Курсовая с практикой Педагогика/Психология Детская психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь образа семьи и развитие самосознания дошкольников (4-5лет)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА САМОСОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Влияние семьи и семейного воспитания на становление и развитие личности ребенка 6
1.2. Самосознание у детей дошкольного возраста 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОБРАЗОМ СЕМЬИ И САМОСОЗНАНИЕМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация и методики исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
2.3. Рекомендации для родителей 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Оптимизация процесса становления личности в дошкольном возрасте, в частности, содействие личностному бытию и развитию самосознания ребенка, значимых для его успешной социализации и полноценной самореализации в дальнейшем, являются приоритетными задачами дошкольного звена современного отечественного образования, зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Потребность в реализации определенных задач направляет психологическую науку на исследование особенностей становления и поиск эффективных путей формирования самосознания у детей дошкольного возраста, что происходит в условиях интенсивного познания ими окружающей среды.
Вопрос об особенностях становления самосознания дошкольника до сих пор является открытым для научной дискуссии в рамках возрастной психологии. Ученые обосновали ряд теоретических положений по проблеме самосознания: о соотношении сознания и самосознания (Л.С. Выготский, С.Г. Костюк, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин и др.), о сущности и структуре самосознания (Р. Бернс, М.И. Боришевский, В. Джеймс, И.С. Кон, С.Д. Максименко, Дж. Мид, К. Роджерс, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.), о факторах и механизмах его развития (А.В. Захарова, В.С. Мухина, А.Т. Соколова, З. Фрейд и др.). Объектом научных исследований выступали феномены «образ мира» и «картина мира» (И.Е. Куликовская, А.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. В. Петухов, С. Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов и др.), «образ мира взрослых» (И.М. Бушай).
В дошкольном возрасте предметом специального изучения были: особенности «открытия» ребенком мира предметов и мира людей (Л.Ф. Обухова, М.В. Осорина, Е.В. Субботский, И.В. Шаповаленко и др.), игровая деятельность как ведущее средство моделирования дошкольниками различных аспектов мира взрослых (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.), становление отдельных составляющих самосознания детей 3-7 лет в контексте их личностного и индивидуального развития (З.В. Гурина, Е.Л. Кононко, Г. Крайг, В.У. Кузьменко, Г.А. Люблинская, Т.А. Пироженко, А.Г. Рузская, С.П. Тищенко, А.А. Шаграева и др.), специфика самопознания и развития образа «Я» (М.И. Лисина, А.И. Сильвестру и др.), самооценка (А.В. Захарова и др.) и самоуважение (Н.М. Дятленко и др.) детей.
Учеными доказано, что особенностями самосознания в дошкольном возрасте являются: осознание ребенком своих переживаний, отношений к себе и к другим людям (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ю.А. Приходько, П.Р. Чамата и др.), появление самостоятельных представлений о себе, «личное сознание» (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин и др.), развитие самолюбия (С.П. Тищенко и др.), познание себя как субъекта деятельности и личности (И.Т. Димитров и др.), появление рефлексивных позиций «Я-другой» (Н.И. Непомнящая), «Я-в-предметном мире», «Я-среди-людей», «Я-сам» (Е.Л. Кононко), представление ребенка о себе в прошлом (А.Г. Урунтаева и др.) и будущем времени (В.С. Мухина и др.), осознание собственной половой идентичности (Д.М. Исаева, В.Е. Каган, Л. Кольберг, А.А. Палий и др.).
В течение двух последних десятилетий ученые исследовали такие аспекты проблемы становления самосознания дошкольника как: развитие саморегуляции в условиях взаимодействия со сверстниками и взрослыми (А. Байер), взаимоотношения со взрослыми и сверстниками как фактор развития самооценки (И.С. Мельник), специфика формирования самооценки в условиях игры (Л. Уманец) и др.
Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы обусловлена повышенным интересом исследователей к развитию самосознания дошкольников, а также недостаточной разработанностью вопроса влияния образа семьи на развитие самосознания у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Объект исследования – самосознание детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Предмет исследования – взаимосвязь образа семьи и развитие самосознания дошкольников (4-5лет).
Цель исследования – выявить взаимосвязь образа семьи и развитие самосознания дошкольников (4-5лет).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности влияния семьи и семейного воспитания на становление и развитие личности ребенка.
2. Описать особенности самосознания у детей дошкольного возраста.
3. Провести исследование образа семьи и самосознания детей 4-5 лет.
4. Выявить взаимосвязь между образом семьи и развитием самосознания дошкольников 4-5 лет.
Методы исследования:
– анализ литературы по теме исследования;
– диагностика;
– метод количественного и качественного анализа результатов диагностики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал и полученные результаты исследования можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самосознание – одна из сторон сознания, которая заключается в осознании и оценке личностью самой себя, своего места в мире, своих особенностей, собственных ощущений, причин (мотивов) и последствий своего поведения, эмоций, чувств, интересов. Содержание понятия указывает на субъективный характер самосознания и ее универсальный характер – самосознание (или «Я-образ», или «Я-концепция»), свойственное всем людям и все они одинаково чувствительны к ее содержанию.
Решающее значение на первых порах формирования самосознания имеют оценочные высказывания близких взрослых, что, заботясь о ребенке, формируют у него ценностное отношение к себе самому. Ребенок постепенно начинает воспринимать себя как особую ценность и для себя, и для всей семьи. Переживание ценности собственного «Я» окажется ощутимой опорой для ребенка в кризисный период.
Проведенное исследования позволило становить связь между образом семьи и самосознанием детей среднего дошкольного возраста. Было установлено, что негативные взаимоотношения в семье, сформировавшийся у ребенка негативный образ семьи способствует тому, что у детей формируется и развивается неустойчивая заниженная или завышенная самооценка и ошибочное представление о самих себе. В семьях с положительными взаимоотношениями между членами семьи у дошкольников отмечается сформированность положительного образа семьи и адекватная либо устойчивая завышенная самооценка у дошкольников. Эти дети, как правило выбирают более трудные задания, поскольку считают, что могут справиться со всем, что им предложено, дети верят в свои силы.
Отсюда важный вывод – чувство самоидентичности, собственной значимости и ценности порождает состояние внутреннего комфорта ребенка, что крайне необходимого для полноценного развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА САМОСОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Влияние семьи и семейного воспитания на становление и развитие личности ребенка

Семья – место физического появления, первичной социализации, духовного развития и становления новой целостной личности. От типа семьи, особенностей ее функционирования, характеров и личных качеств родителей зависит то, каким будет воспитанный ими ребенок. Особенно на формирование личности маленького человека влияет стиль воспитания, избранный родителями.
Семья – это скрытое от внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Дружественные и родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальны и неповторимы. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Семейное воспитание – одна из важнейших форм воспитания подрастающего поколения, которая обеспечивает осуществление воспитательных воздействий на детей, в ходе которого осуществляется передача взрослыми членами семьи социального опыта и моральных норм, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций [Педагогический словарь…, С. 292-294].
На необходимости семейного воспитания как оптимального условия гармоничного развития ребенка в свое время постоянно настаивали выдающиеся педагоги-гуманисты – Г. Гмайнер, П.Ф. Лесгафт, О.С. Макаренко, Й.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. Они доказывали, что семья является одним из важнейших институтов социализации ребенка, персональной окружающей средой его развития, поскольку именно в семье берут начало мировоззрение, морально-эстетические идеалы и вкусы, нормы поведения, трудовые навыки, ценностные ориентиры ребенка, то есть все те качества, которые впоследствии составят его сущность как человека.
Особенности социализации ребенка в семье рассматривались отечественными и зарубежными учеными: М.И. Алексеевой, И.Д. Бехом, Е.В. Бондаревской, Р.Т. Гуровой, И.С. Коном, М.П. Лукашевичем, В.М. Шепелем и другими. Педагогическим проблемам формирования личности ребенка в условиях семейного воспитания посвящены работы Ю.П. Азарова, Т.Ф. Алексеенко, В.Г. Постового, С.П. Тищенка и других.
На ход развития ребенка влияют такие факторы как наследственность и среда. Если мы говорим о семейном воспитании, то остановимся на втором факторе, к которому и принадлежит семья.
К фактору среды относятся: физическая среда (вода, воздух, условия и т.п.); социальная и культурная среда (нормы, ценности, убеждения, правила и стандарты поведения и т.д.); когнитивная среда; эмоциональная среда (межличностные отношения, психологическая поддержка) [Райкус 2009, С. 7-25].
Семейное воспитание (в широком смысле слова) – это одна из самых древних форм социализации и воспитания детей, которая органично объединяет объективное воздействие культуры, традиций, обычаев, взглядов народа, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности.
Под семейным воспитанием в узком смысле слова воспитательным понимается взаимодействие родителей с детьми, основанном на семейной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и способствует созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развития и саморазвития личности ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы