Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЙ «ЭМПАТИЯ» И «КОНФЛИКТ» 5
1.1 Эмпатии как основа межличностного общения 5
1.2 Понятие конфликта и его взаимосвязи с уровнем эмпатии личности 10
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 18
2.1 Методы и организация исследования взаимосвязи уровня эмпатии личности и стратегии поведения в конфликте 18
2.2 Техники развития эмпатийности учащихся 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРИМЕЧАНИЯ 34
Введение:
Актуальность исследования. Одной из проблем современного общества стала тенденция индивидуализации и прагматизма. Люди, заботясь о собственном благополучии, отстаивая личные интересы, теряют способность сочувствовать окружающим, оказывать безвозмездную помощь.
Проблема снижения уровня эмпатии приобрела серьезный масштаб, доказательством чему является тот факт, что реформа образования вывела вопросы гуманизации на первое место. С этой точки зрения развитие эмпатии представляется своего рода социальным заказом, так как ведёт к решению целого ряда психологических и социальных проблем.
Теоретические и экспериментальные аспекты проблемы эмпатии изучаются очень давно и в зарубежной, и в отечественной науке: Т. Липпс – «филосовская школа», З. Фрейд – «психоанализ», Э. Титченер – «этическое направление», В.С. Мухина – «возрастная психология», Т.П. Гаврилова – «экспериментальное изучение», Н.Н. Обозов – «межличностные отношения» и др. Несмотря на глубокое исследование феномена эмпатии в науке, психологические механизмы, факторы её развития раскрыты недостаточно.
Отсутствие эмпатии, нежелание и неумение услышать другого очень часто приводит к конфликтам. Последние события в стране и мире наглядно показывают, к каким катастрофическим последствиям может привести такое пренебрежение к чужому мнению и желание во что бы то ни стало отстоять свою позицию.
Цель исследования состоит в выявлении зависимости между выбором стратегии поведения в конфликте и уровнем эмпатии личности.
Объектом исследования выступают уровни эмпатии и конфликтности учащихся.
Предметом исследования выступает зависимость между выбором стратегии поведения в конфликте и уровнем эмпатии учащихся 11 класса.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
на основе анализа литературы раскрыть сущность понятий «эмпатия» и «конфликт» и определить степень их взаимовлияния;
провести эмпирическое исследование по выявлению уровня эмпатии и конфликтности учащихся;
провести анализ и интерпретацию полученных данных;
разработать рекомендации по повышению уровня эмпатии.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что чем выше уровень эмпатии личности, тем вероятнее ее выбор таких стратегий поведения в конфликте, как «сотрудничество» и «компромисс», как наиболее конструктивных форм взаимодействия с окружающими.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды ученых, которые раскрывают подходы к изучению эмпатии и конфликта, а также их взаимообуславливающей связи.
Для решения поставленных задач, в работе были использованы методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ социально-психологической литературы нормативно-правовой литературы, обобщение, сравнение, сопоставление;
2. Эмпирические методы: педагогический эксперимент, беседа, тестирование.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В соответствии с поставленной целью и задачами работы мы проанализировали научную литературу по проблемам эмпатии и конфликтов, раскрыли сущность понятий «эмпатия» и «конфликт». В практической части работы мы провели эмпирическое исследование уровня эмпатии и конфликтности учащихся и определили степень их взаимовлияния, а также предложили комплекс упражнений по развитию эмпатии.
В ходе работы мы пришли к следующим выводам:
эмпатия является неотъемлемым элементом человеческих отношений; для становления ее высших форм – сочувствия и сопереживания – личности необходимо приобрести социальный опыт;
эмпатия оказывает значительное влияние на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор его стратегии в разрешении конфликтов;
чем выше уровень сформированности эмпатии личности, тем эффективнее ей удается выстраивать конструктивные отношения с окружающими, в том числе выбирать такие стратегии как «сотрудничество» и «компромисс» в конфликтной ситуации.
Современное общество испытывает острую необходимость в повышении уровня эмпатии его граждан. Сочувствие, сострадание, желание понять других людей и прийти к ним на помощь в трудной жизненной ситуации становятся с каждым днем все более актуальными. Чувство эмпатии можно и нужно развивать в любом возрасте, так как это благотворно сказывается как на психологическом состоянии отдельной личности, так и всего социума.
При возникновении критических ситуаций эмпатия может способствовать психологически благоприятному разрешению и выходу из нее. Низкий уровень эмпатии, наоборот, может повышать вероятность неконструктивного развития события, так как неумение оперативно понять состояние собеседника не позволит адекватно выбрать стратегию поведения.
Мы предположили, что уровень развития эмпатии может влиять на конфликтность личности. При этом под конфликтностью личности мы понимаем ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. В ходе нашего исследования мы выяснили, что люди с высоким уровнем конфликтности имеют более низкие показатели эмпатии, чем люди с низким и средним уровнем развития этого качества.
Следует отметить, что эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Только жизненный опыт индивида может усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним. Эмпатия и взаиморасположение начинают расти, когда общение становится достаточно открытым для того, чтобы выслушать точку зрения другой стороны.
Таким образом, эмпатию можно и нужно развивать. Именно поэтому, учитывая влияние, которое эмпатия может оказывать на поведение человека в конфликте, мы разработали и апробировали занятия направленные на развитие данного качества. Основными направлениями при проведении занятий стали развитие эмоциональной саморегуляции, эмоциональной идентификации и личностной рефлексии. Повторное исследование зафиксировало положительные изменения в уровне развития конфликтности личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЙ «ЭМПАТИЯ» И «КОНФЛИКТ»
1.1 Эмпатии как основа межличностного общения
Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Это чувство проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям, что может быть связано с отказом от личных интересов.
Феномен эмпатии изучается и в зарубежной, и в отечественной психологии. Несмотря на большое количество исследований по данной проблеме, в научно-методической литературе не существует единой трактовки термина «эмпатия». Одними авторами она определяется, как способность личности проникать в психику другого человека, с помощью вчувствования субъекта в себя или в объект, другими – как процесс, свойство, состояние психики.
Объектом изучения в философии XIX века изначально было понятие «симпатия». А. Смит, Г.Спенсер, А.Шопенгауэр и др. рассматривали его как сочувствие, ощущение единства с другими людьми и природой. В этических системах симпатия выступала как основа совести, справедливости, альтруизма.
Философ и психолог Т. Липпс создал теорию познания человеком живых и неживых объектов (объектов природы, произведений искусства), суть которой заключалась в том, что человек «вчувствуется» в познаваемый объект; воспринимая и принимая его; он находит нечто общее между собой и объектом, и объект открывает человеку свою сущность [5, стр.148].
Именно Т. Липпс разграничил понятия «симпатия» и «эмпатия». Но термин «эмпатия» впервые был введен Э. Титченером, который перевел слово «вчуствование» с немецкого языка.
В зарубежной психологии понимание эмпатии сводится к четырем формулировкам:
Т. Шибутани, Н. Айзенберг трактуют эмпатию как способность проникать в психику другого, понимать его эмоциональное состояние и аффективные ориентации в форме сопереживания и на этой основе предвидеть реакции другого;
Э. Титченер, Д. Арлоу считали, что это вчувствование в событие, объект искусства, природу, вид чувственного познания объекта через проекцию и идентификацию;
Ш. Брем, Н. Стотланд рассматривали эмпатию как аффективнуя связь с другими, переживание состояния отдельного другого или даже целой группы;
Наиболее близкое к современному определение эмпатии предложил З. Фрейд. В процессе психоанализа он стремился максимально приблизить собственное «Я» к «Я» пациента.
В отечественной психологии эмпатия также давно стала объектом научных исследований. Большинство ученых относят эмпатию к новообразованиям в психической сфере человека. В.С. Мухина, Т.П. Гаврилова предположили, что это чувство развивается от элементарных форм эмоциональной отзывчивости к сложным социально обусловленным формам – сочувствию» [19, стр.217]
А.А. Бодалев рассматривает эмпатию наряду с такими социально-психологическими механизмами как децентрация, рефлексия и идентификация. Автор указывает на несомненную связь эмпатичности с душевно-нравственным здоровьем людей. А значит, эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому, может выступать нравственным качеством человека [3, стр.146].
Понятие, предложенное И. М. Юсуповым, определяет эмпатию как целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого — «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта [31, стр.79].