Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь отношений в родительской семье и отношений партнеров в браке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.4 Феномен суверенности психологического пространства личности в семейном и социальном пространстве 22
2. Эмпирическое изучение связи сцверенности психологического пространства и уровня удовлетворенности в браке 27
2.1. Характеристика методов и выборки исследования 27
2.2 Оценка суверенности и психологического пространства респондентов в детстве 31
2.3. Удовлетворенность браком в брачной диаде 33
2.3. Связь отношений в родительской семье с удовлетворенностью партнеров в браке 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Семейное благополучие и удовлетворенность отношениями зависят от многих факторов, в первую очередь от опыта, полученного человеком в семье. Модель семьи, в которой растет ребенок, вне зависимости от того, непосредственно влияет на формирование личности ребенка и очень важна для выбора себе партнера во взрослом возрасте и для построения отношений с другими людьми, в том числе брачных.
Опыт, полученный в родительской семье, особенно на ранних этапах развития, является важной основой не только для формирования характера, формирования привязанностей и мировоззрений, установок и ценностей личности, но и для построения супружеских отношений.
Важно исследовать, как люди с разной удовлетворенностью брака воспринимают себя, свое мировоззрение и автономность и находит ли это отражение в отношениях с собственным супругом.
Учитывая направленность и тематику работы, посвященной семье, мы находим ряд исследований, раскрывающих особенности образа семьи у детей и взрослых. В результате создания связи между поведением родителей и представлением ребенка о себе и отношением родителей к нему была создана типология восприятия родителями ребенка (Хоментаускас С., 1989). Многие исследователи считают, что существует связь субъективного видения человеком картины мира семьи и себя в ней с особенностями развития и формирования его представлений о себе. Имеются данные о том, что субъективный образ себя и родительской семьи формируется на основе сочетания образов детско-родительских отношений и отношений между родителями.
По мнению Р.Скиннера, люди выбирают друг друга неосознанно, опираясь на сходство семейной истории. Н.Н.Нарицын выделил ряд критериев, характеризующих представление о потенциальном брачном партнере, среди которых родительский сценарий, первые навыки общения, полученные в семье, первые эротические впечатления, а также определенные генетические признаки, которые являются положительными, по мнению человека. Многие исследования были посвящены удовлетворенности браком.
Исследований, позволяющих определить взаимосвязь представлений о суверенности своего пространства с особенностью построения отношений в собственной семье и удовлетворенностью браком, немного.
В своем исследовании я планирую доказать, что существует определенная связь между сцверенностью психологического пространства личности и его удовлетворенностью в браке. Можно предположить, что люди умеющие отстаивать свои личные интересы и границы, безопасность физического пространства, могут и в браке выстроить комфортные отношения, что непосредственно влияет на большую степень удовлетворенности своим браком. Тем самым хочется подчеркнуть значимость внутрисемейных отношений в родительской семье, стиля взаимодействия и личностных характеристик для формирования полноценных супружеских отношений супругов в браке.
Я считаю актуальность моей темы очевидной, в связи с тем, что в последнее время в нашей стране наблюдается ряд негативных явлений – падение значимости семейных ценностей, увеличение числа внебрачных рождений, усложнение межличностных отношений, рост числа одиноких людей, которые не стремятся к созданию семьи, увеличение количества разводов и соответственно рост числа неполных семей.
Чешский психотерапевт С.Кратохвил на основании многочисленных данных своего практического опыта пришел к выводу, что ролевое поведение супругов в семье, особенно в начальный период ее становления, связанно с неосознанной тенденцией к повторению модели семьи своих родителей. При этом каждый из брачных партнеров обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола, дополняя эту роль своими представлениями о роли родителя другого пола (В.М.Целуйко, 2006).
В настоящее время формируется новый тип семьи: её единство все больше зависит от личных отношений друг к другу всех ее членов — взаимопонимания, привязанности, взаимной отзывчивости, уважения, симпатии и любви.
Постановка проблемы супружеских отношений в молодой семье, установление психологических оснований их осмысления и изучения выступают актуальными задачами не только по причине наблюдаемого кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим пси- хотерапевтическими задачами, психологическое осмыс- ление семейных отношений будет иметь теоретическую и прикладную значимость также в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.
Отношения с самыми близкими людьми отличаются психологической близостью, положительной эмоциональной окрашенностью, обладают наибольшим потенциалом значимости, осознаваемости, длительности сво- его существования. В отношениях с самыми близкими людьми наиболее полно удовлетворяется потребность человека быть значимым для Других. Таким образом, анализ проблемы событийности предполагает обращение к возможным противоречиям, обусловленным различающимися личностными смыслами супружеской пары, и разрешение выявленной интолерантностей партнеров.
Например, неполная семья не может в полной мере выполнять все свои функции и служить образцом позитивного семейного взаимодействия. Также семьи, в которых дети сталкиваются с неприятием, отвержением и отсутствием поддержки, могут не быть образцовой моделью, на которую можно положиться при построении своей будущей жизни, в том числе и семейной. Решение подобных проблем и выявление причин происходящего невозможно без изучения механизмов семейных взаимоотношений. Любое изучение современного института семьи и брака важно, так как полученные знания могут обогатить как теоретические представления, так и методический инструментарий спецалиста, занимающегося оптимизацией межличностных отношений.
Таким образом, проблема
Цель: исследовать связь суверенности психологического пространства личности с уровнем удовлетворенности в браке.
Объект: суверенность психологического пространства личности в контексте удовлетворенности браком.
Предмет: связь суверенности психологического пространства личности с уровнем удовлетворенности в браке.
Гипотеза: связь суверенности психологического пространства личности с уровнем удовлетворенности в браке существует.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по вопросам суверенности психологического пространства личности и вопросам взаимоотношений супругов в браке, удовлетворенности браком.
2. Эмпирические методы исследования:
1) Демографическая анкета
2) Методика диагностики суверенности психологического пространства С.К. Нартовой-Бочавер (СПП-2010)
3) Тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко
Выборка: 20 человек (мужчины и женщины от 25-45 лет), состоящие в браке длительностью от 3 лет.
Заключение:
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Семья занимает одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей. Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи (Мацковский М. С., Харчев А. Г., Сысенко В. А., Дементьева И. Ф., Трапезников а Т. М., Ричардсон Р., Гребенников И. Ф. и др.). На удовлетворенность браком могут влиять многие факторы, такие как стадия жизненного цикла семьи, семейный опыт, схожесть ценностей супругов, наличие детей, материальное положение в семье и занятость. Однако ряд исследований показывает, что неудовлетворенности браком можно избежать, если правильно установить психологическую дистанцию.
Вступая в брак, другой человек является для нас внешним миром, и после вступления в брак с ним мы «синхронизируем» свою процессуальность, учитывая сложившуюся у него иерархию личностных смыслов и ценностей, определяющих предпочитаемые им виды активности, его биологические ритмы, временные параметры освоенных им навыков, умений и прочих компонентов деятельности, а также усвоенные им и выполняющие регулятивную функцию социальные нормы. По отношению к брачным отношениям проблема совместного существования непосредственно связана и с проблемой независимости (суверенности) личности. Вступив в брак, человек переструктурирует границы своего личного пространства в связи с новой конфигурацией отношений как с брачным партнером, так и с другими членами семьи. Каждый из партнеров очерчивает границы своего приватного пространства и пространства своей семьи.
Полученные данные дают достаточно оснований утверждать, что наша гипотеза о том, что существует определенная связь между северенностью психологического пространства личности и удовлетворенностью браком подтверждена. Феномен психологической суверенности личности получил свою операционализацию в самостоятельной концепции, согласно которой психологическая (личностная) суверенность определяется как способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, в основе которой — обобщенный опыт успешного автономного поведения (С.К.Нартова-Бочавер). В ходе исследования было выявлено, что респонденты у которых в родительской семье было отсутствие попыток нарушить соматическое благополучие, безопасность психического пространства, уважение к личной собственности и возможность иметь свое мировоззрение более удовлетворены браком, чем те, кто переживал дискомфорт, отсутствие границ, контроль со стороны родителей.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические подходы к пониманию взаимоотношений супругов в брачной диаде
1.1 Особенности межличностных отношений в семье
Отношения между людьми в группах являются фундаментальными в мире действия, где люди рассматриваются с точки зрения их поведения под влиянием других людей. Такие отношения могут устанавливаться в семье, где поведение взрослых членов этой малой группы потенциально влияет на детей.
Такие взаимосвязи в семейных отношениях носят постоянный характер, имеют словесные, физические, эмоциональные и другие черты характера, имеющие важное значение в дальнейшем развитии жизни человека.
Каждый человек на протяжении всей своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, от которой он происходит, и семьи, которую он создает сам.
Родительская семья является первичной социальной средой личности, средой социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, отношения в семье, ценности и установки родителей являются главными факторами развития личности [1].
Если учесть учение Форсайта, который под группой определяет 2-х и более индивидов, находящихся под влиянием друг друга через социальную взаимосвязь, то семья и есть такая группа [6].
Социализация на ранних этапах формирования и развития личности, которую иначе называют первичной, связана с непосредственным воздействием на человека, его ближайшее окружение. И главная роль здесь принадлежит родителям — первичным агентам социализации.
Взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомиться с образцами культурных ценностей и норм, имеет честь следовать им даже тогда, когда не всегда понимает их смысл. Ребенок в раннем возрасте сознательно стремится копировать определенную модель поведения которую видит в своей семье.
По мнению З. Фрейда, новорожденный является еще беспомощным существом с неуправляемой энергией. Ребенок должен знать о том, что его потребности и желания не могут быть удовлетворены сию же минуту. Для него это болезненный факт. В этот период родители замечают, что у ребенка появляются эротические черты; он отличает себя от представителей противоположного пола, а также наблюдает за взаимоотношениями отца и матери. По мнению Фрейда важно, чтобы в этот период у него не сформировался «эдилов комплекс» – эротическое чувство к матери и антагонизм по отношению к отцу. Ребенок обычно подавляет эти чувства на уровне бессознательного. Это важная стадия формирования личности [12].
Дж.Г. Мид в своей теории личности главное внимание уделяет тому, как дети учатся использовать понятия «я» и «мы». С его точки зрения, дети младшего возраста развиваются, прежде всего, как социальные существа за счет имитации действия взрослых. Он полагает, что игра является одним из основных способов социализации ребенка. В игре дети подражают взрослым, переходя от простых имитационных действий к более сложным. В возрасте 4-5 лет дети начинают уже играть роли взрослых. Именно на этой стадии ребенок осознает себя, отличает себя от других, свое «я» от «мы».
Следующей стадией развития ребенка является возраст 8-9 лет, и в этом возрасте, по определению Дж. Мида, ребенок принимает участие в организованных играх. В это время он познает основные ценности, правила морали, существующие в социальной жизни, а также культуру, в которой он формируется [12].