Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь личностных свойств и эмоциональных состояний подростков, находящихся на длительной госпитализации (на примере больных туберкулезом)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Раздел 1.
Теоретические аспекты исследования личностных свойств и эмоциональных состояний
подростков, находящихся на длительной госпитализации (на примере больных
туберкулезом) 6
1.1. Личностные свойства и
эмоционально-волевые состояния подростков 6
1.2. Особенности личностных
свойств и эмоциональных состояний у
подростков, больных туберкулезом. 9
Раздел 2.
Эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния подростков, находящихся
в ситуации длительной госпитализации. 15
2.1. Организация и методы
исследования развития эмоциональных состояний подростков. 15
2.2. Результаты эмпирического
исследования эмоциональных состояний
подростков. 18
Заключение. 29
Список
использованной литературы.. 31
Приложение. 35
Введение:
Эмоциональная сфера подростка как показатель
социально-эмоционального развития личности сегодня является актуальной
проблемой.
Эмоциональная сфера играет важную роль в процессе обучения,
особенно в подростковом возрасте. Изменения, происходящие с подростком,
проявляются в эмоциональных переживаниях, изменчивости настроения,
эмоциональной неустойчивости, неожиданных переходах от веселия к унынию и
пессимизму. Подросткам свойственно стремление подбирать аргументы в пользу более эмоционально
привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе
говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют
разумное решение.
Известно, что подростковый возраст является одним из наиболее
кризисных возрастных периодов. Это, в частности, объясняется бурным развитием
всех ведущих компонентов личности, которое сопровождается и, нередко,
осложняется физиологическими особенностями, связанными с половым созреванием. В
связи с этим подросток более подвержен колебаниям эмоционального состояния,
которые в хронической форме могут приводить к изменениям личности подростка.
Исследование эмоциональной сферы подростков занимались Л.С. Выготский,
С.Л. Рубинштейн, Л.В. Занков, Й.П. Лаужикас, В.И. Лубовский
и другие.
Психологические особенности подростка делают его особенно
уязвимым при действии патогенных факторов, изоляцией, связанной с длительными
лечением болезней. В современных условиях эпидемического неблагополучия по
туберкулезу в РФ это заболевание все чаще встречается у подростков,
характеризуясь ростом вторичного туберкулеза с распадом легочной ткани,
бактериовыделением, прогрессирующим течением и далеко не всегда благоприятным
прогнозом. Туберкулез значительно снижает социальную адаптацию и нередко
вызывает нарушения эмоциональной сферы личности.
Чаще всего на эмоциональную сферу подростка с диагнозом
туберкулез влияет длительная госпитализация. Находясь в принудительной изоляции
от общества, у человека начинается разрушение социально полезных связей,
появление неуверенности в себе, снижение целеустремленности, нарушение
социального взаимодействия, недостаточное развитие самостоятельности,
неадекватность самооценки. Подросток постоянно общается с одними и теми же
людьми, его среда характеризуется бедностью сенсорных раздражителей и
минимальностью перцептивных, коммуникативных и интерактивных действий, что
влияет на социально-эмоциональное развитие личности подростка. Однако
исследований, посвященных данной проблеме, недостаточно.
Заболевание
туберкулезом легких у детей необходимо рассматривать как психотравмирующую
ситуацию, которая сопровождается появлением целого ряда психологических
нарушений. Причины данных изменений у пациентов детского стационарного
отделения многочисленны. Очевидна необходимость организации и осуществления
психологического сопровождения процесса лечения и обучения детей и подростков,
больных туберкулезом органов дыхания, в условиях стационара. Лишь интеграция
медицинского, психологического и социального аспектов лечения способна
обеспечить повышение качества противотуберкулёзной терапии, а также обеспечения
условий для включения в образовательные процессы.
Цель исследования – выделить особенности эмоциональной сферы
подростков, находящихся на длительной госпитализации.
Объект исследования – эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы
подростков, находящихся на длительной госпитализации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические представления об эмоциональной
сфере личности.
2. Описать специфические характеристики эмоциональной сферы в
подростковом возрасте.
3. Рассмотреть влияние длительной госпитализации на
эмоциональную сферу подростков.
4. Выделить особенности эмоциональной сферы подростков,
находящихся на длительной госпитализации.
Методы исследования:
— теоретический анализ научных источников, анализ
научных публикаций по теме исследования, обобщение положений;
— эмпирические методы: проективные методы (модифицированная О.А. Ореховой
и А.М. Эткиндом методика «Домики», тест «Кактус» М.А. Панфиловой),
тестовые методики («Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой).
— методы обработки результатов: сравнительный анализ с
помощью критерия Манна-Уитни.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух
разделов, списка использованных источников.
Заключение:
Проанализировав литературу по теме исследования, удалось
установить, что эмоции представляют собой особый класс психических
процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме
отношения человека к предметам и явлениям окружающей его действительности. Эмоции и чувства –
это специфическая форма отражения существующего мира.
Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте характеризуется:
проявлениями эмоциональной возбудимости, устойчивостью эмоциональных
переживаний; высоким уровнем проявления страха и тревожности; противоречивостью
чувств; возникновением переживания не только по поводу
оценки подростков другими, но и по поводу самооценки;
сильно развитым чувство принадлежности к группе; предъявлением высоких
требований к дружбе; проявлением гражданского чувства патриотизма. Длительная госпитализация подростков негативно сказывается не
только на развитии эмоциональной сферы подростков, но и на общее формирование
личности. Госпитализация – это помещение человека в стационар, если он
нуждается в оказании медицинской лечебной помощи либо обследовании. Находясь в
длительной госпитализации, у человека начинается разрушение социально полезных
связей, ухудшение коммуникативных навыков, а также изменение ценностных
ориентаций.
Постоянно общаясь с одними и теми же людьми, индивид
сталкивается с бедностью сенсорных раздражителей и минимальностью перцептивных,
коммуникативных и интерактивных действий.
Подросткам, находящихся на длительной госпитализации, более
сложно держать под контролем эмоции. Из-за низкого контроля над ними,
смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. У
подростков, находящихся на длительной госпитализации, может преобладать
эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и
визуального контакта.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Теоретические аспекты исследования личностных
свойств и эмоциональных состояний подростков, находящихся на длительной
госпитализации (на примере больных туберкулезом)
§1.1.
Личностные свойства и эмоциональные состояния подростков Эмоциональная сфера личности включает в себя два тесно
взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и
чувства. Это
свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и
чувств [8].
Содержательные аспекты эмоциональности находят
отражение в явлениях и ситуациях, которые имеют особую значимость для человека.
Они связаны с базовыми чертами личности, ее
нравственным потенциалом.
Подростковый возраст – один из самых сложных и неоднозначных
периодов в формировании личности человека. Определение психологического
содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой в
отечественной психологии. В настоящее время в условиях нашей страны этот период
развития охватывает примерно возраст с 10–11 до 14–15 лет, совпадая в целом с
обучением детей в средних классах школы [13].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил
установить, что в настоящее время среди ученых нет согласованного представления
о понятии «эмоциональная сфера». Среди исследователей наблюдаются значительные
расхождения в трактовках, тем не менее, изучение эмоций и воли является
актуальным для понимания поведения человека, так и его психологического
состояния и развития, влияющих на становление личности.
В связи с этим возникает необходимость в анализе и
систематизации существующих подходов к определению отдельно понятия «эмоции», к
понятию «воля», описанию их классификации, структур, механизмов и неразрывной
связи одного от другого.
С. Холл в своих трудах определил идеи, которые составляют
основу подросткового возраста. Автор сформулировал представление о
переходности, промежуточности подростничества как периода «бури и натиска».
Негативными характеристиками данного периода С. Холл отметил
трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость. К позитивному
приобретению возраста он отнес «чувство индивидуальности» [28].
И.С. Кон считал, что главными психологическими
изменениями переходного возраста являются те, что связаны с открытием
внутреннего мира, с познаниями себя, всех богатств и сложностей. Интересы
подростка смещаются от событий и явлений, происходящих вокруг него, к
собственному Я, которое является уникальным и неповторимым [14].
Формирование собственного Я, или Я–образа, является главным
психологическим процессом анализируемого возраста, а также главным его
достижением. Крайне важной особенностью переходного возраста является
преодоление отрицательных состояний подростка в связи с тем, что они
сказываются на общем поведении подростка, а также препятствуют успешному
выполнению какой-либо деятельности. Если вовремя не будут приняты меры, то
отрицательное состояние может перейти в особенную черту характера, и будут
присуще подростку постоянно. Временное отрицательное состояние может
стабилизироваться [15].
Без сомнений, психический облик обучающегося подросткового
возраста имеют серьѐзные различия. Поэтому характеристика эмоциональной сферы
подростков является несколько усредненной. Однако при наличии существенных
различий можно достаточно отчетливо увидеть то, что в целом является
характерным для эмоциональной сферы обучающегося подросткового возраста [13].
Одной из особенностей эмоциональной сферы подростков является
свойство бурно реагировать на отдельные и затрагивающие в той или иной степени
его явления. Подросток в целом бурно реагирует на многое, что его окружает.
Каждое явление, затронувшее его, вызывает ярко выраженный эмоциональный отклик.
Большая активность, резкие изменения в мимике, ерзания на стуле свидетельствуют
о том, что все, что в той или иной степени затрагивает чувства подростка,
приводит к яркому эмоциональному отклику [1]. Еще одной особенностью
становится большая сдержанность в выражении собственных эмоций, в то время,
когда подросток находится в классном коллективе, так как несдержанность в
проявлении таких чувств как зависть, недовольство, раздражение, подвергается
обсуждению, осуждению или даже порицанию. Подросток еще недостаточно хорошо
владеет своим поведением – умеет подавлять выражение тех или иных неодобряемых
обществом чувств. Он достаточно ярко проявляет страх, гнев, обиду,
недовольство, хотя и старается их сдержать. Эти эмоции проявляются во время
конфликтов со сверстниками [3]. Способность владеть своими чувствами
развивается год за годом. Негативные эмоции (например, гнев или раздражение)
проявляются не столько в моторной форме,
когда подросток лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько в
словесной форме – грубит, дразнит, ругается; появляются
оттенки не свойственные дошкольникам, например, в
выражении лица и интонациях речи – ирония, насмешка, сомнения и т.п. Переживания злости проявляются в более скрытой форме, хотя
для окружающий взрослых кажутся достаточно явными.
Подростки впечатлительны и эмоционально отзывчивы на все яркое,
и красочное. Познавательный интерес к монотонным урокам быстро снижается, что
ведет к появлению отрицательного эмоционального отношения к обучению [16].
Также у подростков усиленно формируются нравственные чувства:
сочувствие к чужому горю, чувство товарищества, ответственность за класс, обида
на несправедливость т.д. При этом они формируются под влиянием определенного
воздействия, увиденного примера или собственного действия при выполнении
поручений, впечатлений от слов педагога. Но важно помнить о том, что когда
обучающийся узнает о нормах поведения, то он воспринимает эти слова только тогда,
когда они эмоционально его задевают, когда он чувствует
необходимость поступать именно так, а не иначе.