Психологическое сопровождение образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь образа родителей и особенности идентичности старших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА РОДИТЕЛЯ И ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ.. 6

1.1. Исследование
образов матери и отца в зарубежной и отечественной психологии. 6

1.2. Подростковые
кризис и особенности формирования идентичности подростка  10

1.3. Влияние семьи и
восприятия родителей на формирование идентичности подростка. 15

1.4. Гендерные
особенности социализации подростков. 18

Выводы по первой
главе. 23

ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ИДЕНТИЧНОСТИ ОТ ОБРАЗА РОДИТЕЛЯ У СТАРШИХ
  ШКОЛЬНИКОВ   24

2.1. Организация и
методы исследования образа родителя и идентичности подростков. 24

2.2. Результаты
исследования образа родителя и идентичности подростка. 26

2.3. Интерпретация
обобщение результатов. 29

Выводы по второй
главе. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ. 37

  

Введение:

 

Актуальность темы. Во многом поведение человека определяется
его представлением об окружающей его реальности – воспроизведением этого
представления в его внутреннем мире. Человек выстраивает свои отношения с миром
и наполняющими его объектами через призму образов этих объектов. В жизни
ребенка важнейшим институтом его социализации являются семья и родители как
основные составляющие семьи. Поэтому то, как формируется у ребенка образ семьи,
родителей, играет важную роль в его поведении и оказывает решающее влияние на
его развитие.

Учет специфики этих образов в зависимости
от различных факторов, возможность их корректировки является важным
инструментом в формировании личности ребенка, его внутреннего мира,
идентичности. К проблеме изучения восприятия подростками родителей, характера взаимоотношений
в собственной семье обращались в своих работах О.А. Карабанова, А.Я. Варга),
Э.Г. Эйдемиллер и другие исследователи. В этих работах главное внимание авторы
уделяли вопросу восприятия подростком системы взаимоотношений, складывающихся в
семье, восприятию родительской позиции и тому, как эти взаимоотношения и
позиции влияют на становление личности ребенка.

Специфика предлагаемого исследования
определяется изучением непосредственно образа родителе, который складывается у
подростка, включенного в структуру определенных детско-родительских отношений с
родителями, занимающими определенную позицию в воспитание ребенка. Образ
родителей в исследовании раскрывается как система оценок, которые выставляет
ребенок своим родителям по набору признаков, раскрывающих этот образ.

Степень разработанности проблемы. Проблеме
обретения социальной идентичности в молодом возрасте посвящено много трудов как
в зарубежной, так и в отечественной педагогике и психологии (Божович; Хьелл,
Зиглер; Эриксон. Все большее значение в последнее время придается исследованиям влияния семей на процесс обретения
идентичности подростками (Олейникова; Соловьева; Langton, Berger; Гурова,
Середина; Benson, Johnson).

Цель исследования – оценка влияния на идентичность
образа родителя. Объект исследования – воспринимаемый подростком образ
родителей. Предмет исследования – влияние образа восприятия родителя на
идентичность старшего школьника.

Гипотеза исследования образ родителя влияет на
особенности идентичности подростка: чем более неблагоприятный образ родителя
сформирован у подростка, тем негативнее идентичность подростка.

В
соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи
исследования:

— проанализировать труды
отечественных и зарубежных авторов в области исследования образов матери и
отца;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования была достигнута поставленная цель – выявлена зависимость образа
родителя и идентичности стершего школьника.

По итогам реализации
поставленных задач были сформулированы следующие основные выводы.

В
результате теоретического анализа было выявлено, что семья как первичная социальная группа, с
которой взаимодействует ребенок, становится одним из определяющих факторов его
развития. В условиях современного дискурса о кризисе семьи, отмечаемого многими
исследователями, в настоящее время становится актуальным вопрос о конкретизации
тех семейных факторов, которые могут негативно влиять на идентичность
подростка.

Таким образом, разнообразие обозначенных
выше понятий фиксирует, прежде всего, когнитивную конструкцию, отражающую
представления членов семьи о своей семье и семье вообще. Однако изучение
внутренней реальности семьи было бы неполным без изучения переживания семьи не
только на когнитивном уровне, но и на других уровнях: эмоциональном, ценностном
и поведенческом. Семейная идентичность – это переживание принадлежности к
семейной группе, содержащее когнитивный, эмоциональный, ценностный и
поведенческий компоненты и формирующееся в онтогенезе. Тем не менее феномен
семейной идентичности описан в литературе недостаточно. Таким образом,
значимыми представляются исследование особенностей идентичности и образа
родителей у подростков, а также соотнесение их со степенью их эмоционального
благополучия.

Полученные
в исследовании данные позволяют сделать вывод, что образы родителей у мальчиков
и девочек подросткового возраста, в том

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБРАЗА РОДИТЕЛЯ И ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 1.1. Исследование
образов матери и отца в зарубежной и отечественной психологии В психологической науке проблема образа
принадлежит к числу фундаментальных, предстает как одна из основных областей
научного исследования, поскольку именно образы, отражая объективную реальность,
являются содержанием психики субъекта.

Образ отца и матери – универсальный феномен
человеческой жизни и истории. Однако само понятие значительно меняется как с
течением времени, так и в зависимости от социальных групп или субъектов,
выражающих те или иные взгляды. В психологической науке в качестве объекта
исследования образ матери рассматривался чаще, чем образ отца. Однако в
последние десятилетия в системе отцовско-материнских представлений, резко
возрос интерес исследователей к отцовскому образу. Можно говорить о том, что в
последние годы сфера отцовства переместилась с периферии в фокус внимания как
отечественных, так и зарубежных ученых, стала едва ли не самой изучаемой.

В
зарубежной психологии проблема образа матери широко представлена в
психоаналитических теориях. З. Фрейд подчеркивал абсолютную важность материнского
образа с самого начала развития рассматривая образы как прототип всех
дальнейших отношений во взрослой жизни человека. Мать – первый и самый важный
объект любви ребенка, можно сказать, центр его мира. Однако ее образ в теории
Фрейда возникает из инстинктивных влечений, из опыта их удовлетворения и
фрустрации. По мнению З. Фрейда, образ матери складывается из отношений с
младенцем, её любви к ребенку, удовлетворения матерью потребностей ребенка

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы