Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь самооценки и потребности в достижениях у студентов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ» 5
1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач 5
1.2 Понятие самооценки личности 10
1.3 Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний 14
2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ 19
2.1 Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела 19
2.2 Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварцладером) 23
2.3 Опросник Шмишека. Акцентуации характера 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Введение:
В настоящее время большое внимание уделяется изучение внутреннего мира личности, которое берет свое начало с давних времен. Его изучением занимались и занимаются философы, писатели, художники, ученые и лица других профессий. Стоит отметить, что интерес человека к собственному «Я» находил отражение в изучении познания человеком самого себя как мыслящего существа. Однако, с течением времени, стало очевидно, что собственное «Я» достаточно глубокое и широкое понятие и не ограничивается только мыслительными процессами. Появилась идея о том, что туда также входит все самое дорогое для человека, расставание с которым могло значить потерю частицы самого себя.
Известным фактом является то, что самооценка – компонент самосознания [9]. Она может включать в себя как самооценку человеком самого себя, так и систему значимых для человека ценностей, исходя из которых он проводит оценку. Развитию самооценки в настоящее время посвящено много научных работ. Помимо этого, было установлено, что самооценка имеет несколько видов: адекватная (реальная, объективная) и неадекватная. Стоит отметить, что неадекватная самооценка подразделяется на заниженную и завышенную. Каждый из этих видов имеет индивидуальной проявление в повседневной жизнедеятельности.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время проблема человеческой активности занимает особое место. Студенты, в свою очередь, являются достаточно обширной категорией, интерес к которой растет с каждым днем. Их поведение, мотивация к достижению успехов в учебной деятельности для того, чтобы далее достичь успеха в профессиональном плане являются предметами внимания многих ученых. Именно поэтому изучению данных основ является актуальным в современном мире.
Значимость данного исследования состоит в том, что оно позволит проанализировать понятие самооценки личности, а также пополнить базу данных об основных теоретических аспектах в данной курсовой работе. Помимо этого, с помощью данной работы будут выделены методики изучения личностных особенностей, анализ которых позволит найти их практическую значимость для дальнейшего применения.
Объект исследования – самооценка личности.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки с потребностью в достижении у студентов.
Цель исследования – изучить теоретические основы самооценки и потребности в достижениях у студентов и проанализировать наиболее популярные методики исследования психологических свойств и состояний личности.
Задачи исследования:
1) определить понятие мотивация достижения;
2) раскрыть сущность понятия самооценка личности;
3) изучить мотив, являющийся фактором формирования самооценки;
4) проанализировать методики личностных особенностей.
Методы исследования: методы теоретического анализа и синтеза, конкретизация, изучение научной литературы и интернет-источников, документации.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 3 параграфа, а также заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, людям всегда характерно стремление к развитию, к самосовершенствованию, исходя из простой цели – добиться чего-то большего, оставить после себя определенное наследие.
Стоит отметить, что все изучаемые определения: мотивация достижения, самооценка, уровень притязаний неразрывно связаны между собой. Именно поэтому при изучении личности человека необходимо обращать внимание на все его компоненты.
Для человека познание себя является неотъемлемым процессом, который поможет ему разобраться в его личностных особенностях, скорректировать особенности поведения в определенных ситуациях, например, экстремальных, позволит познать себя с новой точки зрения, которая ранее не касалась внимания индивида.
При изучении в рамках исследования различных составляющих, ее цель была достигнута, поскольку были выявлены и рассмотрены теоретические основы самооценки, а также изучена потребность в достижениях у студентов. Помимо этого, задачи исследования также были достигнуты, поскольку:
1) было выявлено и проанализировано понятие «мотивация достижения»;
2) установлено, что самооценка личности является одним из ее важнейших компонентов и раскрывается за счет регуляции поведения;
3) изучены определения «самооценка» и «уровень» притязаний, сочетание которых может сформировать сбалансированную личность;
4) изучение методик психологических свойств и состояний личности позволило выявить их широкое многообразие и выделить среди них наиболее популярные.
В целом, данное исследование позволило охарактеризовать понятие самооценки, выявив, что она может также определяться, исходя из применения различных методик. Помимо этого, данное исследование позволило провести подробный анализ имеющихся в настоящее время методик, а также охарактеризовать их практическую значимость. Данное исследование также расширило теоретические аспекты изучения различных составляющих личности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ»
1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач
При изучении жизни человека необходимо всегда изучать и уделять особое внимание таким составляющим, как стремления, мечты, ценностями, поскольку они являются значимыми для человека и придают его жизни особый смысл, который для каждого является индивидуальным.
По мнению С. Л. Рубинштейна, специфической особенностью деятельности человека является ее сознательный и целенаправленный характер. Именно через организацию своей деятельности, человек ставит себе цели, выполняет их, придумывает замыслы и идеи, которые можно воплотить, именно выполняя определенные действия [11].
Согласно А. Адлеру, люди всегда тянутся вперед, стремясь к самосовершенствованию. Данное явление происходит потому, что абсолютно все люди находятся постоянно в движении к тем целям, которые они поставили перед собой. Стоит отметить, что те цели, которые люди ставят себе, являются для каждого человека индивидуальными. При постоянном движении к выполнению цели, люди способны, даже, строить свою судьбу, создавать свой, отличающийся от всех, стиль жизни. Именно человек является ответственным за свои поступки, действия, за то, кем он в конечном счете стал и как организует себя и свою деятельность. Исходя из вышесказанного, мотивация – это процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. По мнению Ж. Ньюттена, мотивацией является непрерывная, активная селективность, определяющая устойчивость и направленность поведения, а также обеспечивающая достижение индивидом цели [5]. Из потребностей состоит вся система, благодаря которой происходит формирование поведения и психической деятельности каждого индивида. При проявлении активности в поведении индивид старается удовлетворять свои потребности, поскольку актуализация любой потребности побуждает организм к действиям, позволяющим достичь определенную цель, удовлетворить свою потребность [4]. Согласно Ж Ньюттену«всякий объект потребности является чем-то, что будет, чего нужно достичь, и это образует поведенческое будущее. Таким образом, будущее является временным качеством мотивационного объекта» [5].
По мнению А. Маслоу, человек является желающим существом. При этом уверенность человека редко держится на высоком уровне; если и происходит данное явление – то в течении короткого времени они исчезает. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни» [13]. Помимо этого, Маслоу также выявил, что потребности человека имеют врожденный и организованный характер, благодаря чему их можно структурировать в иерархическую систему, как он и сделал. Основой данной системы является принцип актуализации потребностей от более высоких уровней по мере их удовлетворения до низкий. Примером могут являться физиологические потребности, которые должны быть удовлетворены до того, как возникнет потребность в безопасности и т.д. Иерархия потребностей, автором которой является А. Маслоу, состоит из таких элементов:
1) физиологические потребности;
2) потребности безопасности и защиты;
3) потребность в принадлежности и любви;
4) потребность в признании;
5) потребность самоактуализации.
Помимо этого, Маслоу также считал, что, если человек стремиться к достижению более высоких целей, то это говорит о высоком уровне его психологического здоровья, однако некоторые типы людей невротического характера мотивированы лишь поиском безопасности. Маслоу также утверждал то, что каждый человек имеет потребность в признании, в получении высокой оценки собственных достоинств. Исходя из этого, возникает связь потребностей признания с достижениями и престижем. В случаях, когда потребность в признании является удовлетворенной у индивида, он начинает испытывать большую степень уверенности в себе, ощущает собственную значимость, силу, адекватность, а также понимает, что он нужен этому миру. В случае, когда потребность человека в признании не является удовлетворенной. Он начинает чувствовать беспомощность, чувство униженности, слабости и многое другое [13].
Г. Мюррей впервые выделил мотив достижения, называя ее одной из стабильных составляющих личности. Он интерпретировал это определение, как устойчивое стремление индивида сделать что-либо быстро и хорошо, при этом достигнув определенного уровня в том или ином деле. Этот мотив продолжили изучать такие ученые как Д. Мак-Клелланд и Х. Хекхаузен. Именно благодаря им были выявлены две независимые составляющие мотивации: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. При возникновении такого случая, мотив достижения показывает насколько сильно человек стремится к повышению уровня своих возможностей. Помимо этого, Г. Морреем было сделано заявление о введении вторичных или психогенных потребностей человека, возникновение которых происходит за счет инстинктоподобных влечений, вырабатывающихся в результате воспитания и обучения. К ним относятся: аффилиация, агрессия, потребности в достижении успеха, уважение, унижение, противодействие и др. [22]. Согласно Г. Моррею, о существовании потребности можно узнать на основе: