Курсовая с практикой на тему Южноафриканский вектор во внешней политике России: традиции и тенденции (2000-2019 гг.)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Основные цели и направления внешней политики России в Южной Африке
1.1.
Цели и подходы России к развитию отношений со странами Юга Африки
2.1.
Вызовы, ресурсы и формы двустороннего сотрудничества России с южноафриканскими
странами
2.2.
Россия и развитие отношений с алмазодобывающими странами Юга Африки
Глава
3. Особенности международного сотрудничества России со странами Юга Африки
3.2.
Проектная составляющая участия России в деятельности САДК
3.3.
Позиция России и стран Южной Африки в ООН
Список использованных источников
Введение:
В условиях, когда позиции России на мировых рынках ослабли,
для расширения экспорта и ослабления пагубного воздействия на российскую
экономику ее узкосырьевой специализации в МРТ особую важность представляют
отношения со странами, обладающими емким рынком и производственными
возможностями, превышающими спрос на внутренних и традиционных рынках. В данном
случае речь идет о странах Африки. Оживление и развитие экономического
взаимообмена с африканским регионом может явиться для России определенным
стимулом к более эффективному использованию ее научно-технического и
промышленного потенциала, расширению сферы ее участия в МРТ, что немаловажно
для успешной интеграции страны в мировую экономику.
В этом контексте исследование экономического потенциала как
России, так и стран Африки, а также всех возможных аспектов их сотрудничества
представляется чрезвычайно важным с точки зрения национальных интересов как
России, так и стран Африки. Анализ этой проблемы позволяет, на наш взгляд,
найти решение для мобилизации экономического потенциала нашей страны с помощью
активных внешних связей, в том числе с Африканским континентом.
Хронологические рамки исследования. В работе
рассматривается, в основном, постсоветский период экономических отношений
России с африканскими странами. Вместе с тем, в целях выяснения исходного
уровня сотрудничества и анализа накопленного опыта двусторонних отношений автор
затрагивает и советский период. Хронологические рамки работы ограничены
периодом с середины 80-х годов XX века по начало XXI века.
Объектом исследования являются отношения между Россией и
ЮАР, а его предметом – южноафриканский вектор во внешней политике России.
Объект и предмет исследования определили его цель – рассмотреть
южноафриканский вектор во внешней политике России. Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить основные цели и направления внешней
политики России в Южной Африке;
2.
Рассмотреть вызовы, ресурсы и формы
двустороннего сотрудничества России с южноафриканскими странами;
3.
Рассмотреть развитие отношений с
алмазодобывающими странами Юга Африки;
4.
Изучить сотрудничество с южноафриканскими
странами в ресурсных отраслях и в сфере сельского хозяйства;
5.
Рассмотреть участие
России и ЮАР в развитии африканского вектора в деятельности Международного
объединения БРИКС;
6.
Изучить проектную
составляющую участия России в деятельности САДК
7.
Проанализировать позицию России и стран Южной
Африки в ООН.
Методологическую основу исследования составляет синтез
конкретно-странового и проблемно-исторического подходов к анализу проблемы.
Вместе с тем, автор использовал цивилизационный подход, позволяющий расширить
рамки проблемы и сделать более широкие выводы и обобщения.
В качестве теоретической основы в курсовой работе нашли
отражение научные достижения в области экономической теории, теории
международных экономических отношений и экономики развивающихся стран. Автор
опирался на труды классиков экономической мысли (А. Смита, Д. Рикардо, М.
Вебера, Дж. М. Кейнса и др.), а также на теоретические и методологические изыскания
российских и зарубежных авторов по проблематике мировой экономики, экономики
развивающихся стран и России.
Первая, представляющая источниковедческую базу по вопросам
экономического развития и потенциала Африки и сотрудничества региона с РФ,
включает общеафриканские государственные документы, официальные документы
отдельных стран, публикации и заявления государственных деятелей континента1.
Несомненную ценность представляют в этой связи разработанные Секретариатом ООН
и ОАЕ
Вторая группа источников объединяет государственные
документы и официальные публикации правительств СССР и РФ.
Третья группа источников представлена изданиями
международных организаций (статистические сборники, справочники и т.п.). Сюда
относятся документы ООН, МВФ, ВБ, ВТО и пр., содержащие ценный статистический
материал, позволяющий составить представление об экономической ситуации в
России, Африке и мировой экономике в целом. Особый интерес для автора
представили, в частности, Доклады ООН о развитии человека, свидетельствующие о негативном
влиянии современных тенденций в мировой экономике на ситуацию в социальной
сфере африканских стран.
В своей работе автор опирался на фундаментальные
исследования советских и российских ученых, содержащие ценный материал по
вопросам мировой экономики, внешнеэкономических проблем развивающихся стран,
места Африки в современных международных отношениях и перспектив развития
континента.
В 70-80-е годы было опубликовано немало работ отечественных
авторов по вопросам советско-африканского экономического сотрудничества,
которые послужили важным подспорьем для автора. Но особый интерес представили
для него исследования по вопросам российско-африканского экономического
сотрудничества. Следует отметить здесь труды д.э.н. В.В. Лопатова, специально
посвященные указанной теме, а также коллективные работы Центра исследований
российско-африканских отношений Института Африки РАН3.
Заключение:
Охлаждение отношений России с Западом, санкции против нашей
страны во многом повлияли на то, что Россия стала переориентировать своё
внимание на новых партнёров. Среди которых – африканские страны.
Основные интересы России в Африке
Укрепление политического сотрудничества со странами
континента для обеспечения поддержки позиций России по вопросам международной
жизни (например, в рамках ООН, где африканские страны составляют значительную и
влиятельную группу). Укрепление политического взаимодействия с африканскими
странами в том числе в рамках БРИКС – сейчас в составе объединения только ЮАР,
но есть перспективы включения в него и других африканских стран.
Развитие торгово-экономических отношений – добыча/покупка в
странах Африки минеральных ресурсов, продукции тропического земледелия (кофе,
какао, цитрусовые), увеличение поставок в Россию фруктов, овощей, которые во
многом пришли на смену продукции стран ЕС. Поставка в Африку
сельскохозяйственной продукции России (например, зерна). Поставки в Африку
таких товаров, как удобрения, продукция машиностроения, вооружения, техника и
прочего.
Экспорт российских услуг и технологий – например, экспертиза
в строительстве АЭС, других объектов инфраструктуры (гидроэлектростанции,
заводы в сфере лёгкой промышленности, переработки сельскохозяйственного сырья),
технологии в сфере нефтепереработки и строительства трубопроводов, запуск
спутников африканских стран.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные цели и направления внешней
политики России в Южной Африке
1.1. Цели и подходы России к развитию отношений со
странами Юга Африки
Анализируя политическую практику Российской Федерации в
африканских странах, можно сказать, что развитие сотрудничества между двумя
регионами имеет богатое и неоднозначное прошлое и имеет хорошие перспективы.
Историю политического развития России в африканских странах
можно разделить на несколько этапов. За время существования Советского Союза
существовала тенденция к укреплению и укреплению сотрудничества. В 1990-х годах
правопреемник Советского Союза, Российская Федерация, пересмотрел свою позицию
и, по внутренним причинам, уделял мало внимания внешней политике с африканскими
странами. Таким образом, с 2000 по 2013 год возник новый интерес к
сотрудничеству с африканскими странами и значительно укрепился диалог между
африканскими странами, а с 2014 года по настоящее время сотрудничество снова
сократилось по сравнению с 2013 годом, поскольку Москва и Соединенные Штаты,
Противостояние между НАТО и ЕС вызвало серьезные проблемы. А в связи с участием
Российской Федерации в военных действиях в Сирии, в 2015 году наступила новая
эра сотрудничества с африканскими странами [5].
Можно предположить, что нынешняя ситуация в 1990-х годах
связана не только с кризисом, с которым сталкивается Россия, но и с
политическим направлением развития. Действительно, в советский период отношения
с африканскими странами основывались на расширении геополитического влияния и
распространении коммунистической идеологии. После распада Советского Союза
российская политическая система изменилась, и фокус сотрудничества с
африканскими странами также изменился.
В 2000-х годах, как отмечает В.В. Путин, ситуация начала
улучшаться. Сотрудничество по политическим вопросам с некоторыми странами на
африканском континенте было укреплено, руководители Нигерии, Габона, Гвинеи,
Эфиопии и других африканских стран совершили официальные визиты в Россию в
попытке наладить диалог между их деловыми и политическими сообществами.
Следует отметить, что Россия сотрудничает с
государствами-членами Африканского союза в различных областях. Это относится к
сектору образования: Российская Федерация предоставляет большое количество
медицинских услуг для инструкторов и стран АС в рамках Глобального фонда для
борьбы с ВИЧ / СПИДом, туберкулезом и малярией. Россия сотрудничает с
африканскими странами в экономическом, политическом и военном отношениях,
пытаясь занять важное место в конкурентной борьбе с другими партнерами по
Африканскому союзу (такими как США, Китай, Франция и Великобритания).
Российско-африканские отношения гораздо более развиты и
прочны, чем на первый взгляд. Россия имеет явные интересы в Африке, повышает
свою конкурентоспособность на рынке африканского континента и занимает важное
место среди других потенциальных конкурентов, таких как Китай, Соединенные
Штаты и Европейский союз [10].
Стратегия Российской Федерации в Африке отражена во взаимно
сбалансированной политике. Если бы Советский Союз оказывал помощь Африке и
надеялся, что советская политическая система "реконструирует" взамен,
Российская Федерация будет полагаться на партнерства, оказывающие экономическое
воздействие на себя, не вмешиваясь в политику стран-партнеров.
Накануне распада Советского Союза объем торговли между
Москвой и Африкой составил приблизительно 2,7 миллиарда долларов США, и было
достигнуто соглашение о межправительственном экономическом сотрудничестве с 37
государствами по 300 экономическим объектам. Примерно столько же оборудования
планируется построить и ввести в эксплуатацию в ближайшие несколько лет.
Однако в первые несколько лет постсоветского пространства
товарооборот между Россией и Африкой сократился (917 миллионов долларов США в
1995 году), а экономическая помощь фактически сократилась. В целом доля Африки
во внешнеэкономических связях России в настоящее время составляет менее 1%.
Хотя Россия в настоящее время сотрудничает со многими странами Африки, она
наиболее активно сотрудничает с Египтом, Алжиром и Южной Африкой, одним из
членов Ассоциации БРИКС.
Крупнейшими российскими компаниями в Африке являются АЛРОСА
(добыча алмазов, гидроэнергетика), ВТБ (банк), Газпром (добыча нефти и газа),
Евраз (добыча ванадия), Лукойл (добыча нефти), Норильский никель (добыча
золота), Ренова (добыча марганца), РЖД (строительство железных дорог) и
Российский алюминий (добыча бокситов и производство алюминия). Специализация
этих движений показывает интересы России в африканских странах. Москва
установила хорошие партнерские отношения с Нигерией, Кенией, Эфиопией, Ганой,
Анголой, Кот-д’Ивуаром и другими странами на африканском континенте [14].
В настоящее время с точки зрения объема торговли основными
партнерами России в Африке являются Южная Африка, Египет, Алжир, и экономическое
сотрудничество БРИКС между Россией и Южной Африкой принесло много новых
возможностей. Развитие торгово-инвестиционных отношений рассматривается в
качестве основного направления укрепления сотрудничества между двумя странами.
Экономическое сотрудничество России и