Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь отношения родителей к школе и эмоциональное благополучие школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1. Отношение родителей к школе как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………………………………………………………………..6
1.2. Психологическое благополучие ребенка в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………………………………………..9
1.3. Особенности развития личности в младшем школьном возрасте 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 21
2.1. Объект и методы исследования 21
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Проблемы семейного воспитания, его содержание, особенности и тенденции, целесообразность обращения к прогрессивным идеям семейной педагогики получили освещение в работах Е. Докукиной, К. Журбы, Т. Кравченко, В.Постового, В. Семченко, А. Хромовой и др. Анализируя состояние воспитанности детей разного возраста, влияние семьи на формирование детской личности, исследователи доказывают целесообразность участия современной семьи в процессе обучения школьников, в частности в контексте ее воспитательной функции.
В исследованиях Л. Божович, А. Богдановой, В. Мухиной, Т. Конникова, Т.Титаренко представлена характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, которые, с одной стороны, требуют всестороннего учета в работе с ними, а с другой – являются предпосылками эффективного применения соответствующих методов и приемов.
Вместе с тем, проведенный анализ литературных источников показывает, что проблема воспитания детей младшего школьного возраста на семейных традициях еще не получила должного освещения в современной психолого-педагогической теории и практике. Содержание учебных дисциплин в начальных классах отличается теоретической направленностью, не находя у детей внутреннего эмоционального одобрения и деятельностного восприятия на личностном уровне.
Не может выполнить этой важной задачи и современная семья, находящаяся, как и все общество, в кризисном состоянии, предпочитая материальным ценностям духовные, что негативно сказывается на развитии детей и молодежи, ведет к морально-психологическому обнищанию и социальной деградации значительного их количества. Особенно страдают от этого дети младшего школьного возраста, у которых еще не сформированы устойчивые личностные черты, отсутствуют знания, умения и навыки, которые могли бы помочь им противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, предпочитая им действительные ценности и жизненные ориентиры. Это обусловливает возникновение противоречий между потребностями в становлении сознательной, общественно активной личности и действительным положением семейного воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать взаимосвязь отношения родителей к школе и эмоционального благополучия школьника.
Согласно цели были определены следующие задачи:
— выяснить состояние проблемы в педагогической теории и образовательной практике;
— обосновать основные теоретические подходы к применению семейного воспитания в формировании отношения младших школьников к обучению;
— обосновать организационно-педагогические условия внедрения в учебно-воспитательный процесс содержательной модели семейного воспитания младших школьников во внеклассном образовании учащихся;
— разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию детей с привлечением семейных традиций.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – содержание, формы и методы семейного воспитания учащихся начальных классов в образовании учащихся.
Методологической основой исследования является теория познания; основные положения системного подхода как методологического способа познания педагогических фактов, явлений и процессов; личностно деятельностный и личностно ориентированный подходы к рассмотрению функционирования системы «учитель – ученик»; ведущие идеи философии и психологии, образования и воспитания, идеи семейной педагогики.
В процессе исследования использовался комплекс взаимосвязанных методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта.
Участие в исследовании приняли 10 учащихся 2 класса школы № 7 города Саратова.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в учебно-воспитательном процессе начальной школы, при написании научных работ, посвященных проблематике.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты проблемы. Вторая глава посвящена анализу влияния отношения родителей к школе на отношение младших школьников к учебно-воспитательному процессу. Заключение подводит итоги исследования.
Заключение:
Появление в жизни общества системы всеобщего обязательного среднего образования обусловило выделение особого периода в развитии ребенка младшего школьного возраста. В этот период у ребенка формируется отношение к обучению, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Проблема негативного отношения заслуживает внимания, поскольку оно напрямую влияет на успешность ребенка в школе. Эффективным средством изменения отрицательных тенденций в лучшую сторону является сотрудничество с семьями умственно отсталых младших школьников с целью воспитательного влияния.
Наиболее эффективными средствами, стимулирующими процесс формирования отношения к учебе у младших школьников в условиях внеурочной работы, являются: беседы о семье (маме, папе, бабушке, дедушке и других родственниках) участие в семейных праздниках; беседы и тому подобное.
Родственные чувства, возникающие благодаря апробированным нами средствам, играют в жизни младшего школьника роль внутреннего стимулятора, который является лучшим и сильнейшим двигателем его гражданского утверждения на основе природного влечения к семье.
Благодаря тесному сотрудничеству с родителями в школе создается положительный микроклимат, установлены доверительные отношения между учениками и учителями. Снижается количество обращений родителей к администрации с жалобами. Активизируется их участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях, частично улучшается материально-техническая база школы.
Использование семейного воспитания будет способствовать улучшению отношения младших школьников к учебно-воспитательному процессу.
К психолого-педагогическому просвещению родителей следует привлекать специалистов различных отраслей, причем следует помнить, что от компетентности, эрудиции и коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей к классному руководителю.
Массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. Доказано, что в совместной деятельности с родителями нужна дифференциация, личностно-ориентированный подход. Знание типологии семей во многих случаях дает возможность прогнозировать возникновение определяющих типов педагогических проблем, которые необходимо решать вместе.
Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достичь желаемых результатов. Ведь и у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное развитие.
Обеспечить такого рода взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1. Отношение родителей к школе как психолого-педагогическая проблема
Очень многие родители жалуются на то, что дети их совсем не слушаются. Они могут говорить со своими детьми, требуя, чтобы они изменили своё поведение, но, тем не менее, дети всё равно совершают одни и те же проступки [10].
Дети фактически слушают и слышат всё то, о чём мы говорим, и что сами обещаем. Как вы думаете, какие могут возникнуть вопросы в голове у вашего ребёнка после вашего телефонного разговора, который вы только что закончили? Хотя похоже на то, что они так увлечены своей игрой, что вроде и не прислушиваются к вашим разговорам, но будьте уверены: они очень часто прислушиваются к разговорам взрослых и внимательно следят за тем, что происходит вокруг них.
Если это так на самом деле происходит, то родители должны быть более осторожными относительно своих высказываний и своего отношения к некоторым вещам, которые они передают детям, когда они думают, что дети их не слышат и не замечают. Маленькие дети особенно впечатлительны, охотно верят тому, что родители им говорят, и стараются подражать взрослым, когда родители что-либо говорят или делают [13].
Один из общих предметов, о которых родители имеют своё определенное мнение, это – школа. Некоторые родители относятся с уважением к преподавателям своего ребёнка, тогда как некоторые относятся с долей сарказма и иронии к преподавателям своего ребёнка. Некоторые родители соглашаются со школьными методами, правилами воспитания и обучения детей, в то время как другие родители не соглашаются с такой методикой. Независимо от того, к какой категории вы относитесь, возможно, что ваш ребенок наблюдает за вами и приспосабливает ваше мнение и отношение к школе как своё собственное.
Когда родители относятся положительно к методам обучения в школе, их дети понимают, что ходить в школу это – их работа, получать хорошие отметки важно для их будущего роста, и что школьный преподаватель заслуживает уважения. Такие дети будут прилежно учиться, хорошо выполнять домашние задания, и, что невыполнение домашних заданий может повлечь за собой плохие последствия [11].
Если родители имеют негативное отношение к школе и/или преподавателю, то очень часто их дети будут показывать плохое поведение, часто нарушать школьную дисциплину: плохо будут вести себя в классе, препираться с преподавателем или с другими одноклассниками, или не выполнять классные задания, не делать домашнюю работу. Иногда эти дети могут быть наказаны или могут получить выговор за плохое поведение, но это их особенно не будет беспокоить.
Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми в семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения к детям. Родительский стиль — это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Авторитарный воспитательный стиль (в основе — тактика диктата) означает подавление чувства достоинства, инициативы, самостоятельности одними членами семьи (чаще взрослыми) у других. Жесткие приказы, принуждение, произвол родителей приводят к значительным нарушениям в формировании личности ребенка. Как показывают исследования, угрозы, насилие, давление вызывают ответную грубость, вспышки агрессивности, лживость, лицемерие, даже откровенную ненависть. Если родителям, другим значимым взрослым удается сломить сопротивление ребенка, то одновременно они ломают и важные качества личности, на которые, собственно, нет запроса в данных условиях и развитие которых становится невозможным: самостоятельность, веру в собственные силы, чувство достоинства, инициативность и тому подобное.
Демократический стиль семейных отношений (тактика сотрудничества) предполагает не только родительскую поддержку и помощь в их отдельных делах, но и взаимопонимание, взаимоуважение детей и родителей, установление партнерских на паритетных основах взаимоотношений, основанных на сострадании, сопереживании, ответственности за последствия своей активности.
Либеральный стиль (тактика невмешательства). Система межличностных отношений в семье строится на признании (целесообразности) независимого существования взрослых и детей. Родители как воспитатели, по данному типу взаимоотношений, зачастую уклоняются от активного позитивного вмешательства в жизнь ребенка. Их больше привлекает комфортное сосуществование с детьми, не требующее глубоких душевных переживаний. При таких условиях ребенок становится эмоционально безразличным к другим, ярко проявляется эгоцентризм, индивидуализм, а семья для него — лишь необходимая формальность [4].
Потуральный воспитательный стиль (тактика опеки и безоглядной любви). Родители собственными усилиями, трудом пытаются удовлетворить все потребности ребенка, ограждая его от любых забот, сложностей и тому подобное. Поэтому ребенок, искусственно лишенный возможности проявлять себя в достижении определенных результатов, отвечать за последствия своих действий и т.д., растет инфантильным, беспомощным, безынициативным, избегает ответственности за определенные действия, решения. Доминирующей характеристикой человека, который растет в условиях потурального стиля, — является эгоцентризм. В отношении к людям, которые его окружают, действует установка: каждый, кто не ставит целью удовлетворять его потребности, — эгоист, человек нежелательный для дальнейшего общения, даже враждебный.
Выделяют также неустойчивый стиль воспитания, для которого характерен непредсказуемый переход родителей от одного к другому стилю отношение к ребенку. Такие «перепады» рожают в нем недоверие к родителям, отчужденность, формируют установки реагировать не на содержание обращений, требований, а на форму. Для удовлетворения своих индивидуалистических потребностей дети обычно пытаются использовать ситуативно благоприятный эмоциональный фон отношений с отцом или матерью.
Неспособность родителей выработать благоприятную для развития ребенка воспитательную позицию может привести к глубоким нарушениям в отношениях с детьми, к жестокости по отношению к ним. Следует отметить, что родители переносят личностные проблемы и проблемы в отношениях с другими членами семьи на детей преимущественно подсознательно, чаще всего с глубоким убеждением, что именно так ребенку делают добро. Однако неадекватное отношение родителей приводит к деформации личности ребенка, затрудняет возможности его самореализации, актуализируя тем самым необходимость предоставления семье психологической помощи.