Психофизиология профессиональной деятельности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь типа темперамента и особенностей восприятия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимозависимости
восприятия и темперамента
. 5

1.1.   Понятие восприятия в психологии. 5

1.2.   Специфика темперамента в характеристике личности. 11

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи
темперамента и восприятия
  19

2.1. Организация и методы исследования взаимосвязи
темперамента и восприятия
  19

2.2. Результаты исследования взаимосвязи темперамента и
восприятия
. 22

Глава 3. Разработка рекомендаций по результатам исследования. 29

Заключение. 35

Список литературы. 37

  

Введение:

 

Традиционно
факторы развития личности и ее любых свойств делят на биологические (природные
предпосылки) и социальные (обусловленные влиянием социальной среды, ближайшего
окружения, учебно-педагогического воздействия и т.д.). Исследователи признают,
что именно эти группы факторов оказывают решающее влияние на развитие личности
в целом и ее отдельных свойств.

Представление о
степени участия этих факторов в процессах становления и развития различных
свойств личности, а также характер соотношения между ними непосредственно
связаны со взглядами исследователей и ролью, отведённой каждым учёным в
структуре личности этим факторам.

Отечественные
исследования, как правило, более ориентированы на социальные причины,
обусловливающие и определяющие развитие личности. Западные в большей степени
ориентированы на природные основания развития личности, что в свою очередь,
может быть связано с социально- психологическими различиями между
коллективистским и индивидуалистическим началом в формировании мировоззрения
личности [1].

Представители
биологизаторских теорий основным источником психического развития личности
считают биологические факторы. Эта точка зрения отражена в теории врождённой
биологической сущности интереса, где восприятие выступает как опредёленная
степень развития этого интереса. Сторонники данной теории в качестве источников
восприятия информации  рассматривают
врождённые инстинкты и потребности, которые и определяют всю психическую
деятельность человека, мотивы его действий и поступков, интересы (Дж.Селли,
С.Холл).

По мнению Дж.Селли
наличие разнообразия и богатства вопросов, свидетельствующих об умственном
развитии ребёнка и его познавательной активности есть не что иное, как
врождённые наследственные качества, которые проявляются в определённых
возрастных периодах. Автор считает, что воспитание и обучение имеют менее
важное значение вследствие фатальной предопределённости всей жизни человека.

С.Холл также
полагает, что восприятие  является
врождённым качеством, для развития которого не требуется значительного влияния
окружающей среды, так как на выраженность восприятия и интеллектуального
развития определяющее значение оказывают генотипические особенности индивида.

Долгое время
вопрос соотношения темперамента и восприятия оставался за пределами
исследования. Обусловлено это, в первую очередь, к отнесенности данных единиц к
принципиально разным категориям, что осложняло проверку их одновременно.

Цель данной работы
– проанализировать взаимосвязь восприятия и темперамента.  В соответствии с поставленной целью
необходимо решить ряд задач:

1.                
Выявить особенности восприятия как
психологического образования

2.                
Проанализировать особенности темперамента
и влияния его на восприятие информации

3.                
Провести исследование зависимости
темперамента и восприятия

Объект
исследования – взаимозависимости темперамента и восприятия. Предмет
исследования – исследование взаимозависимости темперамента и восприятия.

Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психологический
облик личности, характер её психодинамической активности находится под
значительным влиянием природных оснований, в частности, свойств темперамента.
Эти свойства являются внешним проявлением высшей нервной деятельности,
своеобразной «вершиной айсберга»; для темперамента характерна широта и
тотальность проявления его свойств, которые фиксируют количественные,
динамические показатели деятельности, вносят в неё неповторимое своеобразие и
индивидуальность и в итоге участвуют в формировании индивидуального стиля
деятельности личности. Устойчивость и постоянство свойств темперамента
обусловлены прежде всего заметным участием в его происхождении природного,
наследственного фактора, именно по этой причине они относительно стабильны и
сохраняются на протяжении многих лет жизни.

Несмотря на
многочисленность характеристик темперамента большинство исследователей в
качестве основных его свойств выделяют несколько показателей, среди которых
основными являются направленность психической активности и эмоциональности.

В своей работе мы,
опираясь на принципы целостного, системного подхода к изучению свойств личности
и многомерно-функциональной организации свойств личности, рассмотрели роль одного
из свойств центральной нервной системы и указанных выше свойств темперамента в
проявлении восприятия. Экспериментальная часть исследования выполнена на
конкретной выборке испытуемых.

Особенности,
обусловленные силой — слабостью нервной системы, проявляются в
инструментально-стилевых переменных восприятия, более связанных с индивидной
стороной данного свойства, в его структуре присутствуют различия, свойственные
сильной нервной системе, также существуют особенности, свойственные слабой
нервной системе.

Структура свойства
дополняется доминированием эгоцентрической мотивации над социоцентрическими
мотивами, ярко выраженной осведомленностью и предпочтением
субъективно-личностных форм реализации восприятия, что типично для
экстравертной направленности.

Для интровертной
направленности характерны более низкие значения эргичности, стеничности,
интернально-рефлексивной регуляции и повышенный уровень операциональных
трудностей. Структура восприятия уточнена ярко выраженной эгоцентрической
мотивацией проявления свойства, его осмысленностью, предметно-коммуникативная
направленность доминирует над субъективно-личностными формами проявления
восприятия, что характерно для интровертной направленности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимозависимости
восприятия и темперамента

 

1.1.         
Понятие восприятия в психологии

 

В отечественной психологии,
педагогике и публицистике проблема развития личности и ее важнейших свойств
всегда рассматривалась с позиций социальности и воспитуемости как самой
личности, так и её наиболее важных качеств и принципиально отвергалась сама
идея фатальности и врождённой предопределённости в развитии человека.

М.И.Сеченов
заметил, что в основе психической деятельности человека и животного лежит
принцип рефлекса. В своей замечательной книге "Рефлексы головного
мозга", вышедшей в 1863г., на основании собственных экспериментов на
животных и наблюдений за развитием детей он обосновал весьма важное положение о
рефлекторной природе и происхождении всех актов сознательной и бессознательной
жизни [4,
c.
112].

И.П.Павлов,
развивая взгляды И.М.Сеченова, выделил среди рефлексов животных и человека
особый рефлекс целестремления. По его мнению, важнейшим компонентом рефлексии
цели является ориентировочно- исследовательский рефлекс, который представляет
собой биологическую основу восприятия реальности: "… этот рефлекс идет
чрезвычайно далеко, проявляясь в том восприятии, которое создаёт науку, дающую
и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентировку в окружающем мире"
[9].

Л.И.Божович также
отмечает, что  восприятие качественно
отличается от ориентировочно- исследовательского поведения животных. У первого
она происходит на основании использования второй сигнальной системы в освоении
окружающего мира и носит характер осмысленного активного поиска, в результате
чего человек познает действительность и вооружается знаниями от этой
действительности ещё до столкновения с нею [5].

Роль социальной
среды в возникновении и развитии восприятия реальности  человека показана В.А.Сухомлинским, по мнению
которого разумное соединение образования с трудом служит источником пытливости,
 интереса к знаниям [12].

И.Т.Фролов
замечает, что человек, оставаясь практически неизменным в генотипически-видовом
отношении, социально адаптируется к окружающей среде путём её активного
преобразования на основе восприятия среды 
[1].

А.Адлер,
австрийский врач и психолог, подчёркивает, что в развитии каждого человека не
всё и не всегда происходит идеально и гладко, но в воспитании хуже всего
занимать позицию предопределённости событий в жизни. А этот подход
неудивителен, так как чаще всего речь идет о мало изученных процессах
психической жизни человека [15].

На социальный
характер заложенных в каждом человеке возможностей указывал А.Н.Леонтьев,
подчёркивавший детерминацию личностью общественно-исторического опыта, в
которой главную роль играет социальная среда. При отсутствии определённых
условий для психического развития эти возможности могут остаться не
реализованными, — "известны хорошо верифицированные случаи — когда в силу
тех или иных обстоятельств дети вырастали физически и не овладевали способами человеческого
действия. В таких случаях естественно не происходит развития человеческой
психики, психических процессов, свойственных человеку [8]. Такая ситуация
лишена социального содержания и смысла жизни личности, а ориентация в
окружающей среде локализуется на уровне потребностей и инстинктов, связанных с
удовлетворением витальных потребностей.

Как видно из
приведённых выше примеров, обе теории , и биологическая и психологическая, представляются
достаточно аргументированными и в конечном счёте выражают не только и не
столько личную позицию исследователей, занимавшихся этой проблемой, но и
объективно отражают характер общественно-исторической формации, в которой эти
взгляды были выработаны.

Наиболее
правильной сегодня представляется позиция исследователей, акцентирующих главное
внимание на очевидной сопряжённости биологических и социальных факторов,
определяющих ход развития человека, где первостепенное значение имеет не
гипотетическое доминирование одного фактора над другим, а характер соотношения
между этими факторами на различных этапах развития психики.

"Разного рода
особенности личности испытывают на себе разное влияние со стороны
наследственности. Вес наследственности в определении разных параметров
различен. Если физиологические параметры определяются иногда почти на 100%, то
умственные особенности в значительно меньшей степени испытывают влияние
наследственных факторов. Если же мы возьмём показатели личности, то здесь
генетический фактор играет ещё меньшую роль" [9].

На аналогичной
позиции находится А.И.Опарин, подчёркнувший, что развитие человека происходит
не путём биологической эволюции отдельных людей, а совершенствованием
социальной формы движения материи. Социальная среда, опираясь на биологические
особенности человека, формирует его сознание, определяет
социально-психологическое своеобразие, создаёт неповторимые личностные
особенности [9].

А.Н. Леонтьев
говорит о личности как об "относительно позднем продукте
общественно-исторического и ортогенетического развития". Он подчёркивает,
что совокупность биологических свойств человека как индивида и характер
складывающихся социально-психологических контактов в конечном счёте определяет
психологический облик личности [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы