Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь уровня невербального интеллекта с уровнем невербальной креативности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы связи между невербальным интеллектом и
невербальной креативностью 6
1.1. Понятие
невербального интеллекта 6
1.2. Понятие
невербальной креативности 7
1.3. Взаимосвязь
невербального интеллекта и невербальной креативности 11
Выводы к главе 1 13
Глава 2.
Эмпирическое исследование проблемы связи между невербальным интеллектом и
невербальной креативностью 15
2.1. Организация и
методы исследования 15
2.1. Цели, задачи и
организация исследования 15
2.3. Обработка и
анализ результатов 18
2.4. Интерпретация
полученных результатов 24
Выводы к главе 2 26
Заключение 28
Список
использованных источников 30
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена возникновением и укреплением национального
психологического мировоззрения интеллекта как важнейшего ресурса развития
современного общества и особой ценностью образования.
Интеллектуальные
способности личности являются необходимым условием внутренней свободы и
психического здоровья, помогают современному человеку адаптироваться к
меняющимся социально — экономическим условиям и противостоять регрессивным
тенденциям развития общества в целом.
Центральной
задачей обучения является интеллектуальное воспитание личности [1;16].
Исследование
интеллектуального развития человека существует уже более 100 лет. Теория
интеллекта развивается параллельно с развитием экспериментальной психологии и
психодиагностики. На сегодняшний день в западной психологии накоплен обширный
материал в этой области. В русской психологии термин «интеллект» давно стал
предметом пристального внимания.
Во
— первых, интеллект идентифицируется как мышление [10], а также общая (психологическая)
способность [3; 5; 16]. Интеграция российской психологии с миром привлекла
внимание российских ученых к изучению интеллекта как основы когнитивного
отношения к окружающей среде.
Важность
интеллекта в структуре личности и личности была подчеркнута многими отечественными
и зарубежными исследователями [1]. Однако статус интеллекта как психологической
реальности до сих пор окончательно не определен.
В
настоящее время интеллект рассматривается как: 1) как система когнитивных
функций личности [1]; 2) как общая способность; 3) предмет внутреннего опыта;
4) как характеристика организации; 5) как психологический механизм адаптации
личности к окружающей среде.
Различные
подходы к определению существования интеллекта обусловлены прежде всего его
сложностью и многогранностью [14].
Многоуровневость
и многомерность интеллекта как объекта психологического исследования говорит о
необходимости системного подхода в психологии интеллекта [1].
Одним
из условий систематического изучения интеллекта является рассмотрение
механизмов его развития, в том числе выявление внутренней логики возникновения
интеллекта в онтогенезе, его возрастных и индивидуальных особенностей [6;12;33].
Возрастной
подход позволяет выявить различные генетические связи в структуре интеллекта
[1;27;13].
В
каждом возрасте у человека формируются новые предпосылки для дальнейшего
развития, которые необходимо учитывать при организации обучения и воспитания
[34].
Одной из основных причин интеллектуальных
перегрузок является разница между требованиями программы и возрастными и
личностными особенностями когнитивного развития [16;26;33 и др.].
Цель
исследования — выявить особенности взаимосвязи невербального интеллекта и
невербальной креативности студентов.
Для
достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи.
1.
Изучить понятие невербального интеллекта
2.
Рассмотреть понятие невербальной креативности
3.
Изучить взаимосвязь невербального интеллекта и креативности
4.
Определить методы, цель и задачи исследования
5.
Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Гипотеза: существует связь между
невербальным интеллектом и невербальной креативностью.
Методологическую основу исследования
составили: закон гетерохронности психического развития Л.С. Выготского, принцип
единства обучения и развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.), комплексный
подход к исследованию личности Б.Г. .Ананьева, принцип системной дифференциации
Н.И. Чуприковой, теория содержательного обобщения Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова,
теория интеллекта В.Н. Дружинина.
Методы: анализ научной литературы,
тестирование, математическая и статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. «Прогрессивные матрицы» Д. Равена. Цель:
измерение уровня общего интеллекта.
2. Краткий
тест творческого мышления Е. П. Торренса. Цель: измерение уровня креативности.
3. Коэффициент корреляции Пирсона.
Выборка исследования: 20 студентов.
Научная
новизна и теоретическая значимость работы: выявлены особенности невербального
интеллекта и невербальной креативности.
Полученные
результаты способствуют изучению проблем интеллектуального развития, а также
развитию современных представлений о интеллекте в аспекте его возрастной
модели.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы
при организации образовательного процесса с учетом выявленных закономерностей
интеллектуального развития.
Структура
исследования определяется целями и задачами, поставленными в работе. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Невербальная
форма интеллекта — базируется на пространственных объектах и визуальных
образах. Здесь используются визуальные элементы. Умение находить сходства и
отличия между объектами и изображениями, а также умение правильно определять их
расположение является классическим примером невербального мышления.
Этот
тип развития помогает человеку читать различные схемы и рисунки, создавать
проекты и писать картины.
Особенностью
творчества является то, что это творческая, эстетическая сторона индивидуального
сознания, которая включает в себя критический анализ собственного и предыдущего
опыта других; понимание и развитие новых идей; способность видеть проблемы
других ясно;
В
большинстве исследований при оценке творчества обычно учитываются первые два
показателя: количество выработанных идей и редкость по сравнению с реакцией
других. Со временем, однако, выяснилось, что эти показатели расходящегося
мышления не являются явным доказательством существования творчества, как
творческой, интеллектуальной способности.
В эмпирическом исследовании
взаимосвязи творчества и интеллекта приняли участие 20 студентов. Гипотеза: существует связь между невербальным интеллектом и
невербальной креативностью.
Мы определили уровень
развития невербального интеллекта. У большинства испытуемых (65%) выявлено
повышение уровня невербального интеллектуального развития, высокий уровень
продемонстрировал 23,3% испытуемых, остальные — средний (11,7%).
У студентов с низким
уровнем невербального интеллекта не выявлено. В результате все показатели вошли
в статистическую норму, за исключением небольшой части субъектов.
У большинства испытуемых уровень развития
творчества был повышенный — 42%, а у 31,5% — средний, у 11,5%- низкий и у 15 % высокий.
Индекс уникальности: низкий менее 1
балла, средний 1,1-1,2 балла, повышенный – 1,3 – 1,4, высокий более 1,4.
Между уровнем успеха в
креативности и невербальным интеллектуальным развитием: r 0,10 = 0,
4679, при r кр = 0, 211.
На основании полученных данных можно
сделать вывод, что большинство испытуемых демонстрировали повышенный уровень
интеллекта и творчества.
На
основании полученных данных можно сделать вывод, что большинство испытуемых
демонстрировали повышенный уровень интеллекта и творчества.
Таким
образом, интеллектуальные способности в их развитии приводят к творчеству, а
творческие способности, наоборот, могут быть основой развития общего
интеллекта.
Полученные
результаты объясняются особенностью возраста, когда успех в обучении может
служить стимулом для развития интеллекта и творчества, и наоборот, показателем
повышения уровня интеллекта и творчества, приводящим к обучению.
Таким
образом, гипотеза нашего исследования, о том, что существует связь между
невербальным интеллектом и невербальной креативностью подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы связи между невербальным интеллектом и
невербальной креативностью
1.1. Понятие невербального интеллекта
Интеллект
(от лат. — Ум, причина,причина) обычно определяется с определением мышления:
интеллект — это способность человека мыслить. Однако французский психолог Ж.
Пиаже разделяет эти две концепции. Он предположил, что интеллект следует
интерпретировать как "психологическую адаптацию к новым условиям". По
словам Ж. Пиаже "интеллект — это состояние равновесия, в котором склонны
все последовательные адаптации сенсомоторных и когнитивных порядков, а также
все взаимодействия организма с окружающей средой". Одной из главных
особенностей человеческого интеллекта является то, что не все содержание,
полученное от внешнего мира, может быть ассимилировано, но только то, что, по
крайней мере, соответствует внутренней структуре личности. Ассимиляция
(ассимиляция) и адаптация (адаптация) находятся в несбалансированном
равновесии, а деятельность человека направлена на достижение баланса между
ассимиляцией и адаптацией. Другим важным показателем интеллекта является его
организация. Интеллектуальная деятельность субъекта выражается в виде структуры
и выделяются отдельные ее элементы.
Подструктура
общего интеллекта — невербальные и языковые образования интеллекта. Вербальный
интеллект раскрывает особенности вербально — логической формы общего
интеллекта, опирающейся в первую очередь на знания, которые, в свою очередь,
зависят от образования, жизненного опыта, культурной и социальной среды каждого
человека. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от
умений человека и его психофизиологических особенностей, которые отражаются в
сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта проводится после
суммирования индивидуальных показателей успеха каждого задания, а полученное
количество коррелировало с возрастом субъекта. Следует отметить, что если
определение задачи лингвистического интеллекта оценивает способность к
логическому обобщению, способность строить выводы, независимость и социальную
зрелость мышления, то определение задачи невербального интеллекта оценивает
развитие других психических процессов и свойств — внимание, восприятие,
зрительно — моторную координацию, скорость формирования навыков. В целом
интеллект проявляется как компетентностная структура, в которой роль мышления
играет самую важную, но не единственную роль, поскольку свойства внимания,
памяти и восприятия очень важны для общего интеллекта. Однако в современной
психологической литературе два понятия — интеллект и мышление — часто
рассматриваются как синонимы, что приводит к смешению терминов.