Курсовая с практикой на тему Языковые средства и речевые тактики управления статусно-ролевыми характеристиками говорящих в конфликтном общении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ И РЕЧЕВЫХ ТАКТИК УПРАВЛЕНИЯ СТАТУСНО-РОЛЕВЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ГОВОРЯЩИХ В КОНФЛИКТНОМ ОБЩЕНИИ 5
1.1. Понятие и сущность конфликта 5
1.2. Характер речевых тактик говорящего во время спора 6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ И РЕЧЕВЫХ ТАКТИК УПРАВЛЕНИЯ СТАТУСНО-РОЛЕВЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ГОВОРЯЩИХ В КОНФЛИКТНОМ ОБЩЕНИИ 38
2.1. Анализ речевых тактик управления статусно-ролевыми характеристиками говорящих в медиадискурсе 18
2.2. Выбор языковых средств и речевых тактик управления статусно-ролевыми характеристиками говорящих в конфликтном общении на примере публичных диалогов политиков 22
2.3. Примеры языковых средств и речевых тактик управления статусно-ролевыми характеристиками говорящих в конфликтном общении в литературных произведениях 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Введение:
Политический дискурс, или широкий круг явлений, относящихся к миру политики, изучается политической лингвистикой, направлением, сформировавшимся в середине XX века.
Поскольку политический дискурс явление сложное и многомерное, его жанры можно дифференцировать по различным признакам.
По характеру ведущей интенции Е. Н. Горбачёва выделяет следующие жанровые виды:
ритуальные/эпидейктические жанры (инаугурационная речь, юбилейная речь, традиционное радиообращение), в которых преобладает фатика интеграции;
ориентационные жанры, являющие из себя тексты информационно-прескриптивного характера (партийная программа, конституция, послание президента о положении в стране, отчетный доклад, указ, соглашение);
агональные жанры (лозунг, рекламная речь, предвыборные дебаты, парламентские дебаты) .
Публичные выступления и речи политических лидеров могут быть выделены в отдельный жанр по критерию институциональности.
Возможна также дифференциация по субъектно-адресным отношениям, по событийной локализации, социокультурная дифференциация и т.д.
Взяв за основу различные критерии классификации, исследователи предлагают свое видение жанрового пространства политического дискурса, сходясь в одном – в многомерности и многогранности политического дискурса и сложности его структуры.
В настоящее время потенциальной точкой роста конфронтации на территории Ближнего Востока является военное присутствие США в Сирии. Политическое и военное руководство России уверены в способствовании американцев становлению групп террористического характера. Это определяет отношение Кремля, в частности, и российских СМИ в целом к освещению данного конфликта .
На фоне противостояния позиций двух держав по вопросам конфликта в условиях современной геополитической нестабильности крайне важным становится освещение конфликта в средствах массовой информации, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ языковых средств и речевых тактик управления статусно-ролевыми характеристиками говорящих в конфликтном общении.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность конфликта.
2. Описать характер речевых тактик говорящих во время спора.
3. Проанализировать конфликтное общение в медиадискурсе.
4. Охарактеризовать выбор языковых средств и речевых тактик управления статусно-ролевыми характеристиками говорящих в конфликтном общении на примере публичных диалогов политиков.
5. Привести примеры языковых средств и речевых тактик управления статусно-ролевыми характеристиками говорящих в конфликтном общении в литературных произведениях.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции, индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие пять параграфов, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список источников и литературы.
Заключение:
В современной оратории выделяют два типа речевых стратегий – стратегии речевого поведения и стратегии речевого общения. Стратегии речевого поведения — способ (линия) речевого поведения автора текста, в данной ситуации общения соотносимый с конкретными коммуникативными целями (обменом информацией и речевым воздействием отправителя текста на получателя)
Стратегия общения получает свою реализацию в речевых тактиках, под которыми следует понимать речевые приемы, способствующие манипуляции сознанием реципиента. Реализация речевых тактик происходит как в диалогической, так и в монологической речи. Целью речевой тактики может быть не только информирование реципиента, но и сбор информации о нем, налаживание контакта или позитивная самопрезентация. Стратегия речевого общения проявляется в речевых тактиках.
Языковые средства и речевые тактики управления статусно-ролевыми характеристиками говорящих в конфликтном общении реализуются в споре. Спор, который представляет собой противопоставление сторон, возникающее спонтанно, без предварительной договоренности об обсуждении конкретного вопроса, следует отличать от полемики и дискуссии.
Выделяют различные виды спора: дискуссия с целью найти истину, полемика с целью убедить соперника, дискуссия ради спора.
В качестве механизма ведения спора выступает следующий алгоритм:
выбирается тематика для обсуждения,
осуществляется подготовка к вопросам и ответам,
полное владение темой и ситуацией.
Выделяют корректные и некорректные стратегии и тактики ведения спора.
Спор играет большую роль при формировании имиджа политика в части его коммуникационной составляющей.
Здесь, в первую очередь, необходимо ориентироваться на реальные идеологические тенденции, экономические и социальные проблемы, которыми живут разные социальные группы, на поддержку которых он рассчитывает.
При ведении спора политику следует заботиться о своем имидже, на который большое влияние оказывает коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность должна включать в себя определенную цель, которая определяется желаниями субъектов, конкретную структуру и определенный результат, который будет определять благополучность неречевой (предметной) деятельности субъектов.
Двуязычная коммуникация является наиболее сложной ввиду появления вторичных элементов, а именно, переводчика и язык перевода, выступающий в качестве дополнительного кода.
Коммуникативная ситуация – это фрагмент реальной действительности, представляющий собой системную совокупность экстралингвистических условий осуществления предметных деятельностей коммуникантов, координируемых и согласуемых посредством их речевой деятельности, в ходе которой создается материальный продукт – речевое сообщение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ И РЕЧЕВЫХ ТАКТИК УПРАВЛЕНИЯ СТАТУСНО-РОЛЕВЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ГОВОРЯЩИХ В КОНФЛИКТНОМ ОБЩЕНИИ
1.1. Понятие и сущность конфликта
Конфликт как социальное явление представляет собой обострение межличностных отношений или внутриличностных противоречий, возникающих в результате столкновения личностных верований, позиций, потребностей разных индивидов, их амбиций и пр . В. Н. Лозовцева отмечает, что по своей сущности конфликт является спором, приводящим к борьбе, а потому в его основе лежат определенные противоречия. При этом немаловажная роль в развертывании конфликта принадлежит его участникам. Значение имеют и возрастные особенности, и ролевые функции, и статус, и степень владения технологией разрешения конфликтов . Классификация конфликтов многообразна в зависимости от основания:
1. По сторонам конфликта выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.
2. По продолжительности конфликты могут быть кратковременными, затяжными, безнадежно затяжными.
3. По степени латентности конфликты делятся на явные и скрытые.
4. По характеру протекания конфликты классифицируют на хронические и острые.
5. По характеру возникновения выделяют стихийные и запланированные конфликты.
6. По характеру разрешения конфликты могут быть затухающими спонтанно или разрешающимися благодаря вмешательству внешних сил.
7. По главной причине конфликты делятся на мотивационные, информационные, организационные, деятельностные, конфликты поступков, интересов, систем ценностей, взаимоотношений и пр.
8. По последствиям и функциям конфликты классифицируют на конструктивные и деструктивные.
9. По критерию ошибочности-истинности выделяют ошибочные, условные, смешанные, настоящие конфликты .
Каждый конфликт имеет свой жизненный цикл, включающий предконфликтную ситуацию, инцидент, эскалацию, кульминацию, деэскалацию, завершение конфликта. Во время предконфликтной ситуации нарастает напряженность в отношениях между потенциальными субъектами конфликта; на этой стадии зарождается скрытый конфликт. Инцидент представляет собой первое столкновение участников конфликта, благодаря которому конфликт выходит наружу. По своей сущности, инцидент является формальным поводом для столкновения двух сторон. Под эскалацией конфликта понимают процесс углубления и расширения конфликта. Наивысшей точкой эскалации является кульминация конфликта, которая может проявиться в виде сильнейшего взрыва негативных эмоции и энергии сторон. Именно кульминация является последней точкой эскалации и одновременно первой точкой деэскалации конфликта. Деэскалация конфликта представляет собой уменьшение остроты и разрушительных последствий конфликта. Процесс деэскалации может завершаться затуханием конфликта, его разрешением или переходом в новый виток эскалации.