Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему «взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации обучения»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I.
Теоретические основы изучения взаимосвязи сплоченности студенческой группы и
мотивации обучения. 7

1.1. Особенности групповой
сплоченности в студенческом коллективе. 7

1.2. Специфика учебной мотивации студентов. 15

1.3.
Проблема групповой сплоченности и мотивации в студенческой группе. 19

Глава II. Эмпирическое исследование
взаимосвязи сплоченности студенческой группы и мотивации обучения. 22

2.1 Организация и методы исследования. 22

2.2 Анализ результатов исследования. 23

2.3.
Общие рекомендации по формированию сплоченного коллектива студенческой группы.. 25

Заключение. 31

Список литературы. 33

Приложения. 35

Приложение 1. Определение
ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) 35

Приложение
2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. 39

  

Введение:

 

Введение

Собраться вместе есть
начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех. Генри
Форд

Актуальность исследования. Образование – одна из основ человеческого развития.
Образование способствует развитию культуры, взаимопониманию на международном
уровне, укреплению основ демократии и уважению верховенства закона.

Развитие творческого потенциала
общества зависит от мобильности и интеграции людей в разные сферы общественной
деятельности, от образования подрастающего поколения во всех государствах.

Многие основные концепции развития
общества, на наш взгляд, в первую очередь связаны с высшим образованием.

Обоснованность данного исследования,
на наш взгляд, напрямую связана с тем, что у студентов современных вузов слабые
представления о своей будущей карьере, что приводит к снижению учебной
мотивации.

Точно так же характер будущих
специалистов будет напрямую зависеть от того, что наиболее актуально для них в
образовательном процессе.

В зависимости от влияния внешних
факторов будет складываться личность будущего профессионала, во многом это
будет зависеть от климата внутри студенческой группы и учебного заведения в
целом.

Проблема мотивации в учебной
деятельности рассматривалась в работах таких ученых, как Л.И. Божович, А.
Маркова, А.А. Реана, О.С. Гребенюк, В. Асеева, П. Якобсон[2,7,20,13].

Ученые отмечают необходимость
выявления условий, при которых возникает формирование положительного настроя с
развитием учебной мотивации, обеспечивающей саморазвитие, самопознание каждого
студента внутри группы.

Актуальной задачей является создание
студенческого контингента с необходимым социальным развитием, с должным уровнем
ответственности и самоорганизации, поскольку студенческая группа – это важная
связующая нить баланса индивидуального развития и благополучного группового
климата.

Сплоченная студенческая группа – это
группа, в которой идет непрерывный процесс развития во всех сферах студенческой
жизни, имеется высокая учебная мотивация как в группе в целом, так и у каждого
студента индивидуально, такая группа стремится к высоким достижениям в обучении
и активной общественной жизни внутри ВУЗа.

М. Шоу[2] описывает группу как двух
или более людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что
каждый может влиять на себя и на других. Основными факторами, которые отличают
студенческую группу от простой группы людей, являются:

1) взаимодействие
определенный период жизни (на период обучения);

2) наличие
общей цели и, соответственно, задач, ценностей и мотивов;

3) развитие,
по крайней мере, одного, актуального для всех вида деятельности, направленного,
в первую очередь, на обучение.

Изучением
студенческих групп занимались: В. В. Шпалинский, Р. С. Немов, А. И. Донцов, В.
А. Богданов, А. В. Петровский и др[6,17,2,19,21].

В этой связи хочется
подчеркнуть важность изучения процессов групповой сплоченности в студенческих
группах.

Анализ
проблемы сплоченности и влияния этого феномена на студенческие группы был всегда
в поле внимания исследователей. Сплоченность студенческого коллектива зависит
от учебной деятельности, количества людей в группе, уровня вовлеченности
студентов и т. д.

Исследованием
сплоченности так же занимались: Л. Фестингер, Т. Ньюком, Ю.Л. Морено и
др.[2,19,7].

Ученые
сошлись во мнение, что сплоченность – это не всегда хорошо. В некоторых случаях
сплоченность может возникнуть как ответ на «внешнюю угрозу» или как адаптация
«под сильным руководителем». Другими словами, иногда группа становится
сплоченной не потому, что у ее членов есть общие цели, стремления и ценности, а
лишь потому, что они как бы «дружат» против кого-то, потому что это лучший
вариант из возможных. В таких случаях речи о желании достигать общих целей,
конечно же, не идет.

Сейчас каждый руководитель
организации старается повысить эффективность сотрудников с помощью проведения
тренингов, тимбилдинга, семинаров направленных на развитие сплоченности
коллектива, что показывает важность этого феномена уже на этапе обучения, чтобы
в дальнейшем, будучи специалистом, сегодняшний студент умел выстраивать
грамотные отношения с коллективом, которые позлят ему и всей команде добиваться
высоких результатов.

На сегодняшний день
имеется множество практических разработок психологов и коучей на тему
эффективности коллективной работы, однако, прогресс не стоит на
месте, и продолжается исследование феномена групповой сплоченности, в первую
очередь, на примере студенческих объединений.

Однако при всей разработанности вопроса
влияния групповой сплоченности на учебную мотивацию студентов остается
недостаточно изученным.

Проблема исследования: из-за низкой степени сплоченности студенческих групп
существует снижение общей учебной мотивации.

Цель исследования – изучить взаимосвязь степени сплоченности и уровня учебной мотивации в
студенческих группах.

Объект исследования – групповая динамика в студенческом коллективе.

Предмет исследования – степень групповой сплоченности в студенческих коллективах, и ее
влияние на учебную мотивацию внутри группы.

Гипотеза исследования: групповая сплоченность и учебная мотивация в студенческих группах
находятся в прямой зависимости, т.е. чем выше сплоченность коллектива, тем выше
учебная мотивация.

Задачи исследования:

Ø изучить теоретические основы
особенностей групповой сплоченности в студенческом коллективе;

Ø проанализировать особенности учебной
мотивации в студенческих группах;

Ø провести исследование;

Ø проанализировать и сделать выводы по
результатам исследования.

Методы и методики исследования:

Ø Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме учебной мотивации и сплоченности в студенческих группах;

Ø Опрос;

Ø методика определение индекса
групповой сплоченности Сишора;

Ø определения ценностно-ориентационного
единства группы (ЦОЕ) (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева);

Ø Качественный и количественный анализ
результатов исследования.

База исследования: 40 студентов из двух групп в возрасте от 17 до 19 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
ходе курсовой работы были исследованы различные литературные источник по
проблеме студенческого сотрудничества, сплоченности и учебной мотивации.
Студенческую группу можно обозначить как группу людей, которые находятся в
такой взаимосвязи, что каждый пользуется преимуществами группы, поскольку в нее
нельзя вступить извне.

Доброжелательное
отношение и поведение студентов внутри группы положительно влияют на учебную
мотивацию успехи всего коллектива.

Известно,
что поведение людей в группе имеет свои особенности по сравнению с
индивидуальным поведением. В группе существует комбинация индивидуальных и
групповых характеристик, поэтому происходит увеличение сходства характеристик
членов группы за счет создания и следования групповым нормам, а также повышение
способности оказывать влияние на групповую организацию.

Студенческий
коллектив сталкивается с серьезными сложностями в планировании, развитии и
изменении отношений между ее членами, разделении организационных позиций и
представлении лидеров. Все эти групповые шаги оказывают глубокое влияние на
студенческий коллектив, на успешность его членов в обучении, общественной и
социальной жизни учебного заведения.

Самый
важный показатель сплоченности группы – это принадлежность к команде и общие
ценности, а соответственно и цели. Важным критерием зрелости студенческого
коллектива является удовлетворенность членов группы характером деятельности и
взаимоотношениями внутри нее, источником которых является уровень эмоциональной
культуры.

В
данном исследовании мы провели анализ литературы на предмет групповой учебной
мотивации и влияния на нее сплоченности группы. Авторы, с чьими работами мы
ознакомились, указывают на то, что сплоченность коллектива определяется как
идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его
членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как
организационное единство и общегрупповая мотивация.

Сплоченность
группы во многом определяется психологическим уровнем группового развития.

Подводя
итоги проделанной работы, можно сказать, что гипотеза подтвердилась – высокий
уровень сплоченности влияет на высокий уровень учебной мотивации внутри
студенческой группы. Об этом свидетельствует приведенные выше данные.

В
сплоченных студенческих группах создается атмосфера внимательного отношения и
взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности.

Мы
еще раз доказали, что наличие сплоченности в группе является залогом ее
академической успешности, единства в деятельности, дружеских межличностных
отношений и взаимной симпатии между членами группы.

Таким
образом, мотивация обучения формируется под влиянием ряда внутренних и внешних
факторов. Сплоченность студенческой группы является одним из
социально-психологических факторов формирования мотивации обучения. Групповая
сплоченность способствует более эффективной работе и учебе участников
студенческой группы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы изучения
взаимосвязи сплоченности студенческой группы и мотивации обучения

1.1.
Особенности групповой сплоченности в студенческом коллективе

Одним из критериев формирования
студенческого коллектива является правильное решение вопросов о
взаимоотношениях личности с группой. Главное здесь – определение качественного
сотрудничества с каждым студентом и внутри группы в целом.

Студенческие коллективы требуют
особого внимания. Важно учитывать возраст и социальное происхождение студентов,
их предыдущий опыт, уровень подготовки, склонность к участию в коллективной
деятельности и так далее.

Студенческая группа сталкивается с
двумя факторами:

Ø во-первых,
осознание важности влияния педагогов, куратора, других университетских
руководителей, которые определяют многие виды деятельности и направленность студенческой
жизни (виды и характер деятельности, количество членов групп, организационные
структуры, мероприятия внутри ВУЗа, наличие или отсутствие студенческих
объединений и студенческого самоуправления, наличие или отсутствие профсоюза и
др.);

Ø во-вторых,
образовательная организация – это независимый субъект, который придерживается
определенных правил, т.е. в каждом учебном учреждении есть свой устав, которого
должен придерживаться каждый студент и работник данного учреждения, туда
включены как общечеловеческие правила, так и правила внутреннего распорядка и
поведения.

Обучающая организация, образно
говоря, представляет собой совокупность разных людей, что естественно требует
определенной организации и ограничений, за неисполнение которых налагается
какое-то наказание.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы