Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь толерантности к неопределенности и социально-психологической адаптации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ  И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
1.1 Понятие толерантности к неопределенности
В современной реальности индивид постоянно становится объектом и субъектом поведения. Иногда, в поведении может доминировать агрессивность как способ достижения целей. Как модель поведения направленная в противовес агрессии может быть поведение, основанное на толерантности. Именно поэтому важна феноменология толерантности, ее принципы, ее содержание и формы проявления в повседневной жизни человека, который является адекватным членом общества, соблюдает законы и не демонстрирует и не применяет силу при разрешении конфликтных ситуаций.
С раннего детства формируются стереотипы толерантного поведения по отношению к другим цивилизациям, культурам народностям, социальным группам, в  то время как поведение без стереотипов толерантности может привести к вражде и отдельные люди могут уничтожать друг друга. В настоящее время, толерантность представляет собой не просто модный феномен,  но и условие выживания тех или иных социальных групп. И проблема толерантности, анализ понятия может быть гораздо труднее, чем кажется изначально. В настоящее время нет единого научного подхода к определению  данного социально-психологически важного понятия.
Существуют различия в научных подходах к подходах к толерантности, связанных с особенности рассмотрения данного понятия в разных культурах и в разных языковых средах. Например, в русском языке толерантность определяется через терпимость (или как нечто противопоставляемое нетерпимости) к разным мнениям, отличным от мнения субъекта. Характерными особенными для понятия чертами толерантности в русском культурном пространстве называют «милосердие» и «снисхождение» [15]. В зарубежных словарях, например, в оксфордском словаре Lewis&Short или в словарях европейских языков представлены разные определения толерантности – через «терпимость» и через «поддержку».
В научной литературе существует несколько подходов к рассмотрению толерантности (от лат. tolerantia – терпение). С одной стороны, это действительно терпение, или терпимость по отношению к чему либо, с другой же термин рассматривается как сформировавшееся в настоящее время под влиянием гуманистических ценностей позитивные тенденции восприятия вещей и явлений не свойственных ранее обществу. Также, существуют специфические для разных наук, областей научного знания понятия толерантности.
В психологии, науке, которая имеет долгую предысторию и короткую историю (начала экспериментальной науки заложены в 19 веке), следует различать житейские и научно-психологические определения толерантности. В современной научной психологической литературе и популярной литературе понятие лежит на грани житейского психологического знания и знания полученного эмпирическим путем. Д.А. Леонтьев, рассматривая понятие толерантности, приводит примеры определений, такие как: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут быть как отражением различных отечественных и зарубежных научных подходов к толерантности, так и популярным трактованием феномена толерантности.
В периоды, в том числе и связанные с прохождением человеком адаптации и дезадаптации к новым социальным условиям, когда появляется неопределенность социальном аспекте жизни человека, тогда личности требуются внутренние силы для преодоления барьеров, сложных жизненных ситуаций и проблем. Непредсказуемость, связанная с изменением ситуации в работе, отсутствие возможности получить образование, неспособность принятия социальных ролей, выбор приоритетов во взаимодействии с разными социальными группами  и т.д. вносит нарушения в социально-психологические взаимодействия, негативно влияет на жизненный путь личности. Огромное количество людей, по данным зарубежных исследователей (Бруннер Дж., Бартлет Ф.), испытывая первобытный страх и даже «ужас» перед неизвестным, неясным, новым, используют стратегию ухода из такой ситуации, но иногда кто-то может даже испытывать удовольствие от неизвестности (люди искусства, творческие) [12]. При этом творческие люди в ситуациях столкновения с неизвестностью явно обладают каким-то преимуществом. Считается, например, что люди, которые стремятся к определенности, обладают устойчивыми стереотипами мышления, отношением сакральности к  власти, низким уровнем эмоционального интеллекта, слабым умением понимать людей рефлексировать и управлять своими эмоциями, а также наличием внутриличностных конфликтов.
Толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым качеством личности для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая социально-психологические явления в своем окружении, люди, не обладающие толерантностью, демонстрируют ограниченность суждений, оказываются неготовыми к изменениям. В связи с этим рассматриваются две стороны толерантности:
- внешняя толерантность – убеждение по отношению к другим, что они имеют право иметь свою позицию, также они готовы рассматривать объекты окружающего мира с иных точек зрения, с учетом различных факторов;
- внутренняя толерантность – способность по отношению к принятию в себе решений и рефлексии мышления по отношению к объекту окружающего мира, даже если у субъекта толерантности нет полноты информации по отношению к объекту внешнего мира.
Для детального рассмотрения явления толерантности необходимо представление об особенностях свойств и связей системы при изменениях внешних атрибутов. Толерантность в психической жизни человека как явление социальное, зародившееся в процессе социализации индивида, и определяющее характер его отношения к некоторым явлениям в окружающей среде. Толерантность определяет характер социально-психологических связей, выражающихся во взаимоотношениях с группами, личностями, явлениями, выражающиеся в социальных процессах, в том числе и в социально-психологической адаптации. С другой стороны толерантность является внутрипсихическим явлением, которое связано с познавательной сферой и толерантностью в образах и мыслях, связанных с эмоциональной сферой и толерантностью в отношениях и переживаниях. Именно поэтому толерантность является сложной и многомерной.
Понимание личности как сложной упорядоченной системы означает автоматическое рассмотрение ее различных характеристик: психических процессов и  свойств, состояний, а также и отношений личности, причем именно отношения являются одной из важнейших сторон личности, так как представляют субъективную сторону ее связи с явлениями окружающего мира.
Устойчивость личности по отношению к внешним факторам, происходящим из окружающей среды определяется, именно структурой личности, наполненностью и содержанием внутриличностных характеристик, особенностями связей между элементами структуры личности. Одной из главной структурой, определяющих устойчивость личности к внешним факторам является именно толерантность, поскольку, чем выше толерантность, тем большее отклонение от привычных норм и устоявшихся жизненных ситуаций индивид готов провести через процессы и состояния без включения защитных механизмов. Если рассматривать психологическую устойчивость во внешнем плане – то это сохранение понятной и иерархической личностной системы – и во внутреннем плане – сопряженное с нормой соподчинение психических свойств, психических состояний и процессов.
Толерантность – это тот самый элемент, уравновешивающий систему личности изнутри, а также и извне, фактор, направляющий межличностные взаимодействия в обществе в неконфликтное взаимодействие и связывающий людей с моральными нормами, ценностями культурой и т.д.. Поэтому, занимаясь исследованием явления толерантности, необходимо рассматривать две стороны толерантности и работать с ними параллельно [13]
Рассматривая понятие толерантности к неопределенности необходимо ввести понятие неопределенности. Неопределенность — отсутствие или недостаточность информации об условиях, в которых будет осуществляться деятельность, отсутствие предсказуемости, возможности прогнозирования этих условий. Неопределенность всегда связана с риском планирования, риском принятия ошибочных решений, осуществления ошибочных действий на всех уровнях некоей системы. Неопределенная ситуация в трудах различных авторов имеет несколько толкований:
1. Как какая-то ситуация с неизвестными переменными (Леонтьев Д. А.). Относительная неизвестность того, что будет.
2. Как ситуация свойством которой является наличие неполной информации о происходящем в настоящее время в условиях принятия решения. Ситуации трудности прогноза по поводу наступления ожидаемого события, и поведением, типичным для ожидаемой ситуации. Ситуации в которых существует неопределенность стимула поведения, и необходимость анализа системы стимулов для выявления уже определенного стимула, являющимся причиной поведения (Кринчик Е. П.).
3. Как ситуация зафиксированная в субъективном сознании индивида строго не определена ни в методах решения, ни в необходимом результате (Лустина Е. А.).
4. Как ситуации отсутствия смысла, предполагающие вовлечение индивидов в действия, которые по цели им неизвестна или не ведет к цели (Зоткин Н. В.).
5. Как ситуация изначальной и обоснованной неизвестности будущего (Льдокова Г. М.).
6. Как ситуации диссонанса и противоречивости в потоке поступающей информации (Hallman).[15]
Совершенно очевидно, что имеющиеся на сегодня взгляды в психологии на понятие »неопределенной ситуации», обнаруживают проблему возникновения неопределенности. Однако большинство ученых предполагают, что неопределенные ситуации обусловлены характером поступающей внешней информации, степенью ее связанности, доступности для понимания и согласованности. Это значит ее можно повторить в эксперименте, что, собственно, часто и делается в лабораторных условиях. Например, испытуемым можно предложить осуществлять деятельность не зная ее истинной цели, или выбрать между привычным способом времяпровождения и малопонятным и т. д., однако, интересно, что реакция на искусственно созданную в лабораторных условиях неопределенность возможна абсолютно диаметрально противоположная у представителей различных социальных групп, - от включения в деятельность с полным принятием, до ее избегания. Традиционно в психологии она понимается как толерантность/интолерантность к неопределенности. И здесь встает вопрос о чистоте эксперимента, - где гарантии того, что искусственно созданная исследователями ситуация в лабораторных условиях действительно понимается испытуемым как неопределенная. В этом плане как раз остро становится вопрос о действительно необходимых особенностях личности для восприятия типа совокупности условий как неопределенных, а также принятие индивидом такого типа неопределенных ситуаций в систему индивидуального опыта. Устойчивая установка по отношению к этому типу условий и будет считаться толерантностью к неопределенностью
С момента описания толерантности неопределенности Е.Френкель-Брунсвик в далеком 1949 году, осуществлялось множество попыток написания и апробации валидной и надежной методики для измерения толерантности к неопределенности и интолерантности в условиях неопределенности. Изучая вопросы этнической психологии, Е.Френкель-Брунсвик столкнулась с тем, что социальные предрассудки чаще проявляются у тех индивидов, независимо от этноса, кто склонен к однозначной и очень прочной  категоризации мира и людей и не пытается к интерпретации многозначности понятий. Исследователь изучала индивидов, принадлежащих к различным этническим группам, интолерантных к неопределенности, и выявила, что в независимости от этнической принадлежности они ригидны; склонны опираться на свой  прошлый опыт и с большим трудом ориентируются в новой, и плохо знакомой ситуации.
Изначально, толерантность к неопределенности являлась составной частью шкалы предубеждений разработанной Г. Гокх. Позднее, было разработано ряд специализированных шкал таким учеными как Б.Буднер (1962), А. Екрлих (1965), Р. Ройзен (1966), A. Макдоналд (1970), В. Нортон(1976) и др.[11]
В большинстве своем измерительный инструментарий и разработанные шкалы представляет собой не что иное как личностные опросники, созданные на основании разработок их авторами сути конструкта толерантности к неопределенности. Таким образом, содержание измерительных инструментов и способов измерения отображает все многообразие научных подходов к изучению толерантности к неопределенности. Так, Б. Френкель  определяла толерантность к неопределенности через связь со свойствами восприятия, Б.Буднер и А. Макдоналд по результатам сконструированных ими тестов толерантности к неопределенности; В.Нортон как «тренд к восприятию неопределенной информации и как подвид психологического дискомфорта в состоянии восприятия угрозы»; Н.Хофстед как культурно опосредованную составляющую, детерминирующую отношение к риску и двоякости получаемой информации; Л.Маклейн описывает толерантность к неопределенности как разброс реакций, от непринятия до привлекательности, при поступлении на органы чувств неизвестных, неопределенных или имеющих противоречие в восприятии стимулов.
Отсутствие четких представлений о психической природе измеряемого явления и стандартизированного набора методов точного измерения, создает некоторые проблемы как методологического, так и прикладного характера.
Размытость научных подходов  в фундаментальной теории об объекте измерения толерантности к неопределенности  породила устойчивый способ создания измерительной методики рассматриваемого явления под разработку ученого без учета ретестовой валидности, понимания сути изучаемого явления, что минимизирует возможность соотнесения результатов, полученных при замерах толерантности к неопределенности в рамках различных подходов, полученных различными методиками.
Интерес к исследованию толерантности к неопределенности у представителей российской научной школы возник в конце нулевых годов настоящего столетия. Поэтому не так много трудов в настоящее время создано отечественными по проблематики толерантности к неопределенности, особенно если речь  идет о фундаментальной теоретической основе какого-то теоретического подхода. Однако, несмотря на  то, что усилия отечественных ученых разрозненны, в настоящее время существуют русскоязычные адаптации как минимум трех измерительных шкал.
В 1998 году Е.Г.Луковицкой в рамках диссертационного экспериментального исследования, произведена адаптация и валидизация шкалы MSTAT-I Маклейна, которая изначально разработана автором в 1993 году. 
Автор, проводя исследования установила, что в феномене толерантности к неопределенности имеются три компонента:
аффективный – эмоциональное отношение к тому, что мир непознаваем;
когнитивный – осознание и понимание того, что мир непредсказуем.
поведенческий – объективно наблюдаемые особенности поведения в ситуации неопределенности.
При том что нет единого подхода в психологии толерантности к неопределенности огромный пласт работ проделан российскими специалистами в плане разработки и адаптации инструментов для диагностики толерантности к неопределенности. Поскольку есть специальные инструменты, которые позволяют диагностировать различные уровни проявления толерантности к неопределенности, есть и инструменты, которые рассматривают ее как феномен в системе других психологических особенностей, то соответственно можно рассматривать  толерантность к неопределенности не только как отдельный феномен, а как один из типов проявления толерантности. При этом особенностью изучения толерантности к неопределенности в зарубежных подходах толерантность к неопределенности рассматривается с множества позиций но только как отдельный феномен связанный с неопределенностью и отсутствием информации. Главной задачей подходов рассмотрения толерантности к неопределенности в западных подходах является преодоление неопределенности как источника психологических проблем личности, как фактора страха и фактора социальной дезадаптации индивида по отношению к социальным явлениям.
Выводы:
Теоретический анализ подходов к измерению толерантности к неопределенности в работах современных ученых позволяет утверждать что:
- при разработанности понятия толерантности к неопределенности, не выработано единых методологических подходов к измерению толерантности к неопределенности;
- в современных научных школах изучение, как зарубежных так и отечественных толерантность к неопределенности включается в различные аспекты рассмотрения. В зарубежной школе изучение толерантности к неопределенности связано с проблематикой отношения индивида к ситуациям неопределенности и управления ими. В российской научной школе изучении толерантности к неопределенности связано с проблемами формирования толерантности как личностного качества;
- отсутствие одного подхода в методологии измерения толерантности к неопределенности порождает проблемы, связанные с необходимостью сопоставления результатов проведенных исследований для формирования области научного знания;
- созданная западными учеными методология измерения толерантности к неопределенности  представляет собой личностные опросники и тесты, отражающие теоретические подходы авторов методик;
Заключение:
По результатам анализа литературы можно сказать, что толерантность в психической жизни человека как явление социальное, и определяющее характер его отношения к некоторым явлениям в окружающей среде. Толерантность определяет характер социально-психологических связей, выражающихся в отношениях, взаимоотношениях с группами, личностями, явлениями, выражающиеся в социальных процессах, в том числе и в социально-психологической адаптации. С другой стороны толерантность является явление внутрипсихическим, которое связано с познавательной сферой и толерантностью в образах и мысля, связаной с эмоциональной сферой и толерантностью в отношениях и переживаниях. Именно поэтому толерантность является сложной и многомерной.
Также можно отметить, что и проблема социально-психической адаптации представляет собой важную область психологических исследований, которая расположена на границе различных отраслей психологического знания, имеющих в современных условиях всё большее значение. Поэтому концепцию социально-психологической адаптации можно рассмотреть как перспективный подход к комплексному исследованию человеческой психики.
В свою очередь, социальная адаптация включает в себя методы приспособления, регулирования, установкой равновесия во взаимодействии человека со средой. В процессе социальной адаптации индивид является активным субъектом, который социально адаптируется к среде в соответствии со своими мотивами, нуждами, потребностями, интересами, направленностью, целями, стремлениями и активно самоопределяется.
Анализ результатов исследования показал, что между адаптивностью как компонентом толерантности к неопределенности и адаптивностью как свойством социально-психологической адаптации. Другими словами чем сильная выраженность качества адаптивности к социальным условиям распространяет свое действие и на адаптивность как свойство толерантности к неопределенности. Кроме этого, была выявлена взаимосвязь между страстностью и принятием себя, это значит, что люди имеющие энергичность, неутомимость, повышенный жизненный тонус правильно и достоверно воспринимают  окружающих людей согласно их характерам и легче подпускают других личностей в свое пространство. Также было выявлено , что стремление к доминированию связано со смелостью и предприимчивостью в ситуации неопределенности. Это значит, что люди, которые стремятся к лидерству и доминированию имеют тягу к новому, неизвестному, и склонны отказываться от испытанного и надежного
Таким образом, можно сказать, что существует взаимосвязь между социально-психологической адаптацией и толерантностью к неопределенности. Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Также было выявлено, что творческие работники более открыты в ситуации неопределенности и имеют к ней большую толерантность, то есть больше испытуемых из этой группы имеют высокие баллы по шкалам толерантности к неопределенности. Также можно сказать, что работники искусства имеют больше гибкости и более адаптивны к социальному окружению. Это связано, скорее всего и с образом жизни и с большим количеством творческих задач. Офисные сотрудники как правило решают однообразные задачи и менее склонны к поиску творческих решений и новых способов взаимодействия с окружающей средой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ  И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
1.1 Понятие толерантности к неопределенности
В современной реальности индивид постоянно становится объектом и субъектом поведения. Иногда, в поведении может доминировать агрессивность как способ достижения целей. Как модель поведения направленная в противовес агрессии может быть поведение, основанное на толерантности. Именно поэтому важна феноменология толерантности, ее принципы, ее содержание и формы проявления в повседневной жизни человека, который является адекватным членом общества, соблюдает законы и не демонстрирует и не применяет силу при разрешении конфликтных ситуаций.
С раннего детства формируются стереотипы толерантного поведения по отношению к другим цивилизациям, культурам народностям, социальным группам, в  то время как поведение без стереотипов толерантности может привести к вражде и отдельные люди могут уничтожать друг друга. В настоящее время, толерантность представляет собой не просто модный феномен,  но и условие выживания тех или иных социальных групп. И проблема толерантности, анализ понятия может быть гораздо труднее, чем кажется изначально. В настоящее время нет единого научного подхода к определению  данного социально-психологически важного понятия.
Существуют различия в научных подходах к подходах к толерантности, связанных с особенности рассмотрения данного понятия в разных культурах и в разных языковых средах. Например, в русском языке толерантность определяется через терпимость (или как нечто противопоставляемое нетерпимости) к разным мнениям, отличным от мнения субъекта. Характерными особенными для понятия чертами толерантности в русском культурном пространстве называют «милосердие» и «снисхождение» [15]. В зарубежных словарях, например, в оксфордском словаре Lewis&Short или в словарях европейских языков представлены разные определения толерантности – через «терпимость» и через «поддержку».
В научной литературе существует несколько подходов к рассмотрению толерантности (от лат. tolerantia – терпение). С одной стороны, это действительно терпение, или терпимость по отношению к чему либо, с другой же термин рассматривается как сформировавшееся в настоящее время под влиянием гуманистических ценностей позитивные тенденции восприятия вещей и явлений не свойственных ранее обществу. Также, существуют специфические для разных наук, областей научного знания понятия толерантности.
В психологии, науке, которая имеет долгую предысторию и короткую историю (начала экспериментальной науки заложены в 19 веке), следует различать житейские и научно-психологические определения толерантности. В современной научной психологической литературе и популярной литературе понятие лежит на грани житейского психологического знания и знания полученного эмпирическим путем. Д.А. Леонтьев, рассматривая понятие толерантности, приводит примеры определений, такие как: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут быть как отражением различных отечественных и зарубежных научных подходов к толерантности, так и популярным трактованием феномена толерантности.
В периоды, в том числе и связанные с прохождением человеком адаптации и дезадаптации к новым социальным условиям, когда появляется неопределенность социальном аспекте жизни человека, тогда личности требуются внутренние силы для преодоления барьеров, сложных жизненных ситуаций и проблем. Непредсказуемость, связанная с изменением ситуации в работе, отсутствие возможности получить образование, неспособность принятия социальных ролей, выбор приоритетов во взаимодействии с разными социальными группами  и т.д. вносит нарушения в социально-психологические взаимодействия, негативно влияет на жизненный путь личности. Огромное количество людей, по данным зарубежных исследователей (Бруннер Дж., Бартлет Ф.), испытывая первобытный страх и даже «ужас» перед неизвестным, неясным, новым, используют стратегию ухода из такой ситуации, но иногда кто-то может даже испытывать удовольствие от неизвестности (люди искусства, творческие) [12]. При этом творческие люди в ситуациях столкновения с неизвестностью явно обладают каким-то преимуществом. Считается, например, что люди, которые стремятся к определенности, обладают устойчивыми стереотипами мышления, отношением сакральности к  власти, низким уровнем эмоционального интеллекта, слабым умением понимать людей рефлексировать и управлять своими эмоциями, а также наличием внутриличностных конфликтов.
Толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым качеством личности для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая социально-психологические явления в своем окружении, люди, не обладающие толерантностью, демонстрируют ограниченность суждений, оказываются неготовыми к изменениям. В связи с этим рассматриваются две стороны толерантности:
- внешняя толерантность – убеждение по отношению к другим, что они имеют право иметь свою позицию, также они готовы рассматривать объекты окружающего мира с иных точек зрения, с учетом различных факторов;
- внутренняя толерантность – способность по отношению к принятию в себе решений и рефлексии мышления по отношению к объекту окружающего мира, даже если у субъекта толерантности нет полноты информации по отношению к объекту внешнего мира.
Для детального рассмотрения явления толерантности необходимо представление об особенностях свойств и связей системы при изменениях внешних атрибутов. Толерантность в психической жизни человека как явление социальное, зародившееся в процессе социализации индивида, и определяющее характер его отношения к некоторым явлениям в окружающей среде. Толерантность определяет характер социально-психологических связей, выражающихся во взаимоотношениях с группами, личностями, явлениями, выражающиеся в социальных процессах, в том числе и в социально-психологической адаптации. С другой стороны толерантность является внутрипсихическим явлением, которое связано с познавательной сферой и толерантностью в образах и мыслях, связанных с эмоциональной сферой и толерантностью в отношениях и переживаниях. Именно поэтому толерантность является сложной и многомерной.
Понимание личности как сложной упорядоченной системы означает автоматическое рассмотрение ее различных характеристик: психических процессов и  свойств, состояний, а также и отношений личности, причем именно отношения являются одной из важнейших сторон личности, так как представляют субъективную сторону ее связи с явлениями окружающего мира.
Устойчивость личности по отношению к внешним факторам, происходящим из окружающей среды определяется, именно структурой личности, наполненностью и содержанием внутриличностных характеристик, особенностями связей между элементами структуры личности. Одной из главной структурой, определяющих устойчивость личности к внешним факторам является именно толерантность, поскольку, чем выше толерантность, тем большее отклонение от привычных норм и устоявшихся жизненных ситуаций индивид готов провести через процессы и состояния без включения защитных механизмов. Если рассматривать психологическую устойчивость во внешнем плане – то это сохранение понятной и иерархической личностной системы – и во внутреннем плане – сопряженное с нормой соподчинение психических свойств, психических состояний и процессов.
Толерантность – это тот самый элемент, уравновешивающий систему личности изнутри, а также и извне, фактор, направляющий межличностные взаимодействия в обществе в неконфликтное взаимодействие и связывающий людей с моральными нормами, ценностями культурой и т.д.. Поэтому, занимаясь исследованием явления толерантности, необходимо рассматривать две стороны толерантности и работать с ними параллельно [13]
Рассматривая понятие толерантности к неопределенности необходимо ввести понятие неопределенности. Неопределенность — отсутствие или недостаточность информации об условиях, в которых будет осуществляться деятельность, отсутствие предсказуемости, возможности прогнозирования этих условий. Неопределенность всегда связана с риском планирования, риском принятия ошибочных решений, осуществления ошибочных действий на всех уровнях некоей системы. Неопределенная ситуация в трудах различных авторов имеет несколько толкований:
1. Как какая-то ситуация с неизвестными переменными (Леонтьев Д. А.). Относительная неизвестность того, что будет.
2. Как ситуация свойством которой является наличие неполной информации о происходящем в настоящее время в условиях принятия решения. Ситуации трудности прогноза по поводу наступления ожидаемого события, и поведением, типичным для ожидаемой ситуации. Ситуации в которых существует неопределенность стимула поведения, и необходимость анализа системы стимулов для выявления уже определенного стимула, являющимся причиной поведения (Кринчик Е. П.).
3. Как ситуация зафиксированная в субъективном сознании индивида строго не определена ни в методах решения, ни в необходимом результате (Лустина Е. А.).
4. Как ситуации отсутствия смысла, предполагающие вовлечение индивидов в действия, которые по цели им неизвестна или не ведет к цели (Зоткин Н. В.).
5. Как ситуация изначальной и обоснованной неизвестности будущего (Льдокова Г. М.).
6. Как ситуации диссонанса и противоречивости в потоке поступающей информации (Hallman).[15]
Совершенно очевидно, что имеющиеся на сегодня взгляды в психологии на понятие »неопределенной ситуации», обнаруживают проблему возникновения неопределенности. Однако большинство ученых предполагают, что неопределенные ситуации обусловлены характером поступающей внешней информации, степенью ее связанности, доступности для понимания и согласованности. Это значит ее можно повторить в эксперименте, что, собственно, часто и делается в лабораторных условиях. Например, испытуемым можно предложить осуществлять деятельность не зная ее истинной цели, или выбрать между привычным способом времяпровождения и малопонятным и т. д., однако, интересно, что реакция на искусственно созданную в лабораторных условиях неопределенность возможна абсолютно диаметрально противоположная у представителей различных социальных групп, - от включения в деятельность с полным принятием, до ее избегания. Традиционно в психологии она понимается как толерантность/интолерантность к неопределенности. И здесь встает вопрос о чистоте эксперимента, - где гарантии того, что искусственно созданная исследователями ситуация в лабораторных условиях действительно понимается испытуемым как неопределенная. В этом плане как раз остро становится вопрос о действительно необходимых особенностях личности для восприятия типа совокупности условий как неопределенных, а также принятие индивидом такого типа неопределенных ситуаций в систему индивидуального опыта. Устойчивая установка по отношению к этому типу условий и будет считаться толерантностью к неопределенностью
С момента описания толерантности неопределенности Е.Френкель-Брунсвик в далеком 1949 году, осуществлялось множество попыток написания и апробации валидной и надежной методики для измерения толерантности к неопределенности и интолерантности в условиях неопределенности. Изучая вопросы этнической психологии, Е.Френкель-Брунсвик столкнулась с тем, что социальные предрассудки чаще проявляются у тех индивидов, независимо от этноса, кто склонен к однозначной и очень прочной  категоризации мира и людей и не пытается к интерпретации многозначности понятий. Исследователь изучала индивидов, принадлежащих к различным этническим группам, интолерантных к неопределенности, и выявила, что в независимости от этнической принадлежности они ригидны; склонны опираться на свой  прошлый опыт и с большим трудом ориентируются в новой, и плохо знакомой ситуации.
Изначально, толерантность к неопределенности являлась составной частью шкалы предубеждений разработанной Г. Гокх. Позднее, было разработано ряд специализированных шкал таким учеными как Б.Буднер (1962), А. Екрлих (1965), Р. Ройзен (1966), A. Макдоналд (1970), В. Нортон(1976) и др.[11]
В большинстве своем измерительный инструментарий и разработанные шкалы представляет собой не что иное как личностные опросники, созданные на основании разработок их авторами сути конструкта толерантности к неопределенности. Таким образом, содержание измерительных инструментов и способов измерения отображает все многообразие научных подходов к изучению толерантности к неопределенности. Так, Б. Френкель  определяла толерантность к неопределенности через связь со свойствами восприятия, Б.Буднер и А. Макдоналд по результатам сконструированных ими тестов толерантности к неопределенности; В.Нортон как «тренд к восприятию неопределенной информации и как подвид психологического дискомфорта в состоянии восприятия угрозы»; Н.Хофстед как культурно опосредованную составляющую, детерминирующую отношение к риску и двоякости получаемой информации; Л.Маклейн описывает толерантность к неопределенности как разброс реакций, от непринятия до привлекательности, при поступлении на органы чувств неизвестных, неопределенных или имеющих противоречие в восприятии стимулов.
Отсутствие четких представлений о психической природе измеряемого явления и стандартизированного набора методов точного измерения, создает некоторые проблемы как методологического, так и прикладного характера.
Размытость научных подходов  в фундаментальной теории об объекте измерения толерантности к неопределенности  породила устойчивый способ создания измерительной методики рассматриваемого явления под разработку ученого без учета ретестовой валидности, понимания сути изучаемого явления, что минимизирует возможность соотнесения результатов, полученных при замерах толерантности к неопределенности в рамках различных подходов, полученных различными методиками.
Интерес к исследованию толерантности к неопределенности у представителей российской научной школы возник в конце нулевых годов настоящего столетия. Поэтому не так много трудов в настоящее время создано отечественными по проблематики толерантности к неопределенности, особенно если речь  идет о фундаментальной теоретической основе какого-то теоретического подхода. Однако, несмотря на  то, что усилия отечественных ученых разрозненны, в настоящее время существуют русскоязычные адаптации как минимум трех измерительных шкал.
В 1998 году Е.Г.Луковицкой в рамках диссертационного экспериментального исследования, произведена адаптация и валидизация шкалы MSTAT-I Маклейна, которая изначально разработана автором в 1993 году. 
Автор, проводя исследования установила, что в феномене толерантности к неопределенности имеются три компонента:
аффективный – эмоциональное отношение к тому, что мир непознаваем;
когнитивный – осознание и понимание того, что мир непредсказуем.
поведенческий – объективно наблюдаемые особенности поведения в ситуации неопределенности.
При том что нет единого подхода в психологии толерантности к неопределенности огромный пласт работ проделан российскими специалистами в плане разработки и адаптации инструментов для диагностики толерантности к неопределенности. Поскольку есть специальные инструменты, которые позволяют диагностировать различные уровни проявления толерантности к неопределенности, есть и инструменты, которые рассматривают ее как феномен в системе других психологических особенностей, то соответственно можно рассматривать  толерантность к неопределенности не только как отдельный феномен, а как один из типов проявления толерантности. При этом особенностью изучения толерантности к неопределенности в зарубежных подходах толерантность к неопределенности рассматривается с множества позиций но только как отдельный феномен связанный с неопределенностью и отсутствием информации. Главной задачей подходов рассмотрения толерантности к неопределенности в западных подходах является преодоление неопределенности как источника психологических проблем личности, как фактора страха и фактора социальной дезадаптации индивида по отношению к социальным явлениям.
Выводы:
Теоретический анализ подходов к измерению толерантности к неопределенности в работах современных ученых позволяет утверждать что:
- при разработанности понятия толерантности к неопределенности, не выработано единых методологических подходов к измерению толерантности к неопределенности;
- в современных научных школах изучение, как зарубежных так и отечественных толерантность к неопределенности включается в различные аспекты рассмотрения. В зарубежной школе изучение толерантности к неопределенности связано с проблематикой отношения индивида к ситуациям неопределенности и управления ими. В российской научной школе изучении толерантности к неопределенности связано с проблемами формирования толерантности как личностного качества;
- отсутствие одного подхода в методологии измерения толерантности к неопределенности порождает проблемы, связанные с необходимостью сопоставления результатов проведенных исследований для формирования области научного знания;
- созданная западными учеными методология измерения толерантности к неопределенности  представляет собой личностные опросники и тесты, отражающие теоретические подходы авторов методик;