Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь самооценки с уровнем конфликтности личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 4
Глава
1. Теоретические основы изучения взаимосвязи самооценки с уровнем
конфликтности личности. 7
1.1.
Исследование особенностей формирования самооценки. 7
1.2.
Факторы, влияющие на формирование самооценки в подростковом возрасте 15
Выводы
по первой главе. 24
Глава
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки с уровнем конфликтности
личности. 25
2.1.
Цель, гипотеза и задачи исследования. 25
2.2.
Методика исследования. 25
2.3.
Результаты исследования. 28
2.4.
Обсуждение полученных результатов. 30
Выводы
по второй главе. 33
Заключение. 34
Список
использованной литературы.. 35
Введение:
Актуальность темы исследования. Важнейшими проблемами каждой
личности является вопрос выбора ценностных ориентиров, поиска собственного пути
развития, самореализации. Трудно переоценить значимость формирования
нравственных ценностей и эталонов оценивания себя и окружающих для молодого
поколения. Современный растущий человек живет в сложных условиях
социально-политических изменений и экономического кризиса, которые в
совокупности с внутренними противоречиями подросткового возраста способствуют
возникновению нарушений в становлении личности, ведут к снижению уровня
социальной адаптации подростка.
Развитие
общества предполагает активное привлечение каждого индивида к общественным
процессам. Современный темп жизни диктует новые и более высокие требования к
личности, которая должна быть активной, целенаправленной, устойчивой к
стрессам, легко адаптироваться к новым социальным условиям и решать
профессиональные задачи и, как результат, быть успешной, самоутвердиться. Как
отмечают психологи, значительное влияние на поведение, деятельность, общение
человека имеет самооценка. Поэтому в современной психологии проблема
самооценки, ее формирование, структура, функции, связь с другими личностными
образованиями постоянно привлекает внимание ученых.
В
отечественной и зарубежной психологии изучению самооценки посвящено большое
количество работ выдающихся ученых. Теоретические аспекты самооценки
разрабатывали в своих работах В.Г. Абдрахманова, Б.Г. Ананьев, Л.В.
Захарова, Г.К. Радчук, А.Г. Ратинов, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон,
М.И. Лисина, С.Д. Максименко, С.Ф. Спичак, В.В. Столин,
И.И. Чеснокова, Г. Бенс, К. Левин, Дж. Мид, К. Роджерс,
С. Куперсмит и др. В работах вышеупомянутых исследователей было раскрыто
сущность, механизмы возникновения, структура и функции самооценки. Самооценку
как сложное внутреннее образование, играет важную роль в регуляции поведения и
деятельности, изучали Л.И. Божович, М.И. Боришевский, Л.Ф. Бурлачук,
А.И. Липкина, С.Д. Максименко. Характеристики самооценки, которые определяют
ее уровень и адекватность в своих исследования, подали В.И. Батов, В.В. Волков,
Н.Я. Константинов, А.И. Мокрецов, А.Г. Ратинов. На то, что неадекватная
самооценка может негативно влиять на личность, обращали особое внимание В.А.
Баранник, Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Липкина, А.Е. Личко,
Н.А. Ратинов, А.А. Реан, А.Л. Рыбак, С.М. Хоружий и др. Подходы к решению
проблемы преодоления негативной самооценки предложили А.А. Адлер,
А. Маслоу, К. Роджерс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Прихожан,
П.Г. Чамата и др. Многоаспектное изучение самооценки подтверждает ее
сложность и многозначность как психологического феномена, ее влияние на
развитие и функционирование различных психологических проявлений личности.
Сложность исследования самооценки также видится в органическом сочетании
процессуального и структурного компонентов: самооценка может меняться в
процессе деятельности и одновременно влиять на нее. Эти непростые взаимосвязи
мы решили изобразить графически, построив структурно-динамическую модель самооценки
путем анализа подходов к изучению самооценки.
Проблема исследования: какова взаимосвязь самооценки с
конфликтностью личности.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи
самооценки с уровнем конфликтности личности.
Объект исследования – самооценка подростков.
Предмет исследования – особенности взаимосвязи
самооценки с уровнем конфликтности личности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что
существует взаимосвязь между самооценкой и уровнем конфликтности личности: чем
ниже уровень самооценки и подростков, тем выше уровень конфликтности.
Задачи исследования:
1.
Описать исследование особенностей формирования самооценки.
2.
Рассмотреть факторы, влияющие на формирование самооценки в подростковом
возрасте.
3.
Провести эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки с уровнем
конфликтности личности.
Методологические основы исследования представлены
положениями о сущности и специфике самооценки, в частности, у подростков, таких
исследователей, как К.А. Альбуханова-Славская, О.А. Белобрыкина,
Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготски, С.Л. Рубинштейн и
др.
Методика исследования: анализ литературы по теме
исследования; синтез и обобщение; тестирование; методы количественного и
качественного анализа данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что
нами расширено понимание взаимосвязи самооценки с уровнем конфликтности
личности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
собранный материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.
Практическая значимость исследования состоит в описании
взаимосвязи самооценки с уровнем конфликтности личности; в возможности
использования результатов исследования в работе психолога с подростками.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В
результате написания данной работы была достигнута цель исследования: выявлена
взаимосвязь самооценки с уровнем конфликтности личности.
Проведенный
анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что самооценка
представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств,
места среди других людей; принадлежит к ядру личности, является важным
регулятором ее поведения. Одно из самых основных мест в исследовании личности
принадлежит С.Л. Рубинштейну, который считал, что включает в себя
неотъемлемый компонент формирования его сознания и самосознания. Личность,
являясь сознательным субъектом, осознает не только весь окружающий мир, но и
себя в своих отношениях с окружающими.
Самооценка
– такое личностное качество, которое складывается в процессе становления
личности и во многом определяется индивидуальными качествами личности и
окружающей ее средой. Несоответствие самооценки субъекта и оценки значимого
окружения может привести к эмоциональным срывам, внутренним конфликтам.
Проведенное
эмпирическое исследование позволило выявить взаимосвязь самооценки с уровнем
конфликтности личности: подросткам с заниженной самооценкой свойственен высокий
уровень конфликтности и уровень выше среднего. У подростков с завышенной
самооценкой отмечается низкий ниже среднего уровни конфликтности. Подростки с
адекватной самооценкой свойственен средний уровень конфликтности.
Таким
образом, гипотеза исследования была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы изучения взаимосвязи самооценки с уровнем конфликтности
личности
1.1. Исследование
особенностей формирования самооценки Самооценка
– оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других
людей; принадлежит к ядру личности, является важным регулятором ее поведения[1].
Такое толкование понятия «самооценка» является актуальным для личностного
подхода, который рассматривает самооценку как важный компонент самосознания
личности. Одно из самых основных мест в исследовании личности
С.Л. Рубинштейн[2]
отводит самосознания. По словам психолога, процесс становления человеческой
личности включает в себя неотъемлемый компонент формирования его сознания и
самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только весь
окружающий мир, но и себя в своих отношениях с окружающими. Развитие
самосознания, как считает психолог, проходит ряд ступеней: от наивного
неведения в отношении самого себя к более глубокому самопознанию, которое
сочетается с более определенной и иногда резкой формирующейся самооценкой.
Как
компонент самосознания самооценку рассматривал И.С. Кон[3].
По его мнению, самосознание состоит из трех компонентов: активное «Я»
(саморегуляция и самоконтроль), рефлексивное «Я» (самопознание и самооценка),
пережитое «Я» (процесс самоощущений). Психолог отмечал: понятие «самосознания»
гораздо шире и не может сравниваться с набором различных самооценок; образ «Я»
образуется гораздо раньше, чем самооценка.
Многие
исследователи акцентировали на анализе самооценки как сложном системном
образовании по своей природе. По Р. Бернсу[4],
самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается
в установках, присущих индивиду. Психолог определяет самооценку как
эмоционально-ценностную структуру и считает ее средством и условием
формирования «Я»-концепции: 1) когнитивный аспект – знание о собственной
личности во всех сферах; 2) самооценка или принятие себя – совокупность
оценочных характеристик, эмоционально-ценностное отношение человека к себе; 3)
поведенческие установки – действия, порождаемые образом «Я» и отношением к себе
и реализуются в процессе общения с окружающими.
Самооценку,
как единство рационального и эмоционального компонентов, рассматривает И.И.
Чеснокова[5].
Рациональный компонент состоит из знаний личности о себе, развивается от
познания внешнего мира, других людей, взаимоотношений. Сначала заметен лишь
видимая сторона собственных поступков, а затем происходит осознание глубинных
механизмов деятельности и поведения. От развития эмоциональной сферы ребенка
зависит генезис эмоционального компонента самооценки: ситуативные и неглубокие
эмоции эволюционируют в устойчивые формы проявления. Самооценку в свете
человеческих потребностей рассматривал М. Вагнер. Он предложил перечень
взаимосвязанных факторов, из которых складывается самооценка: 1) ощущение себя
нужным, желанным, любимым является центральным стержнем самооценки (человек
должен принадлежать семье, обществу, отсутствие любви создает целый комплекс
эмоциональных проблем, беспокоить человека на протяжении большей части жизни);
2) чувство достоинства тесно связано с первым компонентом: если человек
чувствует любовь, уважение, поддержку со стороны окружающих, она скорее всего
будет воспринимать себя; 3) чувство компетентности – люди, которые имеют
здоровое представление о себе, оптимистичный и уверенный взгляд на вещи, легко
решают проблемы, с радостью и энтузиазмом встречают новый день. [1] Огольцова,
Е.Г. Роль родителей в формировании самооценки ребёнка [Текст] / Е.Г. Огольцова,
А.А. Лесюнина, А.Г. Овчаренко // Молодой ученый. – 2017. – № 48 (182). – С.
161-164; Юденкова, И.В. Влияние оценки учителя на
формирование самооценки младших школьников [Текст] / И.В. Юденкова, Д.Г.
Бежаева // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (123). – С. 409-410. [2] Рубинштейн,
С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: АСТ, 2019. – 960
с. [3] Кон, И.С. В
поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат,
1984. – 333 с. [4] Бернс, Р.
Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М., 1986. – 422 с. [5] Чеснокова,
И.И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. – М.: Наука,
1977. – 144 с.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
исследования взаимосвязи самооценки и конфликтности личности. 5
1.1. Понятие самооценки в
психологической науке. 5
1.2 Представления исследователей о
феномене «конфликтность личности». 17
Выводы по главе 1. 27
Глава 2 Экспериментальное
исследование взаимосвязи конфликтности и самооценки личности. 28
2.1. Организация исследования:
описание методик, выборки. 28
2.2 Анализ результатов эмпирического
исследования. 29
Выводы по
главе 2. 35
Заключение. 36
Список литературы.. 37
Приложение 1. 41
Приложение
2 43
Введение:
Актуальность исследования. Изучение феномена самооценки и разработка данной
проблемы является одной из ключевых задач различных отраслей психологической
науки – социальной психологии, психологии личности, психологии спорта и т.д.
Это, прежде всего, связано с тем, что самооценка является ключевым фактором,
определяющим успешность личности в различных видах деятельности. Данная работа
на начальном этапе посвящена изучению исследований самооценки в российской и зарубежной
психологии. Изучение феномена самооценки дает внутреннюю стабильность и
уверенность, без которых невозможно справиться с жизненными вызовами и
развиваться. В представление о самооценки много мифов и недопонимания. Самооценка, чтобы быть эффективной, должна учитывать
ценности, интересы, тип личности и способности человека.
Можно
предположить, что самооценка оказывает значительное влияние и на другие
личностные качества субъекта, например, конфликтность личности.
Исследование
конфликтности личности имеет практическое значение для деятельности каждого
конкретного субъекта. Конфликты сопровождают нас в любом аспекте существования
в социуме, как в профессиональной деятельности, так и в дружеских, семейных
отношениях и др. Конфликт может обладать конструктивной направленностью в том
случае, когда его возникновение позволяет разрешить существующее между
субъектами противоречие и выработать новые, более продуктивные формы
взаимодействия. Однако конфликтная личность провоцирует большое количество
конфликтов деструктивных, не имеющих никакой функциональной пользы.
Анализ
научной литературы показал, что проблема взаимосвязи конфликтности личности с
ее самооценкой в настоящее время изучена недостаточно, что определяет
актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: теоретически
и эмпирически изучить особенности взаимосвязи самооценки с конфликтностью
личности.
Объект исследования:
самооценка личности.
Предмет исследования:
взаимосвязь самооценки и конфликтности личности.
Гипотеза исследования: самооценка
может влиять на поведение личности в конфликте (на выбор стратегии поведения).
Задачи исследования:
Изучить
теоретические подходы к исследованию самооценки личности.
Рассмотреть
особенности научного понимания феномена «конфликтность»;
Эмпирически
исследовать взаимосвязь самооценки и конфликтности личности;
Проанализировать
полученные данные, сформулировать выводы.
Методы
исследования: анализ научной
литературы, систематизация и обобщение полученных данных, психологическое
тестирование, качественный и количественный анализ результатов.
Методики исследования:
тестирование «Уровень конфликтности личности» (В.И. Андреев), методика
«Вербальная диагностика самооценки
Заключение:
Таким образом, можно отметить, что
существует большое количество взглядов на понимание и структуру самооценки,
однако большинство ученых сходится во мнении, что самооценка представляет собой
комплекс представлений о собственных личностных качествах, способностях,
возможностях и ресурсах, а также о соотношении собственного идеального Я и
реального Я. Также авторами выделяется ряд функций самооценки (защитная,
регулирующая и др.), а также множество видов самооценки. В целом можно говорить
о том, что определенный уровень самооценки оказывает большое влияние на
жизнедеятельность и поведение, общение человека с окружающими в целом.
Например, низкая самооценка заставляет человека отказываться даже от посильных
задач и зачастую замыкаться в себе, уходя от активного общения с окружающими.
Конфликтность личность определяет степень
ее готовности к конфликту. Можно предположить, что конфликтность личности
связана с различными характеристиками личности, в том числе и самооценкой.
Результаты эмпирического исследования
позволили сделать следующие выводы: у субъектов с завышенной самооценкой
отмечается высокая конфликтность, эти люди уверены в собственной правоте и
готовы ее отстаивать. Субъекты с нормальным уровнем самооценки готовы к
конфликту, когда он действительно направлен на разрешение серьезных
противоречий, которые не удалось решить иными способами. Наконец, личности с низкой
самооценкой стараются уйти от конфликта.
Таким образом, можно говорить о том, что
взаимосвязь между самооценкой личности и уровнем ее конфликтности действительно
существует.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования взаимосвязи
самооценки и конфликтности личности
1.1. Понятие самооценки в
психологической науке Самооценка выступает в качестве
составляющего компонента самосознания, в который включена параллельно с представлениями
о себе, оценка субъектом собственных физических характеристик, способностей,
нравственных установок и действий[1].
В зарубежной психологии самооценка
анализируется в составе «Я – концепции», которая интерпретируется как сочетание
всех представлений субъекта о себе, соотносящаяся с их оценкой.
Содержание «Я – концепции» содержит в себе:
1) «Я – Образ» — сочетание представления
человека о самом себе;
2) Самооценка. С точки зрения Н. И. Козлова
самооценка – это то, насколько высоко или низко субъект оценивает свои личные
характеристики и потенциал.
3) Реакция в поведении, то есть конкретные
действия, которые формируются, как итог взаимодействия «Я – Образа» и
самооценкой.
Зигмунд Фрейд описывает человека, как
существо, которое контролирует собственную агрессию, а инстинкты функционируют
на подсознательном уровне. Он придерживался мнения, что человек не осознает
себя, а также источники собственных действий и поведения. Соответственно, Фрейд
мало уделял внимания феномену самооценки, которую в значительной мере он
соотносится с функцией «суперэго».
С. Куперсмит под термином «самооценка»
подразумевает «отношение человека к себе, которое складывается постепенно и
приобретает привычный характер. Это отношение проявляется как одобрение или
неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей
ценности, значимости»[2].
Американский философ и психолог Уильям
Джемс был первым представителем зарубежной психологии, который ещё в 1892 году
стал изучать самооценку в рамках исследования самосознания. Он отмечал
зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми.
Р. Бернс отмечает, что У. Джемс вывел формулу самооценки, обозначив ее термином
«самоуважение»: самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно
пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид
намеревался достичь.
Роберт
Бернс анализирует самооценку в составе «Я-концепции», которая интерпретируется
им, как сочетание всех представлений субъекта о себе, соотносящееся с их
оценкой. «Я-концепция» – это относительно стабильная, в более или
менее значительной мере осознанная и переживаемая как уникальное сочетание
представлений индивида о самом себе, на базе которой он конструирует
собственное взаимодействие с окружающими и относится к себе. Такое понимание
позволяет сделать вывод, что «Я-концепция» представляет собой систему отношений
субъекта как к себе, так и к окружающему миру: людям, объектам, феноменам и др.
Информация, воспринятая субъектом из окружающего мира, интерпретируется им в
рамках системы таких отношений, и, отталкиваясь от уровня соответствия или
несоответствия своим целям, из того, что в себе содержит воспринятая информация
– угрозу или одобрение, – субъект конструирует собственное поведение. Сложилось
мнение о том, что «Я-концепция» представляет [1]
Ермолаева Е.
Д. Самооценка и ее место в жизни человека / Е.Д. Ермолаева, Л.А. Федосеева,
Л.А. Грибина, Е.С. Илюшина // Современные научные исследования и инновации. –
2017. — № 7 (53). – С 99. — eISSN: 2223-4888. – Текст: непосредственный. [2]
Кудрявцева
К. А. Проблемы самооценки в психологии / К.А. Кудрявцева / Инновационные
научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей XII
Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Пенза: Наука и
Просвещение, 2018. – С. 249-252. — ISBN: 978-5-907023-75-8. – Текст:
непосредственный.