Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь тревожности и самооценки личности у студентов.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы взаимосвязи тревожности и самооценки личности у студентов. 5

1.1
Теоретические подходы к проблеме тревожности в психологии и ее проявление в
студенческом возрасте. 5

1.2.
Особенности формирования самооценки в студенческом возрасте. 11

Глава 2.
Энергическое исследование взаимосвязи тревожности и самооценки личности у
студентов. 16

2.1.
Организация и методы исследования. 16

2.2. Анализ
результатов исследования. 20

Заключение. 27

Список литературы   29  

Введение:

 

Интенсификация жизни,
социально-политические и социально-экономические изменения в жизни общества,
порождают неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие,
переживания эмоциональной напряженности, тревоги и тревожности. Проблема
психологических особенностей влияния тревожности на самооценку в юношеском
возрасте, имеет решающее значение в развитии личности, накладывая отпечаток на
дальнейший жизненный путь. Феноменом тревожности, что переживает личность
коррелирует с интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями
восприятия, и уровнем притязаний.

Исследование проблем
влияния тревожности на личность интересует широкий круг ученых таких, как З.
Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Роджерса, Л. И. Божович, Ф. Б. Березина, А. М.
Прихожан, Р. С. Немова, Е. И. Рогова и др. Однако, при разнообразные
исследований проблема влияния тревожности на самооценку в юношеском возрасте,
остается вне поля зрения ученых.

Юношеские годы — это
сложный этап в жизни человека. На этом промежутке времени окончательно
формируется не только физическое, но и психическое развитие человека. Высокий
уровень тревожности может помешать успешному формированию адекватной самооценки
личности в юношеском возрасте. Отсюда возникает потребность в исследовании тревожности
как устойчивой черты личности, и ее влияния на формирование самооценки в
юношеском возрасте.

Большое количество
отечественных и зарубежных ученых посвящают свои исследования проблеме
тревожности и самооценки. Однако анализ научных источников свидетельствует, что
в научно-психологической литературе нет единства во взглядах на феномен
тревожности и ее влияния на самооценку личности юноши. В результате это делает
невозможным на достаточном уровне проводить профилактическую работу по
предупреждению тревожных состояний, и формировать адекватную самооценку у
личности молодого человека.

Цель:
изучение взаимосвязи между уровнем самооценки и тревожностью у студентов.

Объект:
самооценка и различные виды тревожности у студентов.

Предмет:
взаимосвязь между уровнем самооценки и тревожностью у студентов.

Гипотеза:
уровень самооценки в разной степени взаимосвязаны с различными видами
тревожности у студентов.

Задачи:

1. Теоретический анализ
представлений о взаимосвязи самооценки и тревожности в современной научной
литературе;

2. Анализ применимости
параметрических критериев для математико-статистического изучения полученных
результатов исследования;

3. Выявление взаимосвязей
свойств самооценки с характеристиками тревожности.

Методы и методики
исследования
: теоретический анализ литературы по
проблеме исследования, обобщение, сравнение, тестирование, количественный,
качественный и статистический анализ результатов исследования.

Практическая значимость: полученные данные
могут быть применены в практической работе педагогов-психологов, прежде всего,
в психологической диагностике причин и коррекции повышенного уровня тревожности
у студентов.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Тревожность – особое
эмоциональное состояние человека, которое проявляется повышенным уровнем
эмоциональной напряженности и сопровождается страхами, беспокойством,
опасениями, приводящими к дестабилизации нормальной деятельности или общения
человека. Это достаточно устойчивое личное качество, которое характеризуется
двумя показателями – личностной и ситуативной тревожностью.

Вопрос о причинах
тревожности открыт. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно
которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы),
складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных
факторов. В юношеском возрасте тревожность может порождаться внутренними
конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Самооценка – оценка
личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места согласны среди других
обстоит людей. Относясь более к ядру личности, самооценка в юношеском возрасте
является низкой важным регулятором тревожности поведения. От самооценки
характеризует зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,
требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка
влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его
личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степени
трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями
и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно
себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.

Как показал анализ
литературы, интересующие нас исследования достаточно противоречивы, разрозненны
и носят фрагментарный характер. В связи с актуальностью и недостаточной
разработанностью данной проблемы нами было предпринято эмпирическое
исследование, направленное на выявление взаимосвязи между уровнем самооценки и
уровнем тревожности.

В результате
исследования была выявлена прямая взаимосвязь между уровнем самооценки студентов
и показателями ситуативной тревожности (по методике «Интегративный тест
тревожности»). Корреляционная взаимосвязь между этими показателями равна 0,415.
Полученные данные свидетельствуют, что чем выше показатели по уровню
самооценки, тем чаще студенты склонные преувеличивать в стрессовой ситуации. По
остальным показателям была выявлена отрицательная взаимосвязь, что
свидетельствуют о том, что чем выше у студентов самооценка, тем меньше они
проявляют уровень тревожности.
 

Фрагмент текста работы:

 

Впервые понятие тревоги
было введено в научный оборот З. Фрейдом, который не отождествлял понятия
«страх» и «тревога», понимая под страхом «…конкретный страх (нем. Furcht) и
неопределенный, безотчетный страх − тревогу, носящую… внутренний характер (нем.
Angst)».

Несмотря на то, что на
сегодняшний день в психологической литературе содержится огромное количество
самых разных определений тревожности, единой теории тревожности нет, что
объясняется множеством различных подходов к данной проблеме как в психологии,
так и в таких областях знаний, как психиатрия, физиология, клиническая
фармакология и др. Причем, интерес отечественных психологов к данному феномену
значительно вырос в связи с кардинальными изменениями в жизни современного
общества, достаточно неожиданными политическими событиями во всем мире, что
порождает неопределенность и непредсказуемость будущего и, как итог, повышение
эмоциональной напряженности, тревоги подавляющего большинства населения.
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах таких отечественных
психологов, как Л. И. Божович, Ф. Б. Березин, А. М. Прихожан, Р. С. Немов, Е.
И. Рогов и др., которые, исследуя природу тревоги, рассматривают тревожность
как свойство и состояние человека.

Сегодня тревожность
трактуется как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах
деятельности и общения (А. М. Прихожан); как эмоциональное состояние и как
устойчивое свойство, черта личности или темперамента (Р. С. Немов); эмоциональные
состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания
тревоги с выделением шести уровней состояния тревоги (Ф.Б. Березин);
переживание, в основе которого лежит неудовлетворенность ведущих потребностей
человека (Л. И. Божович). Определяя тревожность в процессе обучения, различают
«школьную тревожность» (А. В. Микляева, П. В. Румянцева); «тревожность
выпускника» (Е. И. Стрижиус, Л. Ю. Еремина).

Мы, вслед за А. М.
Прихожан, под тревожностью будем понимать «переживание эмоционального
дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей
опасности» [
23, с.14].

Различия в подходах к
определению тревожности, тем не менее, не касаются утверждения о том, что
данный феномен следует рассматривать дифференцированно, то есть как ситуативное
явление и как характеристику личности. В этой связи выделяют два вида
тревожности: ситуативную и личностную:

1. Устойчивую склонность
воспринимать большой круг ситуаций как опасные определяет личностная
тревожность.

2. Состояние
взволнованности, напряжения, смятения определяет реактивная тревожность.

При этом исследователи
отмечают также некое переходное состояние тревожности и ее динамику.

Оба вида тревожности
можно диагностировать. Личностная тревожность определяется характером,
темпераментом, типом высшей нервной деятельности и воспитанием, ситуативная
тревожность зависит от внешних событий и является непостоянной категорией.

Ситуативная тревожность
проявляется в напряженности, беспокойстве, нервозности. При этом, возникая в
ситуации стресса, характеризуется различной интенсивностью и динамичностью.
Высокий уровень тревожности, которая является результатом страха возможной
неудачи, оценивания со стороны других людей, представляет собой
приспособительный механизм, который повышает ответственность человека перед
лицом общественных требований и установок.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы