Психология личности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь жизнестойкости и самооценки у студентов-психологов.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙСКОЙСТИ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ 5
1.1 Психологические особенности юношеского возраста 5
1.2 Феномен жизнестойкости в психологической литературе 12
1.3 Понятие самооценки в психологии 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 21
2.1 Описание методик и организации исследования 21
2.2 Диагностика жизнестойкости и самооценки у студентов-психологов 23
2.3 Анализ полученных результатов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема жизнестойкости и самооценки занимает особое место в практической и теоретической психологии. Это связано с поиском проблем неустроенности человека в жизни, его неудач и общего неблагополучия.
Жизнестойкость характеризуется способами и умением личности противостоять проблем, встречающимся на пути, его внутренней силой и отношением к действительности. Самооценка при этом влияет на то, как личность воспринимает себя, насколько принимает себя и любит. Между этими двумя характеристиками можно выявить взаимосвязь и при возникновении проблем в одной из них влечет к появлению проблем в другой.
Студентам-психологам в будущем придется работать со многими людьми, у которых есть проблемы с самооценкой и жизнестойкостью. При этом сами они не должны иметь психологических проблем с этим. Иначе они не смогут помочь другим. Будущий психолог должен быть достаточно уверен в своих силах (но не слишком самоуверен), что послужит мотивацией к дальнейшему развитию, веры в успех, которым он сможет поделиться с другими людьми. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – жизнестойкость и самооценка как психологические категории.
Предмет – взаимосвязь жизнестойкости и самооценки у студентов-психологов.
Цель исследования – выявить взаимосвязь жизнестойкости и самооценки у студентов-психологов.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) выявить психологические особенности юношеского возраста;
2) рассмотреть феномен жизнестойкости в психологической литературе;
3) изучить понятие самооценки в психологии;
4) подобрать методики и организовать эмпирическое исследование;
5) провести диагностику жизнестойкости и самооценки у студентов-психологов
6) проанализировать полученные результаты и выявить взаимосвязь жизнестойкости и самооценки у студентов-психологов;
7) сделать выводы.
База исследования. Исследование проводилось на базе Дальневосточного института психологии и психоанализа г. Хабаровск. В нем приняли участие 20 студентов, обучающихся на психологов с 1 до 5 курс возрастом от 18 до 23 лет.
Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать в практической деятельности психологов, а также для обучения студентов, изучающих психологию.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследованию проблемы взаимосвязи жизнестойкости и самооценки у студентов. Во второй главе представлено эмпирическое исследование взаимосвязи жизнестойкости и самооценки у студентов-психологов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности. Социальные роли существуют не изолированно, а образуют системы, что перестраивает всю структуру личности. Кроме того, существенно меняются субъективная значимость и соотношение разных ролей и связанных с ними отношений. Характерной чертой юношества является формирование жизненных планов и самоопределение, которые возникают как результат обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой человек, как результат интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентации. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.
Жизнестойкость выражается в умении систематизировать и анализировать прошлый опыт, делать выводы, то есть взаимодействовать с жизнью. По мнению, зарубежных исследователей жизнестойкость определяется типом поведения в той или иной ситуации, который подкрепляется имеющимися знаниями и опытом. Отечественные психологи определяют жизнестойкость конкретными психологическими свойствами личностями. Жизнестойкость может развиваться в течении жизни, на что оказывают непосредственное влияние мотивы личности, сложившаяся социальная и психологическая ситуация.
Самооценка выступает одновременно и как процесс, и как результат этого процесса. Самооценка как процесс – всегда сравнение своих качеств или себя в целом по каким-либо критериям. В качестве критерия могут выступать идеалы, усвоенные нормы, социокультурные стандарты, оценки других людей. Самооценка неразрывно связана с потребностями, интересами, мотивами, целями и стандартами человека, от которого и зависит выбор критерия. Суть процесса самооценки заключается в оценке соответствия того или иного представления о себе – его сопоставление с личными интересами, ценностями, соотношение данного представления с личными стандартами и целями. Самооценку необходимо отличать от эмоциональных переживаний, которые она вызывает. Эмоциональная насыщенность самооценки определяется тем, насколько осознание того или иного качества соответствует потребностям и интересам человека, способствует достижению цели деятельности. Самооценка как результат является двухуровневой: есть уровень конкретных самооценок (конкретно-ситуативный) и уровень устойчивой, обобщенной, глобальной самооценки. Общая самооценка имеет сложную структуру, является комбинацией, иерархией конкретных самооценок значимых областях деятельности. Общая самооценка отражает устойчивое осознание собственной ценности и значимости, которая, сформировавшись, может существовать относительно независимо от конкретных самооценок.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Дальневосточного института психологии и психоанализа г. Хабаровск. В нем приняли участие 20 студентов, обучающихся на психологов с 1 до 5 курс возрастом от 18 до 23 лет. В качестве методик исследования были выбраны следующие: «Жизнестойкость» С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов, тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой.
Результаты исследования показали, что у двух студентов уровень жизнестойкости является низким, у всех остальных – в пределах нормы. Уровень самооценки практически у всех студентов является нормальным, лишь у 3 человек – высоким и у 2 – низким.
Коэффициент корреляции между выборками составляет 0,75. Данный коэффициент говорит о том, что взаимосвязь между жизнестойкостью и самооценкой является высокой и ее следует учитывать при интерпретации результатов исследования.
При анализе результатов исследования мы пришли к выводу, что низкий уровень самооценки продемонстрировали испытуемые с низким уровнем жизнестойкости. А студенты-психологи с высоким уровнем самооценки набрали достаточно высокие балы и по уровню жизнестойкости по сравнению с другими испытуемыми. Однако они могут недооценить важность дальнейшего развития для достижения больших результатов. Именно по этой причине студентам-психологам, имеющим низкий и высокий уровни самооценки, рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙСКОЙСТИ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ

1.1 Психологические особенности юношеского возраста

При определении понятия юношеского возраста необходимо различать следующее:
• Хронологический возраст как прожитое количество лет индивидом;
• Физиологический возраст как степень физического развития индивида;
• Психологический возраст как степень личностного развития;
• Социальный возраст как степень гражданской зрелости человека [1, 83].
При этом следует заметить, что эти возрасты могут не совпадать у одного и того же индивида. Такая неравномерность представляет закон неравномерности созревания и развития, которая является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития) и межличностной стадией развития. Поэтому при определении возрастного периода для студентов зачастую возникает вопрос в этой области [1, 92].
Заметим, что кроме гетерохронности и неравномерности развития, необходимо так же учитывать наличие различных типов развития:
• Бурный и кризисный, которые характеризуется серьезными поведенческими и эмоциональными трудностями и конфликтом;
• Спокойной и плавный, в некоторой степени пассивный, имеющий выраженные проблемы формирования самостоятельности;
• Тип быстрых и скачкообразных изменений, которые не вызывают резкие эмоциональные взрывы [7, 52].
Все это указывает на то, что при определении юношеского возраста, важно иметь в виду не только возрастные, но и половозрастные особенности, так как половые различия могут быть существенными и проявляться в разных эмоциональных реакциях, в структуре общения, критерии самооценки, психосексуальном развитии, соотношении этапов и возрастных характеристик личности.
Также заметим, что, давая характеристику юношеского возраста важно учитывать, что каждому поколению присущи такие характеристики, удельный вес которых у разных поколений может не совпадать. Помимо этого, существуют такие характеристики, которые обусловлены внешними факторами развития и свойственны только тому или иному поколению [16, 93].
Рассмотрим общие особенности периода юности. Так, студент проходит период начальной стадии физической зрелости и завершающийся этап полового развития. К этому времени существует готовность к большим физическим и умственным нагрузкам [10, 82].
Особенность юного возраста заключается в том, что ученик вступает в новую социальную среду сразу после поступления в ВУЗ. В это время отмечается кризис освобождения от детской зависимости. Происходит «врастание» в культуру, когда открывается свое «Я», появляется рефлексия, осознание человеком своей индивидуальности. Также этому периоду характерно возникновение стремления к созиданию, что проявляется в сфере осваиваемых идей и знаний. В этом возрасте моральные ценности и такие качества личности как самостоятельность, смелость и воля, становятся объектом самовоспитания [22, 27].
На первом месте для человека в период юности становится проблема выбора жизненных ценностей, когда индивид старается определиться с собственным местом среди категорий добра и зла. Важными для юношеского возраста считаются категории чести, достоинства, права и долга, которые волнуют человека в этот период. В юности молодые люди и девушки продолжают рефлексировать по поводу окружающих их событий. При этом рефлексии выводят индивида за пределы его внутреннего мира, позволяя определиться с позицией в обществе.
В период юности интересы индивида склоны к стремительным изменениям. Так, юноша или девушка хотят подняться над уровнем предыдущего поколения, желая достигать новых целей новыми средствами. Поэтому поиск становится необходимым условием для достижения в результате согласованности средств, целей, желаний и умений.
Особой психологической характеристикой юного возраста считается направленность в будущее. При этом, такое положение относится к разным сторонам психической жизни. Студенты стоят на пороге социальной взрослости и у них появляются конкретные жизненные планы и соответствующие им мотивы [23, 93].
В период юности более реальными становятся представления о требованиях общества к личности. Так, для студента мнение взрослых становится достаточно весомым, при этом требования к личности и профессиональным умениям взрослого так же увеличиваются. Поведение в этот период времени становится целенаправленно-организованным, сознательным и волевым. Значительно место занимают сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и жизненные принципы. Одновременно с этим появляются элементы мировоззрения и устойчивая система ценностей. Наблюдается интерес к внутреннему миру и появляется умение ставить себя на место другого, сопереживать ему [4, 82].
Что касается учебной деятельности, то она становится учебно-профессиональной, реализуя профессиональные и личностные устремления студентов. Ведущая роль отводиться мотивам, которые связаны с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с последующим образованием и самообразованием. Такие мотивы получают личностный смысл и становятся значимыми.
Юношеский возраст является возрастом формирования собственных взглядов и отношений, поиска самоопределения. В этом выражается самостоятельность юношей и девушек. Если подростки видят проявлений своей самостоятельности в делах или поступках, то для студентов самой важной сферой проявления самостоятельности уже являются собственные взгляды, оценки и мнения [9, 108].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы