Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь тревожности и коммуникативной компетенции у пятиклассников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты изучения взаимосвязи тревожности и коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте 6

1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению проблем проявления тревожности у младших подростков 6

1.2 Коммуникативная компетентность в подростковом возрасте: понятие и сущность 12

1.3 Взаимосвязь тревожности и коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 18

Выводы по первой главе 24

Глава 2 Эмпирическоеисследование взаимосвязи тревожности и коммуникативной компетентности у младших подростков 25

2.1 Организация и методы проведения эмпирического исследования 25

2.2 Анализ результатов эмпирическогоисследования 28

2.3 Рекомендации по снижению тревожности у младших подростков 35

Выводы по второй главе 39

Заключение 40

Список использованных источников 42

Приложение 45


  

Введение:

 

Актуальность исследования. Подростковый возраст считается одним из самых сложных, по причине множества переживаний, повышенного беспокойства, неуверенности и эмоциональной неустойчивости. Пик этих негативных реакций приходится на 12,5-13,5 лет. Данные состояния ведут к возникновению тревожности. Если же состояние тревожности болезненно заострено или сохраняется длительное время, она способна перейти в устойчивое свойство личности.

Н.Ю. Синягиной тревожность рассматривается как сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия, выражаемую в совокупности волнения, повышенного беспокойства, ожидания плохого отношения и т.д.

Изучением тревожности занимались такие известные психологи как А.М. Прихожан, Р. Мэй, Ч.Д. Спилберг, Б. Филипс, Д. Бернс, Е.В. Новикова и многие др.

Среди негативных переживаний человека, тревожность занимает особое место, т.к. она часто приводит к снижению социальной активности и взаимодействию с окружающими. Но именно в рамках этих взаимоотношений, т.е. общения как ярко выраженной коммуникативной потребности этого возраста, подросток присваивает общественно-исторический опыт, усваивает общественно-значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей, что отражается на становлении его самосознания.

Подросток же с высоким уровнем тревожности, характеризуется стабильно высоким уровнем эмоционального возбуждения, неуверенностью, боязливостью, минимальной самореализацией. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляют инициативу, у него снижена учебная мотивация, поведение, что носит приневротический характер, с явными признаками дезадаптации.

Современные исследования показывают, что большую роль в формировании и развитии тревожности, играет характер общения или сформированность коммуникативной компетентности личности [2, с. 114].

Коммуникативную компетентность определяют как совокупность навыков и умений, что необходимы для эффективного общения. Проблема коммуникативной компетентности раскрывается в работах таких психологов, как Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, А.В. Хуторской, Л.С. Колмогорова, Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, и многие др.

Выяснение соотношения тревожности и коммуникативной компетентности приобретает особую актуальность в связи с необходимостью выявления условий эффективного управления взаимодействием подростка со сверстниками, родителями и педагогами. Однако измерению соотношения данных показателей, во многом обуславливающих поведение младшего подростка, по-прежнему уделяется мало внимания.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между тревожностью и коммуникативной компетентностью в младшем подростковом возрасте: чем выше уровень тревожности, тем ниже коммуникативная компетентность.

Объект исследования: тревожность и коммуникативная компетентность в младшем подростковом возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и коммуникативной компетентности у младших подростков

Цель исследования: рассмотреть особенности взаимосвязи тревожности и коммуникативной компетентности у младших подростков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать феномены тревожности и коммуникативной компетентности и обозначить особенности их проявления в младшем подростковом возрасте.

3. Изучить особенности взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и уровнем тревожности в подростковом возрасте.

4. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам по снижению тревожности у младших подростков

Методы исследования:

• теоретические (сравнение, синтез и обобщение литературы по теме исследования);

• практические: (тест для учащихся «коммуникативная компетентность» (модифицированный Л.С. Колмогоровой вариант теста Л. Михельсона), опросник школьной тревожности Филлипса, статистическая обработка данных с помощью электронного расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

Теоретико-методологическая основа исследования: концепции понимания тревожности З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, О.А. Коробановой, Р.С. Немова, Г.С. Салливена и др.; теоретические разработки проблемы общения А.А. Бодалева, М.М. Рыбакова, А.В.Мудрика, Л.М. Фридмана, М.Ю. Кулагина, Р.С. Немова и др.; теории образовательных компетенций и компетентностей И.А. Зимней, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, Б.Д. Эльконина и др.; анализ сущности понятия «компетенция» Л.Д. Давыдова, Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова и др.

Структура исследования: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованных источников и приложение.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель проделанной работы состоит в выяснении взаимосвязи тревожности и коммуникативной компетентности у младших подростков. Исследование проведено на теоретическом и практическом уровне.

В первой главе было выяснено, что тревожность представляет собой широкое понятие, включающее различные аспекты эмоционального благополучия. Она выражена в волнении, повышенном беспокойстве различных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Если тревожность из временной перерастает в длительную, она закрепляется в поведении и отражается на любых сферах деятельности. То есть становится устойчивой чертой личности.

