Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и субъективного благополучия студенческой молодежи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Актуальность исследования. В данном исследовании представлена проблема взаимосвязи смысложизненных ориентаций и субъективного благополучия студентов, в возрасте от 18ти до 24х лет. Ее актуальность обусловлена тем, что именно в этом возрасте человек наиболее активно занимается поиском смыслов, ценностей, успеха и счастья. Это возраст, когда человеку приходится решать не только проблемы адаптации к новому ритму и формату обучения, но и решать ряд социальных и возрастных задач: отрыв от родителей, начало трудовой деятельности и совмещение ее с учебой, построение романтических отношений, стратегическое планирование жизни, постижение своего Я.
Исследования позитивного функционирования человека в настоящее время набирают популярность. Среди концепций, разработанных в парадигме позитивного функционирования личности, в современной психологии широко представлены теории психологического благополучия (К. Рифф, А. Е. Созонтов, П. П. Фесенко и др.), субъективного благополучия (Э. Динер, Р.М. Шамионов), удовлетворённости жизнью и счастья (М. Аргайл, В. Вилсон, И. А. Джидарьян), салютогенеза (А. Антоновский, Е. Осин) и другие [28]. Представляется интересным и практически важным выяснить, в какой мере удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие связаны со смысложизненными ориентациями человека.
Смысложизненные ориентаци в психологии изучались С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.С. Братусь, А.В.Серый, М.С Яницким, В.Г.Мараловым и др.
Исследование системы смысложизненных ориентаций молодежи представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. Современные люди испытывают острый кризис в процессе формирования их смысложизненных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм) [15].
Проблема смысложизненных ориентаций и субъективного благополучия студенческой молодежи изучена недостаточно. Вместе с тем, она имеет не только теоретическое, но и практическое значение, в частности, в целях оказания психологической помощи личности.
В представленном исследовании принимают участие студенты МГУ имени М.В. Ломоносова в количестве 20 человек, от 18 до 24 лет включительно.
Цель исследования: изучение взаимосвязи смысложизненных ориентаций и субъективного благополучия студенческой молодежи.
Объект исследования: студенты МГУ имени М.В. Ломоносова, от 18 до 24 лет.
Предмет исследования: смысложизненные ориентации и субъективное благополучие во взаимосвязи.
Гипотеза: существует взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и субъективным благополучием личности.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи смысложизненных ориентаций и субъективного благополучия личности.
2. Эмпирически изучить смысложизненные ориентации и уровень субъективного благополучия студенческой молодежи.
3. Выявить наличие взаимосвязи смысложизненных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ психологической литературы);
2. Диагностические;
– тест смысложизненных ориентаций ( Д.А.Леонтьев).
– Интегративный тест тревожности (А. П. Бизюк, Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев).
– Шкала удовлетворённости жизнью (E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen и S. Griffin, адаптирована и валидизирована Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным).
3. Метод обработки данных (корреляционный анализ).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Смысложизненные ориентации как компонент ценностно-смысловой сферы личности
Ценностно-смысловая сфера личности вызывает активный научный интерес и является объектом многочисленных научных исследований. Она рассматривается и исследуется многими авторами как функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь и др.) [3].
Ценностно-смысловая сфера, по мнению ряда авторов, представляет собой базовое ядро личности, и включает в себя два компонента – личностные ценности и систему личностных смыслов, отражающую личностные особенности смыслового понимания (Серый А В, Яницкий М.С и др.) [17].
Являясь ядром личности, ценностно-смысловая сфера выступает регулятором поведения человека как субъекта студенческой деятельности, определяя ее направленность, а также находится в непрерывном развитии. И именно в период профессионального обучения происходит процесс принятия индивидом значимых ценностей и смыслов как личных, и структурирование собственной ценностно-смысловой сферы.
Следовательно, научный интерес вызывает исследование особенностей, ведущих смысложизненных ориентаций, жизненных смыслов и ценностей как компонентов ценностно-смысловой сферы.
С точки зрения А. А. Бодалева, под смыслом жизни в психологии понимается отраженная в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно значимая для него и превратившаяся в главный регулятор его поведения какая-то ценность, ставшая его собственной, самой большой ценностью» [4].
В. Франкл говорит, что стремление к смыслу присуще любому человеку. Обретение смысла жизни в целом и каждого ее события — одна из основных потребностей личности, но в силу неблагоприятных обстоятельств данная потребность не удовлетворена, смысл – не найден или утрачен. Состояние, в котором пребывает человек, потерявший смысл, В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. В ряде случаев, стремясь избавиться от ощущения пустоты, вызванного отсутствием смысла, человек может принять решение уйти из жизни [18].
Категория смысла изучалась и в русле отечественной психологии. В рамках деятельностного подхода смысл жизни понимается, как базовая мотивационная тенденция личности, направленная на осознание сущности собственного «Я», своего места в мире, жизненного предназначения. Смысл придает жизни определенный вектор развития, позволяет человеку определить свое место в мире. Кроме того, смысл невозможен без ответственности личности за свой выбор, а так — же свободы в осуществлении этого выбора [16;19].
Таким образом, смысл жизни не дается человеку в готовом виде, его обретение неизбежно предполагает активную деятельность личности, направленную на познание и освоение своих внутренних потенциалов, а так — же – на взаимодействие с объективно существующей жизненной ситуацией, в которой развивается личность, поскольку свой неповторимый смысл можно найти лишь в конкретных внешних условиях бытия человека [18].
Д.А Леонтьев определяет смысловую сферу личности как основную, конституирующую подструктуру человека и обеспечивающую целостность личности в целом. Учёный считает, что она представляет собой особый организованный комплекс взаимосвязанных смысловых структур, с помощью которых осуществляется смысловая регуляция общей жизнедеятельности индивида [5].
По мнению Д. А. Леонтьева, базовой характеристикой личности является способность к осознанию смысла жизни, составляющими которого он считает локус контроля, проявляющийся в интернальности личности, уверенной в своих силах, способной регулировать течение собственной жизни, делать выбор и нести за него ответственность. Другим компонентом смысла жизни Д. А. Леонтьев считает смысложизненные ориентации, которые, являясь сложными социально-психологическими образованиями, порождаются реальными, значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они соотносятся с прошлым, настоящим и будущим личности, задают направление и границы ее самореализации как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей-ценностей [16].
В концепции Б.С. Братуся осуществляется сравнение понятий смысловой сферы и смыслового образования, причем второе рассматривается ученым как более узкое. Это частное проявление смысла, целостная динамическая система, отражающая различные уровни этих отношений.
Он считает, что в результате взаимодействия личности ко всему окружающему и к себе формируется его нравственная позиция, прочность которой обеспечивается ее осознанностью индивидом и сознательной реализацией. Согласно исследованию ученых, осознание смыслового образования тем сложнее, чем выше оно находится в иерархической структуре ценностно-смысловой сферы. Являясь осознаваемыми смысловыми образованиями, они являются осмысленными [6].
Б.С. Братусь пишет о двух функциях смысловых образований: 1) функция смысла (смысловая функция), которая заключается в том, чтобы создавать и поддерживать определенную систему ценностей; 2) Во второй функции происходит проектирование и создание образа будущего, а также осуществляется планирование развития личности. Вторая функция состоит в нравственной оценке действий и выступает как особый психологический план, центральный системообразующий фактор становления личности [6].
«Смысложизненная ориентация — это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни.