Курсовая с практикой на тему Языковые жанрообразующие признаки репортажа в материале Дм.Соколова-Митрича «Ни шагу назад»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования 5
1.1. Понятие «репортаж» 5
1.2. Особенности репортажа 6
1.3. Виды репортажа 9
Глава 2. Исследование языковых жанрообразующих признаков репортажа в публикации Дм. Соколова-Митрича «Ни шагу назад» 12
2.1. Жанровое и видовое определение материала «Ни шагу назад» 12
2.2. Языковые средства, определяющие жанровые особенности публикации «Ни шагу назад» 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Введение:
Репортаж – один из любимейших жанров современных журналистов. Так было ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. По-прежнему репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам предметно передавать самые сложные явления действительности. В этом, пожалуй, кроется вечный секрет привлекательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей и именно поэтому выбранная тема данной курсовой работы столь актуальна на сегодняшний день.
Об актуальности темы исследования свидетельствует и частота обращения к ней в научных исследованиях. Так, отдельные ее аспекты раскрыты в публикациях Л. Р. Дускаевой, Е.Н. Несына, Б. Боголебской и т.д. Однако актуальной остается детализация жанрообразующих особенностей репортажа на практическом материале современных средств массовой информации.
Исходя из этого, объектом исследования в курсовой работе выступает репортаж как один из популярных информационных жанров современной журналистики. Предметом исследования являются языковые жанрообразующие признаки репортажа.
Цель исследования в данной курсовой работе – рассмотреть языковые жанрообразующие признаки репортажа в материале Дм. Соколова-Митрича «Ни шагу назад».
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
— определить понятие «репортаж»;
— выявить особенности репортажа;
— рассмотреть классификацию репортажа;
— выделить языковые жанрообразующие признаки репортажа в материале Дм.Соколова-Митрича «Ни шагу назад».
Эмпирическую базу исследования составляет публикация Дм. Соколова-Митрича «Ни шагу назад», опубликованная в журнале «Русский репортер» 04.04.2015 (http://expert.ru/russian_reporter/2015/09/ni-shagu-nazad/).
В процессе исследования применялись общенаучные и общефилологические методы исследования. В частности, метод интерпретации был использован во время характеристики сущности понятия «репортаж»; сравнительный анализ языкового материала – во время анализа основных признаков отдельных жанров, в том числе и репортажа, а также и в ходе анализа практического материала. Метод стилистического анализа был использован при изучении стилистических особенностей публикации в журнале «Русский репортёр».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе проведен анализ научных взглядов на вопрос сущности и особенностей жанра репортажа. Во второй главе проведен анализ языковых жанрообразующих особенностей репортажа Дм. Соколова-Митрича «Ни шагу назад».
Заключение:
Репортаж является информационным жанром журналистики. При этом он имеет свою специфику, свои индивидуальные, характерные только ему признаки, в частности стилистические и языковые особенности. Прежде всего, репортаж должен быть документальным (опираться на реальные факты, события), достоверным (не содержать выдуманных, приукрашенных автором деталей, только правдивую информацию), оперативным и динамичным (описывать события в момент их реализации, в динамике).
В зависимости от различных классификационных подходов в научной литературе выделяют несколько основных видов репортажа: исследовательский (аналитический) репортаж; постановочный репортаж; событийный (информационный) репортаж; репортаж-комментарий. В целом, в современных условиях жанровые особенности репортажа несколько размываются, ведь для нынешней журналистики вообще характерно смешение стилей.
В ходе практического исследования на материале «Ни шагу назад» были исследованы характерные особенности репортажа. При этом подтверждены теоретические предположения, согласно которым репортажи содержат «эффект присутствия». В материале Дм. Соколова-Митрича «Ни шагу назад» этому способствуют прямая речь, диалоги. Для максимально полного описания картины событий журналист использует эпитеты, сравнения, элементы разговорной речи, в частности жаргонизмы и вульгаризмы.
Документальность событийных репортажей подчеркивается указанием даты событий, четким описанием событий в разрезе времени, названиями объектов, указанием фамилий главных участников событий и т.д.
«Эффект сопереживания» как характерный признак репортажей проявляется описанием не только внешнего вида, но и эмоционального состояния участников описываемых событий, описанием переживаний самого журналиста.
Также проведенное практическое исследование показало, что характерной особенностью материала Дм. Соколова-Митрича «Ни шагу назад» является склонность журналиста к анализу ситуации, комментариям событий, что позволяет отнести исследуемую журналистскую статью к аналитическим репортажам.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основания исследования
1.1. Понятие «репортаж»
Одним из информационных жанров журналистики является репортаж. Что же он из себя представляет?
Понятие «репортаж» не ограничивается одним определением.
Согласно толкованию Большой Советской Энциклопедии, «репортаж – это информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор» .
Словарь С.И. Ожегова выдвигает следующее определение – Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в газетах, по радио, телевидению) .
«Информация, рассказ о текущих событиях, публикуемый в периодической печати или передаваемый по радио и телевидению» – данное определение принадлежит Современному толковому словарю русского языка под редакцией Ефремовой Т.Ф.
В научной литературе подчеркивается, что «репортаж – это оперативная форма эмоционального, наглядного представления определенного события, участником которого был сам автор. При этом в основе жанра всегда находится тот или иной факт, событие в его динамике» .
Рассмотрев эти понятия, можно сделать следующие выводы:
Репортаж – это рассказ очевидца, главной задачей которого является передача информации с места события так, чтобы читатель почувствовал себя его участником; это сообщение факта, но не сухое изображение действительности, не заметка, констатирующая факты, а наглядное, развернутое изображение события, в котором ярко выступает личность автора.
Главное в репортаже – эффект присутствия, когда читатель словно видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с журналистом. Репортаж читают не для того, чтобы просто узнать о событии, а чтобы это событие пережить. Поэтому репортаж относят не к новостным жанрам, а к жанрам эмоциональной публицистики.
Что касается эмоций, то здесь действует правило: журналист при подготовке репортажа обязан переживать те эмоции, потому что тот, кто ничего не переживает, не сможет в подробностях передать событие, т.е. и сам репортаж не удастся. Особое место в подготовке репортажа уделяется общению с людьми, которые всегда находятся в центре репортажа.
1.2. Особенности репортажа
В теории журналистики репортаж относится к информационным жанрам. Соответственно, для него характерны особенности информационных жанров.
Анализ научной литературы позволяет выделить среди основных жанровых признаков репортажа следующее: 1) документальность (наличие в репортаже опоры на реальные факты, происходящие события); 2) достоверность (в репортаже отсутствуют выдуманные, приукрашенные журналистом детали, вся информация правдивая); 3) оперативность и динамизм (присутствует описание события либо в момент происшествия, либо в динамике) .
В целом, жанр репортажа невозможен без двух эффектов:
— эффекта наглядности (присутствия);
— эффекта соучастия (эмоциональности).
Эти эффекты связаны между собой и неотъемлемы друг от друга. Так, эффект присутствия дает возможность проявиться эффекту соучастия, ведь именно непосредственное участие автора в происходящем событии вызывает у него эмоциональность повествования.
В основе традиционного репортажа лежит определенное событие, происходящая реальность, конкретный факт. При этом в репортаже важно не только информирование о событии, но также и точка зрения, эмоции автора. Журналист в процессе создания репортажа стремится показать своим читателям реальную картину событий на всех этапах развития происходящего – от его начала и до завершения события .
Поэтому важной чертой жанра репортажа считается динамизм, то есть разворачивание событий. В результате репортаж предстает перед читателями в форме «истории события», которая демонстрирует изменение участников, их переживаний и т.д.
Отличительной чертой жанра репортажа достаточно часто называют также его документальную точность, что еще больше усиливает «эффект реальности» и «эффект присутсвия» .
С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Одним из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, является использование изобразительно-выразительных средств создания визуальной картинки. Главная особенность визуальной картинки — работа через деталь, которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные приметы факта: краски, звуки, ритмы создают эффект присутствия .
Для оживления текста репортажа и приближения читателя к описываемому событию журналисты зачастую используют разговорные и просторечные элементы. Именно разговорность считается языком «близости» , что помогает создать «эффект присутствия», а также сближает читателя и автора, повышает уровень доверия к его повествованию.
Для установления контакта с читателем и привлечения его внимания в тексте репортажа возможно использование риторических вопросов, риторических восклицаний. Зачастую такие средства подчеркивают драматизм описываемых событий или восторг от пребывания в месте событий. Также в научной литературе подчеркивается, что особенностью жанра репортажа является активное использование прямой речи. Как правило, она приводится без изменений и оживляет текст репортажа, но если использовать прямую речь в репортаже слишком часто, то это приведет к утрате его главных жанровых характеристик и приблизит к интервью . Прямая речь в репортаже может быть элементом документальности.
Для обеспечения документальности репортаж, особенно современный, должен сопровождаться фото- и видеоматериалами (если это телерепортаж или интернет-публикация).
Таким образом, репортаж как один из наиболее популярных жанров журналистики имеет свои стилистические особенности, связанные с тем, что репортаж должен быть документальным (опираться на реальные факты, события), достоверным (не содержать выдуманных, приукрашенных автором деталей, только правдивую информацию), оперативным и динамичным (описывать события в момент их реализации, в динамике).
1.3. Виды репортажа
В современной журналистике в зависимости от задачи, которую ставит перед собой автор, сложилось несколько основных видов репортажа. Сохраняя все главные особенности этого жанра, они все же значительно различаются.
1. Исследовательский (аналитический) репортаж. Также в научной литературе зачастую данный вид репортажа называют репортаж – «раздумье». В частности, его рассматривают С. Гуревич, а за ним Е.Н. Несын. Особенностью такого репортажа являются характерные авторские комментарии, отступления. Склонность к анализу в современных репортажах является результатом формирования интереса читателей к глубинным причинам происходящих событий .
В аналитическом репортаже исследуется определенное явление и показывается новый для читателя мир. Данный вид репортажа направлен не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа можно наблюдать взаимодействие различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать:
• зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников);
• информационные элементы (факты, цифры, свидетельства);
• аналитические элементы (оценка, комментарий, прогноз).
Все эти разнородные элементы объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы происходит по схеме: тезис — аргумент — вывод.
Автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему. Таким образом, читатели способны сами сопоставить и обобщить факты.
2. Постановочный (познавательный) репортаж. По функциональному назначению этот вид репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание интересной жизненной ситуации.
3. Событийный (информационный) репортаж. Это рассказ о важных происшествиях, главным в которых является не только внешнее описание, но и внутренняя суть. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный отклик на происходящее.
Событийный репортаж зачастую называют также актуальным. Это наиболее традиционный вид репортажа. Его поводом служит актуальное, общественно значимое событие. Такой репортаж отличается особой оперативностью. Лаконичность, точностъ, наглядность актуального репортажа помогают читателю сконцентрировать свое внимание на определенной теме. Тема не ограничивается главной новостью, каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события». Ценны для такого репортажа реплики-оценки. Воссозданные реакции и реплики усиливают достоверность, впечатление, эмоционально обогащают повествование, располагают читателя к сопереживанию .
4. Репортаж-комментарий. Данный вид репортажа направлен не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. С помощью элементов комментария, репортер разъясняет читателям суть события.
Значительные стилистические и лексические особенности репортажей могут быть обусловлены той сферой жизни общества, которую они описывают. Так, в спортивном репортаже, который зачастую описывает спортивное состязание, будут преобладать резкие эмоциональные риторические вопросы и восклицания, краткие предложения, насыщенные спортивной терминологией, фамилиями, именами и даже прозвищами спортсменов, тренеров и т.д.
Если же репортаж посвящен событию в сфере культуры, то он может содержать сложные, даже вычурные предложения, тонкие эпитеты. Все лексические средства в таком репортаже должны приближать читателя к культурной жизни общества.
Если же репортаж ведется из определенного характерного региона, территориальной местности, он может содержать диалекты, местные выражения, названия географических объектов и т.д. Зачастую в таких репортажах может быть размещен словарь местных терминов . Все это способствует приближению читателя к тому месту, где происходит описываемое событие, помогает проникнуться его колоритом.
Таким образом, в зависимости от различных классификационных подходов в научной литературе выделяют несколько основных видов репортажа: исследовательский (аналитический) репортаж; постановочный репортаж; событийный (информационный) репортаж; репортаж-комментарий. В целом, в современных условиях жанровые особенности репортажа несколько размываются, ведь для нынешней журналистики вообще характерно смешение стилей.