Младший подростковый возраст относится к одному из самых сложных возрастных периодов, когда ребенок переходит с младшей школы в среднюю. Это время сопровождается множеством переживаний, повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности в это время связано с неудовлетворением возрастных потребностей. Одна из которых – это потребность в общении и отношении с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).

Для достижения взаимопонимания с окружающими, младшему подростку необходимо обладать коммуникативной компетентностью, как важнейшей составляющей общения. Коммуникативная компетенция – это единство знаний и умений, что необходимы человеку для понимания окружающих и создания собственных программ поведения, адекватных целей при возникающей ситуации общения. Умение выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, отражается на снижении тревожности, т.е. она сопутствует межличностному взаимодействию младшего подростка.

Во второй главе была проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы о том, что существует взаимосвязь между тревожностью и коммуникативной компетентностью в младшем подростковом возрасте, а именно, чем выше уровень тревожности, тем ниже коммуникативная компетентность.

В исследовании приняли участие 21 младший подросток 5 класса СОШ г. Барнаул.

Полученные в результате исследования данные показывают, что почти половина младших подростков (47,6%) имеют достаточно развитый уровень коммуникативной компетентности. Другая половина (52,4%) в общении склонна проявлять агрессивное или зависимое поведение.

Помимо этого, 52,2% младших подростка ситуации школьного обучения расценивают в качестве угрожающей их престижу, самооценке, статусу и т.п. Нормальный уровень тревожности выявлен лишь у 10 младших подростков (47,6% испытуемых).

В конце был проведен автоматический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Полученный результат показывает, что связь между оценками «коммуникативной компетентности» и «тревожности» является значимой. То есть, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, может считаться подтвержденной.

Безусловно, тревожность младших подростков необходимо снижать, для чего нами предложены рекомендации для организации работы в том направлении.

Цель и задачи выполнения исследования достигнуты.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению проблем проявления тревожности у младших подростков

В современной литературе зачастую происходит смешивание понятий «тревога» и «тревожность». Но это совсем не тождественные термины. Тревога выступает как эпизодическое проявление беспокойства и волнения. В качестве физиологических признаков тревоги могут выступать: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах и т.д. [11]. Кроме физиологических признаков существуют еще и поведенческие проявления тревоги – человек грызет ногти, качается на стуле, начинает барабанить пальцами, теребит волосы, крутить в руках ручку и т.п.

Страх, печаль, стыд и чувство вины объединившись, создают своеобразную комбинацию, получившую название тревожности [20, с. 407].

Согласно А.М. Прихожан, тревожность проявляется в качестве переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия или чувством грозящей опасности [21, с. 10].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамент.

Необходимо сказать, что в современной психологии под тревогой понимается психическое состояние, а под тревожностью – психическое свойство, которое детерминированно генетически, онтогенетически или ситуационно. Тревожность в виде устойчивой личностной черты формируется только в подростковом возрасте. В этом возрасте она способна стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. До этого же она служит лишь функцией тревоги.

Тревога как психическое состояние, и тревожность как психическое свойство вступают в конфронтацию с базовыми потребностями личности: эмоциональное благополучие, чувство уверенности и безопасности.

Тревожность не всегда должна рассматриваться как изначально негативная черта личности; она выступает в качестве сигнала неадекватности структуры деятельности субъекта, по отношению к конкретной ситуации. Каждый человек обладает своим оптимальным уровнем тревожности, т.е. так называемой полезной тревожностью, как необходимым условием развития личности.

И тревога как психическое состояние, и тревожность как психическое свойство неоднозначное воздействуют на эффективность деятельности. Тревога до определенного момента способна привести к стимулированию деятельности, создавать эффект мобилизации. Когда же происходит преодоление рубежа «зоны оптимального функционирования» личности, при достижении своей интенсивности, производится дезорганизующий эффект [15, с. 47]. Дезорганизующим эффектом обладает лишь интенсивная тревога.

Тревога и тревожность способны обеспечивать мобилизующую роль, которая связана с повышением эффективности деятельности, начиная с подросткового возраста. На деятельность же дошкольников она оказывает лишь дезорганизующее влияние, приводя к снижению ее продуктивности.

Считается, что проблема тревожности, как собственно проблема психологического характера, впервые была поднята и исследована З. Фрейдом.

З. Фрейд призывал разграничивать страх и тревогу, считая, что страх служит реакцией на конкретную и реальную опасность, в то время как тревожность – реакция психики так же на опасность, однако еще не известную, а только предполагаемую на подсознательном уровне. Согласно З. Фрейда, тревожность обладает чрезвычайно большим значением для объяснения психической жизни человека, а потому он скрупулезно подходил к анализу этого явления, неоднократно пересматривая и уточняя свою теорию – в основном в тех частях, что относятся к причинам и функциям тревожности. По Фрейду, тревожность – это неприятное переживание, служащее сигналом предполагаемой опасности. Содержанием тревожности выступает чувство неопределенности и беспомощности [27, с. 154].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы