Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь тревожности и успеваемости у студентов медицинского вуза.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы взаимосвязи тревожности и успеваемости у студентов
медицинского вуза. 5

1.1 Понятие
«тревожность» и ее проявление в студенческом возрасте. 5

1.2
Успеваемость при обучении в вузе и ее критерии. 11

1.3 Влияние
тревожности на успеваемость студентов медицинского вуза. 12

Глава 2.
Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и успеваемости у студентов
медицинского вуза. 16

2.1
Организация и методы исследования. 16

2.2 Анализ и
интерпретация результатов исследования. 18

Заключение. 24

Список
литературы.. 26

  

Введение:

 

Интенсификация жизни,
социально-политические и социально-экономические изменения в жизни общества,
порождают неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие,
переживания эмоциональной напряженности, тревоги и тревожности. Проблема
психологических особенностей влияния тревожности на самооценку в юношеском
возрасте, имеет решающее значение в развитии личности, накладывая отпечаток на
дальнейший жизненный путь. Феноменом тревожности, что переживает личность
коррелирует с интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями
восприятия, и уровнем притязаний.

Исследование проблем
влияния тревожности на личность интересует широкий круг ученых таких, как З.
Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Роджерса, Л. И. Божович, Ф. Б. Березина, А. М.
Прихожан, Р. С. Немова, Е. И. Рогова и др. Однако, при разнообразные
исследований проблема влияния тревожности на самооценку в юношеском возрасте,
остается вне поля зрения ученых.

Юношеские годы – это
сложный этап в жизни человека. На этом промежутке времени окончательно
формируется не только физическое, но и психическое развитие человека. Высокий
уровень тревожности может помешать успешному формированию адекватной самооценки
личности в юношеском возрасте. Отсюда возникает потребность в исследовании
тревожности как устойчивой черты личности, и ее влияния на формирование
самооценки в юношеском возрасте.

Большое количество
отечественных и зарубежных ученых посвящают свои исследования проблеме
тревожности и академической успеваемости. Однако анализ научных источников свидетельствует,
что в научно-психологической литературе нет единства во взглядах на феномен
тревожности и ее влияния на академическую успеваемость личности юноши. В
результате это делает невозможным на достаточном уровне проводить
профилактическую работу по предупреждению тревожных состояний, и влияние на
академическую успеваемость студентов.

Цель:
изучение взаимосвязи между уровнем тревожности и успеваемости у студентов
медицинского вуза.

Объект: успеваемость
и различные виды тревожности у студентов медицинского вуза.

Предмет:
взаимосвязь между уровнем тревожностью и успеваемости у студентов медицинского
вуза.

Гипотеза:
уровень успеваемости в разной степени взаимосвязаны с различными видами
тревожности у студентов медицинского вуза.

Задачи:

1. Теоретический анализ
представлений о взаимосвязи успеваемости и тревожности в современной научной
литературе;

2. Анализ применимости
параметрических критериев для математико-статистического изучения полученных
результатов исследования;

3. Выявление взаимосвязей
успеваемости с характеристиками тревожности.

Методы и методики
исследования: теоретический анализ литературы по
проблеме исследования, обобщение, сравнение, тестирование, количественный,
качественный и статистический анализ результатов исследования.

Практическая значимость:
полученные данные могут быть применены в практической работе
педагогов-психологов, прежде всего, в психологической диагностике причин и
коррекции повышенного уровня тревожности у студентов медицинского вуза.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тревожность – особое
эмоциональное состояние человека, которое проявляется повышенным уровнем
эмоциональной напряженности и сопровождается страхами, беспокойством,
опасениями, приводящими к дестабилизации нормальной деятельности или общения
человека. Это достаточно устойчивое личное качество, которое характеризуется
двумя показателями – личностной и ситуативной тревожностью.

Вопрос о причинах
тревожности открыт. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно
которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы),
складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных
факторов. В юношеском возрасте тревожность может порождаться внутренними
конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Исследованием проблемы
тревожности занимались такие авторы, как К. Изард, который рассматривал
тревожность как эмоциональное состояние, А.М. Прихожан, которая рассматривает
тревожность как устойчивое личностное образование, З. Фрейд, К. Хорни, что
раскрыли природу тревожности, и многие другие. В своей работе мы
проанализировали психологические теории тревоги, разработанные разными
авторами, виды тревоги; рассмотрели особенности тревожности молодых людей в
возрасте 19- 22 лет.

Изучение влияния
тревожности на успеваемость студентов является одной из самых важных,
актуальных и востребованных проблем современной психологической науки.
Тревожность в юношеском возрасте подразделяется на личностную и ситуативную.
Необходимо отметить, что угрозу психическому здоровью личности студента создает
высокий уровень тревожности, а также способствует развитию предневротических
состояний. Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная
чувствительность.

Нами было проведено
экспериментальное исследование с целью изучения взаимосвязи уровня тревожности
с успеваемостью у студентов. В результате исследования была выявлена прямая
взаимосвязь между уровнем успеваемости студентов и показателями ситуативной
тревожности (по методике «Интегративный тест тревожности»). Корреляционная
взаимосвязь между этими показателями равна 0,415. Полученные данные
свидетельствуют, что чем выше показатели по уровню успеваемости, тем чаще
студенты склонные преувеличивать в стрессовой ситуации. По остальным
показателям была выявлена отрицательная взаимосвязь, что свидетельствуют о том,
что чем выше у студентов уровень тревожности, тем ниже у них уровень
успеваемости.

Проведенное исследование
на всех его этапах доказало верность гипотезы, положенной в его основу.
Результаты исследований по проблеме тревожности дают материал для дальнейшего
изучения эмоциональных состояний человека, в частности, вопросы выявления
особенностей тревожности молодых людей, а также могут применяться в практической
деятельности психологов, при составлении программ для работы с молодыми людьми,
имеющими высокий уровень личностной тревожности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы взаимосвязи тревожности и успеваемости у студентов медицинского вуза 1.1 Понятие «тревожность»
и ее проявление в студенческом возрасте

Впервые понятие тревоги
было введено в научный оборот З. Фрейдом, который не отождествлял понятия
«страх» и «тревога», понимая под страхом «…конкретный страх (нем. Furcht) и
неопределенный, безотчетный страх − тревогу, носящую… внутренний характер (нем.
Angst)».

Несмотря на то, что на
сегодняшний день в психологической литературе содержится огромное количество
самых разных определений тревожности, единой теории тревожности нет, что
объясняется множеством различных подходов к данной проблеме как в психологии,
так и в таких областях знаний, как психиатрия, физиология, клиническая
фармакология и др. Причем, интерес отечественных психологов к данному феномену
значительно вырос в связи с кардинальными изменениями в жизни современного
общества, достаточно неожиданными политическими событиями во всем мире, что
порождает неопределенность и непредсказуемость будущего и, как итог, повышение
эмоциональной напряженности, тревоги подавляющего большинства населения.
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах таких отечественных
психологов, как Л. И. Божович, Ф. Б. Березин, А. М. Прихожан, Р. С. Немов, Е.
И. Рогов и др., которые, исследуя природу тревоги, рассматривают тревожность
как свойство и состояние человека.

Сегодня тревожность
трактуется как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах
деятельности и общения (А. М. Прихожан); как эмоциональное состояние и как
устойчивое свойство, черта личности или темперамента (Р. С. Немов);
эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и
нарастания тревоги с выделением шести уровней состояния тревоги (Ф.Б. Березин);
переживание, в основе которого лежит неудовлетворенность ведущих потребностей
человека (Л. И. Божович). Определяя тревожность в процессе обучения, различают
«школьную тревожность» (А. В. Микляева, П. В. Румянцева); «тревожность
выпускника» (Е. И. Стрижиус, Л. Ю. Еремина).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы