Курсовая с практикой на тему «взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации обучения»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I.
Теоретические основы изучения взаимосвязи сплоченности студенческой группы и
мотивации обучения. 7
1.1. Особенности групповой
сплоченности в студенческом коллективе. 7
1.2. Специфика учебной мотивации студентов. 15
1.3.
Проблема групповой сплоченности и мотивации в студенческой группе. 19
Глава II. Эмпирическое исследование
взаимосвязи сплоченности студенческой группы и мотивации обучения. 22
2.1 Организация и методы исследования. 22
2.2 Анализ результатов исследования. 23
2.3.
Общие рекомендации по формированию сплоченного коллектива студенческой группы.. 25
Заключение. 31
Список литературы. 33
Приложения. 35
Приложение 1. Определение
ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) 35
Приложение
2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. 39
Введение:
Введение
Собраться вместе есть
начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех. Генри
Форд
Актуальность исследования. Образование – одна из основ человеческого развития.
Образование способствует развитию культуры, взаимопониманию на международном
уровне, укреплению основ демократии и уважению верховенства закона.
Развитие творческого потенциала
общества зависит от мобильности и интеграции людей в разные сферы общественной
деятельности, от образования подрастающего поколения во всех государствах.
Многие основные концепции развития
общества, на наш взгляд, в первую очередь связаны с высшим образованием.
Обоснованность данного исследования,
на наш взгляд, напрямую связана с тем, что у студентов современных вузов слабые
представления о своей будущей карьере, что приводит к снижению учебной
мотивации.
Точно так же характер будущих
специалистов будет напрямую зависеть от того, что наиболее актуально для них в
образовательном процессе.
В зависимости от влияния внешних
факторов будет складываться личность будущего профессионала, во многом это
будет зависеть от климата внутри студенческой группы и учебного заведения в
целом.
Проблема мотивации в учебной
деятельности рассматривалась в работах таких ученых, как Л.И. Божович, А.
Маркова, А.А. Реана, О.С. Гребенюк, В. Асеева, П. Якобсон[2,7,20,13].
Ученые отмечают необходимость
выявления условий, при которых возникает формирование положительного настроя с
развитием учебной мотивации, обеспечивающей саморазвитие, самопознание каждого
студента внутри группы.
Актуальной задачей является создание
студенческого контингента с необходимым социальным развитием, с должным уровнем
ответственности и самоорганизации, поскольку студенческая группа – это важная
связующая нить баланса индивидуального развития и благополучного группового
климата.
Сплоченная студенческая группа – это
группа, в которой идет непрерывный процесс развития во всех сферах студенческой
жизни, имеется высокая учебная мотивация как в группе в целом, так и у каждого
студента индивидуально, такая группа стремится к высоким достижениям в обучении
и активной общественной жизни внутри ВУЗа.
М. Шоу[2] описывает группу как двух
или более людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что
каждый может влиять на себя и на других. Основными факторами, которые отличают
студенческую группу от простой группы людей, являются:
1) взаимодействие
определенный период жизни (на период обучения);
2) наличие
общей цели и, соответственно, задач, ценностей и мотивов;
3) развитие,
по крайней мере, одного, актуального для всех вида деятельности, направленного,
в первую очередь, на обучение.
Изучением
студенческих групп занимались: В. В. Шпалинский, Р. С. Немов, А. И. Донцов, В.
А. Богданов, А. В. Петровский и др[6,17,2,19,21].
В этой связи хочется
подчеркнуть важность изучения процессов групповой сплоченности в студенческих
группах.
Анализ
проблемы сплоченности и влияния этого феномена на студенческие группы был всегда
в поле внимания исследователей. Сплоченность студенческого коллектива зависит
от учебной деятельности, количества людей в группе, уровня вовлеченности
студентов и т. д.
Исследованием
сплоченности так же занимались: Л. Фестингер, Т. Ньюком, Ю.Л. Морено и
др.[2,19,7].
Ученые
сошлись во мнение, что сплоченность – это не всегда хорошо. В некоторых случаях
сплоченность может возникнуть как ответ на «внешнюю угрозу» или как адаптация
«под сильным руководителем». Другими словами, иногда группа становится
сплоченной не потому, что у ее членов есть общие цели, стремления и ценности, а
лишь потому, что они как бы «дружат» против кого-то, потому что это лучший
вариант из возможных. В таких случаях речи о желании достигать общих целей,
конечно же, не идет.
Сейчас каждый руководитель
организации старается повысить эффективность сотрудников с помощью проведения
тренингов, тимбилдинга, семинаров направленных на развитие сплоченности
коллектива, что показывает важность этого феномена уже на этапе обучения, чтобы
в дальнейшем, будучи специалистом, сегодняшний студент умел выстраивать
грамотные отношения с коллективом, которые позлят ему и всей команде добиваться
высоких результатов.
На сегодняшний день
имеется множество практических разработок психологов и коучей на тему
эффективности коллективной работы, однако, прогресс не стоит на
месте, и продолжается исследование феномена групповой сплоченности, в первую
очередь, на примере студенческих объединений.
Однако при всей разработанности вопроса
влияния групповой сплоченности на учебную мотивацию студентов остается
недостаточно изученным.
Проблема исследования: из-за низкой степени сплоченности студенческих групп
существует снижение общей учебной мотивации.
Цель исследования – изучить взаимосвязь степени сплоченности и уровня учебной мотивации в
студенческих группах.
Объект исследования – групповая динамика в студенческом коллективе.
Предмет исследования – степень групповой сплоченности в студенческих коллективах, и ее
влияние на учебную мотивацию внутри группы.
Гипотеза исследования: групповая сплоченность и учебная мотивация в студенческих группах
находятся в прямой зависимости, т.е. чем выше сплоченность коллектива, тем выше
учебная мотивация.
Задачи исследования:
Ø изучить теоретические основы
особенностей групповой сплоченности в студенческом коллективе;
Ø проанализировать особенности учебной
мотивации в студенческих группах;
Ø провести исследование;
Ø проанализировать и сделать выводы по
результатам исследования.
Методы и методики исследования:
Ø Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме учебной мотивации и сплоченности в студенческих группах;
Ø Опрос;
Ø методика определение индекса
групповой сплоченности Сишора;
Ø определения ценностно-ориентационного
единства группы (ЦОЕ) (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева);
Ø Качественный и количественный анализ
результатов исследования.
База исследования: 40 студентов из двух групп в возрасте от 17 до 19 лет.
Заключение:
В
ходе курсовой работы были исследованы различные литературные источник по
проблеме студенческого сотрудничества, сплоченности и учебной мотивации.
Студенческую группу можно обозначить как группу людей, которые находятся в
такой взаимосвязи, что каждый пользуется преимуществами группы, поскольку в нее
нельзя вступить извне.
Доброжелательное
отношение и поведение студентов внутри группы положительно влияют на учебную
мотивацию успехи всего коллектива.
Известно,
что поведение людей в группе имеет свои особенности по сравнению с
индивидуальным поведением. В группе существует комбинация индивидуальных и
групповых характеристик, поэтому происходит увеличение сходства характеристик
членов группы за счет создания и следования групповым нормам, а также повышение
способности оказывать влияние на групповую организацию.
Студенческий
коллектив сталкивается с серьезными сложностями в планировании, развитии и
изменении отношений между ее членами, разделении организационных позиций и
представлении лидеров. Все эти групповые шаги оказывают глубокое влияние на
студенческий коллектив, на успешность его членов в обучении, общественной и
социальной жизни учебного заведения.
Самый
важный показатель сплоченности группы – это принадлежность к команде и общие
ценности, а соответственно и цели. Важным критерием зрелости студенческого
коллектива является удовлетворенность членов группы характером деятельности и
взаимоотношениями внутри нее, источником которых является уровень эмоциональной
культуры.
В
данном исследовании мы провели анализ литературы на предмет групповой учебной
мотивации и влияния на нее сплоченности группы. Авторы, с чьими работами мы
ознакомились, указывают на то, что сплоченность коллектива определяется как
идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его
членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как
организационное единство и общегрупповая мотивация.
Сплоченность
группы во многом определяется психологическим уровнем группового развития.
Подводя
итоги проделанной работы, можно сказать, что гипотеза подтвердилась – высокий
уровень сплоченности влияет на высокий уровень учебной мотивации внутри
студенческой группы. Об этом свидетельствует приведенные выше данные.
В
сплоченных студенческих группах создается атмосфера внимательного отношения и
взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности.
Мы
еще раз доказали, что наличие сплоченности в группе является залогом ее
академической успешности, единства в деятельности, дружеских межличностных
отношений и взаимной симпатии между членами группы.
Таким
образом, мотивация обучения формируется под влиянием ряда внутренних и внешних
факторов. Сплоченность студенческой группы является одним из
социально-психологических факторов формирования мотивации обучения. Групповая
сплоченность способствует более эффективной работе и учебе участников
студенческой группы.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы изучения
взаимосвязи сплоченности студенческой группы и мотивации обучения
1.1.
Особенности групповой сплоченности в студенческом коллективе
Одним из критериев формирования
студенческого коллектива является правильное решение вопросов о
взаимоотношениях личности с группой. Главное здесь – определение качественного
сотрудничества с каждым студентом и внутри группы в целом.
Студенческие коллективы требуют
особого внимания. Важно учитывать возраст и социальное происхождение студентов,
их предыдущий опыт, уровень подготовки, склонность к участию в коллективной
деятельности и так далее.
Студенческая группа сталкивается с
двумя факторами:
Ø во-первых,
осознание важности влияния педагогов, куратора, других университетских
руководителей, которые определяют многие виды деятельности и направленность студенческой
жизни (виды и характер деятельности, количество членов групп, организационные
структуры, мероприятия внутри ВУЗа, наличие или отсутствие студенческих
объединений и студенческого самоуправления, наличие или отсутствие профсоюза и
др.);
Ø во-вторых,
образовательная организация – это независимый субъект, который придерживается
определенных правил, т.е. в каждом учебном учреждении есть свой устав, которого
должен придерживаться каждый студент и работник данного учреждения, туда
включены как общечеловеческие правила, так и правила внутреннего распорядка и
поведения.
Обучающая организация, образно
говоря, представляет собой совокупность разных людей, что естественно требует
определенной организации и ограничений, за неисполнение которых налагается
какое-то наказание.