Возрастные кризисы и психолого-педагогическая тактика работы с детьми и подростками Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь самооценки и проявления агрессивности в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самооценки и проявлений агрессивности в подростковом возрасте 5

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 5

1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 9

1.3. Причины проявлений агрессивности подростков 13

Выводы по главе 1 16

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и уровня самооценки подростков 17

2.1. Организация и методики исследования 17

2.2. Результаты и интерпретация полученных данных по взаимосвязи агрессивности и уровня самооценки подростков 18

Выводы по главе 2 31

Заключение 32

Список литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Агрессивность подростков является одной из острых проблем педагогики и психологии. В последнее время в обществе наблюдается постоянно нарастающая волна детской и подростковой преступности, увеличение количества детей, которые склонны к агрессивным формам поведения. Такое положение выдвигает на первый план задачи изучения психологических условий, которые вызывают эти явления, а так же определение путей коррекционной работы с проявлениями агрессивного поведения детей и подростков.

При этом необходимо учитывать, что та или иная форма агрессии характерна для большинства детей. Но у определенной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения, которая трансформируется в качество личности. Эти приводит к снижению продуктивного потенциала ребенка, сужению возможностей полноценной социализации и деформации личностного развития.

Особое место в изучении агрессивности в психологии отводится подростковому возрасту. В первую очередь это связано с происходящими перестройками психологических структур личности, возникновением новых образований, которые определяют сознательное поведение человека.

На актуальность изучения так же указывает тот момент, что в период подросткового возраста формирование таких качеств как самооценка представляется в группе социально важных, поскольку оказывает влияние на реализацию личности в социуме, построение межличностных отношений, достижений в поставленных целях и т.п.

Поэтому изучение предпосылок и непосредственного проявления агрессивности и ее связи с самооценкой в подростковом возрасте является основой деятельности школьного психолога.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др. Вопросами изучения самооценки в подростковом возрасте занимались Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.С. Кон, Н.А. Менчинская, А.И. Липкина и многие другие.

Объектом исследования выступает процесс формирования самооценки в подростковом возрасте.

Предмет исследования – особенности взаимосвязи самооценки и проявлений агрессивности в подростковом возрасте.

Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня самооценки и агрессивности у подростков.

Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Определить психологическую характеристику подросткового возраста.

2. Выделить особенности развития самооценки в подростковом возрасте.

3. Изучить причины проявления агрессивности подростков.

4. Организовать исследование по определению взаимосвязи агрессивности и уровня самооценки подростков.

5. Проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования: предполагается, что в подростковом возрасте на формирование самооценки существенное влияние оказывает уровень агрессивности: у подростков с низким и средним уровнем агрессивности будет адекватная самооценка, а с высоким уровнем агрессивности – заниженная или завышенная.

Методы исследования:

1. Теоретический (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).

2. Эмпирический (анкетирование, тестирование подростков)

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Методики исследования:

1. Методика Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва.

2. Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).

Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Полученные результаты исследования позволили достичь цели и решить задачи, поставленные в начале работы. Тем самым мы можем сделать ряд выводов:

1. Определяя психологическую характеристику подросткового возраста, было выявлено, что подростковый возраст является важным моментом становления личности и ее физических и психологических особенностей. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности.

2. Выделяя особенности развития самооценки в подростковом возрасте, мы определили, что подростковый возраст важен для становления данного компонента, так как одним из новообразований данного возрастного периода является личностное самоопределение, когда подросток начинает формировать умение делать выбор и нести за него ответственность. А в каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В целом самооценка подростка складывается на основе сравнения себя со сверстниками, оценок сверстников, взрослых и своих собственных.

3. Изучая причины проявления агрессивности подростков, было определено, что в среде современных подростков довольно часто встречается агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

4. Было организовано исследование по определению взаимосвязи агрессивности и уровня самооценки подростков, которое показало, что у большинства подростков выявлен низкий уровень самооценки и есть проявления агрессивности, которые напрямую связаны с самооценкой: высокий уровень агрессивности встречается у подростков с низким уровнем самооценки – все 4 подростка (2 девушки и 2 парня). Трое подростков с высоким уровнем самооценки показали низкий уровень агрессивности, также как и трое ребят со средним уровнем самооценки. Подростки со средним уровнем самооценки (адекватным) имеют средний и низкий уровень агрессивности.

5. Анализ полученных результатов говорит о наличии прямой связи между самооценкой и проявлениями агрессивности среди подростков. Тем самым полученные данные подтвердили гипотезу, что в подростковом возрасте на формирование самооценки существенное влияние оказывает уровень агрессивности: у подростков с низким и средним уровнем агрессивности будет адекватная самооценка, а с высоким уровнем агрессивности – заниженная или завышенная. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самооценки и проявлений агрессивности в подростковом возрасте

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста

Известно, что возрастные категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития индивида, но также и его социальные статус и общественное положение. Современная психология определяет подростковый возраст от 11 до 15 лет, что совпадает со временем обучения детей в средних классах школы [2].

Один из исследователей, Т.С. Леви говорит о том, что переходный возраст включается два ряда процессов – натуральный и социальный [13]. Натуральный ряд заключается в процессах биологического созревания организма, включая половое созревание, а социальный заключается в процессе обучения, воспитания и социализации. Данные процессы полностью взаимосвязаны, но не являются синхронными. Это объясняется несколькими положениями:

1. Различность темпов физического и психического развития. Данные различия существуют в психическом развитии, в интересах подростка, в умственной зрелости, его уровне самостоятельности.

2. Наличие больших внутренних диспропорций, когда отдельные биологические системы организма могут созревать в различное время. Намного больше вариаций в данном контексте происходит в психическом плане, когда старший подросток еще может быть в одинаковых отношениях со взрослыми, в то же время оставаться совершенно ребенком.

3. Социальное возмужание по времени не является тождественным физическому. Так, физическое созревание подростка может происходит достаточно быстрее и заканчиваться ранее, если сравнивать настоящее время и прошлое столетие. Что касается социального созревания, то отмечается, что строки обучения увеличились и позже наступает трудовая деятельность. При этом, средний возраст вступления в брак уменьшился. Это приводит к неопределенности нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании [10].

Отмечается, что социальное созревание определяется несколькими критериями, среди которых – завершение образования и приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности и экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии и вступление в брак.

Подростковый возраст является периодом пубертатного кризиса и полового созревания. Все изменения в организме подростка проходят пол стимулирующим и контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринных желез, вырабатывающихся гормонами, которые стимулируют и регулируют процессы роста [17].

В первую очередь трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием, которое выступает причиной разных психофизиологических и психических отклонений. Так, подростки могут испытывать чувство тревоги, повышенную возбудимость, депрессию, некоторые могут чувствовать себя неуклюжими и неловкими, посредством того, что не совпадают темпы роста различных частей тела и прослеживаться резкая смена его пропорций. Изменения в данный возрастной период достаточно сильные, часто их называют гормональной бурей или скачком роста.

Подростковый возраст характеризуется возникновением и обострением различных патологических реакций, которые связаны с развитием психических и соматических заболеваний.

Характерными особенности нормальных здоровых подростков являются такие: предельная неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценки, прослеживается резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость и неадекватность реакций, возможна повышенная конфликтность [3].

Стоит отметить, что эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которое сопровождается половым созреванием. Половая идентификация при этом достигает более высокого уровня, и более отчетливо видно проявление ориентации на образы мужественности и женственности, что приводит к повышению интереса к своей внешности и формированию «образа физического Я» по мнению исследователя А.А. Реана [15].

Данный этап сопровождается беспокойством подростками по поводу собственной внешности. Волнующими моментами является физическая привлекательность, свое отношение к концепции идеального тела и веса, а так же сроки развития по отношению к срокам, принятым как нормальные.

Важное значение для подростка приобретают именно сроки его физического созревания. Отмечается, что для мальчиков раннее созревание выступает как преимущество, а девочки, которые начинают созревать еще в начальной школе, более склонны к смущению и застенчивости, так как начинают отличаться от других, но уже в старших классах сверстницы завидуют их более взрослой внешности [18].

Особое место занимает социальная ситуация развития. Своеобразие этого заключается в том, что подростков посредством появления чувства взрослости и возникновения потребности в самоутверждении, включается в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми, получая среди них новые место и выполняя новые социальные функции.

Ведущим видом деятельности становится такая, которая определяет основное направление развития в том или ином возрасте. Отметим, что ведущей деятельностью, по мнению большинства исследователей, все же является общение со сверстниками, когда более важно не просто находится вместе, а занимать положение среди них, которое будет удовлетворять их потребность в общение (лидер или авторитет, лучший друг и т.д.). Любое нарушение со сверстниками приводит к дезадаптации. При этом у подростков возникает стремление быть равноправными партнерами в общении со взрослыми, а если такого не случается, то начинается психологическое бунтарство [14].

Среди основных новообразований подросткового периода считаются следующие – чувство взрослости, потребность в самоутверждении и в межличностном общение, стремление к самостоятельности в тех или иных поступках и действиях, формирование средств самовыражение, развитие самосознания и личностная рефлексия, проявление полового влечения, формирование абстрактно-логического мышления и способность к проведению формально-логических операций.

Одной из важных психологических особенностей подросткового возраста является чувство взрослости, которое исследователи считают началом, возникающим в 11-12 лет. Данное новообразование можно назвать центральным, потому как оно представляет новое в сознании, посредством которого подросток сравнивает и отождествляет себя с другими людьми. Здесь важным моментом является то, что стоит необходимость признания этого изменения друзьями, преподавателями и взрослым, с целью обеспечения психологического здоровья личности [24].

В своих исследованиях М.В. Третьякова предлагает следующий портрет подростка:

1. Подростку очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими его людьми, как взрослыми, так и сверстниками;

2. Для подростка большое значение имеет, чтобы форма его поведения не была детской;

3. Ценность той или иной работы для подростка определяется его представлениями о взрослости;

4. В любом начинании подростки предпочитают быть деятелями, а не наблюдателями. Для них важно быть активными, стремящимися к цели, преодолевать препятствия, но при этом всегда выходить из них победителями;

5. Подростки имеют большую склонность к мечтанию и фантазированию, рассказывая о своих реальных или выдуманных качествах;

6. В данный возрастной период проходит возникновение так называемых кодексов среди сверстников;

7. Возникающие представления о формах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, зачастую совсем нелицеприятное [19].

Среди проблем, возникающих в подростковом возрасте, исследователи особенно выделяют проблему взаимоотношения с родителями, проблему физиологических изменений, т.е. принятие своего тела и внешности, а также желание быть с другими и страхом раствориться в других.

Отечественный педагогика указывает, что при сравнении особенностей поведения младших школьников и младших подростков, с разницей в возрасте всего один год, прослеживается, что младшие подростки в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз – бравируют своими недостатками, и в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям [8].

Выделяя наиболее характерные черты, свойственные подростковому поведению и психологические состояние, которые часто переживаются подростками, можно отметить следующие.

Во-первых, отмечается резкое ухудшение поведения, которое зачастую проявляется в негативизме, желании совершать поступки вопреки чужой воле, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя взрослым.

Исследователи указывают, что можно проследить сходство в поведении подростка и трехлетнего ребенка. Такие же характерные черты как упрямство, строптивость и своеволие присуще обоим возрастным периодам. Так, для подростка важно признание его достойного положения в социуме и признание собственного «Я».

Во-вторых, важной чертой подросткового поведения выступает выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С такой чертой связывают и противоречивость эмоциональных состояний, которые переживаются подростком, выраженный психологический дискомфорт, который проявляется как тревоги, страхи и ощущение одиночества [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы