Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь между действительностью и театром. На примере пьесы Елены Петровской «Танго, чардаш и война»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ И ТЕАТРОМ 5
1.1. Суть действительности в театре 5
1.2. Методы театрализации действительности 7
1.3. Тема войны и театральное искусство как отражение действительности………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. РЕЖИССЕРСКИЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ Е. ПЕТРОВСКОЙ «ТАНГО, ЧАРДАШ И ВОЙНА» 15
2.1. Опора на действительность в пьесе 15
2.2. Режиссерский анализ пьесы 18
2.2.1. Идейно-тематический анализ спектакля «Танго, чардаш и война» Е. Петровской 18
2.2.2. Режиссерский замысел спектакля 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 26
Введение:
Актуальность темы. Сценарий театрального спектакля, как и произведение любого другого вида искусства, являет собой единство реальной жизни с ее осмыслением и оценкой автора, выраженной в определенной художественной форме. Работая с документальным материалом, режиссер должен следовать принципам правдивости и художественности, а также помнить, что любой жизненный факт, реальный предмет, историческое место, изученные и осмысленные режиссером, только тогда являются содержанием театрализованного представления, когда выражаются в художественной форме.
В данном случае должно происходить воспроизведение действительной жизни, в которой обнаруживается и выражается для зрителей сущность этой жизни. Само ее «воспроизведение» есть воспроизведение художественное. Поэтому перед режиссером стоит задача – найти художественное решение каждому жизненному факту, каждому документу, используемому в сценарии или определить ему такое место в общей структуре сценария, чтобы в контексте с другим документальным или художественным материалом возникал некий «образно-смысловой ряд», который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. Именно такой подход к материалу необходим режиссеру в процессе работы над сценарием.
Проблемой исследования является изучение специфики взаимосвязи действительности с театром.
Объект исследования: действительность в театре.
Предмет исследования: воплощение действительности в театре.
Цель исследования: определить особенности взаимосвязи действительности и документальности в театральной постановке.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть суть действительности в театре;
— изучить методы театрализации действительности;
— показать проявление темы войны в театральном искусстве как отражение действительности;
— проанализировать опору на действительность в пьесе «Танго, чардаш и война» Е. Петровской;
— провести режиссерский анализ пьесы.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (режиссерский анализ пьесы).
Структура работы включает введение, основную часть, заключение, список литератур и источников.
Заключение:
В ходе теоретического исследования было выявлено, что действительность в театре – это не категория безвременья, а актуальный и своевременный контекст, имеющий социально-значимую роль, наступающий «на больное», поэтому и узнаваемый, но, режиссерски интерпретированный для его адаптации к театральной сцене. Обширность документального материала дает почву для его разночтений, однако ясным всегда остается то, что это всегда «зацепки» за реальный мир.
Мы представили существующие методы театрализации действительности и пришли к выводу о том, что сегодня режиссеры стараются воссоздать реальность на сцене максимально атмосферно и понятно, и все это вербализируется и ощущается через физический опыт, связанный с созданием и использованием материальных артефактов.
Отсюда и тема документальности в театре – через атрибутивные компоненты, а также через обращение существующих устойчивых образов (например, образ любви), через предлагаемые обстоятельства (война, уход на фронт) непосредственно вербализуется документальный материал на театральной сцене.
Мы привели примеры, как на реальном материале режиссерами ставились спектакли, взяв за основу тему войны, которая на тот момент была актуальна. Актуальная она и сейчас. Связь действительности и театра – очевидна, она заключается в исцелении человеческой души, в том, чтобы помочь пережить горькие события и почтить память ушедших безвозвратно героев.
Анализируя постановку «Танго, чардаш и война» Е. Петровской мы выявили очевидную предметность, которая выражалась в наличии атрибутов, таких как фужеры, коньяк, еда, даже пакет. Все это не давало уйти реальности из под ног и постоянно напоминало о действительности.
Красной линией проходящая тема войны подчеркивалась неоднократно, еще до подведения к проблеме, когда Надежда, направляя пистолет на зрительный зал, говорила про Донбасс. Это событие и послужило той самой реальной основой, которая при помощи совокупности методов театрализации была решена на театральной сцене.
Этот спектакль – возможность вспомнить героев, которые не вернулись с войны, почтить их память и также утвердиться в бесконечности любви и ее милосердии.
Таким образом, задачи исследования решены. Цель досгигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ И ТЕАТРОМ
1.1. Суть действительности в театре
Действительность в театре близка к документальности. В соответствии с определением, которое было дано П. Пави, о действительности и документальности в театре можно говорить тогда, когда в качестве текста используется фактологический материал, документы, разного рода первоисточники, которые соответствуют социально-политической программе по линии драматургии.
П. Руднев, стараясь найти взаимосвязи действительности с театром, обращался к рассмотрению его реалистической потребности. Он писал о том, что реализм в театре является константой исключительно настоящего времени, поскольку то, что было реалистично однажды, сегодня может казаться совсем не реальным. То есть, здесь просматривается своевременность выбора темы для постановки.
Исходя из того, что П. Пави обозначает обязательную опору на документальный материал, можно дополнить своевременностью и узнаваемостью события, что уже предложил П. Руднев. В настоящее время театральная постановка, которая поставлена на узнаваемом событии, на документальном материале современности принципам связи действительности и театра противостоять не будет. Говоря о действительности в театре, обязательно нужно учитывать интенцию времени для того, чтобы сценическое событие было узнаваемым.
Основатель «Театра.doc» М. Угаров документальность в театре рассматривет достаточно широко, отмечая, что документом может быть каждая деталь. Это и, например, ключ от квартиры, которая взята за прототип, Даже сам человек может расцениваться как документ, если он играет самого себя.
Представленные понятия фиксируют наличие интерпретационной проблемы, что же представляет собой действительность в театре. А. Лобанова, прослеживая историю развития отечественного документального театра, обратила внимание к лондонскому театру «Royal Court», считая его основным прототипом отечественной театральной документалистики. К. Мамадназарбекова более точно и основательно подошла к теме действительности в театре, и провела логическую параллель времени его появления: «если согласиться, что документальный театр – это представленный на сцене текст, не предназначенный изначально для сцены и не сочиненный драматургом, то можно точно назвать год его рождения – 1925. Именно в этом году Эрвин Пискатор ставит первый документальный спектакль – Несмотря ни на что».
В 1926 году режиссер Дж. Грирсон рассматривал документальность (с тем отличием, что в относительности с кино) как «творческую обработку действительности». И, можно предположить, что это мнение считается подытоживающим предыдущие концепции, поскольку имеет ввиду и событийную актуальность, и узнаваемость, и наличие реальных элементов, и документ как таковой.
На этом основании мы приходим к выводу о том, что действительность в театре – это не категория безвременья, а актуальный и своевременный контекст, имеющий социально-значимую роль, наступающий «на больное», поэтому и узнаваемый, но, режиссерски интерпретированный для его адаптации к театральной сцене.
1.2. Методы театрализации действительности
Готовность к театрализации представляет собой некоторую совокупность различных видов готовностей, отражающих существенные характеристики такой игры. Их выработка происходит, прежде всего, непосредственно при подготовке, однако целостными они становятся уже непосредственно в самой игре, поскольку происходит «внедрение» в материал. И здесь стоит обратиться к соотношению действительности и театрализации в ее театрально-художественном аспекте.
Так, прежде всего мы имеем ввиду готовность к тому, чтобы создавать иллюзию подлинности и готовность к вере в реальность видимого, что представляет собой две стороны одной медали.
Иллюзию, в свою очередь, с точки зрения В. Склез, следует считать как искаженное восприятие действительности, у основания которого иллюзия, обман чувств, принятие нереального, того, что непосредственно в этом месте и в это время нет, за действительное.
Также рационально упомянуть о готовности к сакрализации своего сценического существования, к разделению артистов и зрителей как «посвященных» и «не посвященных», наделяющих артистов сверхценностным статусом.
Не менее важна готовность к групповому существованию в театральной игре, представленной на зрителе и для зрителя, а также готовность к жертвенному, максимально правдоподобному исполнению роли. Последняя ориентирована на преодоление противоречия между актером и ролью, где актер отказывается от своего привычного «я» в пользу роли, а также между его желанием выразить что-то глубоко личностное и теми ожиданиями драматурга, режиссера и зрителя, которые определяют содержание театральной роли.
Л.Н. коптев именно таким образом, как представлено выше, видит основные позиции, группирующие вокруг себя все остальные, располагая их по соответствующим уровням.
Инструментарий создания театральных постановок, в основе которых – документальный материал, действительность дает возможность сделать вывод о том, что сегодня появились новые методы создания документальных пьес. Рассмотрим способы постановки спектаклей, основанных на событиях действительности. (Рис.1).