Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь и взаимообусловленность развития способностей дошкольника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА 6
1.1.Анализ понятия «способность» в психолого-педагогической литературе …………………………………………………………………………………6
1.2.Особенности взаимосвязи и взаимообусловленности развития способностей детей дошкольного возраста 12
1.3.Игровая деятельность и ее роль в процессе развития способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО 17
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1.Диагностика уровня развития детей старшего дошкольного возраста 23
2.2.Экспериментальная методика развития детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности 29
2.3.Анализ результатов экспериментальной работы по развитию способностей детей старшего дошкольного возраста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Приложение Б 45
ПриложениеВ 46
Приложение Г 47
ПриложениеД 48

 

  

Введение:

 

В современных условиях развития общества, когда проблема гармонизации воспитания и обучения детей становится одной из ведущих, когда от культурного, интеллектуального и физического развития детей зависит будущее нашей страны, особенно важной является задача комплексного развития способностей каждого ребенка. Целостное формирование личности ребенка невозможно без учета как нового социально-политического и экономического состояния общества, так и без ориентации на нравственное, эстетическое и духовное наследие. Социально-коммуникативное, познавательное, языковое, художественно-эстетическое и физическое развитие способностей – аспекты процесса комплексного развития личности, способного формировать человека как целое.
Сферой их проявления являются области практической, научной и творческой деятельности. Способности при прочих равных условиях облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков, которые приводят к дальнейшему их развитию. К способностям относятся не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого.
Процесс реализации способностей предполагает проявление ребенком активности, обусловленной как характером и целями той или иной деятельности, так и его мотивацией, склонностями и интересами.
Часто способности считают врожденными, однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности является результатом их развития.
Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Развитие ребенка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности.
В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании.
Таким образом, все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы «Взаимосвязь и взаимообусловленность развития способностей дошкольника».
Объект исследования – способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития способностей детей дошкольного возраста.
Цель – определение взаимосвязи и взаимообусловленности развития способностей дошкольника.
Задачи исследования:
 изучить научную, публицистическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования;
 раскрыть сущность понятия «способность»;
 рассмотреть особенности взаимосвязи и взаимообусловленности развития способностей детей дошкольного возраста;
 изучить роль игровой деятельности как средства развития способностей дошкольников;
 выявить уровень развития способностей детей старшего дошкольного возраста;
 разработать методику развития способностей детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности;
 опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность предложенной методики.
Гипотеза – развитие способностей детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если эти процессы будут взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ философской, психологической и педагогической литературы, систематизация, классификация, обобщение и сравнение;
2. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, интерпретация результатов, педагогический эксперимент.
Методологическая основа исследования.
Проблемой развития способностей у детей занимаются ученые России и стран зарубежья (И.С. Волощук, М.Е. Лещенко, Н.В. Лифарева, Н.С. Лейтес, Ш.А. Амонашвили, А.Л. Музыка и др.) Значительную роль этому вопросу уделяли К.Д. Ушинский, В.О. Сухомлинский, А.О. Захаренко.
Игру как особую форму жизни ребенка в обществе, исследовали ряд таких ученых: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.П. Усова, Р.И. Жуковський, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Г.С. Костюк, и др. Социальное значение детской игры исследовал психолог С.Л. Рубинштейн.
База исследования:

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы –48 стр. Список использованной литературы составляет 26 позиций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, несмотря на то, что категория «способности» давно является объектом научно-психологических исследований – однозначной, единой трактовкой этой психологической категории пока нет. В различных научных публикациях можно найти различные определения понятия способности, значительно отличающиеся друг от друга. Одним из ведущих специалистов в исследовании способностей является Б.М. Теплов. По его мнению, способности – психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них.
Большую роль для развития способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО имеет игровая деятельность. Игровая деятельность – очень широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же имеется общая для всех суть. Игровая деятельность – это вид активной деятельности детей, в процессе которой они овладевают социальными функциями, отношениями и родным языком как средством общения между людьми.
После изучения психолого-педагогической литературы в ходе нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе. В эксперименте приняли участие 38 детей старшего дошкольного возраста (18 детей – ЭГ, 20 детей – КГ) одинаковые по развитию. Целью опытно-экспериментальной работы была проверка эффективности разработанной методики, направленной на развитие способностей детей старшего дошкольного возраста.
Педагогический эксперимент состоял из трех самостоятельных этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Так, во время констатирующего эксперимента была проведена диагностика уровня развития детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведения диагностики были установлено, что большинство детей ЭГ и КГ имели средние показатели социально-коммуникативного, познавательного, языкового, художественно-эстетического и физического развития.
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана экспериментальная методика, которая концептуально соответствует теоретическим положениям данной работы. Ее суть заключается в оптимальном наполнении учебной и игровой деятельности детей ЭГ играми различного вида.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что работа, выполненная на этапе формирующего эксперимента, была эффективна. Так, после предложенной нами методики уровень речевого развития детей ЭГ значительно повысился: 56% детей имеют высокие показатели, 44%  средние. Детей ЭГ с низким уровнем речевого развития не было выявлено. Кроме того 9 детей ЭГ имеют высокий и столько же детей (50%) имеют средний уровень социально-коммуникативных способностей. Значительно улучшились показатели художественно-эстетического уровня. Так, 33% детей ЭГ имеют высокий уровень развития эстетической восприимчивости. Средний уровень развития эстетической восприимчивости показали 61% детей ЭГ и 1 ребенок ЭГ (6%) остался на низком уровне развития эстетической восприимчивости.
Диагностика детей ЭГ показала, что на низком уровне развития познавательной активности находилось 11% детей, 33 % детей имеют средний уровень. Больше половины детей  56% имеют высокий (поисково-продуктивном) уровень познавательной активности. На последнем этапе контрольного эксперимента мы выявили уровень физической активности детей ЭГ. Так, было установлено, что с высоким уровнем физической активности 39% детей ЭГ. Средний уровень физической активности показали 55% детей ЭГ. Низкий уровень физической активности обнаружено у 6% ЭГ.
Все это позволяет сделать вывод о том, что разработанная и реализованная методика развития способностей детей дошкольного возраста действительно способствует более эффективному развитию социально-коммуникативных, познавательных, языковых, художественно-эстетических и физических способностей.
Цель и поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.

  

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы –48 стр. Список использованной литературы составляет 26 позиций.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

1.1. Анализ понятия «способность» в психолого-педагогической литературе

Модернизация системы образования в России обусловлена изменениями в социально-экономической и социально-культурной сферах нашей общества, вследствие чего перед педагогической наукой возникает необходимость переосмысления традиционных установок у детей и молодежи.
Такой подход освещен в государственных документах РФ. В частности, ФГОС ДО определяет главную цель деятельности дошкольных учреждений, которая заключается в создании условий для развития и самореализации каждой личности. В этом же документе очерчены основные задачи дошкольного учреждения, среди них – обеспечение условий полноценного развития ребенка для воспитания творческой личности.
По мнению исследователей, в основу формирования личности должны лечь, прежде всего, идеи гуманистической парадигмы личностно-ориентированного образования и воспитания, цель которой состоит в том, чтобы найти, поддержать, развить способности ребенка, заложить в нем механизм самореализации личности.
На современном этапе исследованием проблемы развития способностей дошкольника занимаются такие ученые как: Т.И. Пониманская, А.М. Богуш, Л.А. Варяница, С.А. Литвиненко, и др.
Ученные: В.А. Артемов, Г.И. Щукина, Д.Б. Богоявленская, Е.В. Проскура, Н.Н. Подьяков, К.Й. Щербакова, А.М. Матюшкин подчеркивают исключительную важность «познавательной деятельности» в развитии личности. Однако остается значительное количество неопределенных перспективных средств, которые стимулируют как общее развитие личности, так и его познавательную активность [26, с. 134].
В ходе исследований понятия «способности» было рассмотрено несколько взглядов на их этимологию, в частности: признание врожденных способностей; определение влияния среды и воспитания в качестве параллельного фактора, который меняется путем ускорения или замедления спонтанного развития врожденных способностей; математический анализ способностей (А. Бине, Ч. Спирмен, В. Штерн) и т.п.
В формировании определения рассматриваемого понятия существуют различные подходы такие как: психологический и дифференциально-психологический. При психологическом подходе, способностями признаются любые проявления возможностей человека. В центре внимания оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения.
При дифференциально-психологическом подходе, подчеркиваются различия между людьми и их способностями. В связи с этим рассмотрение способностей как специфического психологического (вернее даже  психофизиологического) феномена целесообразно осуществлять с позиций дифференциальной психологии и психофизиологии.
В представлении понятия «способности» традиционно включаются три признака:
 под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого;
 способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
 понятие «способность» не сводится к знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработались у данного человека. Под способностями обычно имеют в виду такие-то индивидуальные особенности, которые могут объяснить легкость и скорость получения знаний, умений и навыков [22, c. 105].
Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет связанную с ней деятельность, скорее этой деятельностью овладевает. Сам же процесс овладения и деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение и работа в той сфере, в которой он не имеет способностей.
По мнению Б.М. Теплова, способность по своей сути является понятием динамическим. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.
Способности в трактовке В.А. Крутецкого связанные с эмоционально-волевыми процессами и направленностями личности на познание окружающего мира.
А.В. Моляко, В.М. Мясищев, C.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др., рассматривают способности с позиций деятельности и стоят на том, что способности личности, ее качества, как субъекта творческой деятельности, ее потребности, мотивы, знания, умения, навыки, эмоции и чувства занимают главное место в личностном аспекте.
Определив способности как индивидуально-психологические особенности индивида, ученые подчеркивают, что они не могут быть врожденными. Такими могут быть только анатомо-физиологические особенности, или задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки являются непременным атрибутом способностей. Под задатками чаще всего понимают анатомо-физиологические особенности мозга (Б.М. Теплов). А.Г. Ковалев и В.М. Мясищев объясняют их как физиологические и психологические особенности человека, обусловленные, в частности, индивидуальными особенностями строения мозга. К.К. Платонов относит задатки и психические процессы, А.А. Бодалев – психические функции.
Толкование понятий «задатки», «способности» рассматриваются в работах Н.С. Лейтеса. Он отмечает: «Врожденными могут быть только предпосылки или задатки способностей, а то, какие способности, разовьются и в какой степени – зависит от конкретно-исторических условий, от смысла жизни, от того, в какой вид деятельности будет включен растущий человек. Именно взаимодействие ребенка с тем, что его окружает – овладение языком, усвоение и применение накопленных поколениями людей знаний, умений – источник формирования у него на основе общих возможностей человеческого мозга и индивидуальных задатков различных способностей. С понятиями «способности», «одаренность» не должно быть связано представление о готовом даре природы: только предпосылка, одно из условий развития психических свойств. Формирование, развитие способностей – это обязательное привлечение к занятиям, культуре, это труд ребенка, его настойчивость, увлеченность делами. И, конечно, очень многое зависит от воспитателя: сумеет ли он вовремя поддержать, направить, вдохновить ребенка. Никакие задатки сами по себе еще не предопределяют его будущее [13, с. 104].
В.А. Моляко и А.Л. Музыка отмечают, что адаптация к предметной среде начинается почти сразу после рождения ребенка и сразу начинается процесс развития способностей. Первые проявления творческих способностей и творчества наблюдаются в дошкольном возрасте в форме попыток самостоятельного выполнения деятельности.
В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет большую роль играет семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. При этом воспитывается любознательность, доброта. По мнению исследовательницы, «От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритично, адаптируется, приспосабливается, подражает»[14, c.72].
В.А. Моляко и А.Л. Музыка, исследуя способности, творчество и одаренность, отмечают, что задатки – это врожденное образования, а способности – приобретенное. Изначально, способности – это не причина успешности человека в деятельности, а следствие развития задатков в деятельности.
Включаясь в деятельность, субъект мобилизует свои задатки, которые перестраиваются, сплавляются и создают качественно новое образование – способности [19, c. 37].
Ученые определяют условия развития творческих способностей дошкольников. Прежде всего, развитие способностей ребенка обусловлено действием ряда социальных факторов, среди которых – социальная ситуация развития и ведущая игровая деятельность. Спонтанное развитие способностей и зарождение творчества дошкольников, происходит в условиях игровой и продуктивных видов деятельности, направленные на удовлетворение потребности в признании со стороны ближайшего социального окружения. Точное воспроизведение действий взрослого становится целью активности дошкольников, за которое они ожидают признание. Таким образом, потребность в признании может рассматриваться как один из самостоятельных факторов развития подражания дошкольников.
В практике воспитателей дошкольных учебных заведений принято чаще предоставлять одобрения за точное воспроизведение ребенком заданного образца деятельности, а не за его отличия (творческие действия). Однако одной из условий развития творческих способностей дошкольников в продуктивной деятельности является признание и одобрение взрослыми не только подражательных, но и творческих действий. Ученые предполагают, что развитие творчества и творческих способностей дошкольников осуществляется на основе ценностной регуляции подражания.
Результаты исследований В.А. Моляко и А.Л. Музыки свидетельствуют, что осознание дошкольниками случайных производительных инвенций и дальнейшее целенаправленное их использование для получения творческого результата является одним из механизмов развития творческих способностей в подражании. Выявлено, что случайные инвенции возникают на любом этапе овладения деятельностью вследствие неспособности дошкольников точно воспроизвести действия взрослого. Однако если на начальных этапах освоения деятельности дети ориентируются на подражание действиям взрослого и отвергают случайные инвенции, то при совершенном выполнении задания инвенции вызывают интерес, как самого ребенка, так и сверстников. В результате неоднократного успешного включения случайных инвенций в содержание деятельности дети осознавали их ценность как средство получения признания за творческий результат.
И.С. Волощук считает, что человек рождается с определенными интеллектуальными задатками, которые проявляются в форме общих и специальных способностей, интеллектуальные задатки прорастают в форме аналитических и синтетических способностей индивида. Аналитические способности личности является основой познавательной деятельности, залогом его успешного обучения. Синтетические способности отвечают за создание новых идей, и является основой творческой деятельности личности [5, с. 119].
Концепции указанных ученых достаточно основательные.
Мы отмечаем, что в результате развития способностей в характере ребенка раньше закладываются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие и т.п. Они формируются и закрепляются в играх детей, в доступных видах труда – это в раннем и дошкольном детстве. Закрепляются те черты в характере ребенка этого возраста, постоянно подкрепляются. Следует также отметить, что одаренные дети примерно четырех лет характеризуются ранним развитием, хорошей памятью, быстро накапливают словарный запас, проявляют интерес в определенных занятий. То есть уже в дошкольном возрасте у них формируются признаки одаренности, творчества.
Что касается возрастных проявлений особенностей развития способностей, то первыми уже в дошкольном возрасте ярко проявляются музыкальные и изобразительные способности. Известно много примеров таких проявлений, например, у В.А. Моцарта музыкальные способности проявились уже в 3 года, Н.А. Римского-Корсакова – в 2 года; И.Е. Репин уже в три года вырезал, а в 6 писал красками, В.А. Серов – с 3-х лет лепил, а с шести – рисовал с натуры; Ньютон в детстве конструировал механические игрушки (мельница, которая обращала мышь) и т.п. [8, c. 39].
Таким образом, проблема развития творческих способностей является важной при подготовке специалистов различных областей знаний. Творческие способности при осложнении и изменении современных технологий становятся необходимым компонентом любого вида деятельности, а их развитие происходит на основе воображения и умственной деятельности. Кроме того, важными условиями в развитии способностей, которые выделяют психологи, является активность личности, то есть без потребностей, без мотивации способствовать формированию способностей и влиять на их развитие практически невозможно.
Анализ психологических работ показал, что существует две группы теорий формирования и развития способностей личности – теория наследственных способностей, когда способности считаются врожденные и теория приобретенных способностей, где способности сводятся только к воздействию среды. Если в первом случае способности определяются и объясняются только внутренними причинами (задатки, возрастные особенности, склонности, индивидуальный стиль деятельности), то во втором – только внешними (социальные факторы, воспитания, обучения, требования деятельности и т.п.). Эти предпосылки развития способностей следует учитывать при определении, в частности, как структуры художественно-конструкторских способностей учащихся, так и их условий развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы