Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь типа характера и aлекситимии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТИПОВ ХАРАКТЕРА И АЛЕКСИТИМИИ 5
1.1. Личность 5
1.2. Характер и алекситимия 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ХАРАКТЕРА И АЛЕКСИТИМИИ 17
2.1. Определение типов характера 17
2.2. Измерение алекситимии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Личность человека обладает присущим только ей набором психологических черт и особенностей, составляющих ее индивидуальность, которая проявляется в чертах характера, темперамента, детерминирующих интегральную характеристику индивидуальности. Современные условия предъявляют высокие требования к личности, а точнее к ее жизнестойкости, стрессоустойчивости, продуктивности и работоспособности.
В настоящее время недостаточно изученной является проблема характера. Толкование характера во всех подходах опирается на рассмотрение его как психической индивидуальности. Конституциональный подход акцентирован на уточнение представлений об истоках характера и возможностях его диагностики по соматическому типу; психоаналитический подход опирается на толкование специфических детерминант характера, а также изучении характера в рамках психосексуального развития индивида; идеалогический подход рассматривает проблему действия духовных ценностей на образование характера.
Изучению типологий характера посвящены работы таких ученых, как Э. Кречмер [9], К. Леонгард [12], А.Е. Личко [14], Э. Фромм [25], К.Г. Юнг [26], и др. Феноменология характера раскрывает его рассмотрение как психосоматических свойств индивида; как продукта средового воздействия (Д. Дидро, К.А. Гельвеций); как психической индивидуальности — конституциональный подход (Э. Кречмер [9], У Шелдон), психоаналитический (З. Фрейд [24] и др.), как индивидуальный психический склад (Н.Д. Левитов [11]); как направленность и способ действия (А.Ф. Лазурский [10], Б.Г. Ананьев [1]); как предпосылка реального поведения (С.Л. Рубинштейн [20]) и т.д.
В настоящее время внимание исследователей привлекает алекситимия в структуре личности как один из возможных психологических факторов риска психосоматических расстройств. К характеристикам алекситимии относят: затрудненность или неспособность человека идентифицировать и давать описание своих эмоциональных переживаний, нечувствительность и непонимание чувств других людей, трудности в различении чувств и телесных ощущений, фиксацию на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям, ограниченное использование символов, о чем свидетельствует бедность фантазии и воображения, сновидений. Существует множество работ, посвященных выявлению индивидуально-типологических характеристик личности, однако выявляется недостаточная разработанность исследований, посвященных изучению взаимосвязи характера и алекситимии.
Объект исследования: личность.
Предмет исследования: взаимосвязь характера и алекситимии в структуре личности.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить взаимосвязь типов характера с алекситимией.
Задачи:
1. Уточнить понятия характера и алекситимии.
2. Провести эмпирическое исследование типов характера и алекситимией и их взаимосвязь
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между типами характера и алекситимией.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование, методы качественного и количественного анализа.
В работе использовались следующие методы:
I. Методы теоретического исследования: анализ, синтез.
II. Методы эмпирического исследования:
1) общие методы исследования: анализ документов, опрос;
2) методы сбора эмпирических данных;
3) методы обработки полученных данных: (качественные и количественные, среди последних – специальные методы математической статистики).
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 26 наименований, 4 приложений, 5 таблиц и 4 рисунков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ литературных источников по теме курсовой работы и результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие обобщения.
Личность представляет собой важнейшую метапсихологическую категорию, интегрирующую совокупность таких базовых категорий, как индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Структуру личности следует трактовать как набор биологических и социально обусловленных особенностей.
Характер является системой наиболее устойчивых черт личности, проявляемых в деятельности и общении, связан с темпераментом как его динамической стороной. Это инструментальное личностное свойство, определяющее манеру выполнения деятельности, значимые поступки. В состав характера входят черты, отвечающие за выполнение действий, направленных на достижение целей. Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при этом наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психике и поведении.
Алекситимия представляет собой психологическую характеристику личности, характеризующуюся трудностями в вербализации и дифференциации эмоций как собственных, так и эмоций окружающих, пониженной способностью к фантазиям, символизациям, ориентацией на внешние события в ущерб внутренним переживаниям; потребностью в логическом мышлении при депривации эмоциональных реакций.
Результаты исследования показали, что подростки с демонстративным, эмотивным, аффективным типом характера относятся к неалексимическому типу личности. В то же время подростки с застревающим и гипертимическим типом характера находятся в группе риска. Большую часть испытуемых (75%) характеризует способность легко выражать собственные эмоции, опознавать и описывать то, что они действительно чувствуют. 25% испытуемых характеризует пониженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний, соответственно, у 4 (25%) подростов выявлен пограничный тип личности, 12 (75%) подростков относятся к неалекситимическому типу личности.
Чем выше уровень алекситимии, тем менее свойственны личности такие качества, как демонстративность поведения, легкость в установлении контактов, артистизм, позерство, стремление к лидерству, потребность в признании и жажда постоянного внимания к своей персоне, общительность, глубокие реакции в области тонких чувств, сопереживание другим людям, отзывчивость и исполнительность, энергичность.
Чем выше уровень алекситимии, тем выше тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, холодность по отношению к людям, неуверенность в себе, переживание своих личностных недостатков, чувство собственной неполноценности, безынициативность, затрудненность в общении, упрямство в межличностных взаимодействиях, а также недостаточная управляемость, ослабление контроля над побуждениями, повышенная импульсивность и раздражительность, подавленность настроения, медлительность, слабость волевых усилий, пессимистическое отношение к будущему.
Черты характера находятся в тесной взаимосвязи с алекситимическими проявлениями: повышенная тревожность и неспособность к позитивному реагированию приводят к формированию характера по тревожному либо застревающему типу.
Данные выводы подтверждают выдвинутую гипотезу: существует взаимосвязь между типами характера и алекситимией. Задачи решены. Цель работы достигнута.
Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования подростков с нарушениями эмоциональной сферы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТИПОВ ХАРАКТЕРА И АЛЕКСИТИМИИ

1.1. Личность
Личность представляет собой важнейшую метапсихологическую категорию, интегрирующую совокупность таких базовых категорий, как индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.
В России изучение проблемы личности и ее социально-психологических характеристик приобрело особую актуальность в 60-80 — е годы 20 века. К середине 70-х годов коллекционерский подход к определению личности как синтеза черт темперамента, характера, потребностей, интересов, способностей, склонностей, характеристик, особенностей, предполагал необходимость каталогизации всех признаков и определению индивидуальной неповторимости сочетаний характеристик применительно к отдельному индивиду. Рассмотрение личности как совокупности индивидуальных черт доказало неэвристичность ввиду того, что элиминировало разницу между понятиями личность и индивид, в результате чего дефиниция личность утрачивала свое категориальное содержание. Постепенно появилась необходимость в структурировании личностных качеств и с середины 60-х годов активно предпринимались попытки охарактеризовать структуру личности [2].
Структуру личности следует трактовать как набор биологических и социально обусловленных особенностей, в связи с чем особую актуальность в психологии приобретают вопросы соотношения биологического и социального. Проблемы личности рассматриваются уже в контексте понимания биосоциальности в рамках структурного подхода. Однако к концу 70-х годов появляется тенденция применения системного подхода при изучении личности.
Б.Г. Ананьевым [1], А.Н. Леонтьевым [13] подчеркивается единство понятий личность индивид, однако не признается их тождественность. Личность интерпретируется как особое системное качество индивида, не сводимое к биологическим предпосылкам, которые включаются в природу носителя — индивида.
А.Н. Леонтьев [13] личность определяет как особое качество, приобретаемое индивидом в обществе, в общественных по природе отношениях, в которые индивид вовлекается. Другими словами, личность представляет собой системное, и потому, согласно А.Н. Леонтьеву, сверхчувственное качество, при том, что в качестве носителя данного качества выступает вполне чувственный, телесный индивид со всем набором прирожденных и приобретенных свойств.
В.А. Петровским [19] в концепции личности ведущей характеристикой служит субъектность, т.е. полагающая себя причинность индивида во взаимоотношениях с миром. Быть личностью, согласно концепции автора, означает быть субъектом самого себя, собственного существования в мире, и выступать носителем идеи «Я» как причины себя. В.А. Петровским выделены следующие аспекты рассмотрения личности (репрезентации) — первое измерение трактует личность как свойство, погруженное в пространство индивидуальной жизни субъекта, при этом подчеркивается социальная обусловленность поведения и сознания, личность понимается как субъект активности (синтез единичного и всеобщего в индивиде). Второе измерение интерпретирует личность в качестве пространства межиндивидных связей и третье — трактует личность как идеальную представленность индивида в других людях [19].
А.Г. Асмолов [2] рассматривает личность в рамках историко-эволюционного подхода. Как указывает ученый, личность, как системное качество индивида, представлено социотипическим и индивидуально-своеобразным (индивидуальным/индивидуальностью).
Л.С. Выготский [6] при рассмотрении личности выделил несколько идей, выступающих в качестве предпосылок для становления психологической концепции личности. Первой является идея активности индивида, разрабатывавшаяся ученым в инструментальном методе исследования высших психических функций. В рамках возрастного подхода сущность инструментального метода заключается в установлении активной роли субъекта, обращающегося к орудию. Ведущей теоретической предпосылкой инструментального метода в рамках теории Л.С. Выготского служит принцип активности индивида (введение новых стимулов, активное вмешательство индивида в ситуацию). Вторая идея ученого ориентирована на преодолении натуралистического подхода к психологическим феноменам (опосредованный характер психических свойств человека). Знаки, способствующие овладению поведением (социальная детерминация), обеспечивают функцию опосредования, т.е. переход к опосредствующей деятельности. Третья идея заключается в положении Л.С. Выготского об интериоризации социальных отношений в рамках генезиса высших психических функций. Ученым подчеркивается, что орудийно опосредованные социальные отношения несут отпечаток индивидуальности конкретных индивидов. Личность выступает в качестве специфического синтеза качеств индивида. И наконец, четвертая идея, только пунктирно намеченная Л. С. Выготским: становление личности заключается в переходах между состояниями «в-себе», «для-других», «для-себя-бытия». Эта идея была им проиллюстрирована на примере всего развития высших психических функций: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности». По Л.С. Выготскому, в качестве основы личности выступает самосознание [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы