Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Экспериментальное изучение взаимосвязи развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 13
2.1. Исследование взаимосвязи развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 13
2.2. Рекомендации по развитию связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена современным социальным порядком общества для обучения человека, который интеллектуально развит, способен адекватно взаимодействовать с другими людьми и стремится активно познавать окружающий мир и общаться с людьми.
Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах об образовании, а именно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и в Федеральном законе РФ «Об образовании».
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, что способствует речевому развитию и подготовит ребенка к школе. В последнее время в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В настоящее время у большинства детей наблюдается отставание в развитии мелкой моторики.
К сожалению, из-за вечной занятости, чтобы обеспечить себя и свою семью материальными ресурсами, родители все меньше внимания уделяют совместным играм с ребенком и развлечениям, все чаще предоставляя им телевизор и компьютер.
Несмотря на достаточное количество работ по изучаемой нами проблеме, очевидно, что пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста, данная тема не исчерпана и требует продолжения дальнейших разработок со стороны педагогов-новаторов.
Данной проблеме были посвящены научные исследования Калдыбаевой Т.Ж., Татауровой Н.Л., Венгер Л.А.
Пальчиковые игры и упражнения — это уникальный инструмент для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Изучение стихов с помощью пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, навыков быстрой реакции и эмоционального выражения, а также концентрации.
Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают предварительные математические представления и знания об окружающей среде, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние и повышают уверенность в себе.
Объект исследования: развитие связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику развития детей старшего дошкольного возраста
2. Проанализировать особенности развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
3. Исследование взаимосвязи развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
4. Разработка рекомендаций по развитию связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: изучение и анализ литературы, обследование старших дошкольников на уровень развития сенсорного воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных игр в развитии речи и мелкой моторики дошкольников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В старшем дошкольном возрасте происходит стремительное формирование и перестройка в функционировании всех физиологических систем организма дошкольника.
Дошкольный возраст характеризуется активным развитием психической сферы ребёнка.
По мере того, как дошкольник исследует мир, который находится вокруг него, он учится активно размышлять о различных явлениях в окружающей среде, о самом себе, как личности.
Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации.
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других навыков.
В процессе исследования нами были изучены особенности развития мелкой моторики и речи дошкольников.
На основании полученных данных мы сделали вывод, что уровень развития мелкой моторики и речи детей на момент обследования можно считать не соответствующим нормативным показателем.
Экспериментальная работа заключалась в составлении серии пальчиковых игр и упражнений и разучивании их по одной еженедельно.
Таким образом, в данном исследовании были разработаны игры и определена их эффективность в развитии речи и мелкой моторики дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) происходит стремительное формирование и перестройка в функционировании всех физиологических систем организма дошкольника: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. С большой скоростью увеличивается рост и вес, изменяется соотношение частей тела. Высшая нервная деятельность претерпевает значительные изменения. По своим параметрам головной мозг дошкольника шести лет в значительной мере приближается к параметрам мозга взрослого человека. Организм дошкольника в возрасте от 5 до 7 лет демонстрирует готовность к достижению более высокого уровня возрастного развития, подразумевающего более значительные интеллектуальные и физические нагрузки, причиной которых является постоянное школьное обучение.
Дошкольный возраст характеризуется активным развитием психической сферы ребёнка. В связи с таким активным развитием ребёнок дошкольного возраста особенно нуждается в ощущении безопасности. Чувство безопасности даёт дошкольнику возможность быть уверенным в том, что он может беспрепятственно исследовать мир вокруг себя, а также активно развиваться. По мере того, как дошкольник исследует мир, который находится вокруг него, он учится активно размышлять о различных явлениях в окружающей среде, о самом себе, как личности. Также учится понимать себя и других людей: как взрослых, так и своих одногодок. Нельзя не отметить активное развитие коммуникативных навыков, а также социальной сферы. Дошкольник учится общаться со своими сверстниками, со взрослыми людьми, а также учится приемлемо вести себя в обществе, адекватно проявлять эмоции, реагировать на эмоции других.
Помимо этого у ребёнка формируется активный навык речи. По мере развития коммуникативных способностей, ребёнок всё активнее использует речь, постоянно расширяя словарный запас. Следовательно, в этом возрасте приобретают важность разговоры на разные темы. Подобные беседы позволяют взрослому выслушать мысли и чувства ребёнка [12].
С развитием познавательной сферы, а также речи у дошкольника появляется много вопросов о том, почему происходят явления, которые его интересуют, в чём заключается механизм существования данных явлений, а также, как конкретно они проявляются.
В данном возрастном периоде активно развивается понимание и осознание эмоций. Дети начинают активно трактовать как свои эмоции, так и чужие. Подобные эмоциональные навыки являются полезными для установления эффективных коммуникативных связей и отношений как с самим собой, так и с другими людьми. Старший дошкольный возраст имеет особое значение в формировании психических качеств дошкольника: во временной отрезок жизнедеятельности происходит развитие новых психологических процессов деятельности и поведения.
В данный период формируется фундамент развивающейся личности:
– развивается постоянная прочная иерархия мотивов;
– формируются новые общественно-обусловленные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, «взрослые» действия, быть «взрослым»;
– желание быть признанным другими детьми: старшие дошкольники демонстрируют яркий интерес к разным видам групповой деятельности и параллельно – желание в игре и остальных формах деятельности быть на первом месте, победителем; формируется потребность действовать с соблюдением общепринятых правил и этических норм и т.д.);
– появляется новый (опосредованный) вид мотивации как фундамент произвольного поведения;
– дошкольник овладевает определенным комплексом общественных ценностей;
– нравственных правил и нормативов функционирования в социуме, в определенных ситуациях он уже способен контролировать собственные непосредственные желания и действовать, основываясь не на собственных желаниях, а на нормативных понятиях («надо»): есть желание посмотреть телевизор, но мама просит присмотреть за младшей сестрой и помочь с покупками, нет желания наводить порядок в игрушках, но это является частью обязанностей дежурного, следовательно, нужно выполнять и т. д.) [12].
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознанно разбираться в собственных эмоциях, когда начинает воспринимать свои чувства и различать их. Более того, ребенок в данном возрасте не только понимает собственные эмоциональные переживания в определенной ситуации (на это способны и дети 4-5 лет), но и формируется интеграция эмоций.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребенка-до-школьника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.