Курсовая с практикой на тему Задачи и организация психической подготовки спортсменов в легкой атлетике.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА К СОРЕВНОВАНИЯМ 4
1.1 Составляющие спортивной подготовки легкоатлета 4
1.2 Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 8
ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА К СОРЕВНОВАНИЯМ 10
2.1 Диагностика состояния психической готовности спортсменов в легкой атлетике 10
2.2 Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Спортивное соревнование — это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировки спортсменов легкоатлетов, будучи подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнования являются своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.
Актуальность темы. Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей психической подготовки к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальной психической подготовки к выступлению в конкретных соревнованиях. В ходе общей психической подготовки к соревнованиям нормируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность и самоконтроль и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе психической подготовки к конкретным соревнованиям нормируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующееся уверенностью в своих силах, стремлением к успеху, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к воздействию внутренних и внешних препятствий, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия, необходимые для успеха.
Гипотеза исследования. Существует значительное разнообразие видов спортивной деятельности: поединок, групповая борьба и т.д., однако их объединяют общие психологические особенности:
1) спортивное соревнование обладает стимулирующим воздействием;
2) целью выступления в соревнованиях является достижение победы или лучшего результата. Это основная причина экстремальности условий этой деятельности;
3) соревнования всегда социально значимы: их результаты, как правило, получают широкую общественную известность и оценку;
4) результаты выступления в соревнованиях всегда лично значимые для спортсмена;
5) соревнования является специфическим фактором, создающим экстраординарные эмоционально-волевые состояния.
Объект исследования. Психологическая подготовка спортсмена легкоатлета к соревнованиям.
Предмет исследования — различные методы психологической подготовки спортсмена легкоатлета к соревнованиям.
Цель исследования заключается в изучении влияния различных методов психологической подготовки к соревнованиям на спортсмена легкоатлета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить составляющие спортивной подготовки легкоатлета.
2. Исследовать процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов.
3. Изучить диагностику состояния психической готовности спортсменов в легкой атлетике.
4. Проанализировать процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов.
Заключение:
В процессе выполнения курсовой работы была достигнута поставленная цель исследования — изучено влияние различных методов психологической подготовки к соревнованиям на спортсмена легкоатлета.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучены составляющие спортивной подготовки легкоатлета.
2. Исследован процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов.
3. Изучена диагностика состояния психической готовности спортсменов в легкой атлетике.
4. Проанализирован процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов.
В процессе выполнения курсовой работы была доказана гипотеза исследования.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок имеют преимущественное значение.
На этапе занятий, групп начальной подготовки основное внимание должно уделяться нормированию интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, нравственных и волевых качеств, а также специфических, необходимых в спорте (трудолюбие в тренировке, дисциплинированность, чувство ответственности, уважение к тренеру и товарищам по команде, сопернику, требовательность к себе) положительных межличностных отношений в спортивных группах, развития простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.
На этапе занятий учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, нормировании волевых черт характера, улучшении взаимодействий в спортивной команде, развития оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, нормированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психического восстановлению.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий: в подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общего психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности. В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям. В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных качеств характера и приемов психической регуляции спортсменов. В ходе учебно-тренировочных занятий также существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых постоянно используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия.
Во вступительной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного (смешанного) действия, направленные на развитие определенных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, что способствует развитию интеллекта и психических функций в подготовительной части занятий используются методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной — совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, повышается уровень психической специальной готовности спортсменов. В ходе тренировки особенно при состоянии значительного утомления спортсменов необходима особая корректность поведения тренера.
В заключительной части занятий совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическом восстановлению. Разумеется, распределение средств и методов психической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий. Важным фактором является выявление и учет при планировании учебно-тренировочного процесса таких личностных характеристик спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная устойчивость и способность переносить монотонную работу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА К СОРЕВНОВАНИЯМ
1.1 Составляющие спортивной подготовки легкоатлета
Подготовка легкоатлета — это долгий процесс. Он предполагает не только занятия физическими упражнениями, но и воспитания необходимым качествам спортсмена, таким, как воля, характер, усердие, приобретение знаний, технические навыки, тактика в определенных видах легкой атлетики, а также гигиена и самоконтроль.
Долгосрочная тренировка для спортсмена включает в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую, психологическую и морально-волевую подготовку [7, с.56].
Современная система тренировок спортсмена — сложное и многогранное явление, включая цели, задачи, средства, методы, организационные формы, логистику и т. д., обеспечивающие достижение самого высокого для спортсмена спортивного показателя, а также организационно-воспитательный тренировочный процесс спортсмена в соревновании.
В структуре системы подготовки спортсмена выделяются виды подготовки, соревнований, тренировок и соревновательных тренировок, которые повысят эффективность спортивных достижений.
Спортивные тренировки как важнейшая часть системы тренировки спортсмена — это специализированный учебный процесс, основанный на использование физических упражнений для улучшения различных качеств, способностей, аспектов подготовки, обеспечивающих спортсмену достижения высоких показателей в выбранном виде спорта или любой другой дисциплине.
Тренировочный процесс спортсмена направлен на развитие необходимых физических и моральных качеств, владение техникой спортивных упражнений и их совершенствования в определенных видах легкой атлетики.
Подготовка осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единственным педагогическим процессом, направленным на обучение и закрепление определенных навыков, чтобы достичь высокого уровня физической подготовки.
Целью тактической подготовки является объективная оценка собственных способностей и возможностей соперников, умело приспосабливаясь к условиям, которые должны оспаривать и использовать их, чтобы выиграть. Без сомнения тактическое мастерство спортсмена — совершенное мастерство в технике, уровень развития физических качеств, сильной воли и настойчивости в успехе.
Тактические навыки улучшаются путем приобретения теоретических навыков знания тактики, решения ряда тактических задач в процессе обучения.
Конечно, разработать план для участия в соревнованиях и, наконец, реализовать этот план в соревновательном процессе. Знание тактики приобретается путем знакомства со специальной литературой, посещением соревнований и наблюдением за опытом спортсменов, посещений лекций, просмотров спортивных фильмов и т.п. [18, с.325]
В процессе тренировки перед спортсменом должны относиться определенные тактические задачи. Его нужно научить регулировать разумно и правильно распределить свои силы. Для этого необходимо смоделировать различные условия соревнований на занятиях. Однако лучшей школой тактики для спортсмена является соревнование.
Разрабатывая тактический план для участия в соревнованиях, бегун устанавливает программу гонки; прыгун определяет начальную высоту, планирует высоты, которые он может одолеть; метатель решает, следовать ли тактике «первого удара», то есть, приложить все усилия с первой попытки или постепенно увеличивать результаты.
Все спортсмены должны изучить своих будущих противников перед соревнованиями, оценить их физические и психологические характеристики и, следовательно, разработать ту, или другую тактику борьбы.
Давно доказано, что успешное выступление на соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовки спортсмена, но и от его психологической подготовки.
Действительно, чтобы полностью реализовать свои физические, технические и тактические возможности, свои способности и в дополнение к раскрытию способностей резерва, как важного элемента соревнования, спортсмен должен психологически подготовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические характеристики соревнования, закономерности, причины и динамика пред-конкурентных состояний определяют высокие требования психики спортсмена. Все, что было разработано и накоплено во время тренировок за месяцы или годы, может быть потеряно за несколько минут, а иногда и за несколько секунд, до старта или во время боя. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям является важным и незаменимым элементом обучения и тренировок.
Психика, совесть и личные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность — это особый вид человеческой деятельности, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями [23, с.54].
Естественно, лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Опыт соревнований в спорте важен для надежности спортсмена. Но каждое соревнование является разрядкой накопленного нервно-психического потенциала и часто является причиной серьезных физических и духовных травм. Кроме того, участие в соревнованиях всегда дает определенные результаты, суммируя результаты определенного шага в улучшении спортивного мастерства спортсмена.
Поэтому организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств отдельных и психических состояний, которые всегда определяют успешность и устойчивость соревновательной деятельности. Его целью следует считать адаптацию к конкурентным ситуациям, улучшение и оптимизацию реактивности отображения и соответствующую реакцию на экстремальные условия конкретной активности.
В спорте существует понятие «классификация соревнований», которое предусматривает их распределение по типам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, классификационные, отборочные, предварительные и т.п. [12, с.19]
Уровень соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою очередь, требует определенной степени психологической подготовки. Следовательно, на практике осуществляются два вида психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общий и особенный для конкретного соревнования.
Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идеологической работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идеологических убеждений, воспитанию личностных качеств. Программа психологической подготовки должна включать мероприятия, направленные на тренировку спортивного характера. Спортивность — важный элемент успешного выступления на соревнованиях, где он действительно проявляется и развивается. Но это формируется в тренировочном процессе.
Основные спортивные критерии:
— стабильное выступление на соревнованиях;
— улучшить результаты соревнований в соревнованиях;
— лучшие результаты во время соревнований по сравнению с тренировками;
— лучшие результаты, чем в предыдущем преступлении.
Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям определяется:
— спокойствие (хладнокровие) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (в условиях деятельности);
— уверенность спортсмена в себе, в своей способности быть частью своего отношения к себе, что гарантирует активность, надежность действий, помехоустойчивость;
— боевой дух спортсмена. Помимо отношения к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то есть к достижению конкурентной цели, он помогает раскрыть резервные возможности [3, с.65].
Единство этих спортивных характеристик определяет состояние уверенности в спокойной борьбе.