Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь типов восприятия действительности и типа мышления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретический аспект взаимосвязи типов восприятия
действительности и типа мышления. 5

1.1. Понятие «восприятие» и его виды.. 5

1.2. Особенности и виды мышления. 11

1.3. Взаимодействие систем восприятия и мышления. 14

Выводы к главе 1. 20

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы.. 22

2.1. Цели, задачи и организация исследования. 22

2.2. Методика исследования. 22

2.3.Обработка и анализ результатов. 23

2.4. Интерпретация полученных результатов. 25

Выводы к главе 2. 26

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 30

Приложение. 31

  

Введение:

 

Вопрос
взаимодействия восприятия и мышления выражается как соотношение
упорядоченности, извлеченной из внешнего мира, и упорядоченности состояния
знания. При этом к условиям реализации упорядоченности относится не только
непосредственный контакт с предметом и связи анализаторов, но и вектор
направленности субъекта во внешний мир.

Эмпирическая
интерпретация первичной рациональной обработки восприятия создаёт условия для
истолкования полученной информации как характеристики свойств, принадлежащих
объектам исследуемой предметной области, в связи с чем они обретают
соответствующую соразмерность. Теоретическая интерпретация заключается в соотнесении
абстрактных объектов, формальных систем с другими теоретическими понятиями.

Цель
исследования: изучить взаимосвязь типов восприятия
действительности и типа мышления.

Объект
исследования: восприятие действительности и мышление.

Предмет
исследования: взаимосвязь типов восприятия
действительности и типа мышления.

Гипотеза
исследования: существуют отличия выраженности наглядно — образного, предметно —
действенного и абстрактно — символического мышления в зависимости от ведущего
типа восприятия.

Задачи
исследования:

1. Изучить понятие
«восприятие» и его виды

2. Проанализировать особенности и виды мышления

3. Изучить взаимодействие систем восприятия и мышления

4. Провести эмпирическое
исследование и проанализировать результаты.

Теоретико-методологическая
основа исследования: работы Базылевич
Т. Ф., Братусь Б. С., Лурия А. Р., Миронов В. В.

Методы
исследования: анализ теоретических источников, методы
опроса, качественной обработки информации.

Методики
исследования: — методика доминирующей перцептивной
модальности С. Ефремцева, она служит для определения ведущего типа восприятия:
аудиального, визуального или кинестетического. — методика «Тип мышления» (методика определения типа
мышления в модификации Г. В.
Резапкиной),

Выборка
исследования: были привлечены учащиеся.
Всего были обследованы: 10 студентов и 10 студенток. Генеральная совокупность выборки
составила 20 человек.

Теоретическое
значение исследования: исследование может быть использовано
в качестве теоретического источника в других исследованиях.

Практическая
значимость исследования: исследование может быть использовано
специалистом в своей профессиональной сфере.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По сравнению
с чувством восприятие представляет собой более сложный психологический
когнитивный процесс. Это общее отражение предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на органы чувств человека.

Одной из
характеристик человеческого восприятия является его избирательная
направленность. В восприятии обычно только несколько или один выделяется из
множества окружающих нас объектов, а объект и все остальные объекты образуют
фон восприятия. Выбор объекта может быть осуществлен непроизвольно без воли,
или он может быть осуществлен по желанию на основе воли.

Наблюдение
более успешно для людей с развитой наблюдательностью, которая включает в себя
способность и умение замечать определенные аспекты, реалистичные атрибуты,
понимать их природу, отношения, зависимости. Наблюдение также несет в себе
характеристики профессионального и жизненного опыта. В этом смысле наблюдения
людей существенно различаются в зависимости от характера их профессиональной
деятельности, профессионального и социального (морального, политического,
семейного и т.д.) опыта.). Поэтому подготовка специалиста предполагает
формирование у него профессиональной наблюдательности как качества личности.

Чувство и восприятие дают человеку
знания об индивиде, то есть знания об отдельных объектах и явлениях реального
мира. Однако эту информацию нельзя считать достаточной. Для того чтобы человек
мог нормально жить и работать, он должен уметь предвидеть последствия тех или
иных явлений, событий или своих действий. Для того чтобы прогнозировать,
необходимо обобщить отдельные объекты и факты и на основе этих обобщений
сделать выводы о других отдельных объектах и фактах того же рода.

Физиологическая основа мышления. Как
и любой психологический процесс, мышление — это функция мозга. Физиологической
основой мышления является комплексная аналитическая и синтезирующая
деятельность коры головного мозга.

Воспринимаемые
образы непосредственно выражаются с помощью языка. Без языка в принципе
невозможно создавать абстрактные образы как необходимую часть основы для
раскрытия сущности реальности. В процессе осуществления объективной речевой
деятельности, основанной на общепризнанных категориях, осуществляется основная объективация
субъективной информации, при которой индивиды и личности всегда нейтрализуются.
Мыслительная способность человека реализуется путем преобразования восприятия
(образа) в результат понятий. Исходя из нашего понимания восприятия как особой
формы познания, оно чрезвычайно тесно связано с подразделением уровня, который
косвенно отражает реальность. Понятие отражает содержание и смысл образа,
отражает фрагменты действительности в конкретизации ситуации и выступает
средством познания.

Отличия выраженности наглядно — образного, предметно — действенного и
абстрактно — символического мышления в
зависимости от ведущего типа восприятия,
существуют.

Проявляется более чёткий характер выраженности наглядно – образного
и наглядно – действенного при аудиальном и визуальном типе
восприятия. А в абстрактно –
символическом мышлении начал явно преобладать кинестетический тип восприятия.

Было доказано суждение, что отличия выраженности наглядно — образного, предметно —
действенного и абстрактно — символического мышления в зависимости от ведущего типа восприятия все — таки,
существуют. В пределах изучаемого возрастного диапазона выявляется закономерность: чем старше человек, тем более очевидны половые
различия. Практически все половые особенности являются половозрастными. А также,
что половые различия в состоянии высших психических функций
сопровождаются межиндивидуальной неравномерностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие
«восприятие» и его виды

По сравнению
с чувством восприятие представляет собой более сложный психологический
когнитивный процесс. Это общее отражение предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на органы чувств человека. В отличие от чувств, результатом является
появление базовых, простых чувств (например, холод, жара, жажда, голод, тон,
сила и звук, гравитация и т.д.). В результате восприятия формируются образы
предметов и явлений, а также реалистичные ситуации, которые обычно возникают на
сложной основе взаимосвязанных чувств [8]. Одной из задач восприятия является
формирование у человека правильного образа объективной реальности, которая
находится как вне его, так и в нем (физическое восприятие). По количеству анализаторов, участвующих в
отражении окружающего мира, восприятие делится на простое и сложное. К простым представлениям относятся те, которые
появляются в основном на основе работы анализатора. Например, по звуку
работающего двигателя эксперты могут определить не только тип автомобиля, но и
состояние самого двигателя. По форме рецептора различают зрительное, слуховое,
тактильное, вкусовое и обонятельное восприятие. Сложное восприятие основано на работе
нескольких анализаторов. Например, восприятие ситуаций на рабочем месте, в
квартирах, общественном транспорте и т.д. Очевидно, что по сравнению с простым
восприятием, сложное восприятие более полно отражает реальность, конечно, по
сравнению с чувством. Сложные типы восприятия включают восприятие
пространства (размер, объем, форма, расстояние, расстояние между объектами,
рельеф объектов, рельеф местности и т.д.), времени (продолжительность,
последовательность явлений), движения (скорость, направление). Физиологическим механизмом восприятия является
комплексная аналитическая и синтезирующая деятельность анализатора. Поэтому он
вырабатывает условно — рефлекторную связь между частями и атрибутами предметов
и явлений мира, а также условно — рефлекторную связь между анализатором.

Как мы видим,
физиологическая основа восприятия состоит из двух типов нейронных связей:
связей, образующихся в одном и том же анализаторе (когда сложный стимул одного
режима воздействует на организм как сложный стимул), и связей между анализами
(когда комплексы стимулов разных режимов одновременно воздействуют на органы
чувств). Благодаря связи между анализами эта характеристика внешнего мира также
отражается в восприятии. По этой причине не существует специального
анализатора, например, размера объекта, его веса, формы, удельного веса и т.д.
Поэтому в восприятии мир воспринимается полнее и глубже, чем кажется.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы