Введение в логопедию Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Заикание, его сущность,причины и симптоматика.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Заикание: характеристика понятия, симптоматика и причины возникновения 5

1.1. Характеристика понятия заикание, его симптомы и виды 5

1.2. Причины и стадии развития заикания 11

Глава 2. Методика диагностики и лечения заикания 16

2.1. Диагностика заикания 16

2.2. Лечение заикания 23

Заключение 30

Список литературы 32

Приложение 1. 34

Диагностики заикания у школьников 34

Приложение 2. 48

Упражнения при заикании 48

  

Введение:

 

Устная речь представляет собой сложный многокомпонентный про-цесс, в котором принимают участие не только структуры челюстно-лицевого аппарата, но и центры головного мозга, расположенные в коре больших полушарий. Именно в этих структурах в большинстве случаев локализуются те или иные патологические процессы, которые приводят к развитию заикания.

Под заиканием понимают особенность речи, характеризующуюся ча-стым повторением или удлинением звуков, слогов или даже слов в сочета-нии с частыми паузами, что нарушает беглость устной речи. В группу заи-кающихся взрослых входят не только люди с классическими повторениями звуков или слогов, остановками перед сложным сочетанием букв, но и лю-ди с быстрой речью. В повседневной жизни их часто называют «таратор-ками». В диалоге с такими людьми часто возникает желание их «притор-мозить», так как быстрая речь трудно воспринимается и затрудняет пони-мание содержания сказанного.

На сегодняшний день, по данным статистики, количество страдаю-щих заиканием колеблется от 1 до 5%. Однако все специалисты сходятся во мнении, что среди мужчин заикание встречается в 4 раза чаще, чем сре-ди женщин. В большинстве случаев (90-95%) заикание возникает в воз-расте 2-7 лет.

Этот дефект речи часто приводит к проблемам в общении, связаными не только с трудностями восприятия такой речи слушателем, но и с внут-ренними эмоциональными переживаниями заикающегося человека.

Первое наиболее полное изложение симптоматики заикания было да-но в работе «Заикание» И.А. Сикорского (1889). Изучали проявления заи-кания у людей в разные возрастные периоды М.Е. Хвацев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В.А. Гиляровский, Н.П. Тяпугин, С.С. Ляпидевский и многие другие.

В большинстве развитых стран повсеместно с техническим прогрес-сом отмечается увеличение частоты заикания у детей, что связано с быст-рым внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой ин-формации, видеоигр, бомбардировкой огромным массивом аудиовизуаль-ной информации, незрелой нервной системой ребенка. Именно поэтому так важно выявить причины заикания и способы его лечения и коррекции. Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ре-бенка, важно подчеркнуть важность дифференцированного подхода в раз-витии, перевоспитании личности и речи заикающегося ребенка.

Объект исследования: заикание.

Предмет исследования: особенности заикания, методы его лечения.

Цель исследования: изучение заикания, его причин, симптомов, ме-тодов диагностики и лечения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение заикания, его симптомов, причин его возникновения, а также методов его диагностики и лечения будет способствовать успешной работе практикующего логопеда в коррекции проблем заикающегося человека.

Задачи исследования:

1. охарактеризовать понятие заикания, его симптомы и виды;

2. определить причины заикания;

3. изучить методы диагностики заикания;

4. проанализировать способы лечения заикания.

Методы исследования: общенаучные, индуктивные, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение литера-турных источников по теме исследования.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заикание — одно из самых распространенных речевых расстройств как среди детей, так и среди взрослых. Как правило, заикание у детей воз-никает в раннем детстве и может сохраняться в течение многих лет, если его не лечить. У взрослых заикание может возникнуть в результате потря-сения, болезни или стресса. Оно проявляется в нарушении ритма и плавно-сти речи, которые вызываются различного рода перебоями, удлинением или повторением отдельных звуков и слогов.

Большинство исследователей заикания отмечают сложный системный характер этого расстройства, которое имеет как биологические, так и пси-хологические, а возможно, и социальные причины.

Чаще всего заикание возникает в детстве, между 3 и 5 годами, когда ребенок учится говорить фразу за фразой. В этот период еще не созрев-ший речевой аппарат испытывает большую нагрузку и поэтому особенно подвержен всевозможным «поломкам». Большинство детей проходят этот этап развития речи нормально, у некоторых развивается заикание.

Различают функциональное и органическое заикание. Органическое заикание возникает только при органических поражениях центральной нервной системы, встречается довольно редко и может возникнуть в лю-бом возрасте.

Функциональное заикание чаще всего возникает без каких-либо ор-ганических поражений речевых механизмов центральной и перифериче-ской нервной системы.

Заикание может быть постоянным или волнообразным, но чаще все-го заикание возникает в самых ответственных «трудных» ситуациях. Например, если необходимо выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный во-прос незнакомого человека или задать вопрос.

Лечение заикания в настоящее время осуществляется так называемым комплексным методом, который включает в себя ряд различных медицин-ских и педагогических воздействий и мер, основными из которых являются следующие:

— Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося.

— Психотерапия.

— Непосредственная речевая работа.

— Обеспечение благоприятной социальной среды и нормальных усло-вий жизни.

Речевые трудности могут привести к серьезной психологической травме, которая вызывает чувство неполноценности, раздражение, беспо-мощность и другие негативные эмоции. В результате у большинства людей с заиканием развивается невроз, который усугубляет заикание и еще больше затрудняет речевое общение.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Заикание: характеристика понятия, симптоматика и причины возникновения

1.1. Характеристика понятия заикание, его симптомы и виды

Заикание — это заболевание, при котором человек не может контро-лировать или «сглаживать» судорожно нарушенную речь, из-за чего он повторяет или удлиняет слова, слоги, фразы [15]. Заикание делает речь прерывистой и непонятной, нарушает ритм ее течения.

В начале XX века Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что «специфической основой заикания» является психическое состояние, на ба-зе которого возникает «сознание нарушения речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Я.А. Флоренская, М.И. Пайкин, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Н.А. Власова, Н.И. Жинкин и другие также отмечали усугубляющую роль фиксированного внимания заикающихся на их дефекте [11].

Заикание — это нарушение плавности и ритма речи, при котором ре-бенок с трудом произносит слова и фразы, многократно повторяет слоги или короткие слова, а также удлиняет паузы перед началом произноше-ния. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, обеспечивающих речевую функцию (мышцы гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы вызваны чрезмерным возбуждением соответствующих цен-тров в головном мозге (речевого, эмоционального). Это приводит к арти-куляционным, голосовым или дыхательным сокращениям, которые меша-ют ребенку говорить плавно и ритмично.

Эта патологическая речь характеризуется не только повторением или удлинением произносимых звуков, слогов, слов, но и частыми остановка-ми, нарушающими равномерное течение речи. Речевые тики (частое по-вторение перефразированных слов, растягивание звуков) и бессвязная речь не имеют ничего общего с заиканием [5][16].

Заикание поражает людей всех возрастов. По данным мировой науч-ной литературы, заикаются около 2,5% детей дошкольного возраста [17].

В большинстве случаев заикание возникает в возрасте от 2 до 6 лет, когда ребенок овладевает фразовой речью — построением длинных и слож-ных речевых конструкций. Мальчики заикаются в четыре раза чаще, чем девочки, что может быть связано с тем, что у девочек быстрее развивается мелкая моторика и артикуляция речи.

Возникшее заикание может пройти спонтанно (в течение от несколь-ких часов до нескольких месяцев), но в большинстве случаев оно становит-ся хроническим.

Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта разница только увеличивается: мальчиков, продолжающих заикаться, в 3-4 раза больше, чем девочек с той же проблемой. Мужчины также заикают-ся чаще, чем женщины (в четыре раза).

Около 5-10% детей заикаются в течение нескольких недель или не-скольких лет. Однако 75% детей излечиваются от заикания, а остальные 25% могут продолжать заикаться всю жизнь [16][19].

Тяжесть заикания во многом зависит от того, насколько заикающий-ся сосредоточен на дефекте. Если «заика» сосредоточен на своем дефекте, он начинает скрывать его, прибегает к различным уловкам, старается го-ворить как можно меньше (особенно при общении с малознакомыми людьми). При отсутствии эмоциональной и профессиональной медицин-ской поддержки ситуация может усугубиться. Может развиться постоян-ный психологический дискомфорт, острое чувство собственной неполно-ценности, болезненная подозрительность, страх перед ситуацией общения, боязнь людей.

Одним из основных феноменов, из которых развивается невротиче-ское расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше пациент фиксирует свое внимание на болезненном симптоме, тем более постоянным он становится. Таким образом, образуется порочный круг, из которого пациент не может выбраться: симптом болезни заставля-ет его фиксировать на нем свое внимание, и, следовательно, симптом ста-новится еще более выраженным и еще больше цепляет его внимание. Н. И. Жинкин, рассматривая заикание как нарушение речевой саморегуляции, отмечает, что чем больше нарастает тревога за исход речи и чем больше произношение оценивается как дефектное, тем больше нарушается речевая саморегуляция. Это состояние после нескольких повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще и чаще, теперь уже до начала речи. Процесс становится круговым, так как дефект в прие-ме усиливает дефект в выходе.

В зависимости от тяжести заикания различают следующие формы

• легкая — заикание проявляется только при быстрой речи в воз-бужденном состоянии. В этом случае речевые задержки легко преодоле-ваются, фиксации на заикании не происходит;

• средняя — в обычной обстановке заикание проявляется редко и легко преодолевается, при психологическом дискомфорте или эмоцио-нальном возбуждении заикание усиливается;

• Тяжелая — заикание проявляется постоянно [7].

Заикание наиболее выражено в подростковом и юношеском возрасте, а после 30 лет его проявления ослабевают.

Среди взрослых 0,73% людей страдают от заикания, которое затра-гивает более 70 миллионов человек во всем мире. А в исследовании 2016 года американские ученые обнаружили, что примерно один из 135 взрос-лых страдает заиканием [20].

Чем раньше начинается заикание, тем больше вероятность того, что оно будет непродолжительным [17]. Так, у ребенка, начавшего заикаться в возрасте до 3,5 лет, меньше шансов заикаться в дальнейшем.

При всем многообразии клинической картины заикания, физиологи-ческих и психических моментов, физиологические нарушения считаются основными.

Физиологические нарушения создают основу для психологических особенностей заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологиче-ские изменения часто выходят на первый план.

К физиологическим симптомам относятся речевые спазмы, наруше-ния ЦНС и физические расстройства, нарушения общей и речевой мотори-ки. Психологические симптомы включают заикание и другие нарушения экспрессивной речи, фиксацию на дефекте, речевую фобию, гримасы и другие психологические особенности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы