Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь характеристик эмпатии и акцентуации у студентов психологических и технических специальностей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1
Теоретический анализ связи акцентуации и эмпатии. 5
1.1
Понятие и характеристика эмпатии в психологической науке. 5
1.2
Основные подходы к изучению акцентуаций характера как
индивидуально–типологических особенностей личности в психологической науке. 8
2
Исследование связи эмпатии и акцентуации у студентов психологических и
технических специальностей. 11
2.1
Планирование и организация исследования. 11
2.2
Интерпретация и результаты исследования. 12
Заключение. 19
Список
использованных источников. 21
Введение:
Эмпатия является феноменом
социально-психологического происхождения, характеризующим способность человека
к сопереживанию и сочувствию. В коммуникативной деятельности она способствует
сбалансированности межличностных отношений, делая поведение человека социально
обусловленным. Известно, что уровень эмпатийности с возрастом уменьшается, а
психофизиологическая структура эмпатии претерпевает изменения, что указывает на
формирование рационалистического эгоизма по отношению к себе подобным.
Актуальность данной проблемы
обусловлена тем, что психологическая литература содержит отдельные попытки в прослеживании
механизма возникновения личностных качеств в связи с определенными ярко
выраженными чертами характера. Данная тема не до конца изучена, но была бы полезна
в психологии и педагогике.
Изучением теоретических аспектов эмпатии и акцентуации
занимались такие ученые как А.Я. Анцупов, К. Левин, Г. Поцепцов, М.М. Рыбакова,
Л.Н. Цой и др.
Объектом исследования являются студенты
психологической и технической специальностей.
Предметом исследования является взаимосвязь между акцентуациями
и уровнем эмпатии.
Цель исследования: определение зависимости
акцентуации от уровня эмпатии студентов психологической и технической
специальностей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что взаимосвязь
акцентуации и эмпатии разная у студентов разных направлений специализации.
Из цели исследования вытекают следующие задачи:
– Проанализировать такую характеристику личности как
эмпатия.
– Выявить структурно–содержательные характеристики
акцентуации.
– Выявить специфику взаимосвязи уровня эмпатии и
акцентуации.
Теоретико–методологическую базу исследования составили:
личностно–ориентированный подход (А. Маслоу, К. Роджерс), деятельностный подход
(А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец), согласно
которому развитие личности происходит в процессе осуществления субъектом
соответствующей деятельности, теоретические модели описания эмпатии H.H.
Обозова, И.М. Юсупова, В.В. Бойко.
Научная новизна исследования
заключается в том, что нами был изучен уровень эмпатии у студентов разной
специализации (психологической и технической) в связи с его влиянием на акцентуацию
в целом.
Практическая значимость работы
состоит в том, что результаты данного исследования могут быть
использованы в организации процесса обучения в ВУЗе, в консультировании по
профессиональному ориентированию, для формирования коррекционных программ.
В исследовании принимали участие 15 студентов
психологической специальности и 15 студентов технической специальности. Возраст
участников эксперимента от 23 до 25 лет.
Структура работы представлена введением, двумя главами,
заключением и списком литературы.
Заключение:
Мы провели исследование о зависимости акцентуации от уровня
эмпатии студентов психологической и технической специальностей.
Целью этого исследования было изучение и анализ взаимосвязи
между акцентуацией и эмпатией студентов психологических и технических
специальностей. Применялись следующие методы: опросники, методы диагностики
акцентуаций характера Леонхарда–Шмишека, методы диагностики уровня эмпатии,
методы математической статистики.
Были получены следующие результаты.
Анализ данных обследуемых, показал наличие различий в
проявлении отмеченных показателей у студентов технических и психологических
специальностей. В частности, у студентов технической специальности превалировал
возбудимый тип характера, достигающий 15,9 баллов, второе место занимал
демонстративный тип характера (14,0 баллов), на третьем месте находился
застревающий тип (13,2 баллов).
Отмеченным типам характера соответствовало следующее
распределение типов темпераментов. Первое место принадлежало циклотимному типу
темперамента (19,8 баллов), который характеризуется частыми периодическими
сменами настроения, что соответствует отмеченному выше возбудимому типу
характера. На втором месте находился аффективно-экзальтированный тип (19,2
балла), а на третьем – эмотивный тип темперамента (18,9 баллов).
Отмеченные типы темпераментов, особенно
аффективно-экзальтированный и эмотивный, имеющие в своей основе чувство
сострадания, яркость и искренность чувств, а также гуманность, сопереживание
другим людям, отзывчивость, мягкосердечность, объясняют наличие наиболее
высокого в пределах средней степени общего уровня эмпатии (50 баллов) и
преобладание эмоционального канала эмпатии у студентов психологов. У студентов технических специальностей доминирующими
оказались два типа характера – демонстративный и застревающий, имеющие по 13,4
балла, за ними следовал возбудимый тип характера (11,4 балла). Им
соответствовали гипертимный тип темперамента (13,5 баллов), отличительными
чертами которого являются большая подвижность, общительность, высокий жизненный
тонус, повышенная самооценка, раздражительность, прожектерство и т. д.; а также
аффективно-экзальтированный (13,2 балла) и эмотивный типы темперамента (12,3
балла).
Аффективно-экзальтированный тип темперамента сочетался в
данном случае с застревающим типом характера, основной чертой которого является
склонность к аффектам, проявляющимся в обидчивости, ревности, подозрительности,
склонности к конфликтам.
Вместе с тем эмотивный тип темперамента сопровождался
достаточно высоким в пределах среднего общим уровнем эмпатии в сравнении с
мужчинами более зрелого возраста.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в этом исследовании,
была подтверждена частично, и цель этой работы была достигнута.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретический анализ связи
акцентуации и эмпатии
1.1 Понятие и характеристика
эмпатии в психологической науке
Одно из первых современных определений эмпатии дал Зигмунд
Фрейд. В своей работе «Разум и его отношение к
бессознательному» он пишет: «Мы учитываем психическое состояние
больного, вводим себя в это состояние и пытаемся понять его, сравнивая с нашим»
[25].
В рамках нашего исследования мы определяем эмпатию следующим
образом: это способность сопереживать, способность понимать и делиться эмоциями
и чувствами других людей.
Эмпатия (от греческого empatheia – эмпатия) – понимание
эмоционального состояния, ощущение проникновения в переживания другого
человека. (Психологический словарь) [29]. Эмпатия происходит от греческого
«пафос» – сильное и глубокое чувство, близкое к состраданию, с приставкой ЭМ, означающей внутреннее направление [13].
Несмотря на повышенное внимание к этой способности и еще
недостаточные исследования в этой области, в психологии эмпатия признана
нормой. А нейропсихологи считают, что 98 процентов людей способны к эмпатии.
Большинство экспертов считают эмпатию врожденной способностью, определяемой на
генетическом уровне. По мнению Белова Е.С. и Щебланова Е.И.,
трудность заключается в том, что мы не всегда используем эмпатию и ее
способности, из–за чего она деградирует [5]. Это происходит как у детей: все дети могут плавать с
рождения, но поскольку способность не используется, она уходит, и навык
должен быть приобретен снова. Поэтому в современном обществе есть взрослые,
которые совсем не умеют плавать.
Эксперты все чаще говорят, что эмпатия обязательна для
профессий, связанных с людьми. Психологи и учителя должны обладать развитой эмпатией,
если они хотят оказывать помощь. Все чаще говорят, что эмпатия необходима
врачам, специалистам по продажам и руководителям.
В психологической литературе понятие "эмпатия"
распространилось в начале 50–х годов XX века. Изначальный смысл термина был буквальным,
он означал «процесс чувств», то есть эмоциональное проникновение в чужое
состояние [3]. Эмпатия считается одним из аспектов межличностного
эмоционального интеллекта.
Сопереживать своему собеседнику – значит воспринимать
внутренний мир другого, не теряя связи с самим собой. Это означает, что мы
должны сохранить способность возвращаться в свой собственный мир переживаний.
Если ощущение «как будто это со мной (ключевая часть – «как будто») исчезает,
то вместо сопереживания происходит отождествление с эмоциональным состоянием
собеседника, мы заражаемся его эмоциями и переживаниями. Сочувствие не означает
«поставить себя на место собеседника», это не копирование его чувств. Эмпатия –
это попытка взглянуть на вещи глазами собеседника. Еще один очень важный
момент: можно испытывать сочувствие, даже принципиально не соглашаясь с точкой
зрения собеседника.
Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: «находиться
в состоянии сопереживания означает точно воспринимать внутренний мир другого,
сохраняя при этом эмоциональные и смысловые оттенки. Как будто становишься тем
другим, но не теряешь чувства «как будто». Таким образом, вы ощущаете радость
или боль других людей, как он их чувствует, и вы воспринимаете их причины, как
он их воспринимает. Но тень «как будто» должна остаться: «как будто это я
счастлив(а) или печален (а)» [24].
Эмоциональное
сопереживание прекрасно решает проблемы общения, когда необходимо привязаться к
собеседнику, установить