Курсовая с практикой Педагогика/Психология Организационная психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь личностных особенностей руководителя и успешности его управленческой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты личностных особенностей руководителя и управленческой деятельности 5
1.1. Психологические критерии эффективного руководителя 5
1.2. Психология профессиональной деятельности руководителя 11
Глава 2. Практические аспекты личностных особенностей руководителя и управленческой деятельности 20
2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности 20
2.2. Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления 31
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Приложение 40

 

  

Введение:

 

Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.
Внедрение достижений психологической науки в практику управленческой деятельности должно рассматриваться как важнейший резерв повышения эффективности решения множества практических проблем.
Психологическим проблемам и явлениям, имеющим место в сфере управления, рассмотрению психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности деятельности руководителей, посвящает свои труды кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Кабаченко Т.С.
Личность руководителя в структурах управления рассматривают украинские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н.
Эффективность и конкурентоспособность современных организаций и роль психологического фактора в управлении ими описывает в своих трудах Розанова В.А.
Предмет исследования: изучение взаимосвязи личностных особен-ностей руководителя и успешности его управленческой деятельности.
Объект исследования: взаимосвязь личностных особенностей руко-водителя и успешности его управленческой деятельности.
Цель исследования: изучение психологических закономерностей управленческой деятельности; выявление требований, предъявляемых к личности руководителя; рассмотрение влияния личностных качеств руко-водителя на успешность его деятельности.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ концепций личности руководителя.
2. Рассмотреть особенности управленческой деятельности.
3. Показать личностные особенности руководителя как фактор вос-приятия его подчинёнными, раскрыв стили управления коллективом и спо-собы развития управленческих качеств личности руководителя.
Методы исследования: анализ источников по проблеме исследова-ния, синтез, тестирование.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут использовать руководители на практике.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В самом общем виде попробуем определить личностные качества руководителя и те требования, которым соответствует руководитель лю-бого управленческого ранга в различных социальных организациях. Эти требования определяются через профессионально значимые качества, под которыми мы подразумеваем индивидуальные качества субъекта деятель-ности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освое-ния.
На основе общего анализа исследований психологов и проведенного исследования, все качества, которыми должен обладать современный ру-ководитель, можно разделить на пять групп:
1. общечеловеческие качества;
2. психофизиологические качества;
3. деловые качества и организаторские способности;
4. коммуникативные качества;
5. профессиональные знания. Результаты, полученные в данном исследовании говорят о том, что все руководители, подверженные испыта-нию, проявляют личностные качества эффективного руководителя. Каж-дый из испытуемых знает и понимает требования, предъявляемые к совре-менному руководителю. Для повышения эффективности управления педа-гогическим коллективом руководителям рекомендуется изучить личност-ные качества друг друга и своих подчиненных, как можно реже использо-вать в конфликтной ситуации соперничество, но применять сотрудничество или идти на компромисс. Руководителям данного образовательного учре-ждения рекомендуется проявлять гибкость в руководстве, учиться рабо-тать в команде и стремиться к слаженности (сработанности). Теория и практика управления показывает, что эффективным средством развития этой системы является постоянная смена одного из трех компонентов: за-дач организации, руководства (лидерства), состава группы (организации). Частая смена трех компонентов: задач, руководства, состава тоже негатив-на для оптимального функционирования личности и коллектива.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты личностных особенностей руко-водителя и управленческой деятельности
1.1. Психологические критерии эффективного руководителя
Согласно Л. Р. Кричевскому [19; 9], руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений; роль руководителя за-ранее определена, оговорён круг функций реализующего её лица. Руково-дитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, полу-чает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций.
Анализируя психологический портрет эффективного руководителя, Л. Р. Кричевский [19; 10] приводит критерии оценки эффективности руко-водителя.
Критерии эффективности разделяются на два класса: психологиче-ские и непсихологические. Остановимся на психологических критериях, к которым относятся:
1. Удовлетворённость членством в трудовом коллективе различными его аспектами (отношениями с коллегами и руководителем, условиями труда, заработной платой и др.);
2. Мотивация членов коллектива (желание трудиться и стремление сохранить членство в коллективе);
3. Авторитет руководителя в коллективе;
4. Самооценка коллектива (касается ряда важных характеристик и представляет собой общий итог успешности его функционирования).
Учитывая выше приведённые критерии эффективности руководства, Л. Р. Кричевский [19; 13] приходит к выводу, что руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по данным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.
Рассмотрим подробнее психологический портрет руководителя, в том числе и эффективного, в основе которого лежат три важные перемен-ные: личность, стиль руководства и авторитет.
М. Шоу [41; с. 13] предлагает рассматривать личность руководителя с точки зрения трёх составляющих: биографические характеристики, спо-собности, черты личности. Рассмотрим подробнее каждый компонент.
К биографическим характеристикам личности руководителя можно отнести его возраст, пол, социально-экономический статус и образование.
Возраст – это не только природная, но и в значительной степени со-циально-психологически детерминированная характеристика человека, это во многом его опыт. Анализируя данные об исследованиях взаимосвязи возраста и эффективности руководства, Р. Л. Кричевский приходит к вы-воду, что такой взаимосвязи не выявлено, приводя примеры как эффектив-ных руководителей молодого возраста (21-25 лет), так и чрезвычайно зре-лого возраста.
Общепризнанным является тот факт, что половая идентификация че-ловека тесно связана с усвоением и реализацией им ролевых стандартов поведения, принятых в обществе, культивируемых в ближайшем окруже-нии личности, например в семье. Традиционно руководитель – это мужчи-на, однако всё больше женщин реализуют себя в этой роли. Интерес к мо-делям женского руководства, в связи с этим, всё возрастает в современных социально-психологических исследованиях. Безусловно, выявлены неко-торые различия в особенностях мужского и женского руководства, однако научно обоснованных данных о преимущественной эффективности того или иного пола в качестве руководителей нет.
Что же касается статуса и образования руководителя, то эти характе-ристики имеют высокие показатели позитивной корреляции с эффективно-стью руководства.
Следуя выбранному нами пути, рассмотрим следующий компонент личности руководителя – способности. М. Шоу разделяет способности на общие (интеллект) и специфические (знания, умения и т.д.).
По данным Е. Гизелли, Т. Коно [41; С. 24] отношение между интел-лектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер, как правило, наиболее эффективными оказываются руководители не с чрез-мерно высокими или низкими показателями, а с промежуточными по сте-пени выраженности оценками.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы