуманизм и общечеловеческие принципы;
ж) определенное стечение обстоятельств, которое сложилось в обществе;
з) политические установки, доктрины и теории;
и) юридическую и судебную практику;
й) обычай;
к) правовой договор;
л) административный и судебный прецедент;
м) нормативный акт.
И это не вес источники права, выше были перечислены самые существенные и важные.
В российской юриспруденции под «источниками права» традиционно понимают внешние формы установления (выражения) правовых норм. Термины «источник права» и «форма права» тесно взаимосвязаны между собой, однако тождественными не являются. Если эти понятия объединить, то получится, что источник права – это воля законодателя, хотя действительно это не так. Тогда искажается социальная сущность права, его подлинная природа. Форма права передает, как содержание права выражается вовне, то есть внешнее выражение норм права. А источник права – система факторов, истоки формирования права, которые предопределяют его формы выражения и содержание.
Итак, слово «источник» применяется в юридической науке не как самостоятельное, а в неизменном словосочетании «источник права» и становится юридическим понятием или специальным именем понятия «источник права», значение и смысл которого определяется и смыслом, который вложен в термин «право», и контекстом его применения.
1.2 Система источников российского права
В Российской Федерации источниками права являются: права и свободы гражданина и человека (ст. 2 Конституции РФ), общепризнанные нормы и принципы международного права, нормативные договоры, нормативные акты, судебный прецедент, правовой обычай . С данной классификацией источников права в РФ, которую предложила Садохина Н. Е. стоит согласиться, поскольку все представленные виды источников права активно используются в российской правовой системе.
В Конституции РФ закреплены основные принципы системы источников правовых норм. Главный из данных принципов – это закрепление в Конституции РФ и признание свобод и прав человека высшей ценностью, а защиту свобод и прав гражданина и человека – обязанностью государства.
Основные свободы и права человека являются основой законов, их содержания и смысла, а значит источник законности других источников права.
Важнейший конституционный принцип системы источников права – это положение о том, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории РФ. Этот принцип означает, что у Конституции РФ имеется верховенство над подзаконными правовыми актами и законами. Законы и другие правовые акты, которые принимаются в России, не должны противоречить Конституции РФ. Законы и подзаконные акты, которые противоречат Конституции, юридической силы не имеют.
Другой фундаментальный принцип системы права – это конституционное положение приоритета международного права перед правовой национальной системой РФ. Установленное Конституцией РФ положение о том, что общепризнанные нормы и принципы международного права – это составная часть правовой системы РФ, имеет существенные правовые последствия. Во-первых, правоприменительные органы, в том числе КС РФ и суды общей юрисдикции, в пределах своей компетенции имеют право применять нормы международного права при рассмотрении дел в случаях, которые определены законодательством. Во-вторых, юридические и физические лица имеют право на основании этого конституционного положения, апеллировать к нормам международного права с целью защиты своих прав. Если нормы национального права противоречат общепризнанным нормам и принципам международного права, то применяют правила, которые установлены нормами международного права.
Стоит сказать, что в России основной источник права – это нормативно-правовые акты органов государственной власти.
Конституция РФ является основным законом государства. Это источник права высшей юридической силы, который составляет нормативную базу для всего имеющегося законодательства государства.
Обыкновенные законы принимают на основании и во исполнение конституционных законов, данные документы образуют текущее законодательство и ими регулируются разные стороны государственной и общественной жизни. Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты органов государственной власти и управления, которые издаются согласно законам РФ и не противоречат им.
В отечественной юридической науке по сей день остается спорным вопрос касательно того, является ли источником права юридический прецедент.
Предметом дискуссий много раз был вопрос касательно того, может ли решение суда (и если да, то какого) рассматриваться как прецедент, то есть приниматься за обязательный образец при разрешении в дальнейшем таких же дел. Стоит отметить, что эта дискуссия имеется в научной литературе многих государств романо-германской правовой семьи, где понятие судебного прецедента и его содержание широко варьируется. Не вдаваясь в подробности данной дискуссии, стоит привести позицию авторитетного отечественного специалиста в сфере прецедентного права М. Н. Марченко, который утверждает, что в государствах романо-германской правовой семьи судебный прецедент как источник права чаще всего формально не признается, но фактически применяется. Возвращаясь к правовым реалиям нашей страны, советскими правоведами (А. Б. Венгеров и С. Н. Братусь) в 70-е годы 20 века высказывалась идея, что прецедентом может быть не только конкретное судебное решение, но и систематизированная судебная практика по применению и толкованию какой-либо правовой нормы, то есть так называемый «прецедент толкования».
Однако, несмотря на представленную выше идею придавать характер прецедентности систематизированной судебной практике по конкретной правовой норме, в официальной концепции советского права торжествовал тезис о недопустимости рассматривать судебный прецедент как источник права, так как это ассоциировалось с буржуазными пережитками и с разрушением социалистической законности, которая понимается только как неуклонное и строгое соблюдение законов и иных законодательных актов .
До сих пор в юридической теории и на практике продолжается доминировать позитивистский (нормативистский) подход к праву, который нам достался в наследство от прежнего советского режима. Советской властью судебная практика категорически не воспринималась как источник права, поскольку решения суда являлись неприемлемыми для тоталитарного режима в качестве источника права, потому что органы судебной власти по причине их квалификации и большей независимости могли принимать решения, которые не угодны господствовавшему режиму. Таким образом, с практической и теоретической точек зрения нормативистский подход к праву определил непризнание судебной практики как источника права.
С установления в ст. 10 в Конституции РФ принципа разделения властей судебная власть в России стала одной из ветвей государственной власти, которая независимо от прочих ветвей власти, самостоятельно может совершать правосудие. Признавая в судебной системе самостоятельную ветвь власти, нами тем самым признается допустимость принятия судами правовых норм. Разрешение конкретной спорной ситуации суд выполняет в виде судебного решения. Подобное решение является правилом поведения, которое обладает принудительной силой. В тоже время не каждое решение суда – это источник права. Не являются источниками права правоприменительные акты индивидуального значения, адресованные конкретным субъектам правоотношений и носящие единичный характер. Источниками права считаются отдельные нормативно-правовые акты высших судебных органов РФ.
Нормотворческая роль высших судебных органов власти установлена Конституцией РФ. В ней закреплено, что КС РФ разрешаются дела о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов высших государственных органов власти и управления РФ, уставов, конституций республик, а также законов и других нормативных актов субъектов РФ. Акты или их отдельные положения, которые признаны неконституционными, не подлежат применению и утрачивают силу.
Таким образом, решение КС РФ об отмене нормативно-правового акта или его отдельных положений – это источник права общеобязательный для исполнения.
КС РФ дается толкование Конституции РФ (ч. 5 ст. 125). Толкование Конституции, которое дано КС РФ, является обязательным для всех исполнительных, представительных и судебных государственных органов власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, должностных лиц, организаций, граждан и их объединений.
Источниками права также являются и отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которые имеют значение субсидиарных правоположений. Например, это Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 31 октября 1995 г., в котором разъясняется, что судом, при разрешении дела, применяется непосредственно Конституция РФ, если он придет к выводу, что федеральный закон или закон субъекта РФ противоречит Конституции РФ.
Имеющиеся в научной литературе утверждения некоторых исследователей-юристов признать разъяснения Пленума ВС РФ источниками права не стоит считать правильными, поскольку это нарушает конституционный принцип независимости судей и подчинения их лишь федеральному закону и Конституции РФ .
Развитие прецедентного права в России будет способствовать усилению охраны свобод и прав граждан, придаст больший динамизм правовой системе, существенно изменит к лучшему соотношение между объективным и субъективным правом.
В правовой системе РФ правовой обычай как источник права занимает небольшое место, то есть действует лишь в тогда, когда возможность его использования оговорена действующим законодательством. В российской правовой системе обычай выступает в качестве источника права лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, в Консульском уставе (в РФ до сих пор действует Консульский устав СССР) имеются ссылки на возможность применения международного обычая. Кодекс торгового мореплавания РФ (ст. ст. 130-132) разрешает при отсутствии соглашения сторон руководствоваться обычаями порта для определения продолжительности погрузки и разгрузки судна и размера оплаты за их простой. ГК РФ (ст. 5) допускается применение обычаев делового оборота для регулирования гражданско-правовых отношений .
Также в России источниками права считаются нормативные договоры. Важное место среди них занимают международные договоры РФ и договоры между РФ и субъектами РФ. Например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 03.08.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан». Или, «Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» (Подписан в г. Москве 15.02.1994).
Международные договоры РФ – это соглашения между РФ и иными субъектами международного права, которые призваны регулировать их отношения друг с другом посредством создания взаимных обязанностей и прав.
Международные договоры могут быть:
двусторонние и многосторонние;
региональные и универсальные;
несамоисполняемые и самоисполняемые.
Участниками многосторонних договоров могут являться несколько стран.
Универсальные договоры заключаются между странами, которые принадлежат к разным регионам Земли, к разным правовым социально- политическим и системам. Сюда относятся соглашения, которые имеют наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 стран, включая Россию).
Региональные соглашения – это соглашения, принятые и действующие в границах одного региона, как правило, в рамках интеграционной региональной группировки стран (СНГ и др.).
Нормы самоисполняемых договоров в силу их завершенности и детальной проработанности могут быть применены для регулирования соответствующих отношений без каких-либо дополняющих и конкретизирующих их норм.
Несамоисполняемый договор, даже если страна санкционирует использование его правил внутри государства, требует для выполнения акта внутригосударственного нормотворчества, которое будет конкретизировать положения соответствующего документа.
Таким образом, основываясь на принципе системности, всю совокупность источников современного права РФ, которая состоит из законов, подзаконных актов, правовых обычаев (обычаев делового оборота), правовых договоров и иных источников, стоит рассматривать как общую систему форм национального права, которая является таковой по отношению ко всем прочим – частным системам (подсистемам), которые возникают и функционируют в ее пределах.