Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь темперамента и отклоняющегося поведения на примере студентов кфу
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
I. Отклоняющееся поведение, как совокупность психологических характеристик 6
1.1. Понятие девиантное поведение и особенности его проявления 6
1.2. Акцентуация характера 11
1.3. Концепции темперамента 16
II. Эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента и отклоняющегося поведения на примере студентов КФУ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 26
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 40
Введение:
Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников, имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения студентов — один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.
И все же в настоящее время именно в юношеском возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями в юношеском возрасте (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
Трудности, которые испытывают студенты, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация студентов, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
На фоне обострения криминогенной обстановки в России в целом по всем видам и показателям растет молодежная преступность. При общем снижении возраста преступников наиболее криминогенно активной является возрастная группа в 18-20 лет. Резко увеличилось число студентов, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога — определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации студента, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера.
В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями юношеского возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых — психологов.
В отечественной психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания.
Исследованию предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и др.
Научной базой для изучения проблем юношеского возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.
Л.С. Выготский подошел к проблеме критического возраста с точки зрения анализа новообразований в создании студента и социальной ситуации развития, отражающей в каждом возрасте неповторимые отношения между ребенком и средой.
Цель исследования: изучение индивидуально-типологических особенностей студентов, склонных к девиантному поведению.
Объектом исследования является индивидуально-типологические особенности личности.
Предмет исследования: специфика проявления индивидуально-типологических особенностей студентов, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что индивидуально-типологические особенности студентов, склонных к девиантному поведению определяются доминированием отдельных свойств темперамента и акцентуаций характера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать материалы теоретических и прикладных исследований по проблеме организованности личности.
2. Определить свойства темперамента студентов.
3. Выявить тип акцентуации характера студентов.
4. Установить взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями личности и склонностью студентов к девиантному поведению.
В качестве методов исследования использовались: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы количественной и качественной обработки данных, методы математической статистики (Коэффициент корреляции Пирсона).
Практическая значимость исследования Результаты исследования могут быть полезны в деятельности школьной психологической службы в рамках консультационной и коррекционно-развивающей работы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (таблицы).
Заключение:
Рассмотрение теоретических и практических составляющих исследований индивидуально-типологических свойств студентов, склонных к девиантному поведению, позволяет сделать вывод о существовании различных подходов по данной проблеме.
На этапе исследовательской работы были проведены диагностические методики, направленные на выявление акцентуаций характера, темпераментальных особенностей и измерение готовности (склонности) студентов к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
В результате исследования зафиксированы статистически значимые связи между:
• возбудимой акцентуацией и шкалой установки на социальную желательность; со шкалой склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению; со шкалой склонности к агрессии и насилию; со шкалой склонности к деликвентному поведению.
• экзальтированной акцентуацией и шкалой волевого контроля эмоциональных реакций; со шкалой склонности к деликвентному поведению.
• застревающей, эмотивной и тревожной акцентуациями характера и шкалой установки на социальную желательность.
• педантичной и циклотимной акцентуациями и шкалой волевого контроля эмоциональных реакций.
• гипертимной акцентуацией и шкалой склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Это подтверждает гипотезу исследования о том, что индивидуально-типологические особенности студентов, склонных к девиантному поведению, определяются доминированием отдельных свойств темперамента и акцентуаций характера.
Фрагмент текста работы:
I. Отклоняющееся поведение, как совокупность психологических характеристик
1.1. Понятие девиантное поведение и особенности его проявления
Проблема девиантного поведения выступает непосредственно проблемой созвучия человека и социума, вопрос соответствия процессов их развития и жизнедеятельности. Многогранность данных явлений неслучайно обусловила появление большого числа теорий, дающих объяснение феномену девиации.
Анализ литературы (Ю.М. Антонян, С.А. Беличевой, М.И. Буянова, Я.И. Гилинского, А.А. Габиани, В.Ф. Пирожков) позволяет отметить биологический, психологический и социологический подходы к изучению отклоняющегося поведения. Биологический подход опирается на концепцию антропологического детерминизма, теорию конституционных типов, эндокринную и хромосомную теории. Психологический подход отражен непосредственно в психоаналитической теории, в индивидуальной психологии А. Адлера, в гуманистической теории, в экспериментальном подходе, в теории клинической криминологии и в теории «гедонистического риска». Социологический подход заключает в себе такие теории, как теория аномии, культурная теория, теория социального научения, теория стигматизации, конфликтологическая теория.
Так в основе биологической теории преступности лежит так называемая уголовно- антропологическая теория или «теория преступного атавизма». Главными представителями данной теории являются Ч. Ломброзо, П. Келли, Э. Кречмер, У. Шелдон. Девиантное поведение, следуя этим исследователям, обуславливается особенностями анатомии, конституциональным строение индивида и его атавистическими характеристиками.
Следуя теории антропологического детерминизма, преступление является биологическим феноменом, таким же, как рождение, смерть и иные неотвратимые явления. Исходя из этого, мотивы девиантного поведения Ч. Ломброзо видел в самой природе индивида. Согласно Ч. Ломброзо правонарушение, является демонстрацией специфических свойств природы человека. Данными свойствами наделен не любой индивид, а лишь люди «преступного» типа, так как характеристики строения черепа преступников идентичны характеристикам строения черепа людей из первобытного общества. Данная теория полагает, что преступники находятся на ранней стадии эволюции и они идентичны первобытным людям. Из этого следует, что «преступниками рождаются, а не становятся» [8].
Следующим представителем биологического подхода является немецкий психиатр Э. Кречмер. Фундаментом его теории является идея о отличиях в конституционном строении человеческого тела. Согласно исследователю, индивиды с различным физическим строением различаются и психическими особенностями. Разнообразному комбинированию данных свойств соответствуют непосредственно и различные виды образа действий. Некоторые комбинации свойств обуславливают типы девиантного поведения.
Концепция конституционного предрасположения к девиантности продолжена такими исследователями как У. Шелдон, супруги Глюк. Следуя У. Шелдону, поступки индивидуумов детерминированы характеристиками их телесного сложения. Так мезоморфы, характеризующиеся силой и стройностью тела, особенно склонны к девиантному поведению [15].
Ученые сошлись во мнении о том, что девиантное поведение свойственно преимущественно студентам и юношам. С возрастом человек становится более консервативным, законопослушным и дисциплинированным. Данный факт детерминирован биологическими причинами: физиологическими трансформациями в организме, возрастными особенностями. Насыщенность и яркость девиантного поведения обусловлена степенью пассионарности личности как энергетической характеристики, закладывающейся на уровне генетики [21].
Таким образом, безусловно, генетический фактор непосредственно обуславливает поведение индивидуума, но лишь генетического влияния мало для предопределения того или иного вида поведения. Биологическим путем способны переходить по наследству лишь некоторые условия девиантного поведения. Например, темпераментальные и половозрастные особенности, иные биопсихологические характеристики, в том числе и аномалии. Вступая во взаимодействии с окружающей действительностью, социумом они детерминируют поступки человека и при определенных конъюнктурах способны сыграть роль предпосылки девиантного поведения. Из этого следует, что в настоящее время непосредственно биологические теории не исключаются. Однако, делается акцент их односторонности в процессе становления девиантного поведения [21, 22].