Курсовая с практикой на тему Юридические аспекты несостоятельности (банкротства) физических лиц
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Общие положения об институте банкротства граждан 5
1.1. История института несостоятельности (банкротства) граждан в России 5
1.2. Зарубежная практика 10
2. Отдельные процедуры несостоятельности банкротства гражданина 12
2.1. Реструктуризация долгов гражданина 12
2.2. Реализация имущества гражданина 15
2.3. Мировое соглашение………………………………………………………..18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Введение:
Понятие и признаки банкротства, порядок признания банкротом определяются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон о банкротстве). Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должником здесь может являться гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. Обязательные платежи включают в себя налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и во внебюджетные фонды.
Банкротство физических лиц в том случае, когда речь идет о гражданах — непредпринимателях является относительно новым институтом гражданского права. Возможность для гражданина объявить себя банкротом появилась в 2015 году с внесением в закон о банкротстве соответствующих изменений.
Актуальность рассмотрения юридических аспектов банкротства физических лиц заключается в том, что данные нормы еще не накопили достаточной практики применения. В связи с этим выявляются различные проблемы и недочеты в данной сфере. В то же время возможность для гражданина признать себя банкротом вносит существенные изменения в гражданский оборот. Поэтому данные нормы требуют тщательного исследования в том числе в сравнении с нормами зарубежного законодательства.
Объект исследования — отношения, возникающие в связи с банкротством физических лиц (граждан).
Предмет исследования — правовой институт банкротства физических лиц (граждан).
Цель исследования — рассмотреть основные юридические аспекты несостоятельности (банкротства) физических лиц.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: определить историю института несостоятельности (банкротства) граждан в России, рассмотреть примеры из зарубежногозаконодательства, охарактеризовать основные процедуры банкротства (реструктуризацию долгов, продажу имущества, мировое соглашение).
Нормативную основу исследования составляют: ГК РФ , закон о банкротстве.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Баринов А.М.,Кораев К.Б. и др.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, списком литературы.
Заключение:
В результате рассмотрения основных аспектов правового регулирования института банкротства физического лица можно прийти к следующим выводам.
1. Возможность признания того или иного субъекта экономического оборота банкротом оказывает существенное влияние на защиту интересов кредиторов. Также это отвечает интересам и самого должника, поскольку в результате определенных процедур банкротства он может получить отсрочку по уплате долга. Поэтому достаточное правовое регулирование в данной сфере является немаловажным фактором. Нельзя не отметить, что в российском законодательстве до недавнего времени не хватало процедур банкротства для физического лица — непредпринимателя. Притом что данная процедура с успехом применяется в практике зарубежных государств.
2. На настоящий момент закон предусматривает возможность признания гражданина банкротом с использованием трех основных процедур. Процедура реструктуризации применяется еще до официального признания гражданина банкротом и направлена на урегулирование имущественных отношений между должником и кредиторами с максимальным удовлетворением интересов обеих сторон. В случае успешного завершения процедуры реструктуризации должник не будет признан банкротом, а кредиторы получат удовлетворение их имеющихся требований. Если реструктуризация по каким-либо причинам невозможна в силу недостаточности имущества, невыполнения требований, неутверждания плана реструктуризации и пр. должник признается судом банкротом и начинается процедура реализации имущества. С помощью средств, вырученных от реализации, удовлетворяются требования кредиторов. Однако здесь должник уже претерпевает негативные последствия признания его банкротом. На любой из стадий производства по делу о банкротстве стороны вправе утвердить мировое соглашение. В этом соглашении они сами устанавливают порядок и сроки удовлетворения обязательств кредиторов. Производство по делу о банкротстве в этом случае прекращается. Мировое соглашение утверждается судом с целью проверки его законности и соответствия интересам всех сторон.
Фрагмент текста работы:
1. Общие положения об институте банкротства граждан
1.1. История института несостоятельности (банкротства) граждан в России
В первых источниках древнерусского права нормы о банкротстве еще не были систематизированы. Упоминались лишь конкретные казуальные случаи о неспособности уплаты долга. В этот период еще не было разделения на физических и юридических лиц, поэтому банкротами в принципе могли оказаться только граждане. Но речь шла об осуществлении предпринимательской деятельности.
Соборное уложение 1649 года, как первый подроный кодифицированный акт содержал несколько положений о банкротстве, например, очередность в удовлетворении требований кредиторов: в первую очередь удовлетворялись требования государства, затем — требования иностранцев и только после этого требования русских кредиторов.
Но номы о банкротстве в их современном понимании начали свое развитие только в XVIII веке. В частности было принято несколько уставов о банкротах. В то время различалась только торговая несостоятельность, то есть банкротство было применимо к отношениям предпринимательской деятельности. Впервые разграничение между несостоятельностью торговой и неторговой было введено Уставом о банкротах 1800 г.
Банкротский устав выделил три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную.
Последствием несостоятельности от несчастья являлось то, что все имеющиеся на то время требования аннулировались, а банкрот освобождался от наложения на него взыскания. Неосторожный и злостный банкрот от погашения долгов не освобождались.
Банкротство могло быть признано по решению суда либо по решению кредиторов. В связи с неразвитостью положений о юридических лицах , банкротами по прежнему признавались только физические лица (предприниматели либо непредприниматели). Устав содержал правила реализации имущества должника, предусматривал возможность заключения мирового соглашения. В дальнейшем был принят также Устав 1832 года, который, однако, применялся только к торговым отношениям. При этом неторговая несостоятельность также существовала и применялась, но в соответствии с отдельными указами органов государственной власти (например, Сената).
По общему правилу дела о торговой несостоятельности рассматривали коммерческие суды. Дела о неторговой несостоятельности, а также дела о несостоятельности торговой, если в данной местности не было коммерческого суда, рассматривали окружные суды.
Законодательство о банкротстве было сложным и противоречивым, существовало множество различных нормативных актов. Нередко поднимался вопрос о разработке нового устава, который мог бы систематизировать и упорядочить все нормы. Проект такого акта был разработан, но революция 1917 года не позволила ввести его в действие. С этого момента сформировался новый подход государства к вопросам банкротства. В связи с объявлением государственной монополии на все средства производства и имущество, нормы о банкротстве фактически были отменены. Только в период Новой экономической политики, некоторые положения о банкротстве были введены в ГК РСФСР 1922 г. Однако механизм применения данных норм отсутствовал. Судебные органы, сталкиваясь со случаями несостоятельности, применяли Устав 1832 г. и другие дореволюционные законодательные акты, что вызывало возмущение советских ученых. Впоследствии ГК РСФСР 1922 г. был дополнен положениями Декрета ВЦИК и СНК РСФСР 1927 г. о несостоятельности физических лиц. Декрет не разделял торговую и неторговую несостоятельность. Со временем, с прекращением НЭПа нормы о несостоятельности перестали применяться и последующее гражданское законодательство их не содержало.
Новое развитие для норм о банкротстве было возможно только после распада СССР в 90х годах ХХ века. В 1992 г. был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», определивший условия и порядок объявления (несостоятельным) банкротом коммерческих юридических лиц и граждан-предпринимателей. Возможности банкротства физических лиц — непредпринимателей в данном законе отсутствовала.
В дальнейшем был принят также Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., который содержал положения о банкротстве граждан-непредпринимателей, однако данные положения не были введены в силу. «При этом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями подлежали введению в действие с момента вступления в соответствующих изменений в ГК РФ, кроме того соотнести стоимость имущества гражданина с суммой долгов было крайне сложно» .
Ныне действующий закон о банкротстве 2002 года первоначально предусматривал возможность банкротства только граждан-индивидуальных предпринимателей. Соответствующие изменения, предусмотревшие возможность банкротства физических лиц — непредпринимателей были приняты в 2015 году. Соответственно, нормы о банкротстве физических лиц имеют достаточно небольшой сок действия. Однако, исторически такая возможность для российского законодательства не является новой. Возможность признания граждан банкротами прежде всего связана с развитием общественных отношений. Прежде всего такая необходимость появилась в связи с распространением кредитных отношений, когда граждане заключают кредитные договоры на большие суммы и не могут по ним расплатиться.